Коран / 105 (продолж. 4)
Кораника > Коран Дата: 30 Temmuz 2009 Email This Post Email This Post

Сура 105. СЛОН (АЛЬ-ФИЛЬ) (продолж. 4)

        

6. Чудо. Чудо-птицы или воображаемое чудо (продолж.). Птицы по Корану

Обобщим версию “с птицами” (а) и приведем коранический пример на тему (b).   
 
(а) Воображаемые чудо-воины или воины с крылышками и клювом “впридачу”
 
Итак, армию уничтожили птицы, которые, налетая стаями, бросали в людей (воинов) камни (каменья) из обоженной глины… Такова легенда о воинах с неба. С горошиной глины – в клюве или в лапках, – как придется! – способны уничтожить армию!.. Правда, и птицы эти необыкновенные. Обыкновенные этого делать не могут. Они на это просто неспособны… О них нигде ничего не говорится. Ни в хрониках, ни в литературе, ни в Коране. Всё связанное с ними остается неизвестным… Как дойти до них умом? Откуда они берутся?.. Если не из воображения, то откуда еще?! Больше, ведь, неоткуда!.. Чтобы замаскировать это, изобретается версия о чуде Аллаха. На нее и списывают свою легенду. Все вопросы имеют один ответ – чудо Аллаха… Эта версия может держаться, как отмечено, в условиях необразованного мышления, сознательно поддерживаема механизмом заблужения. Но как только мышление выбиратся на простор образования и науки, получает объективное знание о Коране, так сразу перед ним рушатся все мифы, включая и миф с птицами, уничтожившими армию по воле Аллаха и сделавшими это как проявление его чуда…
 
Чудо из воображения или воображаемое чудо (или заключение “в иронии судьбы”). …Надо же!.. И чтобы полетели. Взяли. Прилетели. Бросили… И не куда-то в сторону, а прямо в цель. На голову!.. И чтобы знали, откуда и что. Брали пропеченную, обоженную! А не ту, что дадут или что попало!.. Чтобы отличали “пластилин” от обоженной. А глину – от неглины… И метали бы так, чтобы это было “насквозь”. Входила бы отсюда, а выходила бы, простите, оттуда!..
Откуда столько силы?.. Лошадиная нужна, говорите?.. Верно, нужна! А у нас сколько? Одна птичья! Но какая это птичья! Это же чудесная птичья сила! Нигде ее нет, кроме нашего, простите, воображения! Оттуда, вот, и метаем!..
Спорят о том, где она несет эту свою метальную горошину? В лапках или в клюве?.. Вы спорьте, а мы для себя уже решили этот вопрос! В клюве! И больше нигде!.. В нем птица несет всё, что несет! Потому и горошину нести больше негде, кроме как в клюве… И вообще, спросим себя о том, где находятся лапки в полете? Не под брюхом, разве? Как будем метать?.. Соглашайтесь на клюв! Ибо другого предложения просто нет!..
Да, чуть было не забыли еще одно! Говорят, что были и ожоги. Откуда они? Неужели птицы метали горячие горошины? Но, простите, глина-горошина была “обоженной”. Это значит, что она была уже “оставшей”, когда попала на клюв… Оставим…
…Мы всё говорим о том, что птица “метает”. Они говорят, что она “бросает”… Но кто и где видел, чтобы птица метала или бросала? А еще и в цель? Не в сторону и не “на что-то” или “куда-то”, а прямо в цель?..  Она просто открывает клюв и то, что в нем, само собой падает вниз. И падает в полном соответствии с законами физики. Потому и падает не по наклонной или кривой, а строго по вертикали. И силы в нем, к слову, столько, сколько может сообщить ему, простите, “ускорение свободного падения”. И оказывается, что эта сила не может пробить насквозь и выйти, простите, “на той стороне”. В лучшем, – простите, в худшем – случае – поранит. Как градинка, которая летит с неба… А поскольку градинка-горошинка из испеченной глины весит примерно в три раза больше, чем градинка из воды [1], то и эффект ранения, естественно, возрастает…
Мы стали рассуждать научно в оценке материала, который описывается чудом или строится на чуде. Некорректно, конечно!.. А как быть корректным?.. Надо быть по Корану, следовать ему. И больше ничего!.. Что значит “быть”, “следовать”? Разве чудо не следует?.. Это – не следует!.. А какое следует?.. Об этом уже много сказано!.. Как быть?.. Ваше Величество! Ваш выход!..
На сцену мышления вступает Объективное познание!
Браво! Дождались!..
 
