сура 105 / 8
Кораника > Коран Дата: 16 Eylül 2009 Email This Post Email This Post

 

8. Композиция (структура) суры (105)
 
Повторим текст традиционной редакции (толкования) суры:
 
1. Разве ты не видел, что сделал Господь твой с владельцами слонов?
2. Разве он не обратил впустую их усилия?
3. Он наслал на них стаи птиц (или птиц стаями).
4. Они бросали в них камни из отвердевшей (обоженной) глины [1].
5. Так он превратил их в поеденные (изъеденные) посевы.
 
Композицию (структуру) суры можно представить в следующих темах:
1. В первых двух аятах (1-2) Аллах напоминает о самом событии (воскрешая его в памяти). В понимании этих аятов "никаких проблем нет". Нет их в том смысле, что мы не входим в историю вопроса. Мы рассматриваем эти аяты "в констатационной" их формулировке, приводимой в суре.
2. В третьем и четвертом аятах (3-4) говорится о процессе уничтожения армии. Как следует из всего изложенного по этому вопросу, о нем можно говорить в двух версиях: "птичьей", простите, и "вулканической". Первая является традиционным подходом, а вторая – современным, кажем так. Мы разделяем вторую точку зрения, подтверждаемую исторически и соответствующую принципам Корана (как в вопросе мироустройства с присущими ему объективными законами, так и по характеру действий Аллаха, осуждающего порок и уничтожающего его и носителей с использованием стихийных бедствий).
3. Остается последний аят, пятый. В отношении него возможны два решения: (1) считать его продолжением аятов 3-4 или продолжением второй темы (об уничтожении армии), (2) считать его самостоятельной темой.
В первом случае сура имеет две темы. Первая включает аяты (1-2), а вторая аяты (3-5). Во втором она имеет уже три темы. Первая попрежнему включает в себя аяты (1-2), вторая – аяты (3-4), а третья – аят (5). Нам кажется, что вторая или трехтемная версия суры является более убедительной. Она поддерживается практикой жизни, достоверна и с исторической точки зрения.
 
8.1. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Трехтемная версия
 
По этому вопросу могут быть приведены следующие основания:
 
1. Само содержание суры или ее текстуальное содержание. В ней говорится о том, что армия стала подобной поеденному (изъеденному) (5. Так он превратил их в поеденные (изъеденные) посевы). Если это не просто слово, а в нем есть смысл, значит, есть и событие. То есть появляется еще одно событие после непосредственного уничтожения армии вулканическим извержением. Выходит, можно говорить о двух событиях. Одно из них или первое – это непосредственное уничтожение армии вулканическим извержением, а следующее или второе – ее, простите, поедение (изъедение) или приведение ее в это состояние…
 
Русские переводы Корана также приводят к выводу о самостоятельности события, описываемого в аяте (5), по отношению к событию уничтожения армии, описанному в аятах (3-4) (повторим):
И.Ю. Крачковский:
"3. И послал Он на них птиц стаями?
4. Бросали они в них камни из обожженной глины.
5. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами";
М.-Н. Османов:
"2. Разве Он не разрушил их козни (аят приводится для связи. – Р.О.)
3. и не послал на них стаи птиц?
4. Они осыпали их осколками обожженной глины
5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]";
А.Ю. Али:
"3. и не наслал (ли Он. – Р.О.) на них птиц стаями?
4. Они бросали в них каменья из обоженной глины
5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев";
Н. Ефремова и Т. Ибрагим:  
"3. Не напустил ли на них тучи птиц,
4. Осыпавших их каменной дробью;
5. Не превратил ли Он их в подобие
Листьев, изъеденных червями?!".
 
Как можно видеть, сама формулировка пятого аята [2] не имеет в данном случае большого значения. Важно, что она фиксирует событие, отличающееся от того, которое зафиксировано предыдущими двумя аятами (3 и 4). То есть речь идет опять же о двух событиях, одно из которых передается аятами 3 и 4, а другое – аятом 5. Птицы участвуют во втором событии (аят 5), они не имеют никакого отношения к первому (описанному в аятах 3 и 4). Важно и то, что второе событие следует после первого и не может иметь места до него. Это является ключом к пониманию обоих событий и суры в целом…
 
8.2. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Аят 105/5 (дополнительно). От наказания к предупреждению, от истории к примеру
 
Повторим:
– Х. Караман и др.:
"5. Так Аллах превратил их в изъеденные и изжеванные посевы";
И.Ю. Крачковский:
"5. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами";
М.-Н. Османов:
"5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]";
А.Ю. Али:
"5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев";
Н. Ефремова и Т. Ибрагим:  
"5. Не превратил ли Он их в подобие
Листьев, изъеденных червями?!".
 
