Курбан для Посланника
Кораника > Паломничество (хадж) Дата: 29 Eylül 2014 Email This Post Email This Post

Курбан для Посланника

Вопрос: В одном из ответов на вопросы о курбане вы говорите о том, что курбан от имени Посланника не режется. А я думаю, что режется. По этому вопросу есть следующий хадис:

Передает Хуннес (ра): «Я видел Али (ра), когда он резал двух баранов-самцов. «Это что?», – спросил я у него. Али ответил: «Посланник (сас) завещал мне резать курбан для него (от его имени). И я режу его» (см.: Sünen-i Ebu Davut, Edahi, 2).

Выходит, что резать курбан за Посланника было его собственным завещанием. Я прошу вас привести доказательство этому хадису. Является ли он достоверным?

Ответ: Сначала отметим, что рассказчиком хадиса был не Хуннес, а Ханеш. Хадис проходит у Тирмизи и Эбу Давуда.

Термизи. По сообщению, Али (ра) резал два курбана. Один от своего имени, а другой от имени Посланника (сас). Когда у него спрашивали причину этого, он говорил так: «Так мне предложил поступать Посланник Аллаха. И я буду продолжать это» (см.: Tirmizi, Edâhî, 3).

Имам Тирмизи говорил в отношении этого хадиса, что «он – странный. Мы знаем его только по словам Шерика».

Эбу Давуд. «Ханеш сказал так: «Я видел, как Али (ра) резал два курбана одновременно. Я спросил у него: «Что это такое?». Он сказал: «Посланник Аллаха приказал мне (при жизни, чтобы я после его смерти каждый год) резал курбан вместо него. Вот, я и режу курбан вместо него» (см.: Ebû Dâvûd, Dehâyâ, 2).

Этот хадис до того слаб, что не поддается критическому анализу. А в цепочке передатчиков участвует неизвестный Эбуль-Хасна, в отношении которого ученые по хадисам говорят, что его хадисы не могут быть доказательством. Одновременно они характеризуются как «слабые», «недостоверные». Его хадисы об Али не похожи на хадисы других авторов. Потому когда Ханеш б. Аль-Мутемир ссылается на неизвестного Эбуль-Хасна, хадисы которого вызывают недоверие и не могут быть доказательством, то и собственная позиция Ханеша оказывается неубедительной и слабой.

Аль-Мубарекфури в своем произведении «Тухфетуль Ахвази» пишет по этой теме так:

«Я до сих пор не встретил истинного и (или. – Ред.) отмененного хадиса о том, чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.). А хадис, который повествует об Али в этом вопросе, является слабым. Но если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего, то пусть он, в целях предосторожности, всё же не ест от этого мяса, а раздаст его в качестве милостыни» [1].

Напомним, что Посланник резал на курбан двух баранов. Одного от своего имени и имени семьи, а другого – от имени общины и тех, у кого на это не было возможностей. А это уже совсм другое дело…

См. дополнительно на линке:

http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/aile-adina-tek-kurban.html (на турецк.).

От редактора. Аль-Мубарекфури говорит, что он «не встречал» хадиса о том, «чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.)». А приводимый хадис об Али от Ханеша квалифицирует как «слабый». Кажется, всё ясно!.. Но нет, неясно. Ибо не убедили Аль-Мубарекфури эти доводы. Он остался внутренне неудовлетворенными ими. Ибо остался в сомнении. Значит не убедили они его до конца… Как выражение этого сомнения он теперь допускает, что «можно резать»… Мог бы категорически сказать, что «резать нельзя». Ибо нет ни одного хадиса! И в Коране тоже ничего нет!.. Но не решается. Как-никак – Посланник. Да и народ «хочет резать». Сначала будет делать это «за Посланника», потом «за святых», а дальше уже – и за всех остальных. «После святых», извините, его уже не остановишь… Аль-Мубарекфури мог бы его остановить. И сделать это на самом начальном этапе, «на этапе Посланника». Тем более, что и сам он «тут не причем». Всё от Корана и Посланника. Нет такого, чтобы «резать от имени». Ни в Коране, ни в хадисах! А потому не может быть это и «от Аль-Мубарекфури». И вообще от какого бы то ни было!.. Если бы Аль-Мубарекфури занял эту позицию, то стал бы надежной опорой Корана и Сунны. Но не занял. Занял двойственную, а потому просто неверную позицию…

