Кораника
Вопросы связанные с выплатой закята

Вопросы связанные с выплатой закята

 Вопросы связанные с выплатой закята

1. Вопрос: Для кого закят является обязательным предписанием? 

Ответ: Закят является обязательным предписанием для людей, достигших зрелого возраста, находящихся в злравом уме и имеющих требуемый материальный достаток (85 грамм золота или эквивалентное ему количество добра или более того). Закят уплачивается ежегодно как налог.

2. Вопрос: Должны ли вдовы, разведенные и больные уплачивать закят? 

Ответ: Если они уплачивали закят, то должны уплачивать его и впредь. Больные, вдовы и разведенные не могут стоять в стороне от выполнения предписаний веры. 

3. Вопрос: Одной из групп людей, которым дается закят, являются мискины (мискин: жалкий, удогий, немощный, слабый и т. д. (по словарю). – Пер.). Кто они такие? Чем они отличаются от бедных? Может они являются более низшей категорией, чем бедные?

Ответ: Понятие «мискин» ( المسكين ) происходит от корня “s-k-n” (سكن), которое имеет такие значения, как быть тихим, исчерпаться, быть молчаливым, прекращаться, завершаться и т. д. Некоторые говорят так, что бедный – это мискин. В этом смысле они считают, что положение мискина хуже даже, чем положение бедного. Это – ошибочное представление. Ибо оно сводит понятие к «исм-и мефулю» [1], в то время как оно несет смысл «исм-и фаиля» и обозначает «опустившегося».  

В вопросе о бедном и мискине преобладающим является мнение о том, что они представляют разные группы людей. Но и есть и другие подходы. Так, некоторые считают, что положение мискина является более худшим, чем положение бедного. К примеру, это утверждает Эбу Ханифе. Он говорит, что бедный владеет хотя бы малым, а мискин не владеет ничем [2]. Имам Шафи утверждает прямо обратное [3]

Из суры Кахф (18. Пещера) можно сделать вывод о том, что положение мискина является даже лучшим, чем бедного.В ней о положении людей, которым принадлежит судно, говорится так, что ими являются люди бедные (как бедные здесь переведно то, что на деле проходит как мискины). Аят таков: «…Это судно принадлежит группе бедных (людей), которые являются рабочими на нем (зарабатывают на жизнь им. – Пер.)…» (اماالسفينة فكانت لمساكين…) (18/79). Здесь проходит слово месакин или мн. число от мискин. Значит мискин – это человек, который может обеспечить свое содержание, пусть даже на минимальном уровне.

А теперь оценим один хадис, поддерживающий мысль приведенного аята. Он приводится в Kütüb-i Sitte только у Бухари и Несеи.Бухари приводит его с целью комментирования аята суры Бакара (2/273). Хадис таков:

«В хадисе от Эбу Хурейры (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (сав) говорит так: «Мискин не станет ходить от двери к двери за куском, другим, за хурмой, другой. Но у него нет достатка, спасающего его от бедности. О нем не вспоминают, когда дают милостыню. И сам он ничего не просит у людей» [4].

Хадис характеризует мискина как человека, имеющего определенный достаток, хоть и минимальный, и не нуждающегося в том, чтобыпобираться или просить что-то у людей. И сами люди не думают о нем в этом плане [5].

 Так мы получаем ответ на вопрос о различии между мискином и бедным. У бедного бедность (несостоятельность), стала хроническим явлением, у микина она до этой степени не дошла. В таком случае мискина можно характеризовать, скажем, так: человек, который не располагает требуемым состоянием для богатого и порой может быть неспособным на удовлетворение своих насущных потребностей [6].

От редактора. Бедный и богатый, бедность и богатство являются, как известно, вечными темами общественной жизни. Вся история одинаково строится на этом отношении. Тема мискин и бедный возвращают нас к ней с точки зрения ступеней (степеней) бедности.

Сколько может быть этих ступеней (степеней) и какие они? Или чем может отличаться бедный от… бедного? Насколько один человек может быть в обществе беднее другого?.. А может всё же поставить вопрос в общем виде – как вопрос о бедности и богатстве, бедных и богатых, как он, впрочем, и ставится в истории?.. А для этого надо ввести свои критерии (признаки). Установить пределы различения бедного и богатого, а затем – пределы в самих этих группах.

