Коран / 84
Кораника > Коран Дата: 15 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

            Сура 84. РАЗВЕРЖЕНИЕ (АЛЬ-ИНШИКАК)[1] 

 

Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Развержение (раскалывание) – слово проходит в первом аяте, откуда сура и берет свое название.
Развержение неба является признаком Судного дня. Отсюда темой суры становится Судный день.
Ниспослана после суры 82 (Инфитар / Раскалывание) в Мекке. Является одной из первых мекканских сур. 25 аятов.
 
1-2. Когда треснет (разверзнется, расколется) небо (1), внемля решению (воле) Господа твоего (2),
 3-5. удлинится (выровнится) земля [2] (3), опустошившись после выброса (извержения) своего содержимого (4), и, внемля решению (воле) Господа твоего, – тогда и случится то, что должно случиться (или наступит ождаемое) [3] (5).
6. О, человек! Ты стремишься к Господу своему, наконец, ты предстанешь перед ним (!).
7-9. Кому тетрадь (книга) будет дана справа (7), расчет с ним будет легким (8) и он в радости (счастливым) вернется к своему окружению (семье, друзьям) (9).
10-12. А кому тетрадь будет дана сзади (со спины) (10), он станет призывать погибель (11) и войдет в пылающий огонь (12).
13-14. Но было время, когда он был счастлив в своем окружении (среди семьи и друзей) (13), не думая предстать перед Господом твоим (14).
15. Но должен был думать! Ибо Господь видел его.
16-19. (Вы тоже должны думать).
Клянусь наступающей вечерней темнотой (16), ночью и ее чернотой (или тем, что она собирает или приносит) (17), луной в полнолуние (18), – что вы будете возвышаться ступенями (переходить из формы в форму, с одного уровня на другой. – Р.О.) (19) [4], [5]! (!..).
            20. На что они в таком случае рассчитывают (на что надеятся), что не верят (не веруют) [6]?
21. Почему не падают ниц (не поклоняются), когда им читают Коран [7]? (?..).
            22. На деле эти кяфиры говорят неправду (о Коране. – Р.О.).
23. Аллах знает, что они хранят (скрывают внутри)(знает зазубренное ими [8]).
24. (В таком случае) обрадуй их горьким наказанием (обрадуй их вестью об ожидающим их горьком наказании. – Р.О.)!
25. Другое дело, уверовав, содеющие благое (доброе) (уверовавшие благодеющие, добродеющие) [9]. Их ожидает неиссякаемое (нескончаемое) вознаграждение.
 
 