И еще одно его упущение – это сам Коран. Не вник он в него! Не продумал до конца!.. А если бы вник и продумал, то понял бы, что все поклонения людей Всевышнему Аллаху, имеют земной смысл и земное назначение. Они просто кончаются за пределами земной жизни. И всё начинается сначала только в новой жизни. С повторным созданием. Когда душа вновь соединяется с телом…

В итоге можно сказать так, что все поклонения Аллаху, прриводимые в его Книгах-ниспосланиях, Коране в том числе, имеют границы земной жизни и не могут выйти за них. Это, естественно, относится и к курбану. А когда предлагают резать курбан после смерти человека, то условие нарушается… У человека другой путь после смерти. Его время развивается в направлении Судного дня и будущей жизни. И такого пункта, как возврата назад, в земную жизнь, здесь «не предусматривается»… Уважаемый Аль-Мубарекфури «не придал значения» общим принципам коранического Учения…

Но и это еще не всё! Аль-Мубарекфури, повторим, не только допускает курбан за умершего, – «если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего», – но и предлагает следовать в этом вопросе… мерам «предосторожности» (?)… Что это такое и зачем это надо?! Как бы чего не вышло! Ведь режем за усопшего!.. «Не уверен, не обгоняй!». Но «обгоняет»! А «неуверенность» компенсирует «предосторожностью». Ею рекомендуется… не есть из этого мяса (?!)… В курбане мясо как раз для того, чтобы «есть из него». И это есть предписание Аллаха в данном вопросе: «…Ешьте из них (из мяса животных, принесенных в жертву Аллаху. – Ред.) сами и дайте поесть тем, кто довольствуется малым и просит от нищеты» (22/36). Аль-Мубарекфури, естественно, знает это. Потому «не есть» он рекомендует… Лучше скажем, что он рекомендует раздать это мясо людям в качестве милостыни. Но эти люди – такие же мусульмане, как и он сам… Выходит, одним мусульманам надлежит соблюдать предосторожность и не есть из мяса курбана, который режется от имени усопшего, а другим можно это и не соблюдать… Опять Аль-Мубарекфури идет вразрез с Кораном и предлагает людям нечто от себя, вместо того, чтобы предлагать от Корана. В Коране нет таких мусульман, одним из которых предписывалось бы соблюдать «предосторожность» по отношению к потреблению мяса курбана, а другим – нет. «Ешьте сами и дайте поесть другим». Таков здесь принцип… А что не поешь сам, не смеешь дать и другому! Еще один принцип-предписание Корана. Он предписывает отдавать людям всё только самое лучшее. И говорит, к примеру, так: «Не пытайтесь предлагать вместо доброго тот плохой продукт, который вы не возьмете сами, не закрыв глаза» (2/267) (см. также 3/92).

Итак, «сам не есть, а другим предлагает». Разделяет людей на две группы: «на предостерегающихся» и «не предостерегающихся»… Может и «оригинально», «зато бесплатно». Денег же не берет «за свое мясо»!.. А ты не бери бесплатное против здорововья!

Но мясо в курбане всегда отменное! Оно высшего сорта! Так предписал Аллах!.. Так что с мясом курбана проблем нет. Но есть проблемы, связанные с тем, «как и что»? Один из них – это наш случай. Когда курбан связывается «с потусторонним миром». Ведь режется он от имени человека умершего. Кто не знает, что это такое, может взять и спокойно, не задумываясь, резать. Кто знает, не режет. А кто на пути между тем и другим, незнанием и знанием в этом вопросе, тот может даже «резать с сомнением». Резать, но самому не есть, а раздать в качестве милостыни, то есть «за бесплпатно», это и «резать с сомнением»…

Всё бы хорошо! Да, вот, режут курбан только от имени пребывающего в жизни. Или сам режет или от его имени. От мертвых не режут. Ибо курбан – это поклонение Аллаху. А поклоняться ему в этом мире способны только люди, находящиеся в жизни. С упокоением (со смертью) они утрачивают эту способность…

