Аят 38/29: перевод и изучение Корана
Кораника > Коран Дата: 13 Nisan 2011 Email This Post Email This Post

Аят 38/29: перевод и изучение Корана

Вопрос: В вашей книге «Посредничество и ширк в свете Корана» [1] вы приводите такой перевод аята (38/29): «Это – плодотворная Книга. Мы ниспослали её тебе, чтобы они видели сеть связей между аятами (выделено нами. – Ред.) и люди, чистые душой, разместили её в своих головах». Я просмотрел 20-25 различных меалей (переводов. – Ред.), но нигде не нашел эту «сеть связей между аятами». Откуда такое добавление к аяту? Прошу объяснить.

Ответ (проф. А. Байиндир): Никакого добавления к тексту аята не сделано. Просто выражение «чтобы они видели сеть связей между аятами» является толкованием или раскрытием коранического выражения لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ . ليتدبروا (тедеббюр) означает «чтобы они (это) сделали», а دُبْر означает «заднюю» (конечную) часть (сторону). В итоге тедеббур означает, «подумать о том, куда ведет рассуждение от начала до конца о вещи, к какому её смыслу» [2].

В тафсире Кашшафа по этому аяту приводится такое разъяснение:

«Тедеббур (выделено нами. – Ред.) по отношению к аятам означает думать над ними (продумать их. – Ред.), видеть, к каким связям и позитивным значениям ведёт первоначальное понимание. Ибо тот, кто довольствуется первоначальным значением аята, во многих случаях не может получить пользы от него. Этот человек подобен тому, кто не доит верблюдицу, только родившую и полную молока. Или он похож на человека, имеющего кобылицу, способную на создание потомства, но не желающего получить от неё жеребца.

Хасан Басри (по сообщению учёных-табиинов [3]) говорил так:

«Коран, не зная о его связях, читают также дети и рабы. Они знают наизусть буквы, но не знают обозначаемой ими вещи (не доходят до смысла описываемой ими вещи. – Ред.). Такой может взять и сказать: «Клянусь Аллахом, я прочёл Коран, не пропустив буквы!». Но, клянусь Аллахом, он пропустил весь Коран! Ибо Коран не скажется ни на его морали, ни на его действиях. Клянусь Аллахом!.. И что вообще значит знать наизусть, не зная обозначаемой вещи? Клянусь Аллахом, в силу того, что они не являются людьми, принимающими верное решение, они не являются и хафизами [4]. Пусть Аллах не умножает число таких людей!.. Аллах мой! Сделай нас учёными, пользующимися тебеддуром (то есть читающими Коран с пониманием и разъяснением. – Ред.). И защити нас от тех, кто думает, что знает что-то (читая Коран наизусть и не вникая в его смысл. – Ред.)» [5].

Чтобы передать значение понятия «тедеббур» в переводе аята на турецком, мы и воспользовались приведённым выражением: «чтобы они видели сеть связей между аятами». Вместо него можно предложить и такой перевод: «чтобы они подумали и о связанных аятах». По нашему мнению, передать это понятие (тедеббур) на турецком по-другому не представляется возможным.

Теги: аят 38/29, аят 38/29 и перевод Корана, тедеббур, чтобы они видели сеть связей между аятами, тафсир Кашшафа, Хасан Басри.

От редактора. Кроме своего непосредственного смысла – исследования аята (38/29) – тема может привлечь ещё и в более широком аспете. А именно в аспекте перевода Корана, его общих принципов и методологии, а также в плане отношения к Корану в целом с точки зрения интереса к его пониманию и осмыслению.

1. В Коране есть понятия, которые не могут быть переданы на переводимый язык, в данном случае на русский или турецкий. Как быть в таких случаях? Одно из решений предложено в данном случае. Другим решением может стать использование коранического понятия, но с условием приведения по нему требуемого разъяснения и обоснования.

