Кораника
Связь между сном и смертью

Связь между сном и смертью

Связь между сном и смертью

Вопрос: Разъясните, какая связь проходит между сном и смертью?

Ответ: Приведем ответ из книги А. Байиндира «Ложные истины» [1]:   

«Всевышний Аллах говорит так: «Сказали, ударьте куском мяса (животного) по этому мертвому. (И вы увидите, как он оживет. – Пер.). Так Аллах оживляет мертвых. Показывает вам свои свидетельства. Может уразумеете» (2/73).

«Так Аллах оживляет мертвых». Это положение важно в аспекте Судного дня. Судя по всему, возрождение в этот день будет подобно пробуждению со сна. Аллах говорит так: «Это Он убивает вас по ночам и знает о том, что вы делаете днем. Затем, по истечении определенного срока, он поднимет вас днем» (6/60).

Смысл киямета (переводимого как Судный, Расчетный, Последний день или День возрождения, воскресения. – Пер.) – подъем. В данном случае это подъем или возрождение мертвых (или из мертвых) подобно просыпанию со сна, а звуки горна подобны звукам подъемной трубы.

Аят (2/73) говорит о возрождении человека, тело которого еще не разложилось со смертью. Аллах своей силой восстанавливает органы и направляет душу в тело. В этом процессе оживления сначала восстанавливается и оживает тело, затем в него направляется дух. Таким будет и оживление мертвых. Сначала будет оживлена плоть, затем в нее будет возвращена душа, как это имеет место при просыпании.

…Человек создан из политой водой земли (именуемой тин). Всевышний Аллах говорит так (повторим): «Это он создает все самым лучшим образом. Он начал создавать человека из тина. Затем он создал его род из процеженной (профильтрованной) сущности, нестойкой воды» (32/7-8).

Земля и вода образуют начала вещей. Без них нет жизни. И продукты питания создаются на их основе. Потому не только Адам (первочеловек), но и все люди в целом созданы из земли. Человеческое семя образуют вещества, которые поступают с пищей, вырабатываемой землей. И дальнейшее его развитие тоже совершается благодаря продуктам, поступающим из земли. И тело питается землей и водой (тем, что доставляют ему они). Все, что отделяется от земли, снова становится землей. Повторное возрождение тоже будет из земли. Люди выйдут из нее на свет так, как выходят из нее растения. Всевышний Аллах говорит так: «Мы создали вас из земли, вернем (вас) ей (в нее) и извлечем (создадим) вас еще раз из нее» (20/55).

1. Дух (сознание) человек

На определенной стадии развития плоти Аллах вдувает в нее дух. Продолжение аятов по теме таково: «Затем он придал ему форму и вдул в него от духа своего. (Он) создал для вас уши, глаза и души. Как мало вы благодарны!» (32/9).

2. Смерть и сон

Дух использует плоть как свой дом. Когда человек засыпает, он покидает его. С просыпанием возвращается. Мертвое тело подобно развалившемуся дому. Пока он не будет восстановлен, дух туда не вернется: «Со смертью Аллах забирает души. Души тех, которые не умирают (которым предстоит еще жить), он забирает во сне. Он оставляет у себя души тех, которым предписана смерть, другие (души) отпускает до определенного времени» (39/42).

Этот аят, чтобы сделать его более понятным, можно переписать и так: «Аллах забирает души со смертью (людей), (души) неумирающих (людей) он забирает во сне. Он оставляет возле себя душу (человека), которому вынесен смертный приговор, другие отпускает до определенного срока».

В аяте использованы два понятия: мевт (موت) и вефат (وفاة). Мевт означает потерю жизненности, то есть смерть. Вефат происходит из корня вефа (وفى), что означает «исчерпать вещь (исчерпание вещью самой себя)». В этом смысле вефат – это «завершить свое дело». В результате смерти и в ходе сна дух оказывается «не у дел», потому Аллах забирает его к себе.

