Кораника
сура 105 / 5

сура 105 / 5

5. Чудо. Чудо-птицы или воображаемое чудо
Напомним:
«3. И послал Он на них птиц стаями?
4. Бросали они в них камни из обожженной глины» (И.Ю. Крачковский).
Как видим, «чудо» включает в себя «три компонента». Иначе это значит, что для его свершения (реализации) должны сойтись «камень и птица». А еще камень этот должен быть не простой, речной и галечный, как это принято думать, а особый – из обоженной глины… Посмотрим, что получится, если задуматься над всем этим.
Можно начать с вопроса «о камне». Что это за камень или, шире, что это такое?
Поскольку в данном случае «его бросают», то для нас это такой камень, «который можно взять в руку и бросить». И для птиц «сохраняется», если угодно, этот принцип. Они тоже «должны взять такой, какой могут бросить». Для воробьев это будет один камень (одного веса), для ворон, голубей и подобных им по размерам птиц – другой, для гусей – третий и т. д. «Самый большой» камень может взять, видимо, орел, с крыльями в размахе трех и более метров… Но в аяте, как кажется, «до орла» дело не доходит. Оно исчерпывается птицами «среднего размера»…
Но остается вопрос о том, как птице взять камень?
Крылья отпадают сразу. Ни одна птица ими ничего взять не может. Остаются ноги (лапки) и клюв. А поскольку речь идет все же «о средних птицах» (птицах среднего размера), то народная фантазия «приняла это во внимание». Она придала им камни размером больше чечевицы и меньше горошины [1]. Но такие камни прнято называть «камушками». Они имеют хождение у людей в виде драгоценных камней…
Но куда – в ноги или все же в клюв? Куда взять?!
Птицы берут, в первую очередь, в клюв. Нигде не сказано о том, чтобы они что-то взяли «в ноги» или «ногами». Один только орел. Но он, как выяснилось, не участвует «в сцене». А если бы даже участвовал, то все равно бы взять не смог!.. Орел берет когтями. Запустив когти в тело. Так он поднимает груз весом с барашка (зайца)… Если не запустит, не поднимет! Остается ответить на вопрос о том, как он может «запустить когти в камень»?.. И потом – птицы постоянно взлетают и садятся. Они сразу выпустят из лапок то, что они несут в них (или ими), как только сядут… А еще птицы, сразу при отрыве от земли, то есть с переходом в режим полета, забирают ноги под брюхо и вытягивают их по направлению движения. В этом положении они держат их в течение всего полета. Они приводят их в вертикальное положение при снижении на землю. Ничего другого они с ногами, простите, больше не делают. Они «не играют с ними в футбол» и даже, простите, не пинают. Это уже относится к нам, к ним отношения не имеет… По этому принципы сконструировны и самолетные шасси, убирающиеся в полете и выпускаемые при посадке…
Ноги, вытянутые под брюхом, уже не могут нести груза. А еще требуется его прицельно бросить… Всё это превышает возможности птиц…
Всё, что несет птица, она несет в клюве (орлы и подобные им могут нести и в когтях, но для этого должна быть дана возможность вцепиться в груз когтями. Не вцепится – не понесет). Но опять же надо прицельно бросить. И опять трудность!.. Птица может только раскрыть клюв и выпустить из него то, что она несла в нем. А она должна бросать с силой. Которая пробивает и проходит насквозь… А при ударе о землю уходит в нее… Помилуйте! Откуда у птицы столко силы?! А клюв стрелялка, что-ли? Прицельно-пробивная!.. И где кто видел такое?! Вот бы и нам показали!..
А еще они бросают «испеченное на огне»… Пироги были бы, ладно! Но, нет же! Камни! Камни-камушки!.. А если они «не успели остыть»? Если горячие? Что тогда? Опять – клювом?.. Туды их, в качель! Возьмем, если это надо! Если прикажут!.. Нет, остыли!.. Откуда тогда ожоги у людей?.. Был специальный огонь для этого? Откуда?..