2. Вопрос о чтении Корана «с пониманием» продолжает оставаться актуальным и в наше время. Он был актуальным в своё время и оставался таковым на протяжении всей истории. С этим вошёл и в наши дни.

Чтение «с пониманием» или осмысленное, сознательное требует значительных усилий и знания. Последнее является, как кажется, решающим фактором. В Коране используется весь спектр науки и философии, без знания которых трудно рассчитывать на его чтение с пониманием. Преодоление этой сложности всецело является делом образования, науки и культуры. Коран должен быть снабжён научным комментарием по всему своему содержанию. Он должне обновляться и дополняться с каждым новым открытием и на каждой ступени исторического прогресса. Начальные его прицнипы должны преподаваться в школе и усваиваться в системе общего образования. Тогда и спекулировать им будет трудно. Во всех случаях выражения с его помощью своих или групповых интересов. Будь то в вопросах личной карьеры, в политике или в другой социальной сфере вообще…

3. У чтения Корана наизусть есть одна, безусловно очень сильная, сторона. Она связана с особенностями словарно-справочного характера. Хафиз с лёгкостью ориентируется в Коране и может быть полезным в любой организации, занимающейся исследованием Корана и вопросов веры (религии). Но исследование Корана, его знание и его чтение наизусть или знание наизусть – это разные вещи. Они могут совмещаться в одном лице, а когда не совмещаются, раздваиваются на две различные линии мышления о Коране.

4. Чтение Корана наизусть и знание его только в этой форме, без размышления о нём и без прикладного его, как отмечено, использования в справочном направлении, вырождается в простое стихотворчество, которое имеет самостоятельное значение для человека только в детском возрасте. Зрелость достигается в переходе к осмысленному восприятияю Корана из выученного о нём стиха. Если хафиз не предпринимает эти шаги, то он остается на стадии «вызубренного Корана». Или остаётся «в детстве», сладком и радостном, но уже прошедшим. Он остаётся инфантом, которому не хватает только крылышек, чтобы вознестись на небеса…

5. Ограничение воспрития Корана его чтением «назубок» и без того, чтобы углубляться в него и рассуждать о нём, открывать для себя его смысл и значение прочитанного из него, – со временем превращается в своего рода традицию, которая, эволюционируя на своей собственной почве, становится некой нормой, правилом и даже законом для общественного мышления. Все они направлены на то, чтобы требовать знания Корана наизусть, отодвигая на второй плане его действительную ценность – его знание по сути и смыслу. Но каждый знает, что в жизнь может войти только то, что понято и осознано. А то, что в стихах, – это высоко и прекрасно. Но для дела, ведь, требуется наука. В данном случае наука о Коране. А в вызубренном Коране е     просто нет! Справочник о Коране есть, а науки, простите нет!.. Вот и думай, как хочешь!.. А потом говорят, почему Корана в жизни нет? А откуда ему быть, если его нет в образовании и наукен?! Он так и остался в стихах у хафизов. А когда их нет, то – под стеклом, на стене, в шкафу, в сундуке! Вобщем, где-то в хранилище. И проку от него никакого. А был бы на руках!.. Для этого в него должны войти образование и наука…

6. Чтение Корана наизусть, когда в этом «очень уж упорствуют», со временем отучает вообще читать Коран самому и думать над ним «по всей своей самостоятельности». Оно формирует некое пользователькое отношение к нему. Как к любой другой вещи. Только в этот раз эта вещь переносится в театральную форму и воспринимается как спектакль. Хафиз читает, а ты слушаешь!.. Разум выключен, остаётся течение звуков. Оно усыпляет и окончательно отключает. Получаешь удовольствие вкуса. Чувствуешь себя словно бы в неком парении над землёй. Хафиз читает… А ты плывёшь в заоблочной выси коранического слова. Можешь приплыть и в саму нирванну… Тут уже и спрашивать не о чем! Не спросил это с самого начала, а в конце просто не получится…