А куда делись чудо и его искусники?!
Испарились! Словно бы их и не было вовсе!
“Не быть вовсе”! Ложное знание имеет такую особенность. При и в свете Знания…
А, ведь, намерения могли быть и совершенно искренними!.. Тогда тем более чудо ни к чему!.. Достаточно действовать по условиям Всевышнего…
Никакое чудо ни к чему не ведет, если оно не ведет к Всевышнему. А к нему оно ведет на его условиях. На условиях объективного знания… Таково правило!..
 
* Испеченная (обоженная) глина (из интернета)
 
Испеченная (обоженная) глина (о которой говорится с самого начала)… Что это такое с позиций современной науки и технологии?
Краткая справка (из интернета).
Эта глина относится к разряду “вяжущих материалов”, которые “применяются в строительстве для приготовления бетона и различных растворов. Основная особенность вяжущих материалов – их способность застывать под воздействием воздуха или воды. Исходя из этого, вяжущие материалы делят на гидравлические и воздушные.
Воздушные вяжущие материалы – гипс, глина, строительная известь – твердеют на воздухе и могут быть в дальнейшем размыты водой. Более прочные и долговечные гидравлические материалы – различные виды цемента и специальные вяжущие смеси – начинают застывать еще на воздухе и продолжают отвердевать под воздействием воды.
Самое прочное и долговечное гидравлическое вяжущее вещество – цемент… Его получают путем измельчения продуктов спекания специального вида глины – мергеля – или смеси глины с известняком. При производстве цемента используют в определенных дозировках добавки: гипс, песок, шлак. В зависимости от типа добавки получают разные типы цемента…
Еще один весьма популярный вид цемента – портландцемент… Технология изготовления портландцемента – совместное измельчение клинкера и гипса и добавление активных добавок. Все это в совокупности придает портландцементу высокую прочность, уступающую по показателям разве что стали. Клинкер для портландцемента состоит из силикатов кальция, получаемых в результате обжигания смеси глины и известняка (выделено нами. – Р.О.)… Удельный вес портландцемента колеблется в пределах 3,05 – 3,15 г/см3″ [2].
 
(b) Коранический пример на тему и ее обобщение  
 
В Коране есть еще один эпизод (пример) с птицами. Речь идет об армии Сулеймана, в которой служили еще джинны и птицы (см. 27/17-32).
И что делают здесь птицы? Какую воинскую функцию они выполняют?.. Аяты не говорят об этом особо. Но из их содержания можно понять так, что птица (худхуд или удод, хохолок) выполняет в данном случае разведывательную функцию. К примеру, она сообщает Сулейману о том, что царица Савская “и ее общество, оставив Аллаха, поклоняются Солнцу”. Сулейман осудил это и предложил им отвратиться и покориться ему. Написал об этом в письме царице. И передал его птице, чтобы она донесла его до нее. И сказал так:  “Возьми это мое письмо, брось им. Затем отойди немного в сторону. Посмотри, что скажут». Птица сделала все, как надо…
Если отвлечься от известных сложностей явления и принять во внимание только интересующий нас аспект, то можно сказать так, что птица “нагружается” задачей, естественной и посильной для нее. Так, мы знаем, что птицы, к примеру, голуби, могут нести в клюве письмо и донести его до адресата. Разумеется, для этого требуется их соответствующая подготовка. Но уже после нее их можно использовать в почтовой связи. Подобное явление имеет место и в приводимых аятах (27/17-32)…
 
