Кораника
Коран / 80

Коран / 80

Сура 80. НАХМУРИЛСЯ (АБАСА) 

Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
1. Он нахмурился и отвернулся,[1].
2.    потому, что к нему пришел слепой 
3. Откуда ты знаешь, может он очистится?
4. Или обретет знание [2] и оно пригодится ему.
5. А если говорить о том, кто не нуждается в тебе [3]
6. Ты направляешься к нему (занимаешься им, уделяешь ему внимание, а на деле – словно бы ты говоришь не ему, а стенке).
7. Что тебе от того, что он очистится [4]?
8. Но кто утремляется к тебе,
9. устремляется (приходит) из-за боязни (богобоязни).
10. А ты не интересуешься им (оставляешь его в стороне, без внимания) (…) [5].
11. (…) Нет, нет!.. Это то, что будет воспомянуто [6] (!).
12. Каждый вспомнит содеянное (совершенное. – Р.О.) [7] им (!).
13-16. Оно записывается руками писцов, благородных и ценных, на ценных страницах, возвышенных и чистых [8] (…).
17 (…) Будь проклят этот человек! Какой же он неблагодарный [9]!
18. Из чего его создал (Аллах)? (Пусть он, лучше, посмотрит на это).
19. Не из нутфы (оплодотворенного яйца)? Создал и сформировал его (придал ему силу).
20. Затем облегчил ему путь.
21. Затем упокоит его и положит в могилу.
22.  Затем, в положенное время, снова поднимет его (…).
23. Но, нет! Он (человек) не последовал предписаниям (Аллаха) (…).
24. А еще пусть человек посмотрит на свою пищу (…).
25. Обильную воду проливаем Мы.
26-32. Затем (Мы) рассекли землю трещинами (вспучили ее трещинами-глазками), взрастили на ней зерна (посевы), виноград, овощи, оливы, хурму, сады с большими и плотными деревьями, плоды и пастбища. (Всё это) для вас и вашего скота (…).
33. (…) Когда раздастся этот оглушительный звук [10],
34-36. человек бросит брата, мать (и) отца, жену и детей (он просто позабудет о них, сбежит от них, у него не будет времени на них, он будет занят собой. – Р.О.) [11].
37. В этот день у каждого будет достаточно своих дел (чтобы ему заниматься еще и кем-то другим) (у каждого дела будут «для себя», и будет их «по горло») [12].
38-39. В этот день одни лица будут светить светом (сиять), смеяться и радоваться (ликовать) (люди пожелают отблагодарить за благовестие, добродеяние).
40-42. Другие лица будут в пыли и земле (грязи). Будут черными (грязными). Это и есть кяфиры и грешники (погрязшие в грехах как в грязи или черноте) [13].
 
* Всё фиксируется: слова и дела (А.Б.)
 
«Нет, нет!.. Вы считаете ложью расчет с вами. Но фактом является наличие охранителей над вами. Ценных (благородных) писцов… Они знают всё, что вы делаете» (82/9-12),
          «(Рядом с вами) сидят (находятся, пребывают) два писца, один справа, другой слева, они записывают. Когда у человека слетает с уст слово, рядом с ним всегда есть наблюдатель, готовый записать его» (50/17-18),
          «Всё содеянное содержится (записано) в тетрадях. Маленькое, большое – всё записано в строках» (54/52-53),
          «Тетради будут положены перед ними. И из-за того, что написано в них, грешники будут дрожать дрожью. Скажут: «Горе нам! Что это за тетради?! Ни малого не оставили, ни большого! Всё собрали!». (В них) они найдут всё содеянное ими. Господь твой никого не станет мучить» (18/49),
          «В тот день, когда каждый найдет перед собой содеянное им доброе и худое, каждому захочется, чтобы между ними и худым была большая удаленность» (3/30),
            «Кто содеет доброе с частичку, увидит его. Кто содеет худое с частичку, тоже увидит его» (99/7-8),
«В этот (Судный) день вы будете спокойны. Ничто не останется скрытым. Те, кому тетради будут даны справа, скажут: «Вот моя тетрадь! Читайте!.. Я знал, что встречусь с содеянным» (69/18-20)… 

* Судный день: каждый достаточен для себя (А.Б.)  

«В этот день, кроме богобоязненных, (даже) друзья станут друг другу врагами» (43/67),
«Друзья не спросят друг друга. Даже если они встретятся (каждый будет занят собой, своим делом. Каждый сам будет в этот день достаточен для себя [14]) (…). Грешный пожелает откупиться от мучений этого (Судного) дня своими сыновьями, женой, братом, семьей, – которая защитила и содержала его, – и (вообще) всеми, кто есть на земле (Земле). (Он будет готов отдать) всё, лишь бы только спастись самому (!..)» (70/10-14). 
 

