Коран / 105 (продолж. 6)
Кораника > Коран Дата: 31 Temmuz 2009 Email This Post Email This Post

8. Композиция (структура) суры (105)

 

Повторим текст традиционной редакции (толкования) суры:

 

1. Разве ты не видел, что сделал Господь твой с владельцами слонов?

2. Разве он не обратил впустую их усилия?

3. Он наслал на них стаи птиц (или птиц стаями).

4. Они бросали в них камни из отвердевшей (обоженной) глины [1].

5. Так он превратил их в поеденные (изъеденные) посевы.

 

Композицию (структуру) суры можно представить в следующих темах:

1. В первых двух аятах (1-2) Аллах напоминает о самом событии (воскрешая его в памяти). В понимании этих аятов “никаких проблем нет”. Нет их в том смысле, что мы не входим в историю вопроса. Мы рассматриваем эти аяты “в констатационной” их формулировке, приводимой в суре.

2. В третьем и четвертом аятах (3-4) говорится о процессе уничтожения армии. Как следует из всего изложенного по этому вопросу, о нем можно говорить в двух версиях: “птичьей”, простите, и “вулканической”. Первая является традиционным подходом, а вторая – современным, кажем так. Мы разделяем вторую точку зрения, подтверждаемую исторически и соответствующую принципам Корана (как в вопросе мироустройства с присущими ему объективными законами, так и по характеру действий Аллаха, осуждающего порок и уничтожающего его и носителей с использованием стихийных бедствий).

3. Остается последний аят, пятый. В отношении него возможны два решения: (1) считать его продолжением аятов 3-4 или продолжением второй темы (об уничтожении армии), (2) считать его самостоятельной темой.

В первом случае сура имеет две темы. Первая включает аяты (1-2), а вторая аяты (3-5). Во втором она имеет уже три темы. Первая попрежнему включает в себя аяты (1-2), вторая – аяты (3-4), а третья – аят (5). Нам кажется, что вторая или трехтемная версия суры является более убедительной. Она поддерживается практикой жизни, достоверна и с исторической точки зрения.

 

8.1. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Трехтемная версия

 

По этому вопросу могут быть приведены следующие основания:

 

1. Само содержание суры или ее текстуальное содержание. В ней говорится о том, что армия стала подобной поеденному (изъеденному) (5. Так он превратил их в поеденные (изъеденные) посевы). Если это не просто слово, а в нем есть смысл, значит, есть и событие. То есть появляется еще одно событие после непосредственного уничтожения армии вулканическим извержением. Выходит, можно говорить о двух событиях. Одно из них или первое – это непосредственное уничтожение армии вулканическим извержением, а следующее или второе – ее, простите, поедение (изъедение) или приведение ее в это состояние…

 

Русские переводы Корана также приводят к выводу о самостоятельности события, описываемого в аяте (5), по отношению к событию уничтожения армии, описанному в аятах (3-4) (повторим):

И.Ю. Крачковский:

“3. И послал Он на них птиц стаями?

4. Бросали они в них камни из обожженной глины.

5. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами”;

М.-Н. Османов:

“2. Разве Он не разрушил их козни (аят приводится для связи. – Р.О.)

3. и не послал на них стаи птиц?

4. Они осыпали их осколками обожженной глины

5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]”;

А.Ю. Али:

“3. и не наслал (ли Он. – Р.О.) на них птиц стаями?

4. Они бросали в них каменья из обоженной глины

5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев”;

Н. Ефремова и Т. Ибрагим: 

“3. Не напустил ли на них тучи птиц,

4. Осыпавших их каменной дробью;

5. Не превратил ли Он их в подобие

Листьев, изъеденных червями?!”.

 

Как можно видеть, сама формулировка пятого аята [2] не имеет в данном случае большого значения. Важно, что она фиксирует событие, отличающееся от того, которое зафиксировано предыдущими двумя аятами (3 и 4). То есть речь идет опять же о двух событиях, одно из которых передается аятами 3 и 4, а другое – аятом 5. Птицы участвуют во втором событии (аят 5), они не имеют никакого отношения к первому (описанному в аятах 3 и 4). Важно и то, что второе событие следует после первого и не может иметь места до него. Это является ключом к пониманию обоих событий и суры в целом…

 

8.2. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Аят 105/5 (дополнительно). От наказания к предупреждению, от истории к примеру

 

Повторим:

– Х. Караман и др.:

“5. Так Аллах превратил их в изъеденные и изжеванные посевы”;

И.Ю. Крачковский:

“5. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами”;

М.-Н. Османов:

“5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]”;

А.Ю. Али:

“5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев”;

Н. Ефремова и Т. Ибрагим: 

“5. Не превратил ли Он их в подобие

Листьев, изъеденных червями?!”.