Самостоятельное значение пятого аята по отношению к третьему и четвертому связано, как отмечено, с различием событий, описанных в них. Третий и четвертый аяты описывают уничтожение армии, а пятый – "зачистку территории"
…Намеревались уйти своими ногами. Победить и уйти!.. Не получилось! Остались лежать на земле. И убрать их некому. Никого из своих рядом нет… Что будем делать?.. Применять закон! Есть и такой!.. Это – "закон уборки с земли всего того, что лежит на ней безжизненной и беспризорной плотью". Убирают "уборщики" в виде соответствующей категории животных и птиц, поедающих эту самую плоть… Благодаря этому природа делается способной к самоочищению. И в ней нмкогда и нигде ничего "не валяется" из "бывшего живого"… А если не поспевают "уборщики", включается следующий механизм, всегда имеющийся наготове в запасе у природы на этот счет. Она начинает "вбирать в себя" безжизненную плость, утилизирует и усваивает ее… К слову, этот механизм усвоения с подключением "живности до микроогрганизмов", действует и в первом случая, замыкая цепь "до полного усвоения"… В нашем случае, то есть в случае "с павшими воинами", был использован первый механизм поглощения (усвоения) плоти и "очистки террритории", то есть механизм ее поедания.  "К исполнению были привлечены" местные птицы [3]… Они и поели! Выполнили свою задачу по природе вещей и Корану!.. Но как едят птицы? Как птицы! Прилетят, поедят, побросают и улетят… Значит, как люди!.. Посмотрим на убранный для гостей стол… А теперь посмотрим на него еще раз. Уже после трапезы… Так едят и птицы!.. Правда, они "не пользуются приборами"…
…Поели досыта, вволю, вдосталь, власть! Наелись!.. Еды было много. Хватило на всех. От того и летели стаями… Как на пир!.. А теперь представим себе "стол", за которым пировали тысячи птиц. И получим последнюю строку аята. "В метафоре"…
Животные едят до тех пор, пока не вычистят всё! Если что-то остается после них, его доедают другие… А птицы еще и вырывают друг у друга, разбрасывают по сторонам. Отходят и возвращается вновь. Или их место занимают другие. Так и вычищают всё… В этом плане ни птицы не хуже нас, ни мы не лучше их… Если, конечно, "исключить" приборы, официантов, заздравия и прочее…
Итак, прилетели, поели, наелись и улетели…
Что сталось с армией? Что осталось от нее? На что она стала похожей?..
Лучше, чем в аяте (105/5), об этом не скажешь!..
 
Если с учетом этого вернуться к перводам аята (105/5) (приводимым в данном случае), то нам кажется, что все они являются приемлемыми. Другое дело, что в них делается акцент на той или иной особенности "окончательного вида" "посевов" (листьев или нивы)… Но это, как кажется, опять же укладывается в единую суть и логику аята, различаясь в рамках литературной формы… Важно понять, что армия рассеялась в пух и прах, как если бы ее не было вовсе!..
Всё это придает последнему аяту особый смысл и, так сказать, удваивает его миссию (задачу). Его информационное (познавательное) содержание дополняется нравственным, морализующим. Аят превращается в пример того, "как не надо действвовать против Аллаха". Значит обретает позитивное значение, указывая на то, чего следует избегать, чтобы не быть наказанным "по приведенному образцу"…
А мораль: кто придет к Аллаху с намерением "против", тот уйдет и с ответом "против". Рассеется как пыль в воздухе
Потому разговор, простите, ни о каких, там, не о посевах, траве, листьях, растениях, ниве или еще о чем-то таком, подобном! Совсем нет!.. И уж совсем не о том, как они "придавлены", "затоптаны", "изжеваны", "изъедены" или "выедены", – саранчой или червями, – и "разбросаны"!.. Всё это – параллель! Образ! Метафора!.. Для силы воображения! Лучшего понимания и представления главного… А главное – это, опять же… "пыль"! Пыль в итоге!.. Кто понял это, – что это за "пыль" такая и откуда она берется, – тот понял и строку, и все остальные. Значит история с армией со слонами пошла ему на пользу. И по части истории и знаний, и по части нравоучения. И по части понимания Корана…
 