1. Подборка аятов сделана А. Байиндиром.
2. Аяты даны в примечании. Нами они вынесены в самостоятельную тему с приводимым заголовком.
3. Все скобки относятся к нам.
 
* О лицах:  ликующих и пребывающих в черноте печали (Р.О.)
 
В аятах 40 и 41 говорится «о черных» или «зачерненных» лицах кяфиров, заблудших, отступивших (грешников). Эту черноту лиц можно трактовать как физическую и нравственную. Это мы и встречаем в переводах и толкованиях.
К примеру (в русской литературе):
– «40. на других же [осядет] прах, / 41. коим [будут] омрачены они» [15],
– «40. На других же лицах в тот день будет прах, / 41. покрывающий их мраком» [16]
В турецкой литературе (текст приводится дословно, без редактуры):
– «40. А есть и лица, запыленные в этот день. 41. Они окутаны темнотой (до того они печальны (грустны, огорчены), так они горестны)» [17],
– «40-41. А есть и лица, которые в этот день окутала печаль (грусть, горе); от огорчения (печали, грусти) почернели они» [18]
 
О лицах в Судный день Аллах говорит и так:
«Есть лица, которые в этот день (выглядят) низкими (презренными, ничтожными, униженными» (88/2). «А есть лица, которые счастливы (счастливы в благах) в этот день» (88/8).
«Есть лица, которые светятся в этот день. Они смотрят на Господа твоего. А есть лица, поникшие (понурые) в этот день. Они понимают, что их ожидает (наказание), ломающее им спинной хребет» (75/22-25).
«Есть лица, которые побелеют в этот день, а есть лица, которые почернеют. Тем, у которых почернеют лица, (будет сказано так): «После того, как уверовали, вы стали отрицать (стали кяфирами)? А теперь вкусите наказания по причине вашего отрицания (неверия)!» (3/106).
«А те, у которых побелели лица… Они пребывают в милости Аллаха. Останутся в ней навсегда» (3/107)… 
Два случая физического характера:
(1) На ум приходит один из хадисов. Он начинается так:
«Однажды перед Посланником Мухаммедом, да благословит его Алах и приветствует, провели иудея с очерненным лицом и побитого палкой. Он подозвал их и спросил: «В вашей Книге так наказывают за зину (измену. – Р.О.)?». «Да!», – ответили они…» [19]
(2) Одно из чудес (знамений), которые дает Аллах Мусе, направляя его к Фараону, связано с изменением цвета руки: «Положи руку в подмышку (прижми руку к боку) она выйдет белой, без болезни. Вот тебе еще одно знамение (чудо)!» (20/22). «Вынул (Муса) руку (из подмышки). Она стала белой (белоснежно-белой, блестящей) для тех, кто смотрел на нее» (26/33)…
 
Подытожим. За жизнь по его предписаниям Аллах награждает, за отступления – наказывает. Сознание этого отражается на лицах в Судный день. Одни лица сияют, другие подавлены. А подавленное лицо «чернее тучи»… Шутка ли – человек ожидает наказание, ломающее ему кости. И не просто кости, а весь «хребет»!.. А еще есть огонь!.. Значит есть и над чем задуматься!.. Кто способен представить себя в роли человека, ожидающего наказания «этого дня», тому легко понять и то, откуда берется и что означает чернота лиц, описываемая в аятах 40 и 41 (80/40-41).
И еще один момент. Черноту лиц (или на лицах) в приводимых аятах нельзя рассматривать саму по себе, в отрыве от «сияющих» или «ликующих» лиц. Так четыре аята – 38 и 39, с одной стороны, 40 и 41, с другой, – приходят в связь и образуют единую систему, высказывающую мысль о том, что праведники награждаются, а отступники (грешники) наказываются… Такими они и входят в новую жизнь. Одни – вознагражденными – в благах, а другие – наказанными и униженными – в потерях… Вознагражденные сияют…
Напомним:
«38-39. В этот день одни лица будут светить светом (сиять), смеяться и радоваться (ликовать) (люди пожелают отблагодарить за благовестие, добродеяние).
40-42. Другие лица будут в пыли и земле (грязи). Будут черными (грязными). Это и есть кяфиры и грешники (погрязшие в грехах как в грязи или черноте)».
Или одни лица будут сиять «в этот день», а другие будут подавленными. Потому первые будут светить, а вторые будут «чернее самой черноты» или «как сама чернота»… А если оторвать их друг от друга, то и черноту лиц не понять до конца… А в Коране, как это можно видеть уже на примере приведенных аятов, о них говорится вместе, в паре, в единстве, в связи, на параллельных курсах… Это является естественной формой представления противоположностей…
 
Состояние лица человека есть, как известно, отражение его внутреннего состояния. Удовлетворенный человек испытывает радость и состояние свободы. Лицо его светится… Неудовлетворенный — подавлен и стеснен. Лицо его озабочено, порой «до черноты»… И в Судный день это так. Светлые (светящиеся или радостные) лица характерны для людей,  удостоившихся положительной оценки своих действий со стороны Аллаха и ожидающих в ответ на это своего вознаграждения. «Черные» лица — это у людей, недовольных собой. Они осознают свое осуждение Аллахаом. Они пребывают в ожидании наказания…  


