Курбан для Посланника
Кораника > Паломничество (хадж) Дата: 29 Eylül 2014 Email This Post Email This Post

Курбан для Посланника

Вопрос: В одном из ответов на вопросы о курбане вы говорите о том, что курбан от имени Посланника не режется. А я думаю, что режется. По этому вопросу есть следующий хадис:

Передает Хуннес (ра): «Я видел Али (ра), когда он резал двух баранов-самцов. «Это что?», – спросил я у него. Али ответил: «Посланник (сас) завещал мне резать курбан для него (от его имени). И я режу его» (см.: Sünen-i Ebu Davut, Edahi, 2).

Выходит, что резать курбан за Посланника было его собственным завещанием. Я прошу вас привести доказательство этому хадису. Является ли он достоверным?

Ответ: Сначала отметим, что рассказчиком хадиса был не Хуннес, а Ханеш. Хадис проходит у Тирмизи и Эбу Давуда.

Термизи. По сообщению, Али (ра) резал два курбана. Один от своего имени, а другой от имени Посланника (сас). Когда у него спрашивали причину этого, он говорил так: «Так мне предложил поступать Посланник Аллаха. И я буду продолжать это» (см.: Tirmizi, Edâhî, 3).

Имам Тирмизи говорил в отношении этого хадиса, что «он – странный. Мы знаем его только по словам Шерика».

Эбу Давуд. «Ханеш сказал так: «Я видел, как Али (ра) резал два курбана одновременно. Я спросил у него: «Что это такое?». Он сказал: «Посланник Аллаха приказал мне (при жизни, чтобы я после его смерти каждый год) резал курбан вместо него. Вот, я и режу курбан вместо него» (см.: Ebû Dâvûd, Dehâyâ, 2).

Этот хадис до того слаб, что не поддается критическому анализу. А в цепочке передатчиков участвует неизвестный Эбуль-Хасна, в отношении которого ученые по хадисам говорят, что его хадисы не могут быть доказательством. Одновременно они характеризуются как «слабые», «недостоверные». Его хадисы об Али не похожи на хадисы других авторов. Потому когда Ханеш б. Аль-Мутемир ссылается на неизвестного Эбуль-Хасна, хадисы которого вызывают недоверие и не могут быть доказательством, то и собственная позиция Ханеша оказывается неубедительной и слабой.

Аль-Мубарекфури в своем произведении «Тухфетуль Ахвази» пишет по этой теме так:

«Я до сих пор не встретил истинного и (или. – Ред.) отмененного хадиса о том, чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.). А хадис, который повествует об Али в этом вопросе, является слабым. Но если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего, то пусть он, в целях предосторожности, всё же не ест от этого мяса, а раздаст его в качестве милостыни» [1].

Напомним, что Посланник резал на курбан двух баранов. Одного от своего имени и имени семьи, а другого – от имени общины и тех, у кого на это не было возможностей. А это уже совсм другое дело…

См. дополнительно на линке:

http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/aile-adina-tek-kurban.html (на турецк.).

От редактора. Аль-Мубарекфури говорит, что он «не встречал» хадиса о том, «чтобы резать курбан для умершего (резать вместо него. – Ред.)». А приводимый хадис об Али от Ханеша квалифицирует как «слабый». Кажется, всё ясно!.. Но нет, неясно. Ибо не убедили Аль-Мубарекфури эти доводы. Он остался внутренне неудовлетворенными ими. Ибо остался в сомнении. Значит не убедили они его до конца… Как выражение этого сомнения он теперь допускает, что «можно резать»… Мог бы категорически сказать, что «резать нельзя». Ибо нет ни одного хадиса! И в Коране тоже ничего нет!.. Но не решается. Как-никак – Посланник. Да и народ «хочет резать». Сначала будет делать это «за Посланника», потом «за святых», а дальше уже – и за всех остальных. «После святых», извините, его уже не остановишь… Аль-Мубарекфури мог бы его остановить. И сделать это на самом начальном этапе, «на этапе Посланника». Тем более, что и сам он «тут не причем». Всё от Корана и Посланника. Нет такого, чтобы «резать от имени». Ни в Коране, ни в хадисах! А потому не может быть это и «от Аль-Мубарекфури». И вообще от какого бы то ни было!.. Если бы Аль-Мубарекфури занял эту позицию, то стал бы надежной опорой Корана и Сунны. Но не занял. Занял двойственную, а потому просто неверную позицию…