…Народная фантазия до того увлеклась чудом, что уже не могла остановится. И сочиняла одну небылицу за другой. Дескать, Аллах способен на всё!.. Но Аллах предложил думать над его Словом. А чтобы было понятно, о чем оно, положил меру и законы. И сказал, что они непереходимы… И уже после этого пошли «чудотворцы» от имени Аллаха. Стали сочинять от его имени то, чего у него самого нет и в помине. И даже не может быть. Поскольку у Него есть закон и порядок!.. Так и появились птицы, стреляющие клювами насквозь. Отсюда заходит, а оттуда, простите, выходит!..
Держалась эта байка всю историю. Но, кажется, что пришел ей конец!.. Птицы могут делать только то, что они могут. Они не могут делать то, что приписывается им этой байкой. И Аллах не заставляет никого делать то, что выше его сил и что не обусловлено его природой. По этой причине и чудо здесь ложное, мифическое, надуманное. Оно только в сознании тех, кто изобрел ее. На деле же оно заключается совсем в другом. В том, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». А именно – чтобы и птицы были птицами, такими, какими мы их видим в небесах, и армия была бы уничтожена… Именно эта ситуация имела в действительности. Она и рассказывается в Коране. Значит его так и надо понимать, как «это было на самом деле». Когда птицы летали над головами, как это они делают всегда, а армия подверглась наказанию. Наказанию-уничтожению!..
…В клюве птицы приносят строительный материал для гнезда и пищу для птенцов. И не пользуются им «для целевого метания». Нет у них такой потребности или задачи. Потому нет и такой способности… А еще требуется отменная сила. Пробивающая насквозь! Откуда она у птицы, роняющей камушек-горошину из клюва!.. Забывают, что у роняемого горошка, пусть даже трижды испеченного, столько силы, сколько ее может быть у тела в свободном падении… Намек на физику! У чуда нет необходимости в ней!.. В таком случае и у Аллаха нет необходимости в вашем чуде!.. Оно не согласуется ни с чем, что есть у него. Но чудо Аллаха согласуется с тем, что оно встречает в этом мире. Ибо оно согласуется с законами, по которым есть то, что есть. Другое дело, что мы не знаем до конца этих законов. Но Аллах-то знает! Он и приводит их в движение по своей воле. Результат этого движения мы и называем по принятому в народе словом – чудом…
…А птицы всё летели и летели стаями…
Птицы, как известно, собираются в стаи. Летят стаями. Но стаями могут и налетать. Если, скажем, есть, чем поживиться. И никакого чуда в этом нет! Обычное дело для птиц!..
Делаем важное открытие! Оно связано с признанием двух функций у птиц в суре 105 и ее аятах 3-5. Первая из них (1) связана «с воинской» функцией, а вторая (2) – с собственно «птичьей». В первом случае птицы уничтожают армию (Абрахе), бросая к нее камни, скажем, из клюва, как об этом уже сказано. Во втором они налетают, чтобы поживиться тем, что остается после побитой армии. А так как армии «много», то и птиц тоже «столько же». Потому они и летят стаями с месту пиршества…
Если теперь объединить эти два пункта в одно явление и не видеть различия между ними, то птицам придется делать и то, что описано в первом случае, и то, что входит во второй. То есть они будут «воинами» в первом случае и «нейтрализаторами» трупов – во втором. Первая функция является противоестественой для птиц в том виде, в каком о ней говорится в приведенной традиционной редакции суры (аяты 3-4). Вторая функция является совершенно естественной. Потому для первой требуется «чудо», а для второй оно не требуется…
А теперь попробуем соединить вместе обе эти функции, не различия птиц «от чуда» и «по обыкновению». Получится мешанина. И ничего в ней нельзя будет разобрать… Традиционное изложение аятов (105/3-5) близко к этому состоянию. Состоянию «хаоса, неразберихи, неряшливости и непонятности» мысли…
…А есть еще и «камушки»! Не простые, а… Нет, не угадали! Не драгоценные, а просто обоженные! Как глина в огне!.. Потому и ценные. Или ценные потому, что дают нить для рассуждений в верном направлении…
Но в таком случае надо соединить эти камни с птицами. Но как это сделать, никто не знает. Поскольку, кроме чуда, никак по-другому этого не сделать!..