Нравоучительная направленность и содержательность аята (105/5) непосредственно связана с его метафорическим языком, иносказанием. А это, со своей стороны, есть признак и черта художественного нравоучения. Он используется, пожалуй, во всех жанрах художественной литературы. И Коран пользуется им на протяжении всего своего содержания… Потому когда Аллах говорит о том, что он превратил людей в изжеванные и разбросанные посевы, никому даже в голову не приходит воспринимать это иначе, нежели как образное, художественно-образное, описание уничтожения армии… А этим сразу обнаруживатся нравоучительная направленность текста. Так аят превращается в нравственную максиму…
Но у него есть и познавательная содержательность. Аят подводит черту под всей сурой именно в части содержательного момента. Напомним, в первых двух аятах (105/1-2) делается введение к теме. В последующих двух (105/3-4) она раскрывается в части описания того, как Аллах уничтожал армию. И наконец, последний аят (105/5) говорит о том, что Аллах уничтожил армию. А еще и рисует картину этого уничтожения, описывая то, что сделалось с армией в ее результате и на что она стала похожей после этого… Так много информации в одной строке аята! И преподносится она приемом художественной речи… Познавательное и инфомационное переходит в ней в нравственное и поучительное. А рациональное и строгое – в метафорическое и многосмысленное. Рациональное нагружает знанием, а многосмысленное уводит в бесконечность. И прямо туда, где Всевышний и его Милость… Начинаешь задумываться над вопросом, откуда всё это и зачем? И хочется стать лучше!.. Так и поучают строки. Знанием и моралью!.. Неспросто, ведь, Аллах начинает аят (5-й) словами: "Так Аллах превратил их…". На понятном всем языке он говорит: "Будьте лучше тех, которых Я наказал!"… Так познавательное (информационное) легко и плавно и совершенно естественно петерекает в нравоучительное. В предупредительное и сдерживающее, призывающее к уму нравоучительное… А единство знания и нравственного всегда было выражением и символом прекрасного…
Остается опять же восхищаться тем, как это в одной строке (105/5) Аллах сумел соединить и сказать так много (!). И черту подвел, и результат указал, и поставил явление в пример людям. А еще сделал это для ума и души… Рациональную мысль завершил на художественно-образной и нравственной ноте. Соединил знание с использованием его для своей же пользы… В пяти строках рассказал всю правду. О себе и Коране, людях и истории… Призвал к уму-разуму… И сделал всё это по-прекрасному. К нашему восхищению и благодарности!..
 
* Грифы-уборщики (из интернета)
 
Животные и птицы, поедающие безжизненную беспризорную плоть, существуют во всем мире. Есть они, естественно, и в Саудовской Аравии. Ее животный мир включает таких птиц, как орлы, коршуны, грифы, соколы…

"Грифы составляют особую группу дневных хищных птиц… Это – крупные птицы (к которым принадлежат и самые большие из хищных)… с очень большими закругленными крыльями, довольно сильными ногами, с тупыми и мало согнутыми когтями, питающиеся главным образом падалью, а также другими гниющими животными веществами (остатками. – Р.О.)… Водятся во всех частях света, кроме Австралии: летают очень выносливо, хотя и не так быстро и ловко, как соколиные… Добычу свою Г. отыскивают с помощью зрения, летая на большой высоте; мнение, будто бы они руководятся при этом обонянием, лишено основания. Крупные виды питаются почти исключительно падалью, редко нападают на небольших животных; мелкие, кроме падали, питаются калом, а также мелкими животными. Водятся в жарких (! – Р.О.) и отчасти умеренных странах и приносят пользу истреблением нечистот, почему некоторые виды пользуются покровительством человека…" (Грифы. – http://www.wikiznanie.ru) (приводится с сокращениями).

 

 

 
8.3. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Сорная трава или пыль по ветру
 