И еще одно его упущение – это сам Коран. Не вник он в него! Не продумал до конца!.. А если бы вник и продумал, то понял бы, что все поклонения людей Всевышнему Аллаху, имеют земной смысл и земное назначение. Они просто кончаются за пределами земной жизни. И всё начинается сначала только в новой жизни. С повторным созданием. Когда душа вновь соединяется с телом…

В итоге можно сказать так, что все поклонения Аллаху, прриводимые в его Книгах-ниспосланиях, Коране в том числе, имеют границы земной жизни и не могут выйти за них. Это, естественно, относится и к курбану. А когда предлагают резать курбан после смерти человека, то условие нарушается… У человека другой путь после смерти. Его время развивается в направлении Судного дня и будущей жизни. И такого пункта, как возврата назад, в земную жизнь, здесь «не предусматривается»… Уважаемый Аль-Мубарекфури «не придал значения» общим принципам коранического Учения…

Но и это еще не всё! Аль-Мубарекфури, повторим, не только допускает курбан за умершего, – «если кто-то вдруг зарежет курбан вместо умершего», – но и предлагает следовать в этом вопросе… мерам «предосторожности» (?)… Что это такое и зачем это надо?! Как бы чего не вышло! Ведь режем за усопшего!.. «Не уверен, не обгоняй!». Но «обгоняет»! А «неуверенность» компенсирует «предосторожностью». Ею рекомендуется… не есть из этого мяса (?!)… В курбане мясо как раз для того, чтобы «есть из него». И это есть предписание Аллаха в данном вопросе: «…Ешьте из них (из мяса животных, принесенных в жертву Аллаху. – Ред.) сами и дайте поесть тем, кто довольствуется малым и просит от нищеты» (22/36). Аль-Мубарекфури, естественно, знает это. Потому «не есть» он рекомендует… Лучше скажем, что он рекомендует раздать это мясо людям в качестве милостыни. Но эти люди – такие же мусульмане, как и он сам… Выходит, одним мусульманам надлежит соблюдать предосторожность и не есть из мяса курбана, который режется от имени усопшего, а другим можно это и не соблюдать… Опять Аль-Мубарекфури идет вразрез с Кораном и предлагает людям нечто от себя, вместо того, чтобы предлагать от Корана. В Коране нет таких мусульман, одним из которых предписывалось бы соблюдать «предосторожность» по отношению к потреблению мяса курбана, а другим – нет. «Ешьте сами и дайте поесть другим». Таков здесь принцип… А что не поешь сам, не смеешь дать и другому! Еще один принцип-предписание Корана. Он предписывает отдавать людям всё только самое лучшее. И говорит, к примеру, так: «Не пытайтесь предлагать вместо доброго тот плохой продукт, который вы не возьмете сами, не закрыв глаза» (2/267) (см. также 3/92).

Итак, «сам не есть, а другим предлагает». Разделяет людей на две группы: «на предостерегающихся» и «не предостерегающихся»… Может и «оригинально», «зато бесплатно». Денег же не берет «за свое мясо»!.. А ты не бери бесплатное против здорововья!

Но мясо в курбане всегда отменное! Оно высшего сорта! Так предписал Аллах!.. Так что с мясом курбана проблем нет. Но есть проблемы, связанные с тем, «как и что»? Один из них – это наш случай. Когда курбан связывается «с потусторонним миром». Ведь режется он от имени человека умершего. Кто не знает, что это такое, может взять и спокойно, не задумываясь, резать. Кто знает, не режет. А кто на пути между тем и другим, незнанием и знанием в этом вопросе, тот может даже «резать с сомнением». Резать, но самому не есть, а раздать в качестве милостыни, то есть «за бесплпатно», это и «резать с сомнением»…

Всё бы хорошо! Да, вот, режут курбан только от имени пребывающего в жизни. Или сам режет или от его имени. От мертвых не режут. Ибо курбан – это поклонение Аллаху. А поклоняться ему в этом мире способны только люди, находящиеся в жизни. С упокоением (со смертью) они утрачивают эту способность…