Если поступить так, то пределом бедности следует назвать материальное содержание в рамках минимального прожиточного минимума (для семьи и человека). После этого пойдет “жизнь впроголодь”. А затем человек станет побираться… Уже на этом основании можно решать и вопрос о том, кому и как платить из общественных фондов, к которым относится и рассматриваемый закят… 

4. Вопрос: Отец мой купил участок за 180 тыс. лир. Потратил еще 300 тыс. лир. И построил 5 квартир, которые продал с прибылью. А есть у него еще участок за 250 тыс. лир (с торговой целью).

Как платить ему закят: со стоимости или с прибыли после продажи?

Ответ: Он уплачивает закят после продажи квартир из наличных в качестве 1 / 40.

Он уплачивает 1 / 40 часть с 250 тыс. лир стоимости участка по ее сегодняшней цене. Если у него есть долг, то его надо вычесть из суммы, с оставшейся части надо платить зекят.

5. Вопрос: Могу ли я дать закят своей замужней сестре?

Ответ: Считается более добродетельным давать закят родственникам, которые могут дать его и тебе. Закят дается нуждающимся в последовательности: брату, сестре, дяде и тете и другим подобным близким родственникам, соседям и т. д.

По этой причине если ваша замужняя сестра вправе получать закят (согласно предписаниям веры и в случае, когда у нее самой нет возможности давать его), то вы можете дать его (закят) ей.

6. Вопрос: Можно ли давать закят немусульманам?

Ответ: Мусульманские правоведы отвечают на это отрицательно. Но это мнение не является верным. Из 8-ми групп, которым дается закят, как о том говорится в аяте (9/60) (приводится выше), одна – это те, которые подогревают сердца людей к исламу (см.). Они вполне могут быть немусульманами. И по отношению к другим семи группам тоже нет условия, чтобы входящие в них люди были мусульманами. Из аятов и хадисов следует вывод о том, что и немусульмане могут получать закят. Но преимущество при этом отдается всё же мусульманам. 

7. Вопрос: Есть ли закят у акций?

Ответ: Акции бывают двух видов:

1. Одни – это те, которые участвуют в биржевых сделках. Они считаются элементами (средствами) торгового процесса. Потому с них взимается закят в отношеии 1 / 40.

2. Другие – это те, которые не участвуют в биржевом процессе. Для установления их закята следует исходить из бюджета. После вычета из него стоимости основных средств, остается доля пайщика. Из нее и платится закят. 

К примеру, человеком является пайщиком (владельцем акций) фирмы, бюджетная стоимость которой составляет, скажем, миллион лир. Из них 600 тыс. составляют здания, машины, оборудование и др. С их вычетом (вычетом их стоимости) остаются 400 тыс. лир. Из них на долю пайщика приходится, скажем, 100 тыс. Она и является основанием для исчисления закята.   

8. Вопрос: Могу ли я дать закят обрученной девушке не деньгами, а вещью, в которой у нее есть необходимость?

Ответ: Да, можете. Но при условии, что девушка, о которой вы говорите, не является богатой, то есть входит в число лиц, получателей закята (по вере). А еще вы можете сделать это, не говоря ей даже о том, что это являеться закятом.

9. Вопрос: У человека нет квартиры. Он старается, но пока ничего не получается. С другой стороны, у него есть собранное золото. Если они переходят меру, начиная с которой следует платить закят, обязан ли он платить его?     

Ответ: Если есть деньги или золото, превышающие порог закята, то его надо платить. Налог составляет 2,5%. И это не зависит от того, предназначены ли эти деньги для приобретения квартиры или для каких-то других целей.

10. Вопрос: Дается ли закят людям с нарушенной психикой?

Ответ: Эти люди не могут адекватно воспользоваться им. Потому закят дается их попечителям, естественно, с условием, что он будет потрачен на нужды и потребности опекуемых ими лиц.

11. Вопрос: Можно ли дать закят обучающимся брату и сестре? Можно ли дать закят дочери старшего брата жены?

Ответ: Как уже отмечено выше, закят дается нуждающимся в последовательности: брату, сестре, дяде и тете и другим подобным близким родственникам, соседям и т. д. С этой точки зрения если ваши брат и сестра входят в число получателей закята (по вере), то есть они не являются богатыми и у них нет состояния, начиная с которого начинает оплачиваться закят, – то вы может дать им закят.

