Кораника
Закят бедным и нищим

Закят бедным и нищим

Закят бедным и нищим

Вопрос: Одной из групп людей, которым дается закят, являются мискины (мискин: жалкий, убогий, немощный, слабый и т. д. (по словарю). – Пер.). Кто они такие? Чем они отличаются от бедных? Может они являются более низшей категорией, чем бедные?

Ответ: Понятие «мискин» (المسكين) происходит от корня «s-k-n» (سكن), которое имеет такие значения, как быть тихим, исчерпаться, быть молчаливым, прекращаться, завершаться и т. д. Некоторые говорят так, что бедный – это мискин. В этом смысле они считают, что положение мискина хуже даже, чем положение бедного. Это – ошибочное представление. Ибо оно сводит понятие к «исм-и мефулю» [1], в то время как оно несет смысл «исм-и фаиля» и обозначает «опустившегося».

В вопросе о «бедном» и «мискине» преобладающим является мнение о том, что они представляют разные группы людей. Но и есть и другие подходы. Так, некоторые считают, что положение мискина является более худшим, чем положение бедного. К примеру, это утверждает Эбу Ханифа. Он говорит, что «бедный владеет хотя бы малым, а мискин не владеет ничем» [2]. Имам Шафи утверждает прямо обратное [3].

Из суры Кахф (18. Пещера) можно сделать вывод о том, что положение мискина является даже лучшим, чем бедного.В ней о положении людей, которым принадлежит судно, говорится так, что ими являются люди бедные (как «бедные» здесь переведно то, что на деле проходит как «мискины». – Пер.). Аят таков: «…Это судно принадлежит группе бедных (людей), которые являются рабочими на нем (зарабатывают на жизнь им. – Пер.)…» (اماالسفينة فكانت  لمساكين…) (18/79). Здесь проходит слово «месакин» или мн. число от «мискин». Значит «мискин» – это человек, который может обеспечить свое содержание, пусть даже на минимальном уровне.

А теперь оценим один хадис, поддерживающий мысль приведенного аята. Он приводится в «Кутуби Ситте» только у Бухари и Несеи. Бухари приводит его с целью комментирования аята суры Бакара (2/273). Хадис таков:

«В хадисе от Эбу Хурейры (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (сав) говорит так: «Мискин не станет ходить от двери к двери за куском, другим, за хурмой, другой. Но у него нет достатка, спасающего его от бедности. О нем не вспоминают, когда дают милостыню. И сам он ничего не просит у людей» [4].

Хадис характеризует мискина как человека, имеющего определенный достаток, хоть и минимальный, и не нуждающегося в том, чтобы побираться или просить что-то у людей. И сами люди не думают о нем в этом плане [5].

Так мы получаем ответ на вопрос о различии между мискином и бедным. У бедного бедность (несостоятельность), стала хроническим явлением, у микина она до этой степени не дошла. В таком случае мискина можно характеризовать, скажем, так: человек, который не располагает требуемым состоянием для «богатого» и порой может быть неспособным на удовлетворение своих насущных потребностей [6].

От редактора. Бедный и богатый, бедность и богатство являются, как известно, вечными темами общественной жизни. Вся история одинаково строится на этом отношении. Тема «мискин и бедный» возвращают нас к ней с точки зрения ступеней (степеней) бедности.

Сколько может быть этих ступеней (степеней) и какие они? Или чем может отличаться бедный от… бедного? Насколько один человек может быть в обществе беднее другого?.. А может всё же поставить вопрос в общем виде – как вопрос о бедности и богатстве, бедных и богатых, как он, впрочем, и ставится в истории?.. А для этого надо ввести свои критерии (признаки). Установить пределы различения бедного и богатого, а затем – пределы в самих этих группах.

Если поступить так, то пределом бедности следует назвать материальное содержание в рамках минимального прожиточного минимума (для семьи и человека). После этого пойдет «жизнь в проголодь». А затем человек станет побираться… Уже на этом основании можно решать и вопрос о том, кому и как платить из общественных фондов, к которым относится и рассматриваемый закят…

Теги: закят бедным и нищим, бедный и богатый, бедность и богатство являются, как известно, вечными темами, 18/79, 2/273.

Опубликовано 29.11.12



[1] İsmul Fâil: образован из глагола, указывает на субъекта (деятеля). İsmul Mef’ûl: образован из глагола, указывает на объект (см.: Mehmet Maksudoğlu, Arapça Dil Bilgisi, 5. basım, İstanbul, İFAV, 1992, s.76-77).

[2] Cм: Merğînânî, Ebû’l-Hasen Ali b. Ebî Bekr b. Abdilcelîl el-Ferğânî el-Merğinânî(ö.593/1197),el-Hidâye şerhu Bidâyeti’l-mübtedî, 2 c., İstanbul Edâ, 1991, C:1, s.112.

[3] См.: İbnü’l-Esir, Mecdüddin Ebû’s-seâd3at el-Mübârek b. Muhammed el-cezerî (ö.606/1210), en-Nihâye fî ğarîbi’l-hadîs, yay.haz.Mahmud Muhammed et-Tınâhî, Beyrut, el-Mektebetü’l-İlmiyye, C:III, s.335.

[4] См.: Buhâri, Zekât 53; Nesei, Zekât 76.

[5] См.: Tahâvî, Ebu Cafer Ahmed b. Muhammed et-Tahâvî (ö.321/933), Ahkâm’ul-Kur’an, ed.Saadettin Önal, 2 c., İstanbul, İSAM, 1995, C:1, s.361-362.

[6] Для более полной информации см.: Lisan’ul-arab, “s-k-n” md.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.