…В теории возможны допущения. Допустим и мы, что человек не разобрался в вопросе и зарезал. Как быть после этого? Можно потребить мясо в пищу, а можно и отказаться от него. Но в обоих случаях это должно стать правилом для всех. То есть если отказаться, то отказываются все, а если потребить, то потребляют все. Все предписания говорят о том, что его надо потребить. Ибо мясо «не несет ответственности за ошибки людей». Тем более, что в нем содержится труд человека. Но нас всё же интересует не это, а единство позиции в его принятии или отказе от него. То, что оно не может быть принято по соображениям сомнения, опасения и безопасности за то, что оно режется от имени умершего, является одинаково «опасным» для всех. А не только для кого-то одного. Потому не есть это мясо самому – это мало. Надо вообще отказаться от того, чтобы предлагать его людям. А если не есть самому, а предлагать людям, то отступление от предписаний Аллаха только «удваивается». Мало того, чтокурбан режется от имени умершего, он еще становится основанием для унижения человека. Так отступление от Корана отливается еще и в безнравственность мышления и действий…

Бесплатное мясо всегда является поддержкой для людей. Но когда из него не есть сам его хозяин, то это может насторожить. А когда выясняется что хозяин не ест «из предосторожности» в соответствии с принципом «как бы чего не вышло», – поскольку мясо это принадлежит жертвенному животному, которое режется от имени усопшего, – то «предосторожность» становится всеобщим чувством. Никто не знает, что может произойти в его судьбе от этой связи. От потребления мяса животного, зарезанного как курбан от имени усопшего… Потому самое лучшее – держаться подальше от него. И если один принял такое решение, то остальных уже удержать трудно. Без твердого знания сомнения не преодолеть…

И вот уже после этого курбан предлагают людям. В качестве бесплатного мяса на праздник… Естественно, запротестуют! Не поможет ни праздник, ни «бесплатность». Всем дорога честь и жизнь!.. Никто не примет унижения до подопытного кролика. Никто не сядет в самолет с неизвестным приземлением…

А еще и люди предъявят свой счет: «Сам не ешь, а нам даешь! На каком основании? Может наше здоровье не такое, как твое?.. Или связь с потусторонним миром другая?.. Если с тобой может случиться что-то, разве с нами не может?..». Одним словом, люди предъявят счет. И будут правы… Ибо всё это сочинено из себя. Ничего этого в Коране нет!.. И мясо животного прекрасное и здоровое. И резать его надо людям в жизни и при жизни. А «оттуда», извините, уже не зарежешь… Так всё просто и решается. И не остается никаких проблем. Кроме одной той, что надо поклоняться Всевышнему Аллаху. И делать это еще и в виде принесения ему животного в жертву… Как это понятно по смыслу языка, поклонение предполагает или имеет в виду живого человека. К мертвому оно не относится. Потому и поклонение Аллаху в виде принесения ему животного в жертву (курбана) тоже относится к живому человеку. К мертвому оно не остносится…

Приведенные соображения, – которые мы изложили благодаря ел-Мубарекфури, за что ему остается выразить нашу благодарность, – можно считать совершенно актуальными. Уже вопрос читателя убеждает в этом. Если еще и сегодня люди думают так, что можно резать курбан от имени Посланника, значит требуются дальнейшие усилия по формированию общественного сознания в соответствии с Кораном…

Теги: курбан для Посланника от Али, курбан для умершего, курбан Посланника.

Опубликовано 29.09.2014



[1] См.: El-Mubârekfûrî, Tuhfetü’l-Ahvezî, Kahire, 2001, c: 4, s: 433-434, 1495, hadisin şerhi; es-Sehârenfûri, Bezlu’l-Mechûd fî Halli Ebî Dâvûd, Beyrut, trs, c: 13, s.10-11; Sünen-i Ebu Davud, Tercüme ve Şerhi, Necati Yeniel, Hüseyin Kayapınar, Necat Akdeniz, Şamil Yayınevi, İstanbul, 1990, c: 10, s: 465.