Обоженная «глина» или камни есть единственная правда в этих строках (105/3-4). Но так как есть еще и птицы, которым надлежит бросать ее на голову «со сквозным пробиванием», то ее не использовать без этой связи с птицами. Это является непреложным в данном случае условием. Или птицы с отвердевшей от огня глиной «в зубах», – простите, в клювах, а может и в лапках, – или… никак! Не будет же падать на головы она сама с неба! Если нет «средства доставки», как пробить глине насквозб?! Ответом на этот вопрос и являются птицы. Но как только глина попадает в их клювы, так и кончается ее самостоятельный полет «в направлении воинской головы». А надо чтобы была и самостоятельной, и чтобы полет вел прямо к голове… «На худой конец», в качестве предупреждения, может врезаться в землю где-то рядом. Но это, как говорится, «уже детали». Не будем отвлекаться. Отметим главное… Когда глина «попадает на клюв», из рук уходит самое главное – нить верных рассуждений (!).А жаль! Единственный момент истины! И не удержали! Упустили!.. А как удержишь, если это единственная истина в кругу вымысла. Сплошного!.. Значит закономерно, что не удержали! Разве может быть «одна истина» там, где все остальное сплошной вздор?! Вздор, слегка маскируемый «пудрой» из несуществующего чуда Аллаха… Эта истина не имеет никакого отношения к птицам. Ровным счетом – никакого!.. Потому она и не может быть там, где есть они и где они «беруют ее в клюв» для «пробивного метания»…
…А что «камушки» эти и вправду испеченные, об этом говорят факты. И «самый большой их них» – факт извержения вулкана. Взорвался он, что называется, прямо под ногами. И разнес всё в пух и прах!.. В момент уничтожил силу, которая называлась «армия Абрахе»!.. Мекка, ведь, у Аллаха значится как надежный и безопасный город [2]!..
…Лети камень из огня! Лети!.. Из глубин в высоту!  А будешь падать – уйдешь в землю! Столько в тебе силы!.. А потому подумай о том, кто на земле. Пройдешь, ведь, его насквозь!.. Сотворишь настоящее чудо!.. Чудо уничтожения!.. По законам природы вещей. Тем, которые установлены Творцом… А там, где эти законы, там чудо приходит само собой. А что «само собой» и «по законам», переходит в уебники и становится нашим знанием. И мы направляемся на следующее «чудо». Ибо человек – это бесконечный чудоискатель. Аллах знает это и помогает каждому быть тем, кем он желает быть…
А сам… Он тот, кто стоит за всем тем, что нашему уму представляется чудом… Нашему уму! Поскольку для Аллаха это есть нечто совершенно обычное и естественное. По этой причине истинное чудо находится совсем «в другом месте» и заключается оно совсем  в другом явлении. Чудо – это сам Аллах!.. Установленная им мера и природа вещей, которые мы постигаем как объективные законы науки. И его способность действовать по этим, то есть установленным им же, законам. Так чудо, перешедшее на Аллаха, теперь переходит на его способность действия (деяния) по установленным им же законам. Но и это еще не все! Как Создатель Аллах владеет знанием и способностями, недоступными для нас. Потому оказывается способным реализовать свою волю в желаемое время, желаемом месте и желаемым образом. Для него не существует «условий и обстоятельств», которые могли бы помешать ему. Ибо их тоже создает Он сам… Вот и в данном случае он реализовал свою волю. И сделал это в форме извержения вулкана «на ровном месте»… Аллах не мог допустить того, чтобы «некий Абрахе», «пусть даже со слонами», посягнул на город, где вскоре должен был родиться его посланник и должна была начать утверждаться его вера для миров и народов… Он не мог допустить разрушения города, с которым у него были связаны такие далекоидущие планы… Вот он и создал извержение «из ничего». Извержение на поражение и уничтожение! И добился своего! Это и есть настоящее чудо!.. Но опять же чудо как выражение воли Аллаха!.. Но выражение это, опять же, не произвольное, а реализованное по самым строгим правилам, которые мы называем объективными законами. Аллах не нарушил ни одного из них. Но он действовал с ними так, как на это мы еще неспособны…
