Кораника
Коран и Сунна Посланника

Коран и Сунна Посланника

Коран и Сунна Посланника          

Вопрос: Можно ли обращаться к Сунне Посланника (сас), в то время как мы имеем на руках разъясненный Коран?

Ответ: В настоящее время в мире существует немало так называемых ученых-реформаторов, часть которых опирается только на Коран. А другая – только на Сунну Посланника (сас). Но ни те, ни другие неправы в своем суждении. Ибо предписания в Коране ниспосланы, когда они ниспосланы в общей форме, нуждаются в конкретизации с учетом образа жизни и нравов общества. Она и выпадает на долю Посланника. Например, можно выделить аят о проценте и сопровождающий его хадис о шести товарах, ограничивающий торговые операции с ними. Поэтому роль Посланника в конкретизации Корана очень важна. А если сказать иначе, то будет так: «Следующий Корану, следует и Сунне. Потому, что это предписание представляет собой непосредственное продолжение и выражение идеи Аллаха». Коран говорит так:

«И повинуйтесь (покоритесь) Аллаху, а также его Посланнику. И будьте внимательны (остерегайтесь). Но если вы отвернетесь, то знайте, что ответственность Посланника состоит только в сообщении (передаче ниспослания вам)» (5/92).

В понимании Сунны Посланника можно выделить принципы, которые могут служить своего рода направляющими в вопросе понимания отношения Корана и Сунны. Из них три следующие можно сформулировать следующим образом:

1. Хадисы, передаваемые от Посланника, должны соответствовать идее и сути Корана и не противоречить ему. Хадисы, противоречящие Корану, должны считаться недостоверными и не использоваться в практике.

2. Аллах разъясняет Коран со своих позиций, с позиций творца миров и человека, а Посланник – со своих. Ибо для него важно понять Коран с учетом тех задач, которые он непосредственно ставит перед людьми данной общины. Потому в разъяснении Корана Аллахом и Посланником нет никакого противоречия. Ибо у Аллаха здесь, как омтечено, свои задачи, а у Посланника – свои.

3. Аллах не доказывает свои аяты логически или теоретически, как это принято делать в нашей теоретической науке. Он доказывает их своим словом и всей практикой, которая основывается на ней. В то, что непонятно, он предлагает просто верить. Верить ему на слово. В то же время теоретическая доказательность коранического слова следует из всей его системы и теми элементами знания, на которые указывает в нем Аллах, говоря о его аятах как мухкам, муташабих и месани аятах.

Что касается доказательства положений Сунны, то они доказываются уже тем, что представляют собой развитие положений Корана применительно к конкретным условиям жизни и конкретной ситуации. Если они не восходят к Корану, то никаким другим аргументом они уже не могут быть доказаны.

Но мы не должны забывать о том, что в Коране проходит целый ряд аятов, по которым не было высказано ни одного хадиса. К примеру, аяты, которые указывают на освоение космоса человеком в будущем, на биологию растительного и животного миров, на метафизику, на сотворение планеты Земля, солнечной системы, на некоторые явления природы, морей и океанов и др… Посланник (сас) характеризуется в Коране как «умми» (необразованный). И вопросах, касающихся природы и космоса, он предпочел обойтись тем знанием, которое непосредственно содержалось в Коране. Но зато Посланник широко и до деталей разъяснил вопросы, касающиеся практики веры (вопросы о намазе, закяте, посте, хадже и др.).

См. дополнительно материал на линке:

http://www.koranika.com/?p=1352 (на русск.).

Теги: Коран и Сунна Посланника, хадисы, передаваемые от Посланника, должны соответствовать идее и сути Корана и не противоречить ему, Аллах разъясняет Коран со своих позиций, 5/92.          

Опубликовано 14.01.2013

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.