Кораника
А. Байиндир. Сунна Посланника (пер. с турецк.)

А. Байиндир. Сунна Посланника (пер. с турецк.)

А. Байиндир. Сунна Посланника (пер. с турецк.)

Сунна – слова, деяния и практикуемый образ действий Мухаммеда (да благословит его и приветствует Аллах) в лице Посланника Аллаха.

Исследование приводится в литературно-диалоговой форме. «А» – это сторона, задающая вопрос, «В» – сторона, отвечающая на него. Вопросы взяты из понимания темы, сложивщегося в современной научной (научно-богословской) литературе и современном общественном мнении. Ответы являются результатом авторского исследования темы. 

От редактора. В появлении на свет Корана и выдвижении на роль посланника Аллаха Мухаммеда, сына Абдуллы и внука Абдулмутталиба, из аравийского племени Курейш, всё произошло по воле Всевышнего Аллаха. Потому Коран изначально связан с именем Мухаммеда и его деятельностью (да благословит его Аллах и приветствует). В этой связи есть «пункты обобщения»: а) ниспослание (откровение) делается Посланнику и уже от него «расходится волнами» на всё общество, b) Посланник Аллаха разъясняет Коран людям, прививает им кораническое знание и воспитывает людей Кораном, делая это в той, разумеется, мере, в какой это входит в смысл, содержание и функции его посланнической миссии (в прямом смысле Коран разъясняет сам Аллах), с) Посланник Аллаха практикует Коран. В этом случае он конкретизирует «на месте» общие положения Корана и переводит Слово Аллаха в действия и практику людей, d) c этим складывается «прецедент» коранической практики, права и морали. Это относится и к сфере мышления о Коране, в том числе и в плане его изучения и исследования…

Так Коран и практика Посланника, зафиксированная в Сунне и как она сама как таковая, оказываются явлениями неразрывными и едиными. Они составляют целостность того, что характеризуется как вера Аллаха «ислам». Но в этой целостности стороны неравнозначны. Коран есть нечто первичное и самостоятельное, а практика Посланника и Сунна – вторичное и производное. Ведь Посланник Мухаммед есть Посланник Аллаха. Потому всё в этой связи Посланника и Аллаха, что идет от Аллаха, стоит на первом месте и является ведущим и задающим началом. А что идет от Посланника, стоит на втором месте и является ведомым и производным началом

Это отношение первичного и вторичного задает принцип связи Корана и Сунны – как в направлении от Корана к Сунне, так и от Сунны к Корану. (а) Так, недооценка Сунны разрывает связь между коранической практикой Посланника и самим Кораном. Коран оказывается сам по себе, а эта практика – сама по себе. Хотя Коран дан именно для этой практики… (b) Обожествление Посланника приводит к тому, что Сунна ставится перед Кораном. А так как это делается еще и на почве суфического мышления, то разрыв между Кораном и Сунной отливается в разрыв между иррационально-мистическим (суфизм) и рациональным (Коран) мышлением…

В исследовании А. Байиндира со всей аргументацией прослеживаются все эти сложности теории в данном вопросе. Так, в частности, отмечается, что «когда не видят связи Сунны с Кораном, то в этом случае, как уже отмечено, нельзя до конца понять и саму Сунну. В этом случае нарушается еще и вся связь Корана и Сунны». Продолжая свою мысль, автор подчеркивает, что «во всех Книгах (масхабов), которые у нас на руках, мы видим неспособность выстроить целостную связь Коран – Сунна». Это – очень важное заключение. Это говорит о том, что эта связь (Коран – Сунна) была проблемой во всей истории ислама. Тем более значительны усилия теории по ее объективному пониманию

Особенность исследования состоит и в том, что исследование ведется на общедоступном уровне. Этому способствует и диалоговая форма суждения. К слову, эту форму изложения можно считать широкой практикуемой и Кораном. Ее даже можно рассматривать как один из фундаментальных принципов (мотивов) методологии Корана. Аллах постоянно обращается к Посланнику с предложением: «Тебя спрашивают! Скажи!..»…

Приводимое исследование А. Байиндира является приложением метода науки к исследованию такого важно вопроса, как вопрос об отношении Корана и Сунны. Он вообще является принципиальным вопросом для всего мышления о Коране, какого бы его аспекта мы ни коснулись конкретно… Намек на этот момент, как кажется, содержится уже в самом названии исследования (Сунна Посланника), а также в вопросе, с которого начинается рассуждение: «Ты не принимаешь Сунну?»…

От Корана до Сунны и практике Посланника

(или о том, как Коран становится практикой жизни со слов и действий Посланника Аллаха, да благсловит его Аллах и приветствует)

А (вопрос): Ты не принимаешь Сунну?