…В теории возможны допущения. Допустим и мы, что человек не разобрался в вопросе и зарезал. Как быть после этого? Можно потребить мясо в пищу, а можно и отказаться от него. Но в обоих случаях это должно стать правилом для всех. То есть если отказаться, то отказываются все, а если потребить, то потребляют все. Все предписания говорят о том, что его надо потребить. Ибо мясо «не несет ответственности за ошибки людей». Тем более, что в нем содержится труд человека. Но нас всё же интересует не это, а единство позиции в его принятии или отказе от него. То, что оно не может быть принято по соображениям сомнения, опасения и безопасности за то, что оно режется от имени умершего, является одинаково «опасным» для всех. А не только для кого-то одного. Потому не есть это мясо самому – это мало. Надо вообще отказаться от того, чтобы предлагать его людям. А если не есть самому, а предлагать людям, то отступление от предписаний Аллаха только «удваивается». Мало того, чтокурбан режется от имени умершего, он еще становится основанием для унижения человека. Так отступление от Корана отливается еще и в безнравственность мышления и действий…

Бесплатное мясо всегда является поддержкой для людей. Но когда из него не есть сам его хозяин, то это может насторожить. А когда выясняется что хозяин не ест «из предосторожности» в соответствии с принципом «как бы чего не вышло», – поскольку мясо это принадлежит жертвенному животному, которое режется от имени усопшего, – то «предосторожность» становится всеобщим чувством. Никто не знает, что может произойти в его судьбе от этой связи. От потребления мяса животного, зарезанного как курбан от имени усопшего… Потому самое лучшее – держаться подальше от него. И если один принял такое решение, то остальных уже удержать трудно. Без твердого знания сомнения не преодолеть…

И вот уже после этого курбан предлагают людям. В качестве бесплатного мяса на праздник… Естественно, запротестуют! Не поможет ни праздник, ни «бесплатность». Всем дорога честь и жизнь!.. Никто не примет унижения до подопытного кролика. Никто не сядет в самолет с неизвестным приземлением…

А еще и люди предъявят свой счет: «Сам не ешь, а нам даешь! На каком основании? Может наше здоровье не такое, как твое?.. Или связь с потусторонним миром другая?.. Если с тобой может случиться что-то, разве с нами не может?..». Одним словом, люди предъявят счет. И будут правы… Ибо всё это сочинено из себя. Ничего этого в Коране нет!.. И мясо животного прекрасное и здоровое. И резать его надо людям в жизни и при жизни. А «оттуда», извините, уже не зарежешь… Так всё просто и решается. И не остается никаких проблем. Кроме одной той, что надо поклоняться Всевышнему Аллаху. И делать это еще и в виде принесения ему животного в жертву… Как это понятно по смыслу языка, поклонение предполагает или имеет в виду живого человека. К мертвому оно не относится. Потому и поклонение Аллаху в виде принесения ему животного в жертву (курбана) тоже относится к живому человеку. К мертвому оно не остносится…

Приведенные соображения, – которые мы изложили благодаря ел-Мубарекфури, за что ему остается выразить нашу благодарность, – можно считать совершенно актуальными. Уже вопрос читателя убеждает в этом. Если еще и сегодня люди думают так, что можно резать курбан от имени Посланника, значит требуются дальнейшие усилия по формированию общественного сознания в соответствии с Кораном…

Теги: курбан для Посланника от Али, курбан для умершего, курбан Посланника.

Опубликовано 29.09.2014



[1] См.: El-Mubârekfûrî, Tuhfetü’l-Ahvezî, Kahire, 2001, c: 4, s: 433-434, 1495, hadisin şerhi; es-Sehârenfûri, Bezlu’l-Mechûd fî Halli Ebî Dâvûd, Beyrut, trs, c: 13, s.10-11; Sünen-i Ebu Davud, Tercüme ve Şerhi, Necati Yeniel, Hüseyin Kayapınar, Necat Akdeniz, Şamil Yayınevi, İstanbul, 1990, c: 10, s: 465.

