Кораника
КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.) (10.04.13)

КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.) (10.04.13)

КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.) 

Аллах называет свое Учение (в Коране) Исламом [1]. Это Учение отделяет прямое от кривого (см.: 2/185), оставляя за человеком право на выбор – следовать ему или отвергнуть (2/256). Посланники и лица, преданные Аллаху, во всей истории призывали людей к Богу – вере Аллаха (см.: 10/108, 9/33). Одни последовали, а другие отошли от веры. В итоге люди и разошлись между собой в вопросах веры: одни остались на позициях Слова Всевышнего, а другие стали поклоняться «своей религии», пологая, будто такая религия на деле может быть. Поэтому Аллах и рекомендует своему Посланнику держаться подальше от людей, которые следуют «своей религии», предлагая отмежеваться от них словами: «…ваша религия – вам, Моя религия – Мне!» (см.: 109/6). 

Религия (вера) Аллаха – это фытрат,  что есть логос (необходимость) и закон. Фытрат – логос – необходимость, закон – это то, что по природе вещей или по мере вещей. Аллах говорит так (повторим): «Ты поверни лицо свое прямохонько в сторону этой религии, фытрату Аллаха. Он создал людей по нему» (30/30), т.е. Аллах создал человека по фытрату, который есть закон и мера вещей. И такова вся Его религия. Следовательно, о религии Бога можно сказать, что религией Аллаха является только такое слово и действие, которые поддерживают вещь, жизнь и человека в направлении установленных для них законов или природы вещей, на которую указывают и к которой ведут в итоге все эти законы. А если слово и действие не поддерживают это правило, не следуют законам природы вещей, то в них нет и религии (веры) Аллаха (Всевышнего). Итак, в этой религии (вере), подчеркнем, всё неизбывно обстоит так, что законы бытия являются одновременно и законами религии – законы бытия находят себя, в природе вещей, а потому религия, мыслящая по принципу природы вещей, и является религией от Аллаха (Всевышнего). В силу этого Аллах и говорит: «Вы, что, ищите религию, помимо религии Аллаха? Но кто есть на небесах и на земле, хотят они того или нет, предались Аллаху. Все будут возвращены к Нему» (3/83). Всё это можно понять и так: в мире господствует порядок вещей, обусловленный всеобщей взаимоподчиненностью – объективной необходимостью и закономерностью (логосом или фытратом). Сама она, религия Аллаха, связана с деятельностью в мире Всевышнего, сотворяющего, по Его словам, мир и всё существующее в нем и принадлежащее Ему неким непостижимым для нас сегодня образом. 

Так, всё, что создает Аллах по фытрату, Он создаёт еще и по мере – по собственной мере вещи и по мере вещей в целом (см.: 65/3, 54/49, 33/38)… В силу этого мир и состоит не только из вещей, скроенных по мере, но еще и таких, мера которых предложена самим Творцом: в мире есть живые и неживые сущности, а среди живых – и такая высокоорганизованная сущность, как человек… Кроме этого, Аллах говорит еще и о такой сущности, как джинн.

Из всех названных сущностей в мире, живых и неживых, кроме человека и джиннов, все остальные неизбывно действуют по воле Аллаха и Его предписаниям (законам) – никакой другой возможности для жизни и действий у них больше нет. И только человек и джинны способны действовать как по этим предписаниям, так и по своим собственным, т.е. по своей воле, отклоняясь от предписаний Аллаха и даже вступая в противоречие с ними. Эта возможность дана им постольку, поскольку сами они созданы с испытательной целью (51/56).

Потому живым существам никак «не понять», как это можно действовать так, чтобы это было «не по Аллаху», а было «по самому себе». Сами-то они действуют «по Аллаху» и никак уже «не по другому» [2]

Понимание Корана как фытрата исключительно важно для понимания его как объективного источника знаний [3]. Аллах разделяет коранические аяты на две группы (об этом, штрихом, уже говорилось выше): на ниспосланные и сотворенные (созданные) (см.: 41/53). Это значит, что данные аяты надо рассматривать в своем единстве. Это «ниспосланные» формулируются текстом Корана, а «сотворенные» воспринимаются органами восприятия и обрабатываются логическим мышлением. В итоге и формируется целостный образ бытия. И, чтобы этот образ в сознании был объективным отражением и осознанием бытия, его теперь надо соотнести с тем, что говорит о нем ниспослание (Коран). Это соотнесение может быть сделано только наукой, ибо методом мышления в Коране является фытрат, который, как отмечено, есть метод объективного (объективно-научного) мышления и познания. По этой причине невозможно стоять на почве Корана и не принимать его связь с наукой. Люди, принимающие Коран, должны понять это. А понимающие должны расстаться с методами ненаучного (вненаучного) пониманя Корана. Другое дело, что здесь встает вопрос о том, как решать конкретные коранические проблемы на почве научного познания? Как наука решает, так и надо решать! Во всяком случае те, которые наука решить не может, не могут быть решены ни чудом, ни мифом, ни привлечением неких философских и логических абстрактных суждений. И Аллах указывает здесь на совсем другой путь. Он предлагает поверить Ему на слово!

Продолж. следует


[1] См.: 2/132, 3/19, а также Menakıb, 32.  

[2] Показательным в этом плане является пример с птицей худхуд (в переводе – хохолок, удод), разговаривающей с Сулейманом (Соломоном) (да приветствует его Аллах) (он знал язык птиц) и приносящей ему информацию «с дальних мест» (см. 27/20). Она «никак не может понять», как это можно поклоняться Солнцу, когда есть Аллах. И говорит так: «Разве они не должны поклоняться Аллаху, выявляющему всё скрытое на небесах и на земле? Он знает и скрываемое ими, и обнаруживаемое» (27/25).

            В основаниях психики животных лежит инстинктивная, как известно, деятельность. Она, к слову, обслуживает и человека, но у него она подчинена сознательной деятельности. Пример с птицей, который приводит Аллах, указывает на сложный характер психической деятельности у животных и невозможность трактовать ее как «однозначно-инстинктивную»… К сожалению, мы знаем еще очень мало «о сознании животных», потому и пример с птицей до конца понять не можем. Но он в любом случае будет полезным в последующей истории изучения сознания…

            В 13/14 говорится так: «Верный призыв – это призыв к Аллаху. (Вещи) которые они ставят между Аллахом и собой, призывая их на помощь, не смогут ответить им… (Это) – пустой призыв». И еще: «Аллах приводит пример человека, подчиненного препинающимся между собой многим партнерам, и человека, связанного только с одним лицом. Эти двое разве могут быть одинаковыми?..» (39/29).

[3] Ф. Орум. Методология познания Корана на основе единства Корана и Сунны. II. 3. 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.