Аллах в Коране говорит о том, что его воле противостоять невозможно. И если он задумал что, то для осущевления замысла никто и ничто ему уже не могут помешать, не могут стать преградой для него [3]. Это мы видим и в данном случае. Аллах решил не допустить армию до города, с которым у него были связаны дальнейшие планы. И не допустил!.. Может ли человек «не допустить» в такой форме, как это сделал Аллах?.. А если не может, то надо различать способности Аллаха и человека. Для этого их можно характеризовать как бесконечные и неограниченные в первом случае и очень узкие и чрезвычайно ограниченные во втором. Общей их основой являются установленные Творцом мера и природа вещей… А когда все это не осознается должным образом, а то и просто игнорируется, акцент переносится на «чудо». Явление мистифицируется, удаляя нас «от всего», и, прежде всего, от самого Аллаха. Это и есть, как кажется, самая большая потеря в данном случае. Все остальное «можно пережить». А, вот, удаления от Аллаха лучше не допускать. Потому надо собрать все силы и попытаться вернуться на путь. В данном случае это значит не искать чуда там, где его нет, не мистифицировать явление в случае, когда оно «элементарно» доступно для ума… Мистификация измышляется по произволу собственного воображения. А все объективное в мире объясняется своими законами. Потому мистификация и сопровождающее ее чудо являются заблудением там, где «до ума уже дошли эти законы»… По этой же причине не чудо движет миром, а объективные законы, за которыми стоит воля Аллаха. Та самая, о которой он много говорит в Коране, предлагая нам принять ее, подчиниться и следовать ей…
Итак, Аллах, носитель всесилия и всезнания, реализует волю, не зная в этом никаких преград и противодействий. Потому реализует ее в любое время и в любой ситуации, как только пожелает сделать это. Но реализует ее в каждом случае строго по правилам, им же и установленным. Эти правила есть мера и природа вещей, осознаваемые нами как объективные законы. Когда эти правила ложатся на почву объективных законов, известным нам по науке, то в действиях Аллаха уже не остается ни секрета, ни тайны. Все делается явным для нас. Собственно, так это и задумано. Делать явным для нас то, что уже известно нам в ранге объективных законов. А то, что Аллах желает скрыть, он оставляет это себе в качестве скрытого знания. И весь тут вопрос!.. После этого остается лишь «развести руками»! Зачем называть чудом то, что по природе вещей является скрытым и недоступным для нас? Оно просто есть скрыто знание Аллаха… Зачем называть чудом то, что по природе вещей является открытым и доступным для нас? Оно есть наше объективное знание…
Аллах устанавливает правила в этом мире, принципы его организации и функционирования. Потому мир следует понимать как мироустройство (мироустроенность) и миропорядок, как гармонию вещей. Никаким другим мир после этого быть уже не может. То есть если это мир «с правилами», то он и «будет им», миром с правилами. Быть «по-другому» или иным миром он уже не может… И тут выясняется, что «часть» из этих правил открыта и постоянно открывается для нас. На нашу долю остается соединить эту – открытую для нас – часть правил с той, которая остается еще неоткрытой. Но это опять же надо сделать по правилам самого Аллаха, а не по нашему измышлению. Тогда и чудо уйдет оттуда, где его нет. Оно уступит место объектиному разумению. Или мышлению по правилам объективных законов, воспроизводящих меру и природу вещей. Мышление в форме объективных законов строит объект своими средствами. А мышление мистификации, в том числе и в форме чуда, разрушает объект, предлагая вместо него нечто совершенно другое, измышленное по правилам самого мышления…
Аллах создает миры и открывает нам их законы. А теперь мы будем «спускать все это на тормозах», называя это… чудом! От ума ли это?!
Чудо – это сам Аллах, его воля, реализуемая по ее же собственным устремлениям, то есть без преград и противодейсвтия. Особенностью при этом является то, что воля эта реализуется всегда по установленной Аллахом же мере и природе вещей. Но по этому же принципу реализуется и воля человека. В этом они – воля Аллаха и воля человека – совпадают. Они различаются в другом. В том, что связано с природой соотносимых субъектов – Аллаха и человека. А это есть уже нечто совершенно принципиальное… Аллах является творцом миров и самого человека. Потому действует независимо и самостоятельно по отношению к тому, творцом (создателем) чего он является. А человек действует уже по мере положенного или дозволенного ему Аллахом [4]
«Остаются птицы». И вновь выясняется, что «к бросаю камней» они не имеют отношения. Они тут просто ни при чем!.. Камни летят не из клюва, а из самого настоящего «метательного устройства». И называется оно «извержением». Потому и камни не с горошину, а «с самый, что ни на есть, камень»!.. Есть, правда, и с горошинку, но есть и глыбы… А испекаются они и в самом деле в жару. И даже в огне. Как придется!.. Иначе «не испекутся»!.. Вот они и летят на землю. Выбрасываются и летят! Горячие и стремительные! Потому и прошивают насквозь! И даже уходят в землю!..