7. Если каким-то образом удастся выйти, – нет, вырваться! – из этой «сомнамбулы», то надо будет начать всё сначала. Или, если начало есть, вернуться к тому месту, откуда возлетел от науки в поэзию и ушёл, до небес, в прекрасное и вечное. Ибо искусство поэзии и худождественного слова бесконечно. И всесильно!.. А Коран является его выдающимся представителем. У него есть некая магическая привлекательность. Стоит взять его в руки и ты оказываешься в этой чарующей привлеккательности. И правда в ней, и нравственность, и справедливость. Всё, что требуется для человека и чего он порой нигде не находит, – всё это есть в Коране. Как после этого не приклониться перед ним?! Как после этого не назвать его прекрасным?! Это слово суммирует собой всё, что можно сказать о Коране, если пытаться говорить о нём «одним словом»… И теперь это Слово декламирует Чтец с эстрады. Читает «назубок». Это фантастическое кораническое слово!.. Конечно, оно поднимет высоко. Туда, где есть всё, что мыслил для себя человек. До самой удовлетворенности и вечности. И сама нирванная покажется теперь игрушкой по сравнению с тем, что обещает Коран. Но только благодарному, поверившему Аллаху и благодеятельному… А чтец продолжает читать. И Коран продолжает говорить о том, как прийти к тому, что он обещает своим служителям…

8. Чтение Корана наизусть – прекрасное дело для прекрасного Слова. И лучше с этим не спорить! Но когда встаёт вопрос о том, как быть дальше, то наступают будни. А это, повторим ещё раз, кораническое образование, кораническая наука и коранические исследования. Ими и надо просвещать, с ними и надо воспринимать…

Вот если уже после этого вернуться к чтению Корана назубок, то это будет прекрасно. Но если начать с этого чтения и остаться на нём, – в виде слушателя и аудитории, воспринимающей на слух читаемый с эстрады наизусть Коран, – то на этом далеко не уедешь. И Коран останется на месте, и ты – в стороне от него. Не соединится в этом случае Коран с человеком. И разойдутся они по сторонам. В направлении удаления друг от друга…

9. Чтение Корана наизусть успокаивает и самого человека. Как читающего его, так и воспринимающего его в этом чтении на слух. У этого «успокоения» может быть весьма позитивный смысл, как о том сказано выше в понятии прекрасного Корана. Но если на этом кончаются все связи с Кораном, то «успокоение» для обоих сторон является ложным или мнимым. И хорошо, что есть люди, которые могут сказать об этом или указать на это. Смотрите, как прекрасно говорит Хасан Басри. Не привести его слова в этой ситуации просто невозможно! Приведём: «Они знают наизусть буквы, но не знают обозначаемой ими вещи. Такой может взять и сказать: «Клянусь Аллахом, я прочёл Коран, не пропустив буквы!». Но, клянусь Аллахом, он пропустил весь Коран!»…

10. Чтение Корана наизусть было характерно для Посланника и его окружения. И в этом была воля самого Аллаха. Вспомним, как он, обращаясь к Посланнику, говорит: «Мы будем читать тебе (Коран) и ты не забудешь (его)» (87/6). Другого средства «ношения Корана при себе», кроме как в своей памяти, при условиях отсутствия навыка чтения у человека, в те времена не было. Но размещённый в памяти Коран всегда был при Посланнике, который к тому же извлекал его в желаемое время, не прибегая при этом к чтению. А ещё Коран диктовался на протяжении всего периода ниспослания. А это – целых 23 года!..