А теперь попытаемся соотнести между собой эти два примера. В первом случае (в суре 105) на птицу возлагается задача несвойственная, а потому и непосильная и даже неестественная для нее. Чтобы оправдать это, апеллируют к “чуду”. Во втором случае (в суре 27) на птицу ничего необычного не возлагается. Потому и в чуде никакой необходимости не возникает. Все обстоит естественно и просто! Птица делает свое привычное дело. Она “работает почтальоном”…
 
В этой связи уместно еще раз обратить внимание на то, что Аллах действует на основе меры и природы вещей, установленных им же. Эти параметры непереходимы, непереступаемы. Потому и делается возможным говорить об устойчивой и повторяющейся связи явлений, именуемой законом или объективным законом. В силу этого и сам мир именуется не иначе, как “объективный”. Если бы его параметры нарушались произвольно, то говорить об этом не представилось бы возможным.
Эта особенность позволяет говорить о мире как “мироустроенном” или “мироупорядоченном”. То есть когда о мире говорят, что он упорядочен и устроен, это значит, что сущее в нем – от вещей до их связей – не может быть изменено произвольным образом, а может быть изменено только в направлении его сущности и определенности в границах положенной для него в каждом отдельном случае меры. Это ограничение носит всеобщий, универсальный и непереступаемый характер, почему и есть, как отмечено, такое явление в мире, как закон или объективная связь. Другое дело, что Аллах, как создатель миров, обладая бесконечным знанием, может воздействовать на вещи в направлении, недоступном для нас. Так возникает явление, которое мы называем чудом… По мере развития нашего опыта и знаний граница “чуда” начинает отступать и мы делаемся способными понимать сущность явлений, которые прежде относили к чуду. Наряду с этим представление о чуде претерпевает коренную ломку. Научное мышление вобще отказывается от него. Вместо него оно проводит границу между тем, что познано, и тем, что еще предстоит познать. А чудо – уже раз и навсегда! – остается мифологическому (мифо-мистическому) мышлению. Это в полной мере относится и к Корану. Он не может быть формой объективного мышления и вместе с этим объясняться чудом…
 
Это существование в мире на почве и в пределах объективной закономерности есть одновременно существование вещей по своему, так сказать, естеству. В этой формулировке речь идет “о грузе”, который можно возложить на вещь или которым ее можно нагрузить. Иначе это можно сформулировать и так, что вещь, предназначенную для одной функции, нельзя использовать в другой. Или вообще нельзя, или нельзя использовать с требуемым кпд… Это относится и к “балке”, и к человеку, и к обществу. Потому относится и к птице… Мы это видим и знаем, а, вот, Аллах… Неужели он не мог понять, простите, этого до сих пор?.. Думающие подобным образом должны глубоко извиниться перед ним. Ибо он говорит так: “Аллах не предложит никому ничего сверх его сил… “Господь наш! Не грузи на нас тяжелого груза, подобного тому, который ты грузил на тех, которые были до нас! Господь наш! Не грузи на нас того, на что у нас не хватает сил!” (2/286)…
…Когда птиц заставляют бросать на головы людей “горошины обоженной глины” и делать это прицельно, а еще и так, чтобы она “пробивала насквозь”, – то на них возлагают задачу сверх их возможностей, определяемых их назначением в мире вещей или в объективном мире. И делают это именно “любители чуда”. Поскольку ничего подобного нет ни в Коране, ни в законах бытия, которые всегда есть законы “по естеству вещей”…
И потом – неужели у Аллаха нет других возможностей? Неужели он должен решать свои задачи, переступая меру вещей? Неужели он должен ставить в неестественное положение тех, кто эти задачи решает?.. Разве не обедняет это возможности Аллаха? Не вызывает оно сомнение в его способности решать каждую задачу своими средствами?.. Птицам предлагается делать то, чего они никогда в жизни не делали! На что они неспособны! И что ни с какой стороны не может стать для них задачей в естественных условиях!.. Где, когда и зачем какая птица будет метать (бросать) обожженную глину?! В кого и с какой целью?.. Для кого приводится пример обращения человека с птицей (см. 27/17-32)? Или для чего?.. Чтобы после этого “вложить ей горошинку в клюв” “на предмето уничтожения армии”?.. Ну и фантазеры! А, ведь, требуется наука! Коран того требует! Он указывает на себя как на фытрат или объективную закономерность и этим задает принципы мышления в своей сфере…
А если обойти все это, – а это есть как раз то, что обойти невозможно! – то остается… сочинять из себя (!). Поскольку ничего другого больше не остается!..
Чудо – спаси!.. Нет, не спасет! Оно всегда есть явление, происходящее по законам природы вещей. А то, что выходит за эти законы, выходит и за границы чуда… Интересный вывод!.. Подчеркнем: чудо рождается в естественных для вещи формах, но никак не в отрыве от них и в противодействии им… Если бы птицам надлежало метать горошины, Аллах бы непременно создал такой их вид. И бы послал их на армию. И уж сказал бы об этом. Но ничего подобного в Коране нет. А над головой могут летать, ведь, не только одни птицы… Как-то это совсем выпало из внимания…
Чудо совсем не в том, чтобы птица делала то, что несвойственно ей и в чем она не нуждается по самой своей природе. Чудо в другом. В том, чтобы она, эта птица, оставаясь сама собой или в своем естественном состоянии, подчинилась воле Всевышнего. И не только птица, но и все остальное в этом мире, включая сюда все формы бытия – от камня до самого человека. И они подчиняются. Но у человека есть право не подчиниться. Это право дал ему Всевышний. Дал в ответ на ответственность перед ним. Все остальное остается уже за самим человеком…
 