Но у вуланического извержения есть и целый ряд других поражающих факторов [5]. И все они действуют вместе, в единстве. Человеку, оказавшемуся вблизи места извержения, зачастую трудно противостоять этой «совокупной» или «объединенной» силе… Подобное «бессилие» имело место, как это можно понять по историческим свидетельствам, и у армии Абрахе. Они собирались уничтожить Мекку, но сами ничего не смогли противопоставить вулкану, взорвавшемуся у них, что называется, прямо под ногами… Уцелели очень немногие. И многие из этих «немногих» скончались от ран, полученных при извержении. Кстати, среди них были и ожоговые ранения. Их не объяснить птицами. Но с вулканом они обясняются легко и просто…
Приведем еще раз текст суры. Теперь для того, чтобы указать на Персону Аллаха в вопросе уничтожения армии. Это Аллах уничтожил армию и раскидал и разбросал ее. Первое он сделал с помощью вулкана, который он неожиданно взорвал прямо под ногами у людей. А второе – с помощью птиц, которых он наслал на павших… Всё в событии восходит к Нему и подчинено Его воле. Сура так и говорит об этом (повторим) (выделено нами):
«1. Разве ты не видел, что сделал Господь твой с владельцами слонов?
2. Разве он не обратил впустую их усилия?
3. Он наслал на них стаи птиц (или птиц стаями).
4. Они бросали в них камни из отвердевшей (обоженной) глины.
5. Так он превратил их в поеденные (изъеденные) посевы».
А если всё сделал Он, то, выходит, что и извержение было Его делом. Иначе не получится никакой суры!.. И это понятно без всяких объяснений и комментариев… Осуществить его было тем более легко, что район входит в вулканическую (сейсмическую) зону [6]. Но кто мог его спланировать и осуществить его столь целенаправленно? У человека таких возможностей нет. Он не планирует и не осуществляет такие «проекты», как землетрясения и извержения «по назначению». Во всяком случае их не было на момент наступления армии со слонами на Мекку… Так Аллах и демонстрирует себя человеку. Надеется на то, что подобные примеры станут уроком для людей, заставят их задуматься над событием. А задумавшись, они обязательно обнаружат за ним Его. А обнаружив, склонятся перед Его силой и величием. И выскажут ему хвалу и благодарность… На это рассчитывает Аллах! На благодарственное к себе отношение за свою милость к людям… Об этом и говорит сура в своем назидательном мотиве…
Приведенные соображения делают проблемным или неразрешимо-проблемным версию суры «с птицами». Заодно они подготавливают и замену ей – версию с извержением вулкана. Но прежде чем говорить об этой – «вулканической» – версии, еще несколько слов о трудностях первой версии или версии «с птицами».
Можно еще раз подчеркнуть, что «вулканическая» версия подтверждает важнейшие тезисы, о которых говорилось выше: (1) Аллах утверждает свою волю там и тогда, когда он посчитает это нужным, то есть в своих действиях он не имеет преграды и противодействия, (2) Аллах действует по мере и природе вещей, установленных им же, то есть он не переступает принципов бытия, не переходит за границы установленных им же правил, (3) в этом плане Аллах действует на почве той же объективной закономерности, на которой действует и человек, (4) но после этого пути Аллаха и человека расходятся: Аллах является творцом миров и человека, а человек «обслуживает только самого себя», (5) Аллах предлагает человеку понять это и покориться Ему… (6) Тем более, что описываемое явление доступно для разумения человека в рамках объективного мышления…
А куда ведет версия с птицами? Что она дает для ума, к которому призывает Коран всем своим духом?.. Разве мистификацией можно проникнуть в содержание Учения, которое Аллах характеризует как фытрат или объективное познание объективного?..