 
Напомним аят (84/19) (его фрагмент): “…Вы будете возвышаться ступенями (переходить из формы в форму, с одного уровня на другой. – Р.О.)
Возвышение ступенями и переход из состояния в состояние, из одной формы в другую может иметь самые различные значения. К примеру, он может характеризовать внутриутробное развитие человека, его социальное развитие и жизненный процесс в целом. Его можно отнести к развитию человека в той или иной сфере (образовательной, научной, производственной и т. д.). Наконец, его можно отнести и к самому социально-историческому процессу. Но и это тоже можно сделать различным образом. Так, можно характеризовать этот процесс “в целом”, беря его в этом значении по тому или иному присущему ему интегральному параметру, включая сюда и сферы материальной и духовной жизни. А можно взять и в другом измерении, более узко, скажем, по социальным сферам (экономика, политика, право и др.). В данном случае имеет место, как кажется, “самый общий случай”. То есть коранический тезис, говоря о возвышении (в смысле 84/19), одновременно предосталяет широкие возможности для него и его толкования.
Если эти возможности приложить к историческому процессу, то налицо его очевидное возвышение. То есть исторический процесс находит себя в историческом (социально-историческом) прогрессе. Если взять этот прогресс через кораническую призму, то два момента можно подчеркнуть. (1) В плане свидетельства Корана о нас, – о том, что мы развиваемся по линии поступательного развития в форме исторической поступательности (прогресса), – и (2) в плане демонстрации объективного содержания самого Корана, который и в данном случае, как, впрочем, и во всех других, свидетельствует о том, что есть “как оно есть”. В данном случае объективное содержание Корана находит себя в объективном свидетельствовании о нас и нашей истории. Объективный социально-исторический процесс и в самом деле развивается как процесс поступательный или прогрессивный (прогрессирующий) [10]. Этот прогресс мы наблюдаем, как отмечено, и на себе, в своей жизни, и на своей истории, и на истории в целом…
Современный исторический прогресс принято характеризовать понятием “глобализации”. Это значит, что в структурах общественного бытия начинают складываться универсальные и всеобщие механизмы регуляции общественной жизни, управления ею на всех основных направлениях развития. С этой целью формируются и мировые органы и организации – экономические, политические, культурные и др. Создаются мировые центры сил, они же и центры мирового управления. Уже сегодня и шага нельзя ступить без того, чтобы не согласовть свои действия с этими силами и центрами. Особенность же предлагаемых ими решений состоит в том, что они направляют глобальное развитие, как это и можно было ожидать, в русло своих интересов и целей. Этот подход находит свое отражение также в региональной и национальной политике. В ней поддерживаются те видоизменения и преобразования, которые опять же согласуются с интересами. Но теперь с региональными и национальными… Эта политика передает эстафету дальше – национальным структурам управления, а те, в свою очередь, тем группам и лицам, которые непосредственно реализуют ее на данном геополитическом и управленческом “пятачке”…
 
 

 
Выражение “не падают ниц (не поклоняются)” имеет ряд смыслов: (1) “не выказывают уважения”, (2) “не падают ниц вместе с Посланником и муминами”, (3) “не совершают намаза” (см. Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 84/21, с. 589).
А.Ю. Али пишет: “6049 “Упасть ниц: из уважения и чувства смиренной благодарности Всевышнему” (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 84/21, с. 1601).
Можно предложить и наше понимание. Падать ниц перед Кораном, быть смиренным перед ним означает, в итоге, быть покорным и преданным ему. Действовать в соответствии с его положениями и предписаниями. Быть благодарным Всевышнему за его такую великую милость, как Коран… Аллах подчеркивает этот момент на протяжении всего коранического содержания. В дополнение к этому Аллах приводит многочисленные примеры, подтверждающие объективность Корана и его знания. Вот уже после этого, простите, находятся неверящие и отрицающие… Потому резонным является и вопрос о том, “почему вы не веруете”? Чего вам не хватает (не достает) для этого?.. Так рождаются аяты 20 и 21 (84/20-21) (Р.О.).


[1] Есть и такой перевод, как “Раскалывание” (Р.О.).
[2] См.: 20/105-107.
[3] О событиях, проходящих в аятах 1-5 (84/1-5), Аллах говорит еще и так: «Затем он обратился к небу, находящемуся в туманном состоянии, и сказал ему и земле: «Хотите вы того или не хотите (или нет), придите (ко мне) (следуйте моему предложению)». Оба сказали: «(Мы) пришли по своему желанию» (41/11).
[4] См. ниже: * Возвышаться ступенями (84/19) (Р.О.).  
[5] Есть и такой перевод (будущее время глагола “переходить” переводится настоящим временем): “Вы переходите из одного состояния в другое 6047” (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 84/19, с. 1600). Оба решения являются, на наш взгляд, верными. Из-за очевидности этого, мы не останавливаемся на вопросе (Р.О.).
[6] Есть и такое понимание: “Что делается с ними, что они не верят (не веруют)?” (Коран. Пер. и комм. С. Атеша, 84/20, с. 589). Или “Почему же они не веруют 6048” (Священный Коран, 84/19, с. 1601).
Внимание на этом аяте связано с литературными возможностями языка при переводе и толковании. Эту особенность можно проследить, практически, на переводе (и толковании) многих коранических аятов. Потому этот момент следует рассматривать еще и как методологическую посылку перевода и толкования Корана (Р.О).