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 1.516
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Можно ли зарезать коня на курбан? 23.09.2015 1.075
2 Клятвенное жертвоприношение 11.06.2015 1.048
3 Я дал слово!.. 21.05.2015 973
4 Курбан для Посланника 29.09.2014 1.516
5 Kурбан по Ханефи 29.09.2014 1.474
6 Курбан при материальной ограниченности 29.09.2014 1.245
7 Один курбан на одну семью 29.09.2014 1.375
8 Курбан при недостаточных материальных возможностях 29.09.2014 1.323
9 Животное для курбана 23.09.2014 1.217
10 Два курбана 23.09.2014 1.106
11 Поделиться курбаном 23.09.2014 1.124
12 Курбан в кредит 23.09.2014 1.150
13 Курбан через организацию. Проблемы 23.09.2014 1.010
14 Что значит «ихрам» для паломника? 22.09.2014 1.474
15 Жертвоприношение – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.237
16 Хадж – это предписание для всех людей! 20.09.2014 1.168
17 Ложные хадисы в вопросе о курбане 24.05.2014 2.421
18 Благодарность Аллаху за его дары 24.05.2014 1.492
19 Первенство в совершении паломничества 02.05.2014 1.288
20 Скот, родившийся в день Курбан-байрама 26.03.2014 2.178
21 Обязательно ли целовать черный камень в стене Каабы? 08.03.2014 1.633
22 Верно ли, что глава семьи должен первым совершить хадж? 22.02.2014 1.550
23 Можно ли приносить в жертву курбан, который подарили? 15.02.2014 1.403
24 Курбан на паях и курбан-адак 12.02.2014 1.498
25 Курбан как выражение доброй воли ислама и мусульман 08.02.2014 1.472
26 Можно ли резать жертвенное животное преподнесенное в подарок? 08.02.2014 1.304
27 Можно ли дать милостыню вместо курбана? 05.02.2014 1.505
28 Можно ли резать курбан для умерших? 05.02.2014 2.366
29 Спекуляция на курбане 12.12.2013 1.432
30 Курбан в знак благодарности 12.12.2013 1.469
31 Первый Дом (храм) на Земле! 14.10.2013 1.563
32 Какие животные применимы для жертвоприношения? 10.10.2013 1.557
33 О жертвоприношении 10.10.2013 1.350
34 Разрешена ли торговля паломникам во время хаджа? 07.10.2013 1.503
35 Что значит слово «арафат»? 01.10.2013 2.257
36 Использование благовоний 27.06.2013 1.759
37 О курбане в Ветхом Завете 06.06.2013 1.782
38 О курбане 06.02.2013 1.469
39 Паломничество времен посланника Ибрагима 25.01.2013 1.498
40 Зуль-хиджа – это месяц совершения хаджа 15.01.2013 3.097
41 Укорачивание волос во время хаджа 23.11.2012 1.875
42 Курбан для немусульман 23.10.2012 1.812
43 Животные для курбана 23.10.2012 1.495
44 Цель жертвоприношения (курбана) 23.10.2012 1.545
45 Курбан: на сколько частей? 23.10.2012 1.819
46 Курбан для умершего 22.10.2012 1.783
47 Один курбан на семью 22.10.2012 1.607
48 Дни праздника Курбан-байрам 22.10.2012 1.998
49 Два курбана 20.10.2012 1.533
50 Курбан в долг 20.10.2012 1.597
51 Условия участия в жертвоприношении 20.10.2012 1.475
52 Средства для хаджа 19.10.2012 1.452
53 Паломничество женщины без «махрама» 19.10.2012 1.891
54 Курбан. Обязательно или нет? 18.10.2012 1.585
55 Намерение на хадж и его невыполнение 18.10.2012 1.495
56 Намерение о паломничестве 17.10.2012 1.470
57 Многократный хадж 17.10.2012 1.492
58 Курбан-акика 11.06.2012 3.455
59 Курбан (180412) 18.04.2012 1.520
60 Курбан (3 темы, 15.11.2011) 15.11.2011 1.657
61 Хадж (241011) 24.10.2011 1.408
62 Умре вне периода хаджа 04.06.2011 1.803
63 Хадж Байазида Бистами 26.04.2011 2.061
64 Скот, родившийся в день Курбан-байрама (45) 09.11.2010 2.507
65 Курбан (4/4) (41-47) 09.11.2010 1.629
66 Курбан (3/4) (31-40) 02.11.2010 3.455
67 Курбан за Посланника (21) 25.10.2010 1.989
68 Курбан (2/4) (21-30) 23.10.2010 1.860
69 Курбан (1/4) (1-20) 21.10.2010 4.980
70 Курбан на семью 20.10.2010 1.853
71 Хадж вместо другого 11.10.2010 2.131
72 Хадж: перед поездкой и после нее 28.08.2010 2.204
73 Хадж и квота 18.06.2010 1.952
74 Кабе и хадж 05.06.2010 2.402