В (ответ): Следующий Корану, следует и Сунне. Это – предписание Аллаха. Всевышний Аллах говорит так:

«Повинуйтесь (покоритесь) Аллаху, повинуйтесь Посланнику и будьте внимательны. Если вы отворачиваетесь, то знайте, что ответственность Посланника состоит только в сообщении (передаче)» (5/92).

А: Так!

В: Основной вопрос здесь состоит в самой Сунне… Всевышний Аллах говорит так:

«Аллах проявил милость по онтошению к уверовавшим и послал им посланника из их числа. Он читает им аяты Аллаха, совершенствует их. Обучает их Книге и знаниям (хикмету)» (3/164).

Книга – это Коран, а хикмет – это неявное знание, которое становится явным и выступает как предписание Корана в результате восприятия в единстве аятов, связанных с темой. В этом плане практикуемый метод изложен в Коране со всей подробностью [1]. Хикмет подобен еде, скажем, супу, в которой смешаны многие компоненты. В природе этой еды в готовом виде нет, но есть все необходимые для его приготовления компоненты… Так обстоит дело и с Сунной. В готовом виде в Коране ее нет, но Посланник выводит ее целиком из Корана.

В силу недостаточной проявленности связи Корана и Сунны, Сунна, вместо того, чтобы считаться формой реализации Корана (в практике Посланника), порой стала приниматься за еще один вид ниспослания (откровения). Это всё равно, что не варить суп, а брать его в готовм виде из «супового родника».

А: А разве Сунна не является откровением?

В: Сунна является формой реализации Корана. Это – хикмет, который Посланник выводитиз Корана. В силу этого между Кораном и Сунной есть полное единство. Ученые, действуя в соответствии с предписаниями Корана, стараются  раскрыть это единство. А то ни Коран нельзя будет понять правильно, ни Сунну.

Связь Корана и Сунны позволяет ответить и на вопрос об истинности решений, относимых к Сунне. К примеру, утверждают, что Посланник говорил так:

«Смотрите, мне дана Книга и вместе с ней подобная ей. И пусть некто сытый, опираясь на кресло,  не берется говорить вам так: «Ваше дело – это следовать Корану. Считайте дозволительным то, что вы нашли в нем дозволительным, и запретным то, что нашли запретно в нем» [2].

Этот хадис с документальной стороны является слабым, но с точки зрения аятов о том, что Посланнику ниспослана Книга и хикмет, он соответствует Корану.

А: В таком случае и Сунна является откровением (ниспосланием). И называется она «вахй-и гайр-и метлув» («нечитаемой». – Ред.).

В: Распространенное среди богословов мнение тоже такое. А то, что они характеризуют его как «гайр-и метлув», это оттого, что он не читается при намазе как Коран. А то между Кораном и Сунной не остается различия. К примеру, Ибн Хазм считает, что между Кораном и Сунной нет различия, но Сунна разъясняет цель Аллаха в отношении нас, то есть то, что желает от нас Аллах [3]. Так Сунна ставится перед Кораном… Остается еще раз подчеркнуть, что Сунна является хикметом, но не откровением.

А: Ты разве не вступил в противоречие с собой? В аяте говорится так: «Аллах ниспослал тебе Книгу и хикмет» (4/113). Если хикмет – это Сунна, то разве он не должен быть ниспослан так же, как и Коран? И то, что ты охараткризовал как «истинный хадис» выше, тоже говорит об этом.

В: Хикмет находится в Коране (его содержании. – Ред.). Посланник наш, извлекая его из Корана, открыл его нам своим словом и делами (практикой). Всевышний Аллах говорит так:

«Мы послали наших посланников с открытыми знамениями (доказательствами, свидетельствами. – Ред.). Вместе с ними ниспослали Книгу и Весы, чтобы люди были справедливыми. Ниспослали и железо, в нем есть большая сила и польза для людей. Это для того, чтобы Аллах, он сам и его посланники, знали, кто им будет помогать им искренне. Аллах силен и могущественен (властвует над всем. – Ред.)» (57/25).

Этот аят очень важен для нашей темы. Попытаемся понять его по частям (а, b).

а. «Мы послали наших посланников с открытыми знамениями (доказательствами, свидетельствами. – Ред.). Вместе с ними ниспослали Книгу и Весы, чтобы люди были справедливыми.