Человек может дать закят на тех же условиях и дочери старшего брата жены.

В заключение отметим следующее. По нашей вере (то есть в исламе) человек, как мусульманин, считающийся состоятельным (богатым), с одной стороны, обязан смотреть за своими родителями, дедушкой и бабушкой, женой, детьми и внуками. С другой стороны, он не может дать закят тому, кто – опять же по вере – считается богатым. За пределами этого он может дать закят каждому. То есть каждому, кто опять же не считается богатым по предписаниям веры (ислама).

12. Вопрос: Педагог получает в месяц (в среднем) 1600 лир. У него двое детей-учащихся. Один получил право учиться в университете. Можно ли, чтобы ему закят дал его дядя?

Ответ: В отношении закята Аллах говорит так:

«Закят, в качестве предписания Аллаха, дается бедным, мискинам, служащим, которые собирают его, (а также) тем, кто подогревает души (людей к исламу). Он расходуется для рабов, должников, для тех, кто находится на пути Аллаха, и для застрявших в пути. Аллах – знающий, принимающий верное решение на месте» (9/60).

В аяте на первом месте стоит бедный, то есть чекловек, покрывающий только свои жизненные потребности и не имеющий средств, облагаемых закятом. Если даже у этого человека есть свой дом и вещи (для быта) и даже деньги в рамках его долга, он всё равно считается бедным.

В исламском праве (шариате) есть понятие нисаб. Оно означает меру и количество в отношении к некой вещи (процессу). По отношении к закяту оно означает сумму, начиная с которой выплачивается закят. Для золота она составляет 85 грамм и выше.

Если у педагога, о котором вы говорите, после удовлетворения им своих жизненных потребностей (еда, квартплата, коммунальные, расходы на обучение детей и др.) остается в руках названная сумма, то ему надо выплачивать закят, а если не остается, с учетом и того, что никаких других доходов или состояния у него нет, то – не надо. В этом случае дядя его детей может дать ему и детям закят.

13. Вопрос: Я являюсь госслужащим с 30-ти летним стажем. Имею старую машину местно производства (1995г.). Никакого движимого или недвижимого имущества больше не имеют. Живу на аренде. У детей уже свои семьи. Со мной остается одна дочь-школьница… Думаю купить квартиру с выходом на пенсию. Для этого начал собирать деньги… Должен ли я платить закят?.. А еще у меня столько расходов (квартплата, кредиты, еда, коммунальные и пр.)…

Ответ: Как уже говорилось по этому вопросу, платить закят следует только тому, состояние которого, после оплаты им основных потребностей и долгов, составляет 85 гр. золота и более. Закят составляет 2,5% от суммы, которая остается на руках. Сбережения входят в эту сумму. Потому они подлежат налогооблажению закятом. Или проще – с них следует платить закят.

14. Вопрос: Между золотом и серебром и, скажем, большим рогатым скотом, если рассматривать их через призму закята, есть большое различие. Так, рыночная цена, скажеми, 30-ти коров составляет 30-40 тыс. лир, в то время как для 85-ти грамм золота она составляет 2 тыс. лир. Разве это нормально? Разве не нуждается этот вопрос в исследовании?

Ответ: Золото и серебро являются деньгами. Они должны быть в постоянном обращении. Чем выше скорость обращения, тем больше потребностей они удовлетворяют. Так, если 100 грамм золота в течение месяца 100 раз меняют руки, то они выполняют работу 10-ти килограммов золота. Но человек может и отложить свое золото в сторону и не пользоваться им. Но от денег, которых нет на рынке, ни для кого никакой пользы нет. Закят возвращает деньги на рынок.

К скоту это не относится. Он нуждается в постоянном уходе. Но его продукция (молоко, мясо и др.) обязательно доводится до потребителя через рынок (торговую сеть). В этой форме она удовлетворяет и определенные потребности людей. Поэтому для скота нет закята. 

Эту систему можно уподобить системе поддержки. Как известноб сельское хозяйство и животноводство пользуются господдержкой… Для денег, как отмечено, важно, чтобы они были в постоянном обращении. Их хранение  под подушкой ложится тяжелым бременем на рынок, а значит и на людей…

15. Вопрос: В Коране часто проходит предписание Аллаха о том, чтобы расходовать (инфак) добро (имущество) (скобки относятся к нам. – Пер.). В чем его смысл?