По этой причине чудо у Аллаха, – как в случае с армией Абрахе, так и в любом другом случае вообще, – не воображаемое или мифическое – вроде птиц, забрасывающих армию горошинками с клюва! – а самое что ни на есть настоящее! И заключается оно в данном случае в способности Аллаха взрывать землю извержением под ногами у людей… Зачем в таком случае ему нужны птицы? А еще и в противоестественной для них функции?.. А если по функциям, то для этого есть побитая и лежащая на земле бездвижная армия…
В итоге и остается то, что сказано об этом выше. Настоящим чудом “для всех и всего” является сам Аллах. Аллах в кораническом и ниспосланническом его представлениях и определениях. Аллах как Всесильный. Или всесильный Всевышний!.. Как Творец миров и человека… И ему под силу содеять удивляющее и шокирующее нас. В том числе и “движение под ногами”… с опорожнением “неба глиной”. Потому мы и падаем ниц перед Ним. И просим у Него. И только у Него одного! Потому, что другого такого в мире нет!.. Об этом говорит Он сам. Добавляя, что его свидетельства достаточно “для всего”…
 
Можно привлечь сюда и вопрос о чуде посланников. Это тоже чудо Аллаха. И дает Он его посланникам для того, чтобы, как отмечено, привлечь людей к ним, убедить их в том, что они “не сами по себе”, а идут от Него. Он говорит так: “Ни один посланник не может привести никакого чуда без позволения (воли) Аллаха” (40/78). Аллах продолжает: “(Но) как только приходит приказ Аллаха, так сразу право приводится в исполнение. И те, кто стремился представить (аяты Аллаха) как пустые, окажутся в потерях” (40/78) [3]. Аят, что называется, напрямую воспроизводит мотив суры 105…
 
Что остается после этого у тех, кто выдвигает версию “с птицами, уничтожившими армию”?..
Два момента в этой “выдуманной истории” подчеркнем еще раз. (1) Птицам приписаны неестествнные и несвойственные для них действия, ни с какой стороны Кораном не подтверждаемые, в том числе и в случае, когда рассказывается о действиях птицы-воина (-разведчика) (см. 27/17-32). (2) Почему-то совершенно отвлекаются от исторического аспекта темы, свидетельствующего о вулканическом извержении, на деле уничтожившим армию… Значит когда “забрасывают птицы” – это чудо, а когда неожиданно взрывается земля под ногами и на голову летят оскольки, – это что?! Предпочли первое чудо. Или чудо, которого не было. А чудо настоящее – оставили в стороне, обошли. Оно так и лежит до сих пор “обойденным”…
 