Эти понятия используются по отношению к нефисам или сущностям (естествам), которых у человека оказывается две. Одна из них спит и умирает (потребляет пищу и т. д.), а другая забирается из тела и возвращается в него (со сном и просыпанием) или не возвращается вовсе (со смертью тела). Первая есть плоть, вторая – дух.

Греховные люди обращаются к Аллаху с просьбой, о чем Коран говорит так: «Когда к одному из них приходит смерть, (он) говорит: «Господь мой! Верните меня назад (обратно) [2]. Может я совершу еще нечто доброе в покидаемом мире!». Нет, это его слова (он не знает, о чем говорит и что просит). За ними (ним) есть преграда до дня их нового воскресения» (23/99-100).

Первоначальное соединение души и плоти происходит в утробе матери: «Аллах создал вас из земли, затем из нутфы (оплодотворенного яйца), спермы), затем привел (вас) в состояние пары (тела и духа)» (35/11).

В Судный день тело создается заново, соответственно этому повторяется и процесс соединения духа и тела. Это соединение, со своей стороны, является признаком Судного дня. Об этом Коран говорит так: «Когда соединятся (соединяются) в пары нефисы (сущности) (плоть и дух)» (81/7). (То есть Судный день наступит тогда, когда вновь соединятся друг с другом дух и плоть. Значит это соединение есть один из признаков или знамений Судного дня. – Пер.).

Сон необходим, как известно, для отдыха организма. Смерть необходима для создания новой плоти для будущей жизни. Существующая не подходит для этих целей. Всевышний Аллах говорит так: «Настанет этот (Судный) час в мгновенье ока, может, даже быстрее того. Ибо силы Аллаха хватит на все» (16/77).

Воскресение (повторный возврат к жизни) состоится в этом мире. Человек почувствует себя так, словно бы он проснулся со сна. Всевышний Аллах говорит так: «Прозвучала труба (горн). (В это время) они, (восстав) из могил, устремляются к Господу своему. Сказали (говорят): «Горе нам! Кто поднял нас со сна?».  Вот это и есть обещанное Рахманом (Милостивым). И посланники говорили правду» (36/51-52).

По восприятию человеком этих двух явлений – сна и смерти – между ними для него нет никакого различия. Что сон, что смерть. Нечто одно и то же… Приведенные аяты говорят об этом…».

Теги: связь между сном и смертью, дух (сознание) человека, смерть и сон, 32/7-8, 2/73, 6/60, 20/55, 32/9, 39/42, 23/99-100, 35/11, 81/7, 16/77, 36/51-52.

Опубликовано 03.03.2012


[1]В оригинале: А. Bayındır, ‘Kur’an Işığında Doğru Bildiğimiz Yanlışlar’, Suleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul, 2011, 4. Baskı, s: 125-126. (пер. на русск. – Р. М. Османзаде).

[2] Привлекает внимание множественное число глагола «верните». В Коране человек общается с Аллахом на «ты». Приводят два объяснения. (1) Человек находится в экстремальном положении. Он покидает мир, сознавая, что не заслужил в жизни необходимой вознаграды Аллаха. И он просит вернуть его для того, чтобы «доделать» то, что должен был сделать в жизни. Потому он вместо «ты», говорит в этот раз «вы». Он проявляет «повышенную» учтивость… (2) Второе обстоятельство, возможно, связано с обращением к ангелам. Или к Аллаху и ангелам одновременно. Так поступаем и мы в жизни, обращаясь на «вы» к группе людей или группе и отдельному человеку, когда обращаемся к ним одновременно. Есть аят, в котором проходит это же выражение (когда к одному из них приходит смерть): «Он – единственный обладающий властью над своими служителями. Посылает вам хранителей (ангелов-хранителей). Наконец, когда к одному из них приходит смерть, наши посланники * (представители) забирают его душу. Они никогда не задерживаются» (6/61) (Ред.)

Использовано понятие расул во множественном числе (расулы): посланное нами лицо (лица). Или просто посланник (посланники). Это понятие используется по отношению к посланникам Аллаха, Мухаммеду в том числе. А в данном случае оно использовано по отношению к ангелам, забирающим душу человека с его смертью.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.