Учёным вообще трудно ориентироваться в источниках по памяти. И это до того понятно, что об этом можно даже не говорить. Коран может составить здесь исключение. Но в целом это дело невозможное для ученого. А самое главное – и ненужное. Его задача заключается не в том, чтобы «знать наизусть» некий текст, а в том, чтобы найти и сочинить нечто новое в известных текстах, на их основе…

11. Когда один читает Коран, – по Книге или наизусть, это уже не имеет значения, – а другой слушает его и воспринимает на слух, чем всё и ограничивается. то Коран выпадает из этого отношения сторон. А если это отношение имеет место в общесте как некое массовое явление, то это значит, что Коран оказался вытесненным в целом в этой социальной среде. Но и это ещё не всё! Чтение и восприятие прочитанного на слух обобщаются до метода обучения знаниям. С этим, разумеется согласиться нельзя. Его преодолением является переход к современной системе образовния…

Опубликовано 13.04.2011


[1] Речь идет о книге А. Байиндира (Ред.).

[2] ودَبَّرَ الأَمْرَ وتَدَبَّره: نظر في عاقبته، ، والتَّدَبُّر: التفكر فيه. Lisan’ul-Arab.

[3] Сабиины – сподвижники, передающие со слов Посланника. Табиины – передающие со слов сабиинов (Ред.). 

[4] Хафиз – человек, знающий Коран наизусть (Ред.).

[5] Ebu’l-Kasım Carullah Mahmud b. Ömer ez-Zemahşerî, el-Keşşâf, Tahkik: Adil Ahmed Abdülmevcud, Ali Muhammed Muavvıd, Mektebetü’l-Ubeykan, Riyad, 1998, c: 5, s. 263.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 3.613
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 2.113
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.636
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 2.174
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.845
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 2.200
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.983
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.815
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.449
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 3.081
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 2.259
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 4.349
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 3.219
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.701
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.908
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.949
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.847
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.397
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.410
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.976
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.864
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.613
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.767
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.781
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.652
25 сура 105 / 1 16.09.2009 5.304
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.857
27 сура 105 / 3 16.09.2009 4.038
28 сура 105 / 4 16.09.2009 3.232
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.855
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.906
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.924
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 3.268
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.963
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.919
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.993
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.449
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.500
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.944
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.971
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.561
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.818
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.811
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.925
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.995
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 3.066
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.260
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.632
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 2.142
49 Коран о себе 28.08.2009 2.175
50 Вводная 28.08.2009 2.236
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.310
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.491
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.728
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.621
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.747
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.609
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.569
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.797
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.533
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.562
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.520
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.449
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.334
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.863
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 4.231
66 Коран / 113 26.08.2009 3.132
67 Коран / 112 26.08.2009 3.345
68 Коран / 111 26.08.2009 6.617
69 Коран / 110 26.08.2009 2.611
70 Коран / 109 26.08.2009 3.403
71 Коран / 108 26.08.2009 3.313
72 Коран / 107 26.08.2009 2.670
73 Коран / 107 26.08.2009 2.183
74 Коран / 106 26.08.2009 2.874
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.450
76 Коран / 104 25.08.2009 5.523
77 Коран / 103 25.08.2009 3.043
78 Коран / 102 25.08.2009 3.087
79 Коран / 101 25.08.2009 3.171
80 Коран / 100 25.08.2009 2.628
81 Коран / 99 25.08.2009 3.619
82 Коран / 98 25.08.2009 2.700
83 Коран / 97 25.08.2009 3.006
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 10.780
85 Коран / 95 25.08.2009 2.856
86 Коран / 94 25.08.2009 3.860
87 Коран / 93 25.08.2009 3.168
88 Коран / 92 25.08.2009 2.872
89 Коран / 91 25.08.2009 3.001
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.986
91 Коран / 90 25.08.2009 3.567
92 Коран / 89 25.08.2009 3.031
93 Коран / 88 25.08.2009 2.462
94 Коран / 87 25.08.2009 2.778
95 Коран / 86 25.08.2009 3.568
96 Коран / 85 25.08.2009 2.789
97 Коран / 84 15.08.2009 2.558
98 Коран / 83 15.08.2009 5.386
99 Коран / 82 15.08.2009 2.581
100 Коран / 81 15.08.2009 2.655