Уничтожение противника “по неестественной” и даже “противоестественной”, скажем так, схеме принципиально нехарактерно для Аллаха. У него есть достаточно сил и средств для того, чтобы решать свои задачи “при свете дня”, на естественных путях, то есть на путях установленной и объявленной им объективной закономерности. А когда недооценивают этот момент или упускают егоиз вида, то остается… измышлять от себя (!). И появляются “чудеса” там, где их нет. Они уходят оттуда, где они есть…
Пусть человек еще раз посмотрит на себе и на окружающий мир. Что в нем – по отношению к себе и от себя – он может позволить себе в нарушение объективной закономерности? Ничего, ведь, позволить не может! Ни действия “на пользу”, ни действия “во вред”! Оба они одинаково подчинены условиям объективной закономерности… По этой же самой объективной закономерности действует и Аллах. И, вот, теперь мы беремся рассуждать об Аллахе в манере, несвойственной для этой закономерности и нарушающей ее. Вместе с этим закрываем себе глаза на то, как можно было бы действовать на ее почве, добиваясь результата, совпадающего с фактами… Мы отвергаем Коран, объективное мышление и исторические факты! Спрашиватся, во имя чего? Или для чего? Только для того, чтобы измыслить себе чудо?.. Всё отдаем и берем “одно чудо”!.. А если поступить наоборот – “одно” отдать, а всё остальное взять?.. Разве так не будет лучше?!
 
…Аллах говорит о том, что его задача состоит не в том, чтобы усложнять жизнь человеку, а прямо в обратном – чтобы облегчать ее (!). К примеру, указывая не необходимость соблюдения чистоты тела (чистоплотности), он говорит так: “Аллах не желает создавать вам трудность, но желает видеть вас чистыми (чистоплотными) и (желает) завершить свои блага вам, чтобы вы были благодарными” (5/6). Или: “Сражайтесь на пути Аллаха в достойной его форме. Он выбрал вас и не нагрузил в вере ничем трудным” (22/78). Последний момент является исключительно важным. Речь идет о вере по силам человека, об отсутствии в ней всего того, что было бы тяжелым, непосильным, обременительным и невыполнимым для него… “Слепому нет трудностей, хромому нет трудностей, больному нет трудностей (в том, чтобы не участвовать в общественных действиях, скажем, в войне). И вам (для вас) нет трудностей в том, чтобы вы обедали… (перечисляются целый ряд случаев, когда это допускается)” (24/61) [4]… А еще Аллах говорит о том, что он не нагрузит на человека ничто сверх его сил, как это уже приведено выше…
И после всего этого мнение сворачивает в тупик “с птицами”, забрасывающими армию “испекшимися” горошинами глины (?!). Уму непостижимо! Откуда такое?!
По-правде, людям свойственно мышление чуда. Они охотно идут на него, даже когда в нем нет необходимости. А в данном случае всё, как кажется, ведет к нему. А еще и сам Аллах говорит о нем, указывая на то, что чудо в действиях посланников создает он. Это и осталось в памяти. Все остальное ушло из него… Ушло главное – способность Аллаха приводить в действие рычаги объективной закономерности в функциях, недоступных для нас, а потому и непонятных нам. Мы не говорим о том, что порушена вся логика объективного мышления, на которой основывается и Коран, и его познание. О чем и на чем после этого можно говорить?.. Так и появляется ни о чем не говорящее, а потому и, простите, никчемное чудо. Чудо там, где его нет, а есть сам Аллах-чудо…
 
Разумеется, все это не так просто! Отвлекать людей от Корана чудом там, где их надо им же и привлекать. Есть, видимо, и другие причины, позволяющие чуду еще и сегодня занимать место, на деле принадлежащее объектиному познанию. Но, как говорится, лед тронулся. “Он и понесет на себе чудо”…
 