То, что у нас переведно как «весы» в тексте проходит как «мизан». Мизан – это средство для взвешивания и измерения. Несет также смысл меры и измерения [4]. Ниспосланный вместе с Книгой мизан является весами для правильного (верного) приказа (предписания). На одну чашу весов кладутся аяты, связанные с темой, а на другую – решение по ней. Если весы приходят в равновесие, то решение оказывается хикметом.

В суре 6-ой с аята 83-го перечисляются все посланники [5] и в 89-ом аяте говорится так:

«Это – те, которым были даны Книги, предписания и пророчества».

b. «Ниспослали и железо, в нем есть большая сила и польза для людей».

Железо, как известно, является одним из полезных ископаемых, которые стал добывать и перерабатывать со временем человек…  Так обстоит дело и с Кораном в плане извлечения из него хикмета. Но в этом случае надо действовать по мере самого Корана, как это, собственно, и делал Посланник.

А: Можете ли привести пример?

В: К примеру, Посланник совершал в дороге намаз в два поклона (рекята). Но в Коране такого аята нет. Но когда связанные с темой аяты рассматриваются вместе, то такой вывод вытекает сам собой.

А: Я знаю с темой следующий аят:

«Когда вы выходите в дорогу на Земле и боитесь того, что кяфиры будут создавать для вас трудности, то на вас нет греха в том, чтобы вы укоротили намаз. Воистину, кяфиры являются вашими откровенными врагами» (4/101).

Выходит, что можно укорачивать намаз по причине ожидаемых или возможных неприятностей со стороны кяфиров. Но насколько можно укорачивать, об этом ничего не говорится.

В: Но в дороге Посланник совершал четырехпоклонный намаз в два поклона и в случае отсутствия опасности со стороны кяфиров. К примеру, он поступил так во время Прощального хаджа.

А: Откуда он это взял?

В: Из Корана!.. Но в данном случае требуются, как минимум, два аята. А затем можно привлекать все подобные аяты – по 2, 4, 6 и т. д. К примеру, если взять приведенный выше аят с последующим, то получим следующую картину:

«Когда вы выходите в дорогу на Земле и боитесь того, что кяфиры будут создавать для вас трудности, то на вас нет греха в том, чтобы укоротить намаз. Воистину, кяфиры являются вашими откровенными врагами.

Ты будь среди них и соверши с ними полный намаз. Пусть одна их часть встанет с тобой на намаз вместе со своим оружием. Как они сделают поклон (падут ниц), пусть они отойдут в сторону. Пусть сразу на намаз встанет другая часть, которая еще не совершила (намаз), и пусть они совершат намаз вместе с тобой. И пусть они примут меры предосторожности и возьмут оружие с собой. Кяфиры хотят, чтобы вы остались в стороне от вашего оружия и вещей, чтобы впезапно напасть на вас. Если дождь беспокоит вас или вы больны, то на вас нет греха в том, чтобы оставить оружие. Но опять же примите меры предосторожности. Без сомнения, Аллах приготовил для кяфиров унижающее наказание» (4/101-102).

В этих аятах можно подчеркнуть следующие моменты:

а. «Когда вы выходите в дорогу на Земле». Выражение говорит о том, что содержание аята относится к тем, кто находится в пути (походе).

в. «…И боитесь того, что кяфиры будут создавать для вас трудности, то на вас нет греха в том, чтобы укоротить намаз». Укорачиваемый в дороге намаз теперь можно быть укорочен еще и по причине трудностей, которые могут создать кяфиры (впезапное нападение и др.).

с. «Ты будь среди них и соверши с ними полный намаз». Аят говорит о том, как должен поступить в этом случае сам Посланник.

d. «Пусть одна их часть встанет с тобой на намаз вместе со своим оружием. Как они сделают поклон (падут ниц), пусть они отойдут в сторону. Пусть сразу на намаз встанет другая часть, которая еще не совершила (намаз), и пусть они совершат намаз вместе с тобой»…

А: Первая группа совершает один поклон?

В: Да! Пока первая группа совершает намаз, вторая следит за неприятелем. Когда она закончит намаз, она отходит, вторая группа занимает ее место. Посланник совершает полный намаз (в два поклона), а у других намаз укорачивается.

А: Итак, Посланник совершает намаз в два поклона, а остальные – в один. Или: Посланник совершает полный намаз, а остальные – укороченный… Это напоминает мне следующее слово Ибн Аббаса: «Аллах, говоря словами Пророка, предписывает намаз в четыре поклона, для тех, кто не в пути, в два поклона – в пути и в случае страха – в один поклон» [6].

В: Этот хадис вместе с другими хадисами и приведенными выше аятами находится в полном соответствии.

А: И сторонники масхаба Ханефи тоже совершают намаз в два поклона!