[8] См. 9/30: “Иудеи сказали: “Узайр (Ездра) – сын Аллаха. И христиане сказали: “Мессия – сын Аллаха”. Это (эти слова) – их бормотание. (Эти слова) похожи на слова, отрицавших раньше. Да будут прокляты они Аллахом! Как они отворачиваются (от истины)!..”. Речь идет о стремлении отрицающих продолжать религию отцов (А.Б.).
 

 

            Аллах указывает на людей, которые говорят, не имея на руках никаких оснований. Говорят и только! Говорят, как если бы зазубрили это… Аят таков: “По этому вопросу (что Аллах заимел себе ребенка, сына) ни у них самих, ни у их отцов нет никакого знания. Какие тяжкие слова слетают с их уст! И говорят они только одну ложь” (18/5) (Р.О.).

 

[9] Или: “Другое дело – это те, кто, уверовав, содеял доброе (благое)” (Р.О.).
[10] Эти понятия – поступательность и прогресс – надо отличать друг от друга. Поступательность может быть и прогрессивной, и регрессивной. В данном случае речь идет о прогрессивной поступательности.

 

 

[7] Анализ выражения приводится ниже (см.: * Не падают ниц) (Р.О.).

 

* Не падают ниц (Р.О.)

 

     * Возвышаться ступенями (84/19) (Р.О.)
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.378
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.781
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.248
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.854
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.593
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.934
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.761
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.571
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.169
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.684
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.954
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.879
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.959
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.302
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.659
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.727
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.629
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.211
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.216
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.637
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.609
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.386
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.539
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.531
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.446
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.844
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.420
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.711
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.966
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.458
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.472
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.152
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.933
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.726
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.559
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.547
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.238
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.241
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.734
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.817
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.316
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.630
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.584
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.639
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.811
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.849
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.095
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.370
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.979
49 Коран о себе 28.08.2009 1.989
50 Вводная 28.08.2009 2.030
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.111
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.281
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.490
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.390
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.563
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.412
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.332
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.545
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.297
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.351
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.309
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.209
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.105
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.718
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.814
66 Коран / 113 26.08.2009 2.914
67 Коран / 112 26.08.2009 2.930
68 Коран / 111 26.08.2009 6.118
69 Коран / 110 26.08.2009 2.441
70 Коран / 109 26.08.2009 2.998
71 Коран / 108 26.08.2009 2.955
72 Коран / 107 26.08.2009 2.391
73 Коран / 107 26.08.2009 2.022
74 Коран / 106 26.08.2009 2.675
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.274
76 Коран / 104 25.08.2009 5.145
77 Коран / 103 25.08.2009 2.799
78 Коран / 102 25.08.2009 2.732
79 Коран / 101 25.08.2009 2.746
80 Коран / 100 25.08.2009 2.405
81 Коран / 99 25.08.2009 3.265
82 Коран / 98 25.08.2009 2.416
83 Коран / 97 25.08.2009 2.804
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.500
85 Коран / 95 25.08.2009 2.551
86 Коран / 94 25.08.2009 3.559
87 Коран / 93 25.08.2009 2.802
88 Коран / 92 25.08.2009 2.511
89 Коран / 91 25.08.2009 2.599
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.645
91 Коран / 90 25.08.2009 2.892
92 Коран / 89 25.08.2009 2.621
93 Коран / 88 25.08.2009 2.297
94 Коран / 87 25.08.2009 2.480
95 Коран / 86 25.08.2009 3.255
96 Коран / 85 25.08.2009 2.599
97 Коран / 84 15.08.2009 2.378
98 Коран / 83 15.08.2009 5.005
99 Коран / 82 15.08.2009 2.398
100 Коран / 81 15.08.2009 2.449