 

Самостоятельное значение пятого аята по отношению к третьему и четвертому связано, как отмечено, с различием событий, описанных в них. Третий и четвертый аяты описывают уничтожение армии, а пятый – “зачистку территории”

…Намеревались уйти своими ногами. Победить и уйти!.. Не получилось! Остались лежать на земле. И убрать их некому. Никого из своих рядом нет… Что будем делать?.. Применять закон! Есть и такой!.. Это – “закон уборки с земли всего того, что лежит на ней безжизненной и беспризорной плотью”. Убирают “уборщики” в виде соответствующей категории животных и птиц, поедающих эту самую плоть… Благодаря этому природа делается способной к самоочищению. И в ней нмкогда и нигде ничего “не валяется” из “бывшего живого”… А если не поспевают “уборщики”, включается следующий механизм, всегда имеющийся наготове в запасе у природы на этот счет. Она начинает “вбирать в себя” безжизненную плость, утилизирует и усваивает ее… К слову, этот механизм усвоения с подключением “живности до микроогрганизмов”, действует и в первом случая, замыкая цепь “до полного усвоения”… В нашем случае, то есть в случае “с павшими воинами”, был использован первый механизм поглощения (усвоения) плоти и “очистки террритории”, то есть механизм ее поедания.  “К исполнению были привлечены” местные птицы [3]… Они и поели! Выполнили свою задачу по природе вещей и Корану!.. Но как едят птицы? Как птицы! Прилетят, поедят, побросают и улетят… Значит, как люди!.. Посмотрим на убранный для гостей стол… А теперь посмотрим на него еще раз. Уже после трапезы… Так едят и птицы!.. Правда, они “не пользуются приборами”…

…Поели досыта, вволю, вдосталь, власть! Наелись!.. Еды было много. Хватило на всех. От того и летели стаями… Как на пир!.. А теперь представим себе “стол”, за которым пировали тысячи птиц. И получим последнюю строку аята. “В метафоре”…

Животные едят до тех пор, пока не вычистят всё! Если что-то остается после них, его доедают другие… А птицы еще и вырывают друг у друга, разбрасывают по сторонам. Отходят и возвращается вновь. Или их место занимают другие. Так и вычищают всё… В этом плане ни птицы не хуже нас, ни мы не лучше их… Если, конечно, “исключить” приборы, официантов, заздравия и прочее…

Итак, прилетели, поели, наелись и улетели…

Что сталось с армией? Что осталось от нее? На что она стала похожей?..

Лучше, чем в аяте (105/5), об этом не скажешь!..

 

Если с учетом этого вернуться к перводам аята (105/5) (приводимым в данном случае), то нам кажется, что все они являются приемлемыми. Другое дело, что в них делается акцент на той или иной особенности “окончательного вида” “посевов” (листьев или нивы)… Но это, как кажется, опять же укладывается в единую суть и логику аята, различаясь в рамках литературной формы… Важно понять, что армия рассеялась в пух и прах, как если бы ее не было вовсе!..

Всё это придает последнему аяту особый смысл и, так сказать, удваивает его миссию (задачу). Его информационное (познавательное) содержание дополняется нравственным, морализующим. Аят превращается в пример того, “как не надо действвовать против Аллаха”. Значит обретает позитивное значение, указывая на то, чего следует избегать, чтобы не быть наказанным “по приведенному образцу”…

А мораль: кто придет к Аллаху с намерением “против”, тот уйдет и с ответом “против”. Рассеется как пыль в воздухе

Потому разговор, простите, ни о каких, там, не о посевах, траве, листьях, растениях, ниве или еще о чем-то таком, подобном! Совсем нет!.. И уж совсем не о том, как они “придавлены”, “затоптаны”, “изжеваны”, “изъедены” или “выедены”, – саранчой или червями, – и “разбросаны”!.. Всё это – параллель! Образ! Метафора!.. Для силы воображения! Лучшего понимания и представления главного… А главное – это, опять же… “пыль”! Пыль в итоге!.. Кто понял это, – что это за “пыль” такая и откуда она берется, – тот понял и строку, и все остальные. Значит история с армией со слонами пошла ему на пользу. И по части истории и знаний, и по части нравоучения. И по части понимания Корана…

 

