Кораника
Посланник Аллаха из людей (продолж.) (3/5).  Возвеличивание Иисуса и Мухаммеда

Посланник Аллаха из людей (продолж.) (3/5). Возвеличивание Иисуса и Мухаммеда

Посланник Аллаха из людей (продолж.) (3/5).

Возвеличивание Иисуса и Мухаммеда 

Вопрос: Что такое хакикат-и Исавийе и хакикат-и Мухаммедие? Какая разница проходит между этими двумя понятиями?

Ответ (Я. Шенол [1]): Интересная параллель возникает между выражениями «всё для Иисуса» и «всё для Мухаммеда».

«Ложное понимание роли Иисуса в вере порой можно отнести и к Поланнику Мухаммеду в исламе [2]. К примеру, в народе широко распространен, так называемый хадис-кутси: «Если бы тебя не было… Если бы тебя не было… Я бы не создал вселенную» (لولاك لولاك لما خلقت الأفلاك). По заключениям специалистов хадис является ложным и измышленным [3]. Стоящие на позициях этого ложного хадиса утверждают, что первой созданной вещью был Хакикат-и Мухаммедие, а всё остальное было создано уже от него и во имя него. Полная параллель с Иисусом в христианстве!..

Это понятие (Хакикат-и Мухаммедие) было выдвинуто и разработано суфиями во главе с Мухиддином Ибнуль-Араби. Основные его положения сводятся к следующему [4]

От редактора. Мы опускаем эту часть изложения (или доказательства). Она не имеет ничего общего ни с рациональным и научным мышлением, ни с Кораном. В них путем логических умозаключений, основывающихся «на свободной логике мышления», «доказываются» тезисы о том, что Хакикат-и Мухаммедие был первой созданной вещью, а всё остальное было создано уже от него и в его имя… Эти суждения и подобные им – еще раз! – находятся от науки и Корана так далеко, как небо от земли…

От автора

Считается, что источником этих представлений является «логос» неоплатонизма или представления Святого александрийца Клеменса. Отсюда они перешли в шиизм и уже отсюда в тасаввуф (суфизм. – Ред.) [5]. Остается спросить о том, как эти представления связаны с кораническими суждениями о посланниках? Многие ученые полагают, что такой подход к Послланику Мухаммеду ведет к его обожествлению, а это, в свою очередь, есть куфр и ширк. И прежние общины, преувеличивая в возвышении своих посланников, неоднократно впадали в заблуждение [6]».

Теги: посланник Аллаха из людей (продолж.), возвеличивание Иисуса и Мухаммеда.

Продолж. следует

 Опубликовано 27.04.2012



[1] Яхья Шенол. Стамбул, 1980. Научный сотрудник Фонда Сулеймания (с 2004). Окончил (в 2003) Богословский факультет Стамбульского ун-та. В настоящее время работает над докторской диссертацией. Имеет научные статьи и брошюры. Является редактором сайта www.suleymaniyevakfi.com.

[2] Abdulaziz Bayındır, Kur’an Işığında Aracılık Ve Şirk, Süleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul, 2005, s. 82.

[3] Muhammed b. Ali b. Muhammed eş-Şevkâni, el-Fevâidu’l-Mecmûa fi’l-Ahâdîsi’l-Mevdûa, Thk. Abdurrahman el-Muallimî, el-Mektebetu’l-İslâmî, 2. Bs., Beyrut, 1392 h., s. 326; hadis no: 1013; Molla Aliyyü’l-Kârî, el-Esrâru’l-Merfûa fi’l-Ehâdîsi’l-Mevdûa (el-Mevdûatu’l-Kübrâ), Thk: Muhammed Lütfi es-Sabbâğ, el-Mektebetu’l-İslâmî, 2. Bs., Beyrut, 1986, s: 288; hadis no: 385; İsmail b. Muhammed el-Aclûnî, Keşfu’l-Hafâ, 3. bs., Beyrut, 1988, c: 2, s: 335, hadis no: 2123. – Аллийуль-Кари и Аджлуни (Aliyyü’l-Kârî ve Aclûnî) принимают измышленный характер этого хадиса по его документу, но по смыслу считают его истинным. Оценивая это, Ибн Теймийе говорит так: «Некоторые утверждают, что земля, небеса, Луна, Солнце… короче, всё было создано для нашего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Но это утверждение не является ни истинным, ни слабым. Оно просто не было высказано Посланником ни в какой форме. Все ученые (ислама) принимают это так. И сподвижники не говорили ничего подобного. Это слово, безусловно, принадлежит анонимному автору (Ред.). – İbn Teymiye, Mecmûu Fetâvâ, Cem’ ve Tertîb: Abdurrahmân Muhammed b. Kâsım, c: 11, s: 96. – Ибн Теймийе (İbn Teymiye), продолжая, говорит о том, что, в соответствии с хадисами, считать землю, небеса, Луну, Солнце и др. созданными для человека является неверным.

[4] Mehmet Demirci, “Hakîkat-i Muhammediyye”, Diyanet İslam Ansiklopedisi (DİA), İstanbul, 1997, C: 15, s: 179–180.

[5] Mehmet Demirci, “Hakîkat-i Muhammediyye”, DİA, C: 15, s: 180. Hakikat-i Muhammediyye veya Nûr-u Muhammedî adı verilen bu inancın İslam dünyasına Şiilerden onlara da Yeni Eflatunculuktan geçtiği, yahut bunda Hıristiyan etkisinin veya Yunan felsefesinin bulunduğuna dair açıklamalar için bkz: Hatice K. Arpaguş, Osmanlı Halkının Geleneksel İslam Anlayışı, Ensar Neşriyat, 2. Bs., İstanbul, 2006, s: 184-186.

[6] Mehmet Demirci, “Hakîkat-i Muhammediyye”, DİA, C: 15, s: 180.

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.