Ответ: В природе у людей есть некая жадность, склонность к неразделимости богатства (состояния) и стяжательству. Должно быть по этой причине в Коране нет предписаний относительно собирания богатства (состояния). Все предписания направлены на инфак

В арабском тунель характеризуется как нафак (النفق). Инфак значит  провести что-либо через тунель… Кровеносные сосуды подобны тунелю. С их помощью кровь обращается в организме. Деньги и богатство тоже обращаются при помощи инфакаИнфак – это тратить, расходовать. Это – безвозмездная помощь и затраты для бедных на пути и во имя Аллаха. Она имеет большое значение. О нем Всевышний Аллах говорит так:

«Затраты (расходы) на пути Аллаха подобны тому, как если бросить зерно в землю. Это зерно взрастит семь колосьев. В каждом колосе – по сто зерен. Аллах дает многократко тому, кому пожелает. Возможности у Аллаха широкие, он знает всё» (2/261). 

Как видим, Аллах придает большое значение расходам на его пути… Бедный сразу тратит полученные деньги. К примеру, он оплатит долг в магазине (в Турции маленькие магазины продают в долг с записью в тетради), магазинщик оплатит оптовику, оптовик – рабочему. Рабочий потратит дальше. И так пойдут деньги по цепи, оживляя рынок. И совершат они целый цикл, как и в случае с зерном, брошенным в землю… И смотришь, вернутся они и к тому, кто бросил зерно в землю. Бросил его на пути и во имя Аллаха. И людям на пользу, и себе. А еще и заработал благоволие Аллаха…

…Каким бы богатым ни был человек, он способен употребить лишь малую часть своего богатства. Остальное дожно быть предоставлено в пользование людей… Деньги, которые лежат без движения, как отмечено, никому никакой пользы не принесут. Обращение денег, товаров и услуг является основной функций и задачей экономики. Все задачи решаются в обществе на этой основе. Оно подобно крови в организме, которая, достигая капилляров, питает его… Так обстоит дело и с затратами на пути и во имя Аллаха…

Об этом подробно и многракто говорится в Коране [7]

16. Вопрос: Может ли женщина дать закят своему мужу?

Ответ: По мнению Имама Азама масхаба (веронаправления) Ханефи (то есть самого Ханефи) женщина не может дать закят своему бедному мужу. Ибо они связаны взаимными интересами. Но другие первые лица из этого же масхаба (Имам Мухаммед и Эбу Юсуф) считают, что может дать. Это связано с тем, что в то время как муж обязан содержать жену, жена не обязана содержать мужа… Нам представляется, что именно это мнение и является верным.


[1] «İsmul Fâil»: образован из глагола, указывает на субъекта (деятеля). İsmul Mef’ûl: образован из глагола, указывает на объект (см.:Mehmet Maksudoğlu, Arapça Dil Bilgisi, 5. basım, İstanbul, İFAV, 1992, s.76-77).

[2] Cм: Merğînânî, Ebû’l-Hasen Ali b. Ebî Bekr b. Abdilcelîl el-Ferğânî el-Merğinânî(ö.593/1197),el-Hidâye şerhu Bidâyeti’l-mübtedî, 2 c., İstanbul Edâ, 1991, C:1, s.112.

[3] См.: İbnü’l-Esir, Mecdüddin Ebû’s-seâd3at el-Mübârek b. Muhammed el-cezerî (ö.606/1210), en-Nihâye fî ğarîbi’l-hadîs, yay.haz.Mahmud Muhammed et-Tınâhî, Beyrut, el-Mektebetü’l-İlmiyye, C:III, s.335.

[4] См.: Buhâri, Zekât 53; Nesei, Zekât 76.

[5] См.: Tahâvî, Ebu Cafer Ahmed b. Muhammed et-Tahâvî (ö.321/933), Ahkâm’ul-Kur’an, ed.Saadettin Önal, 2 c., İstanbul, İSAM, 1995, C:1, s.361-362.

[6] Для более полной информации см.: Lisan’ul-arab, “s-k-n” md.

[7] Приводятся аяты Корана: 64/15-17, 2/262-268.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.