Нравоучительная направленность и содержательность аята (105/5) непосредственно связана с его метафорическим языком, иносказанием. А это, со своей стороны, есть признак и черта художественного нравоучения. Он используется, пожалуй, во всех жанрах художественной литературы. И Коран пользуется им на протяжении всего своего содержания… Потому когда Аллах говорит о том, что он превратил людей в изжеванные и разбросанные посевы, никому даже в голову не приходит воспринимать это иначе, нежели как образное, художественно-образное, описание уничтожения армии… А этим сразу обнаруживатся нравоучительная направленность текста. Так аят превращается в нравственную максиму…

Но у него есть и познавательная содержательность. Аят подводит черту под всей сурой именно в части содержательного момента. Напомним, в первых двух аятах (105/1-2) делается введение к теме. В последующих двух (105/3-4) она раскрывается в части описания того, как Аллах уничтожал армию. И наконец, последний аят (105/5) говорит о том, что Аллах уничтожил армию. А еще и рисует картину этого уничтожения, описывая то, что сделалось с армией в ее результате и на что она стала похожей после этого… Так много информации в одной строке аята! И преподносится она приемом художественной речи… Познавательное и инфомационное переходит в ней в нравственное и поучительное. А рациональное и строгое – в метафорическое и многосмысленное. Рациональное нагружает знанием, а многосмысленное уводит в бесконечность. И прямо туда, где Всевышний и его Милость… Начинаешь задумываться над вопросом, откуда всё это и зачем? И хочется стать лучше!.. Так и поучают строки. Знанием и моралью!.. Неспросто, ведь, Аллах начинает аят (5-й) словами: “Так Аллах превратил их…”. На понятном всем языке он говорит: “Будьте лучше тех, которых Я наказал!”… Так познавательное (информационное) легко и плавно и совершенно естественно петерекает в нравоучительное. В предупредительное и сдерживающее, призывающее к уму нравоучительное… А единство знания и нравственного всегда было выражением и символом прекрасного…

Остается опять же восхищаться тем, как это в одной строке (105/5) Аллах сумел соединить и сказать так много (!). И черту подвел, и результат указал, и поставил явление в пример людям. А еще сделал это для ума и души… Рациональную мысль завершил на художественно-образной и нравственной ноте. Соединил знание с использованием его для своей же пользы… В пяти строках рассказал всю правду. О себе и Коране, людях и истории… Призвал к уму-разуму… И сделал всё это по-прекрасному. К нашему восхищению и благодарности!..

 

* Грифы-уборщики (из интернета)

 

Животные и птицы, поедающие безжизненную беспризорную плоть, существуют во всем мире. Есть они, естественно, и в Саудовской Аравии. Ее животный мир включает таких птиц, как орлы, коршуны, грифы, соколы…

"Грифы составляют особую группу дневных хищных птиц... Это - крупные птицы (к которым принадлежат и самые большие из хищных)... с очень большими закругленными крыльями, довольно сильными ногами, с тупыми и мало согнутыми когтями, питающиеся главным образом падалью, а также другими гниющими животными веществами (остатками. – Р.О.)... Водятся во всех частях света, кроме Австралии: летают очень выносливо, хотя и не так быстро и ловко, как соколиные... Добычу свою Г. отыскивают с помощью зрения, летая на большой высоте; мнение, будто бы они руководятся при этом обонянием, лишено основания. Крупные виды питаются почти исключительно падалью, редко нападают на небольших животных; мелкие, кроме падали, питаются калом, а также мелкими животными. Водятся в жарких (! – Р.О.) и отчасти умеренных странах и приносят пользу истреблением нечистот, почему некоторые виды пользуются покровительством человека..." (Грифы. – http://www.wikiznanie.ru) (приводится с сокращениями). 

 8.3. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Сорная трава или пыль по ветру

 

Приведенные соображения в своем обобщении отливаются еще и в мысль о полнейшей бессмысленности противостояния Аллаху. Ибо таковых – противостоящих – Аллах стирает в порошок, превращает в пыль и развеивает по ветру. Ни героя нет, ни даже имени!.. Что еще?!

…Воины удостаиваются почестей и наград, славы победителей и героев. Трофеев, наконец!.. А эти пропали ни за что, ни про что… Ни наград, ни славы! Ни даже имени в истории!.. Развеялись как пыль на ветру!..

Аллах уничтожил армию дважды. В первый раз на ее боевых позициях, как вооруженную силу и армию в прямом смысле этого слова. Во второй раз уничтожил ее духовно и нравственно, отняв у нее право быть победителем и героем. И вообще армией… И даже солдатом!.. Это самое большое наказание для каждого, кто встал в боевой порядок!.. Жизнь готов отдать, а за это, – нате, вам! – “сорная трава”!.. Согласимся, хуже наказания не бывает! Но мы же сказали, что Аллах “опускает на дно”. Каждого по-своему!.. Зачем встал в ряды на линии, которая “уйдет под воду” при наказании? Неужели не мог понять, что надо встать “на другой стороне”?! Тем более, что Аллал говорит об этом “не переставая”! На каждом шагу!..