Завершим на ноте “примирения”. Люди, которые пытаются объяснить явление уничтожение армии Абрахе “птицами”, могут быть и совершенно искренними служителями Аллаха. Просто они могут заблуждаться. А еще им может показаться, что так они возвышают и возвеличивают Его. Но нет! Не возвышают! И не возвеличивают! К сожалению!.. Не может быть возвышения и возвеличивания там, где нет правды. Где отступают от его Слова и говорят о вещах то, чего он сам не сказал о них. А так поступают всякий раз, когда вместо фытрата Аллаха рассуждают от себя. Когда объективную закономерность пытаются скрыть самоизмышленным чудом…
(Продолж. следует)

[1] См. ниже: * Испеченная (обоженная) глина (из интернета).
[2] См.: “Вяжущие материалы”. – www.trastex.ru/other14.html. – Код гипертекстовой ссылки: <a href=” http://www.quranica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=116:-105–6&catid=82:-105http://www.trastex.ru/other14.html”>Ваше описание</a>) (указание
на данный код связано с условием перепечатывания материала страницы в сети Интернета. – Р.О.) (материал несколько сокращен, сокращения обозначены многоточием).
 
[3] Аят повторяется (см. 13/38). Здесь вместо “чуда” проходит “аят”. И в самом деле – каждый аят Аллаха есть сам по себе чудо
Что касается посланников Аллаха (повторим еще раз), то всё их чудо, как отмечено, идет от Аллаха и принадлежит ему. Они так и говорят: “Без позволения Аллаха мы не можем привести вам доказательства (свидетельства). Пусть верующие держатся Аллаха” (14/11). Демонстрация ими чуда есть доказательство их посланнической миссии или доказательство того, что они идут от Аллаха и выполняют его волю и миссию… 
[4] Отдельные пункты повторяются в аяте (48/17). 
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 1.971
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.721
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.172
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.795
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.543
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.885
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.706
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.504
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.117
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.594
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.890
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.782
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.889
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.222
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.606
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.671
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.574
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.159
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.169
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.544
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.557
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.306
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.496
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.461
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.395
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.775
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.336
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.636
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.916
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.364
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.359
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.018
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.730
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.658
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.484
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.478
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.191
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.189
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.674
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.777
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.266
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.585
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.543
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.571
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.751
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.803
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.051
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.309
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.941
49 Коран о себе 28.08.2009 1.929
50 Вводная 28.08.2009 1.986
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.064
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.221
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.440
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.337
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.513
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.374
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.281
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.490
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.256
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.308
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.266
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.157
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.056
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.664
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.708
66 Коран / 113 26.08.2009 2.866
67 Коран / 112 26.08.2009 2.837
68 Коран / 111 26.08.2009 6.001
69 Коран / 110 26.08.2009 2.403
70 Коран / 109 26.08.2009 2.936
71 Коран / 108 26.08.2009 2.903
72 Коран / 107 26.08.2009 2.338
73 Коран / 107 26.08.2009 1.980
74 Коран / 106 26.08.2009 2.629
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.228
76 Коран / 104 25.08.2009 5.068
77 Коран / 103 25.08.2009 2.737
78 Коран / 102 25.08.2009 2.676
79 Коран / 101 25.08.2009 2.663
80 Коран / 100 25.08.2009 2.346
81 Коран / 99 25.08.2009 3.188
82 Коран / 98 25.08.2009 2.358
83 Коран / 97 25.08.2009 2.751
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.174
85 Коран / 95 25.08.2009 2.477
86 Коран / 94 25.08.2009 3.488
87 Коран / 93 25.08.2009 2.739
88 Коран / 92 25.08.2009 2.399
89 Коран / 91 25.08.2009 2.541
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.575
91 Коран / 90 25.08.2009 2.805
92 Коран / 89 25.08.2009 2.554
93 Коран / 88 25.08.2009 2.262
94 Коран / 87 25.08.2009 2.420
95 Коран / 86 25.08.2009 3.200
96 Коран / 85 25.08.2009 2.555
97 Коран / 84 15.08.2009 2.311
98 Коран / 83 15.08.2009 4.838
99 Коран / 82 15.08.2009 2.355
100 Коран / 81 15.08.2009 2.409