В: В силу того, что сторонники Ханефи не рассматривают приведенные два аята вместе (4/101-102. – Ред.), их решение основывается не на Коране, а на одной лишь Сунне. В силу того, что Посланник совершал четырехпоклонные обязательные намазы в пути в два поклона, они посчитали это за необходимое поклонение (по шариату). Сознательное поклонение после этого (или зная об этом) более, чем в два поклона, они посчитали за макрух (макрух-меру), то есть за меру, запретную, но допускаемую шариатом [7].

А: А какой вред в том, чтобы основываться только на Сунне?

В: Основываться на Сунне – это, конечно, очень хорошо для мусульманина. Но когда не видят связи Сунны с Кораном, то в этом случае, как уже отмечено, нельзя до конца понять и саму Сунну. В этом случае нарушается еще и вся связь Корана и Сунны.

А: И так обстоит дело во всех масхабах?

В: Во всех Книгах (масхабов), которые у нас на руках, мы видим неспособность выстроить целостную связь Коран – Сунна.

А: То есть Сунна, говорите, не откровение (ниспослание), а его практика (практикование)?

В: Если бы Сунна была откровением (ниспосланием), то Посланник не мог бы быть примером для нас. Ибо мы не можем принимать откровение как он. Всевышний Аллах говорит так:

«Для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и ахирет и многократно поминает Аллаха, есть прекрасный пример в Посланнике Аллаха» (33/21).

Он является примером для нас своими делами. Следуя его путем, мы тоже можем осознать хикмет Корана.

А: А что мы будем делать со следующим аятом: «Он не станет говорить по своему желанию. То, что он говорит, это ничто иное, как сделанное ему откровение (ниспосланное ему ниспослание)» (53/3-4).

В: Если вы продолжите чтение, то найдете, что речь идет об аятах Корана:

«Этому научил его весьма сильный (Джабраил).

Носитель разума (Джабраил) выпрямился.

Он (Мухаммед) был на самом высоком горизонте (на Хире).

Затем (он) приблизился и опустился вниз.

(И расстояние между Джабраилом и Мухамедом) стало подобно (расстоянию) между тетивами двух луков (приложенных плашмя друг к другу). И даже ближе того (Джабраил еще более приблизился к Мухамеду). И то, что Аллах открыл (ниспослал) ему (Джабраилу), он открыл (ниспослал это) Его служителю» (53/5-10).

А: Понял, что это Коран! А как объяснить выражение о том, что «Джабраил научил»?

В: Есть еще и такой аят:

«Рахман (Милостивый)… научил Корану» (55/1-2).

А: Здесь научает Аллах, а в другом – Джабраил (?!)…

В: В обоих случаях научает Джабраил. Всевышний Аллах говорит так:

«Аллах не говорит с человеком прямо. Он либо внушает ему (нашептывает во внутрь), либо говорит из-за занавеса, либо посылает своего посланника, который нашептывает, с позволения (Аллаха), (человеку) то, что Аллах желает сказать ему. Он возвышен, принимает верное решение» (42/51).

Этот аят позволяет дать ответ на вопрос о том, кто научает – Аллах или Джабраил, и какова связь по этой линии между Аллахом и Джабраилом алейхисаламом (ас) (да приветствует его Аллаха).

А: Выходит, что Джабраил алейхисалам и откровение приносит, и научает. Так ли?

В: Да, так!.. В Коране есть еще два аята на эту тему:

«Этот (Коран) является словом славного посланника» (69/40, 81/19).

А: Простите еще раз!.. Джабраилом (ас) приносит Посланнику откровение и является педагогом, научающим его Корану?

В: Да, так!

А: Я что-то ничего не слышал о его «педадогической деятельности»!

В: …Всё, что касается намаза, расписано в Коране, но не собрано в нем в одном месте. Намазу Посланника научил Джабраил алейхисалам. Посланник наш говорит так:

«Джабраил два раз исполнил для меня роль имама возле Кабы. В первый раз он заставил меня совершить обеденный намаз. Тени были такие, как ремешок от туфель. Затем он заставил совершить меня послеобеденный намаз (икинди). Всё имело тень, равную себе (по размеру). Затем он заставил меня совершить вечерний намаз с заходом Солнца. Это было время, когда постящийся приступает к еде (ифтару). Когда исчез свет Солнца, он заставил меня совершить ночной намаз (ятсы). А утренний намаз он заставил меня совершить в то время, когда начало светать место утренней звезды. Это то время, начиная с которого делается запретной еда и питье для постящегося.

