Кораника
Кем же является человек на земле?

Кем же является человек на земле?

Кем же является человек на земле? 

Вопрос: Можно ли назвать человека наместником (халифом) Аллаха на земле?  

Ответ: Нет, нельзя! Потому, что человек не является наместником (халифом) Аллаха на земле. Не является он и его представителем на земле, как об этом говорят порой. Он является разумным субъектом, сотворенным Аллахом для себя, для службы себе.

Но тезис о том, что человек является представителем Аллаха на земле, «очень понравился людям». Особенно «он понравился» лицам, занимающим властные должности на земле. Особенно должности верховных носителей власти. Они с удовольствием стали указывать на себя как на представителей Аллаха на земле. Дескать – «он там, а мы здесь» [1]. По этой же линии происходит и поныне обожествление людей. От политиков до духовных лидеров…

Наместник понимается и так, как-будто Аллах и в самом деле предоставил кому-то из людей свое место, а сам удалился куда-то… Это тоже чистый вымысел! Ибо ни Аллах не удалился, – он продолжает пребывать на своем месте, как есть, – ни такой мысли вообще в Коране нет…

Зато Аллах постоянно напоминает в Коране о том, что это Он является творцом человека. И он должен помнить об этом и быть благодарным Ему. Аллах говорит так:

«Пусть посмотрит человек, из чего он создан. Он создан из изливающейся жидкости (подвижной), которая выходит из (того, что) между позвоночником и ребрами» (86/5-7).

 «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается! Он привел нам притчу (пример) и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?». Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете (огонь) от него.

Неужели тот, кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, знающий. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!». Как это сбывается. Пречист тот, кому принадлежит власть над всякой вещью! К нему вы будете возвращены» (36/77-83).

Эти аяты открыто указывают на то, что человек не может быть наместником Аллаха на земле. Но все же термин «халиф», которым характеризуется это «наместничество», запутал большинство ученых-мусульман. В трактовании его как наместника сыграло свою роль и идея Торы в формулировке создания человека Аллахом: «Я создам человека по образу и подобию нашему» [2]. В данном случае «создание человека по образу и подобию нашему» понимается прямолинейно. Для этого достаточно соотнести Бога с человеком, как всё сразу встает на свое место. Между ним и человеком лежит целая пропасть… Отсюда и мусульмане, вслед за иудеями и христианами, тоже стали трактовать «халифа [3]» как наместника Бога на земле. Идея была поддержана, как отмечено, и самими властителями…

Термин халиф в Коране проходит в следующих аятах: 2/30, 7/129, 10/73, 38/26. Но ни в одном из них он не понимается как наместник…

У человека есть стремление к власти и желание быть бессмертным. Оно было во все времена и, судя по всему, будет до тех пор, пока существует сам человек. К слову, и шайтан совратил Адама и Еву именно бесконечной властью и бессмертием…

Человек может быть «наместником» или представителем другого человека – по должности, власти и т.д. Эта ситуация является естественной для человека. Но она имеет место только в человеческих отношениях. И по понятию своему не может иметь места в отношениях человека с Богом. Это проистекает уже из того, что Бог не заменяет себя человеком на земле, а всё на ней делает сам. А человек так и остается в роли служащего ему субъекта.

А что касается ситуации «двух Богов», – это они могли бы быть наместниками друг друга, – то такого наместничества, простите, теперь нет у Бога. По этому вопросу Аллах говорит так:

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные боги кроме Аллаха, то все превратилось бы в хаос (небеса и земля разрушились бы). Аллах – Господь трона, пречист и далек от того, что они приписывают ему! Его нельзя спросить за то, что Он совершает, а они (люди и джинны) будут спрошены» (21/22-23).

Предлагаем дополнительный материал по теме на линке:

http://www.koranika.ru/?p=708.

Теги: кем же является человек на земле, наместник, представитель, халиф. 

Опубликовано 05.04.2014


[1] «Он (Фараон) собрал (людей) и громко воззвал, и сказал: «Я – ваш всевышний господь!». Тогда Аллах подверг его наказанию как в этой жизни, так и в будущей» (79/23-25).

[2] См. Ветхий Завет: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:26-27).

[3] См. Коран, 2/30.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.