Кораника
Мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата?

Мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата?

Мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата? 

Вопрос: Как известно, в исламской традиции принято считать, что Коран и Сунна являются отдельными источниками, которые независимо друг от друга могут устанавливать законы шариата!.. Я же, при изучении Корана понял, что все законы установленны и обозначены для людей только самим Аллахом. У меня возник вопрос: мог ли вообще Посланник «от себя» устанавливать законы шариата, как это утверждает исламская традиция? 

Ответ: Посланник Мухаммед (сас) ничего от себя «самовольно не изобретал», а также никаких законов шариата от себя не устанавливал! Это не входило в его функции (обязанности). Он был всего лишь Посланником, которого Аллах избрал из его же общины для того, чтобы донести свое Слово до людей. И еще – Посланник говорил только по ниспосланию! Он ничего, кроме Слова Аллаха, своему народу не передовал! А еще и Аллах строго следил за ним… 

Задача и функции Посланника были изначально заданы ему самим Аллахом. И ему не оставалось ничего другого, как только следовать им. Отчасти об этом говорят приводимые ниже аяты:

«О, люди Писания! К вам направлен наш Посланник (Мухаммед), который раскрывает (выносит на свет) вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Аллах ниспослал вам свет и ясное Писание» (5/15). 

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний. А также для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах. И не потакай их желаниям, (уклоняясь) от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь (шариат). Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он (разделил вас) для того, чтобы испытать вас тем, что Он ниспослал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились» (5/48). 

Как видим, Аллах говорит, что «каждому из вас Мы установили закон и путь (шариат)». То есть Аллах предусмотрел от себя всё, чтобы общество могло жить и решать свои задачи по требуемым правилам (законам). А Посланнику Он говорит так: «Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах». Это значит, что Посланник должен пользоваться тем решением, которое Аллах уже предусмотрел в Коране. В этом плане и Иисусу Аллах говорит тоже самое: 

«Я (Иисус пришел), чтобы подтвердить истинность того, что было в Торе до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено (донести разрешение в ниспослании Аллаха). Я принес вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же ему, ибо таков прямой путь!» (3/50-51). 

Еще Аллах говорит так: 

«Воистину, ваш Господь – Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Аршом. Он покрывает ночью день, который поспешно следует за ней. Солнце, Луна и звезды – все они покорны его воле. Воистину, (только Аллах) Он творит и повелевает (устанавливает закон). Благословен Аллах, Господь миров!» (7/54). 

«Скажи: «Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. Это у него сокровенное (тайное) небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит! Нет у них покровителя помимо него, и никто не принимает (кроме него) решений (устанавливает законы) вместе с ним (наряду с Аллахом)» (18/26). 

Аллах запрещает кому-либо предлагать решения от его имени. Такого права не было и у посланников. Посланники брали готовые решения из ниспослания. Если же не было ответа на какой-либо вопрос, тогда они оставались в ожидании его от Аллаха. А потом уже решали свои вопросы с этим поступившим им аятом (аятами). 

В начале аятов, в которых Аллах отвечает людям на их вопросы, говорит так: «Они спрашивают тебя!.. Скажи!..» (см. дополнительно: 2/215, 217, 219, 220, 222, 17/85)… 

В обобщение своих слов Аллах говорит еще так: 

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено (халяль), а то – запретно (харам). И не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16/116). 

Приведеные соображения могут стать основанием для понимания того, чтó такое шариат или система законов от Аллаха. Их не может устанавливать никто от себя. И у Посланника тоже не было такого права. Но мы можем задуматься над вопросом о том, как практиковать законы, установленные Кораном в наших современных условиях. Вот, это и в самом деле требует ума, знаний и уважительного отношения к своему времени и человеку. 

Теги: мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата, чтó такое шариат или система законов от Аллаха. 

Опубликовано 17.06.2014

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.