Когда Джабраил был второй раз имамом, он заставил меня совершить послеобеденный намаз во время вчерашнего послеобеденного намаза (икинди), когда тени были одинакового размера с вещами. Икинди он заставил меня совершить тогда, когда тени от вещей были в два размера. Затем он заставил меня совершить вечерний намаз в то же время, как и в первый раз. Последний намаз, ятсы, он заставил совершить меня в то время, когда прошла треть ночи. Утренний намаз он заставил совершить тогда, когда всё уже кругом было светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время поклонения и посланников, которые были до тебя. Время поклонения – это время между этими двумя временами» [8].

А еще напомним слова Омара Ибнуль-Хаттаба:

«Однажды, будучи у Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, откуда-то вдруг появился человек в белоснежной одежде с черными-пречерными волосами. Ничего не было в нем от путника. Никто из нас его не знал. Сел он прямо напротив Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, приложив колени к коленям. Положил руки на его колени и сказал: «О, Мухаммед! Не дашь ли ты мне знание об исламе?».

Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал:

«Ислам говорит о том, что нет Бога, кроме Аллаха; (требует) свидетельствовать о том, что Мухаммед является Его служителем и посланником; (требует) совершать намаз, отдавать закят, держать пост в Рамазане, совершить хадж (паломничество), если есть достаточно сил».

«Ты сказал верно!», – сказал он.

Мы были удивлены. И спрашивает, и одобряет ответ!..

«Не дашь ли ты мне знание о вере», – сказал он.

Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал:

«Уверовать в Аллаха, его ангелов, его Книги, его посланников и в Судный (Последний) день. Уверовать также в предустановленную им меру, с ее добром и злом (при переходе за меру всё положительное превращается в свою противоположность. – Ред.)».

«Ты сказал верно!», – сказал он…

Затем он пустился в путь… Немного подождал. Посланник Аллаха спросил меня: «Ты знаешь, кто это был?».

«Посланник Аллаха знает лучше!», – сказал я.

«Это был Джабраил. Пришел, чтобы научить вас вашей вере (религии)» [9]

А: Мы видим, что Посланник наш ошибался в отдельных случаях. Если бы Сунна была откровением (ниспосланием), то этого не должно было бы быть. В таком случае остается еще один вопрос. Откуда это? Почему так получается?

В: Человеку свойственно ошибаться!.. Всевышний Аллах говорит так:

«Скажи: «Если я ошибаюсь, то ошибаюсь против себя. А когда я действую верно, то это по причине (сделанного мне Господом). Он – слышит, очень близок» (34/50).

«Между ними действуй Книгой, ниспосланной Аллахом. Категорически не следуй их желаниям. Избегай их, чтобы они не свели тебя, даже частично, с ниспосланного тебе. Если они отвернутся, то знай, что Аллах желает на их голову нечто плохое в ответ на их прегрешения. Впрочем, многие люди и в самом деле сошли с пути.

Или они всё еще ищут предписаний периода невежества? Для людей знающих чье предписание может быть лучше, чем предписания Аллаха» (5/49,50).

Итак, ученые направляют людей на Коран и Сунну. Это – дело, которое требует постоянства. А если начать следовать предписаниям масхабов и воспринимать их имамов как недосягаемых и обожествляемых людей, то неизбежна потеря интеллектуальной свободы и впадение в мышление, совершенно далекое от коранического…

Перевод (Р. Османзаде) 18-20.01.2010

Публикация на сайте 20.01.2010 13:35


[1] См. об этом в нашей книге: «Ложные истины» (книга опубликована на сайте. – Ред.).

[2] Эбу Давуд. Сунна, 6.

[3] İbn Hazm, Ali b. Ahmed b. Said b. Hazm el-Endülüsî (v. 456 h.), Dâru’l-hadîs, Kahire, 1404, I, 93.

[4] См. Lisan’ul-Arab.

[5] Все посланники идут из рода Адама, Нуха и Ибрагима (да приветствует их Аллах). В аяте 6/83 вместе с Нухом и Ибрагимом перечисляются имена 18-ти посланников. А затем сообщается о том, что из их отцов, родов и братьев тоже были выбраны посланники. По этой причине это относится ко всем посланникам без исключения. 

[6] Müslim, Salâtü’l-Müsafirin, 5; Ebu Davud, Salât, 287; Nesâî, Taksîru’s-Salât, 1.

[7] Kâsânî, Bedâiu’s-Sanâi, c. I, s. 91.

[8] Tирмизи. Мевакит, 1, № 149.

[9] Муслим. Иман, 1 (8); Несаи. Иман, 6 (8, 101); Эбу Давуд, Суннет, 17 (4695); Тирмизи. Иман, 4 (2613). Текст относится к Муслиму.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.