[1]      По поводу ниспослания суры говорится так: «К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел Абдуллах б. Умму Мактум и стал говорить ему: «О, Мухаммед! Возьми меня к себе и обучи знанию». В это время у Посланника был один из главных мушриков (они сопротивлялись вере Аллаха и всячески препятствовали миссии Посланника. – Р.О.). Посланник отвернулся от Мактума и повернулся в сторону собеседника. И говорил так: «О, отец такогото, ты видишь что-либо смущающее тебя в моих словах?». А он отвечал: «Клянусь кровью (пролитой во имя идолов), нет, я не вижу ничего смущающего в твоих словах» (Muvatta, Kur’ân, 8; Tirmizî, Tefsîru’l-Kur’an, 72) (выражение «обучи знанию» проходит у Тирмизи).
[2]       То, что переведено как «знание», в аяте проходит как «зикр». Под «зикром» понимается знание в мышлении, готовое к использованию (см. словарь-муфредат).
[3] Или: «А если говорить о том, кто не нуждается в тебе (кто видит себя богатым, обеспеченным и не соизволит снизойти к нашим аятам или кому кажется, что он ни в чем не нуждается и в тебе тоже)…» (Р.О.).
[4] Аллах дает понять неискренность мушриков по отношению к себе и вере. Их очищение зачастую носит формальный и внешний характер (Р.О.)… 
[5] В аятах говорится так: «Не прогоняй побирающегося (бедного). И разъясняй ему Его благодеяние» (93/10-11).
[6] В аятах (11-16) речь идет не о Коране, как это порой принято думать, а о книге, в которой отмечаются (фиксируются, записываются) все слова и дела (действия) человека (Р.О.).
[7] Здесь «шае» (شاء) переведено как «содеянное» (совершенное). Оно происходит от «вещи» (شَيْء), которое имеет смысл отглагольного существительного и имени существительного (А.Б.).
            Здесь А. Байиндир приводит анализ понятия «шае», который развит им в его книге «Ложные истины», а также в статьях, помещенных на сайте. Поэтому в данном случае он опущен, желающие могут обратиться к материалам сайта по этому вопросу (см. раздел «Научная деятельность») (Р.О.).    
[8] Человек является ценностью, потому и относящиеся к нему страницы тетради, в которой фиксируются его действия, тоже являются «ценными». Они являются еще и «возвышенными и чистыми», поскольку запись на этих страницах ведется от имени Аллаха и его писцами, «благородными и ценными». Так Аллах высоко оцениват и своих писцов.
            А о том, что все слова записываются и деяния (действия) фиксируются, об этом Коран говорит в целом ряде аятов (см.: 82/9–12, 50/17–18, 54/52-53, 18/49, 3/30, 99/7-8, 69/18–20 и др.) (В переводе на турецком эти аяты приводятся в примечании. В нашем случае они вынесены в самостоятельную тему ниже: см. * Всё фиксируется: слова и дела. – Р.О.).   
[9] Аллах осуждает людей неблагодарных… Это должен иметь в виду каждый. Благодарный для того, чтобы и дальше быть благодарным, а неблагодарный… чтобы не допустить выход за пределы того, что уже неисправимо… (Р.О.).
[10] Речь идет о Судном дне (Р.О.).
[11] К теме приводятся аяты (см. ниже: * Судный день: каждый достаточен для себя (А.Б.) (Р.О.).
[12] Текст в скобках относится к нам (Р.О.).
[13] См. ниже: * О лицах: ликующих и пребывающих в черноте печали (Р.О.).
[14] См. сюда также аят (80/37): «В этот день у каждого будет достаточно своих дел (чтобы ему заниматься еще и кем-то другим) (у каждого дела будут «для себя», их будет «по горло») (Р.О.).       
[15] Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова. «Ладомир», М., 1999, 80/40-41, с. 598.
[16] Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али. Н. Новгород, РФ, «Медина», 2007, 80/40-41, с. 1578).
[17] Коран. Пер. и комм. С. Атеша. Анкара, Кылыч, 1975, 80/40-41, с. 585 (на турецк.).  
[18] Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез, М. Чагриджи, С. Гюмюш, А. Тургут. Турецк. Фонд по делам религии (TDV). Анкара, 2005, 80/40-41, с. 585.  
[19]Xадис приводится в книге А. Байиндира «Ложные истины», помещенной на сайте (см.: 37.3. Наказание реджм в хадисах)
Так цвет лица в Судный день, если угодно, оказывается публичной демонстрацией оценки Аллаха, выставленной человеку за содеянное им в земной жизни…

 

Примечание (Р.О.):

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.