Приведенные соображения в своем обобщении отливаются еще и в мысль о полнейшей бессмысленности противостояния Аллаху. Ибо таковых – противостоящих – Аллах стирает в порошок, превращает в пыль и развеивает по ветру. Ни героя нет, ни даже имени!.. Что еще?!
…Воины удостаиваются почестей и наград, славы победителей и героев. Трофеев, наконец!.. А эти пропали ни за что, ни про что… Ни наград, ни славы! Ни даже имени в истории!.. Развеялись как пыль на ветру!..
Аллах уничтожил армию дважды. В первый раз на ее боевых позициях, как вооруженную силу и армию в прямом смысле этого слова. Во второй раз уничтожил ее духовно и нравственно, отняв у нее право быть победителем и героем. И вообще армией… И даже солдатом!.. Это самое большое наказание для каждого, кто встал в боевой порядок!.. Жизнь готов отдать, а за это, – нате, вам! – "сорная трава"!.. Согласимся, хуже наказания не бывает! Но мы же сказали, что Аллах "опускает на дно". Каждого по-своему!.. Зачем встал в ряды на линии, которая "уйдет под воду" при наказании? Неужели не мог понять, что надо встать "на другой стороне"?! Тем более, что Аллал говорит об этом "не переставая"! На каждом шагу!..
Но и это еще не всё! Аллах не дал возможность предать людей земле, как это принято делать [4]. А еще это воины!.. Но Аллах не посмотрел ни на что! Он бросил их на поедание. Заставил их сойти на нет еще раз. Уже после того, как они "сошли в него"… Такое, вот, унижение!.. Трава под ногой! И ничего больше!.. Или пыль, годная только для того, чтобы быть развеянной по ветру… А еще это воины!.. Значит не воины!.. Перед Аллахом воинов нет! И армии нет! Если даже она, простите, со слонами…
 
Первое событие (уничтожение армии), как отмечено, описано в аятах третьем и четвертом (3-4), второе (результат уничтожения) – в аяте пятом (5). Первое исполнено неожиданным и мгновенным вулканическим извержением "под ногами", второе – птицами-уборщиками… Ложное понимание суры возложило на птиц-уборщиков то, что на деле явилось функцией вулкана… Рано или поздно это должно быть исправлено. Всё в Коране должно быть по Корану. А мифы оставим себе на воображение…


[1] Основную смысловую нагрузку в суре несут ее третий, четвертый и пятый аяты. Одновременно они являются и основной проблемой перевода и толкования (трактования, осмысления) суры.
            Как показывает анализ имеет смысл говорить о двух группах проблем в названных трех последних аятах (3-5). Одна группа проблем связана с аятами 3-4, а другая – с аятом 5. Более подробно об этом мы скажем ниже.
[2] См.: 8.2. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Аят 105/5 (дополнительно).
[3]См. ниже: * Грифы-уборщики (из интернета).
[4] Подчеркнем, умершую плоть Аллах предлагает предавать земле (см. 5/27-32), как это, собственно, и делают люди.
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.128
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.471
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 1.877
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.563
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.343
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.646
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.479
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.222
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 1.867
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.273
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.681
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.374
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.574
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 3.916
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.403
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.518
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.366
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.001
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 1.976
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.298
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.347
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.092
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.293
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.291
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.184
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.415
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.057
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.413
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.725
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.030
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.105
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.621
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.486
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.404
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.128
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.138
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.018
37 сура 105 / 10 15.09.2009 1.917
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.464
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.537
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.083
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.408
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.374
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.385
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.497
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.567
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.842
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.073
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.773
49 Коран о себе 28.08.2009 1.746
50 Вводная 28.08.2009 1.814
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 1.903
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 1.996
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.248
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.160
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.352
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.193
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.109
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.304
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.050
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.082
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.084
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 1.925
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.849
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.503
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.346
66 Коран / 113 26.08.2009 2.645
67 Коран / 112 26.08.2009 2.545
68 Коран / 111 26.08.2009 5.554
69 Коран / 110 26.08.2009 2.206
70 Коран / 109 26.08.2009 2.632
71 Коран / 108 26.08.2009 2.622
72 Коран / 107 26.08.2009 2.143
73 Коран / 107 26.08.2009 1.812
74 Коран / 106 26.08.2009 2.390
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.049
76 Коран / 104 25.08.2009 3.984
77 Коран / 103 25.08.2009 2.455
78 Коран / 102 25.08.2009 2.351
79 Коран / 101 25.08.2009 2.457
80 Коран / 100 25.08.2009 2.129
81 Коран / 99 25.08.2009 2.930
82 Коран / 98 25.08.2009 2.193
83 Коран / 97 25.08.2009 2.574
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.255
85 Коран / 95 25.08.2009 2.216
86 Коран / 94 25.08.2009 3.231
87 Коран / 93 25.08.2009 2.390
88 Коран / 92 25.08.2009 2.128
89 Коран / 91 25.08.2009 2.306
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.370
91 Коран / 90 25.08.2009 2.363
92 Коран / 89 25.08.2009 2.279
93 Коран / 88 25.08.2009 2.072
94 Коран / 87 25.08.2009 2.183
95 Коран / 86 25.08.2009 2.979
96 Коран / 85 25.08.2009 2.311
97 Коран / 84 15.08.2009 2.093
98 Коран / 83 15.08.2009 4.442
99 Коран / 82 15.08.2009 2.145
100 Коран / 81 15.08.2009 2.177