Но и это еще не всё! Аллах не дал возможность предать людей земле, как это принято делать [4]. А еще это воины!.. Но Аллах не посмотрел ни на что! Он бросил их на поедание. Заставил их сойти на нет еще раз. Уже после того, как они “сошли в него”… Такое, вот, унижение!.. Трава под ногой! И ничего больше!.. Или пыль, годная только для того, чтобы быть развеянной по ветру… А еще это воины!.. Значит не воины!.. Перед Аллахом воинов нет! И армии нет! Если даже она, простите, со слонами…

 

Первое событие (уничтожение армии), как отмечено, описано в аятах третьем и четвертом (3-4), второе (результат уничтожения) – в аяте пятом (5). Первое исполнено неожиданным и мгновенным вулканическим извержением “под ногами”, второе – птицами-уборщиками… Ложное понимание суры возложило на птиц-уборщиков то, что на деле явилось функцией вулкана… Рано или поздно это должно быть исправлено. Всё в Коране должно быть по Корану. А мифы оставим себе на воображение…

 

(Продолж. следует)


[1] Основную смысловую нагрузку в суре несут ее третий, четвертый и пятый аяты. Одновременно они являются и основной проблемой перевода и толкования (трактования, осмысления) суры.

            Как показывает анализ имеет смысл говорить о двух группах проблем в названных трех последних аятах (3-5). Одна группа проблем связана с аятами 3-4, а другая – с аятом 5. Более подробно об этом мы скажем ниже.

[2] См.: 8.2. Композиция (структура) суры (105) (продолж.). Аят 105/5 (дополнительно).

[3] См. ниже: * Грифы-уборщики (из интернета).

[4] Подчеркнем, умершую плоть Аллах предлагает предавать земле (см. 5/27-32), как это, собственно, и делают люди.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 1.804
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.807
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.298
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.892
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.625
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.962
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.808
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.598
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.217
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.794
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.984
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.926
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.985
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.348
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.685
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.754
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.658
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.234
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.244
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.749
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.655
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.420
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.565
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.573
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.474
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.885
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.460
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.759
28 сура 105 / 4 16.09.2009 3.013
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.507
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.516
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.235
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 3.047
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.760
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.604
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.584
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.274
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.271
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.763
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.838
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.356
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.652
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.613
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.668
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.846
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.879
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.122
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.402
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 2.011
49 Коран о себе 28.08.2009 2.014
50 Вводная 28.08.2009 2.052
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.133
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.314
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.519
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.415
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.586
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.439
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.355
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.570
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.324
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.378
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.332
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.261
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.145
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.738
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.853
66 Коран / 113 26.08.2009 2.943
67 Коран / 112 26.08.2009 2.966
68 Коран / 111 26.08.2009 6.205
69 Коран / 110 26.08.2009 2.464
70 Коран / 109 26.08.2009 3.051
71 Коран / 108 26.08.2009 2.999
72 Коран / 107 26.08.2009 2.417
73 Коран / 107 26.08.2009 2.042
74 Коран / 106 26.08.2009 2.709
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.300
76 Коран / 104 25.08.2009 5.204
77 Коран / 103 25.08.2009 2.842
78 Коран / 102 25.08.2009 2.798
79 Коран / 101 25.08.2009 2.805
80 Коран / 100 25.08.2009 2.438
81 Коран / 99 25.08.2009 3.306
82 Коран / 98 25.08.2009 2.448
83 Коран / 97 25.08.2009 2.830
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.636
85 Коран / 95 25.08.2009 2.609
86 Коран / 94 25.08.2009 3.594
87 Коран / 93 25.08.2009 2.844
88 Коран / 92 25.08.2009 2.544
89 Коран / 91 25.08.2009 2.649
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.672
91 Коран / 90 25.08.2009 2.949
92 Коран / 89 25.08.2009 2.655
93 Коран / 88 25.08.2009 2.319
94 Коран / 87 25.08.2009 2.513
95 Коран / 86 25.08.2009 3.297
96 Коран / 85 25.08.2009 2.618
97 Коран / 84 15.08.2009 2.405
98 Коран / 83 15.08.2009 5.060
99 Коран / 82 15.08.2009 2.421
100 Коран / 81 15.08.2009 2.474