Итак, у версии с птицами есть трудности, которые имело бы смысл подчеркнуть, привлекая «аспекты»…
* Вулканы и лава
Вулкан извергает в атмосферу пепел, твердые частицы скальных пород, в том числе и с размером «в камень» и даже глыбу. Они летят с неба на голову, образуя настоящий градопад. Вытекающая лава обжигает и накрывает… Ядовитые газы сходят по склону… Резко повышается температуры воздуха… Пепел, ядовитые газы и горячая температура затрудняют дыхание. А есть еще и волна… Такой, вот, набор факторов встречает человека в зоне извержения. И все они – «против него». И нет ни одного «за»…
«Статистика наблюдений за извержениями на острове Tenerife (Канарские острова) ведется с 1492-го года…
В силу своих химических и геологических особенностей лава вулканов Тенерифе не может развивать большую скорость. Она относится к так называемым «кислым» лавам, скорость их движения редко превышает 5 километров в час. Поэтому потоки лавы на острове никогда не были причиной гибели людей. Основным поражающим фактором при извержениях является пиропластическая волна, состоящая из раскаленных ядовитых вулканических газов и пепла. Она может двигаться со скоростью в несколько сот километров в час и спастись от нее бегством невозможно. Именно такая волна убила жителей городов Помпеи и Геркуланума во время знаменитого извержения вулкана Везувий в Италии в 79-м году до н. эры…
Местные горы – Мекка вулканологов всей Европы…» (Алексей Янаки. Вулканы острова Тенерифе (текст и фото). – http://stiks-speleo.ru).
Один из последних случаев. 15 февраля 2009г., вечером, вулкан Галерас (на уго-западе Колумбии, высота 6068 м.) пришел в активное состояние, начав выбрасывать в воздух пепел. Пришлось эвакуировать часть населения (7 тыс.) города Пасто (500 тыс.), расположенного у подножия вулкана.
В предыдущем извержении (1993г.) погибли 9 человек (по материалам СМИ).



[1] См.: М. Байрам. Цит. кн., с. 11.
[2] Об этом говорится, к примеру, так: «…Пусть они служат Господу этого Дома (Каабы). Он накормил их и спас от голода, привел от страха к безопасности» (106/3-4).
[3] «Если Аллах коснется тебя бедой, то никто, опять же, кроме него, избавить (тебя от нее) не сможет. И если он коснется тебя благом (то опять же никто ему в этом помешать не сможет). Воистину (без сомнения), он способен на всё!» (6/17). Мысль повторяется (см. аят 10/107).
[4] У чуда в Коране есть еще один аспект (повторим). Он связано с необычным явлением, которое демонстрирует посланник Аллаха. Оно недоступно ни для кого, кроме него. Эта демонстрация необычного явления, на которое неспособны люди, кроме посланника, должна стать свидетельством в пользу его посланнической миссии. Аллах говорит так: «Ни один посланник не может привести никакого чуда без позволения (воли) Аллаха» (40/78). К примеру, таким явлением или явлением-чудом или просто чудом у Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) является Коран.
В данном случае этот аспект чуда не рассматривается. О нем говорится в непосредственной связи с действиями Аллаха, которые общественное мнение квалифицирует эти понятием в силу их необычного и непонятного для человека характера, недоступности воспроизведения и повторения им.
[5] См. ниже: * Вулканы и лава.
[6] «Расположенная на стыке Азии, Африки и Средиземноморья, Аравия… представляет собой плоскогорье, окаймленное с запада и юга вулканическими горами, отлого спускающееся к Персидскому заливу и долине Евфрата… Оазис Ясриб (старое название Медины) расположен на вулканической почве между двух харр www.ansar.ru).— залитых лавой пустынь… От Медины до Мекки можно было добраться в два дня. Южнее Медины, среди гор, располагается цветущий оазис Таиф» (Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира. От халифата до блистательной Порты. –
«Порта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) (от фр. porte, итал. porta — дверь, врата) — принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства (канцелярии великого везиря и дивана) Османской империи, распавшейся после Первой мировой войны.
Именовалась так по названию ворот, ведущих во двор великого везиря (турецк. Babıali, Баб-ы Али). Название применимо с XV века (начала величия Османской империи)» (Порта. Википедия).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.