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 1.757
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Можно ли зарезать коня на курбан? 23.09.2015 1.317
2 Клятвенное жертвоприношение 11.06.2015 1.248
3 Я дал слово!.. 21.05.2015 1.166
4 Курбан для Посланника 29.09.2014 1.757
5 Kурбан по Ханефи 29.09.2014 1.707
6 Курбан при материальной ограниченности 29.09.2014 1.389
7 Один курбан на одну семью 29.09.2014 1.518
8 Курбан при недостаточных материальных возможностях 29.09.2014 1.470
9 Животное для курбана 23.09.2014 1.370
10 Два курбана 23.09.2014 1.229
11 Поделиться курбаном 23.09.2014 1.290
12 Курбан в кредит 23.09.2014 1.283
13 Курбан через организацию. Проблемы 23.09.2014 1.142
14 Что значит «ихрам» для паломника? 22.09.2014 1.693
15 Жертвоприношение – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.372
16 Хадж – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.296
17 Ложные хадисы в вопросе о курбане 24.05.2014 2.545
18 Благодарность Аллаху за его дары 24.05.2014 1.645
19 Первенство в совершении паломничества 02.05.2014 1.394
20 Скот, родившийся в день Курбан-байрама 26.03.2014 2.289
21 Обязательно ли целовать черный камень в стене Каабы? 08.03.2014 1.768
22 Верно ли, что глава семьи должен первым совершить хадж? 22.02.2014 1.708
23 Можно ли приносить в жертву курбан, который подарили? 15.02.2014 1.553
24 Курбан на паях и курбан-адак 12.02.2014 1.662
25 Курбан как выражение доброй воли ислама и мусульман 08.02.2014 1.625
26 Можно ли резать жертвенное животное преподнесенное в подарок? 08.02.2014 1.433
27 Можно ли дать милостыню вместо курбана? 05.02.2014 1.642
28 Можно ли резать курбан для умерших? 05.02.2014 2.640
29 Спекуляция на курбане 12.12.2013 1.572
30 Курбан в знак благодарности 12.12.2013 1.607
31 Первый Дом (храм) на Земле! 14.10.2013 1.721
32 Какие животные применимы для жертвоприношения? 10.10.2013 1.698
33 О жертвоприношении 10.10.2013 1.478
34 Разрешена ли торговля паломникам во время хаджа? 07.10.2013 1.642
35 Что значит слово «арафат»? 01.10.2013 2.644
36 Использование благовоний 27.06.2013 1.909
37 О курбане в Ветхом Завете 06.06.2013 1.921
38 О курбане 06.02.2013 1.591
39 Паломничество времен посланника Ибрагима 25.01.2013 1.623
40 Зуль-хиджа – это месяц совершения хаджа 15.01.2013 3.282
41 Укорачивание волос во время хаджа 23.11.2012 2.028
42 Курбан для немусульман 23.10.2012 1.944
43 Животные для курбана 23.10.2012 1.643
44 Цель жертвоприношения (курбана) 23.10.2012 1.684
45 Курбан: на сколько частей? 23.10.2012 1.985
46 Курбан для умершего 22.10.2012 1.927
47 Один курбан на семью 22.10.2012 1.736
48 Дни праздника Курбан-байрам 22.10.2012 2.143
49 Два курбана 20.10.2012 1.682
50 Курбан в долг 20.10.2012 1.747
51 Условия участия в жертвоприношении 20.10.2012 1.636
52 Средства для хаджа 19.10.2012 1.597
53 Паломничество женщины без «махрама» 19.10.2012 2.053
54 Курбан. Обязательно или нет? 18.10.2012 1.747
55 Намерение на хадж и его невыполнение 18.10.2012 1.621
56 Намерение о паломничестве 17.10.2012 1.607
57 Многократный хадж 17.10.2012 1.631
58 Курбан-акика 11.06.2012 3.732
59 Курбан (180412) 18.04.2012 1.675
60 Курбан (3 темы, 15.11.2011) 15.11.2011 1.793
61 Хадж (241011) 24.10.2011 1.529
62 Умре вне периода хаджа 04.06.2011 1.942
63 Хадж Байазида Бистами 26.04.2011 2.216
64 Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45) 09.11.2010 2.640
65 Курбан (4/4) (41-47) 09.11.2010 1.771
66 Курбан (3/4) (31-40) 02.11.2010 3.735
67 Курбан за Посланника (21) 25.10.2010 2.146
68 Курбан (2/4) (21-30) 23.10.2010 2.006
69 Курбан (1/4) (1-20) 21.10.2010 5.299
70 Курбан на семью 20.10.2010 1.994
71 Хадж вместо другого 11.10.2010 2.271
72 Хадж: перед поездкой и после нее 28.08.2010 2.366
73 Хадж и квота 18.06.2010 2.123
74 Кабе и хадж 05.06.2010 2.557