Кораника
Коран / 89

Коран / 89

Сура 89. ЗАРЯ (АЛЬ-ФАДЖР)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово "заря".
Является одной из начальных мекканских сур.
Ниспослана после суры 92 (Ляйль / Ночь). 30 аятов.
 
1-4. Клянусь зарей (1), десятью ночами [1] (2), четом и нечетом (3), проходящей ночью (4)…
 5. Разве это не важные вещи для управляющего собой (для человека разумного. – Р.О.) [2] (?..)?
6-8. Ты разве не видел (или: ты должен был видеть. – Р.О.), как Господь твой наказал адитов (6), город Ирам, с колоннами? (7). Среди городов не было такого (подобного ему) (8) (!..) [3].
9. А (как он поступил) с самудянами, обрабатывавшими скалы (для своих жилищ) в долине?!
10. А с Фараоном, владельцем кольев (шатров и армий)…
11-14. Они совершали нечестия в своих странах (11), приумножали худое (падение нравов) в них (12). И Господь твой стегнул их кнутом наказания (…) (13). Господь твой постоянно наблюдает (за людьми) (…) (14).
15-16. Человек таков… Когда Господь твой, испытывая его, одаривает (вознаграждает) благами, он говорит: "Господь одарил (вознаградил) (уважил) меня. Меня!" (15). Но если Господь, испытывая его, сужает ему блага, он говорит: "Господь мой унизил (опечалил) меня" (16) [4].
17-20. Нет, нет (не Господь твой унизил. – Р.О.)!..
Вы не одариваете (не поддерживаете) сироту (17). Не побуждаете друг друга к тому, чтобы накормить (человека), оказавшегося в безвыходном положении (не поддерживаете друг друга в этом. – Р.О.) (18). Не считаясь с дозволенным и запретным, (с жадностью) поедаете (проглатываете) наследство (19). Очень любите добро (богатство, вещи, имущество) (накопительство) (20) (…).
21-23. Нет, нет (всё это неверно. – Р.О.)!..
Когда (придет в движение и) выровнится земля (21), ангелы выстроятся рядами и явится Господь (22), будет подвезен (уготовлен) ад [5], – вот тогда (в этот день) человек и поймет, что к чему (!). Но какая польза в том (23) (?!)!
24. Скажет (человек): "Ах! Если бы я заранее позаботился о своей жизни!" (…).
25. В этот день никто не сможет дать наказания большего, чем наказание Господа твоего.
26. И никто не сможет наложить таких оков, какие наложит Он (…).
27-30. О, спокойный душой человек [6] (27)! Приди (вернись) к Господу своему, удовлетворившим (Его) и удовлетворенным (28)! Войди в число моих служителей [7] (29)! Войди в мой рай (30)!
 
* Другие версии (Р.О.)
 
Другие версии перевода (толкования) аята (89/5):
            – "Для обладателей ума в них, конечно же, есть клятва (ценность клятвы), не так ли?" (Коран. Пер. и комм. Х. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 89/5, с. 592),
– И.Ю. Крачковский: "Разве в этом — не клятва рассудительного?" (89/5),
– М.-Н.О. Османов: "Неужели не достаточно [клятв этих] для мужа разумного" (цит. пер. Корана, 89/5),
– А.Ю. Али: "Неужели этих клятв недостаточно для обладающего разумом?" (цит. пер. Корана, 89/5)…
В итоге аят (89/5) можно понять, скажем, так:
"Неужели этих клятв недостаточно для человека разумного (разумеющего, обладающего разумом) (по ним разве не видно, что за ними стоит Всевышний)?".
Но если сказать об этом кратко, как говорит Коран, то есть в виде коранической формулировки, то придется вернуться к И.Ю. Крачковскому. Напомним: "Разве в этом — не клятва рассудительного?" (89/5). Но "клятва рассудительного" – это клятва Аллаха. А вывод, который можно сделать из литературы, сводится к тезису "о клятве для рассудительного". В этом случае идея фокусируется на человеке, который из этой клятвы Аллаха должен сделать выводы для себя…
Остается еще раз задуматься над вопросом о том, о какой клятве идет речь в аяте: о клятве "рассудительного" (разумного и т. д.) (Аллаха) или о клятве "для рассудительного" (разумного и т. д.) человека?.. Мы отдаем предпочтение последнему мнению…
Эпизод привлекает внимание и особенностями (методологией) исследования Корана…
 
* Акценты (Р.О.)
 
Здесь есть акценты. Когда Аллах вознаграждает человека, он относит это на себя, а когда наказывает – относит на Аллаха. Дескать, наказал, а мог бы и вознаградить!.. Нет! Вознаградить не мог! Мог только наказать! Потому и наказал!.. В обоих случаях Аллах действует по одному и тому же правилу. Он награждает за благое и наказывает за худое. То есть в обоих случаях человек получает от Аллаха то, что он заслужил. Это и есть здесь правило!.. Быть удостоенным чести и благ Аллаха или его наказания – это во власти самого человека. – На ум приходит известный аят: "(О, человек!) Все хорошее в тебе – от Аллаха, все плохое – от тебя самого" (4/79). – Потому Аллах и говорит: "Нет, нет!.." (89/17). "Не от меня зависит это, а от вас самих! Каковы вы, таково и мое отношеие к вам"… В этом духе и выдержаны последующие аяты (89/17 и послед.)…
 
 
 

 


[1] Под "десятью ночами" обычно понимаются первые 10 ночей месяца паломничества зуль-хиджа (см.: Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 89/2, с. 1621) (на этот момент, как правило, указывается в переводах Корана) (Р.О.).
            Ночи паломничества включают поклонения и моления Аллаху. Аллах говорит так: "Они уверовали, и сердца их успокаиваются от поминания Аллаха. Xорошо знайте, что сердца успокаиваются только от поминания Аллаха" (13/28) (А.Б.).
[2] См. ниже: * Другие версии (Р.О.).
[3] Или: "Разве не видел ты, как поступил твой Господь с адитами 6113народом Ирама, обладавшим колоннам 6114, подобных которым не было создано в городах 6115? (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 89/6-8, с. 1622) (Р.О.).
[4] См. ниже: * Акценты (Р.О.).
[5] Или: "Когда… ангелы выстроятся рядами и явится Господь твой, – в этот день туда будет подвезен (там будет уготовлен) и ад, – вот тогда (в этот день)…".
[6] Или: "О, человек, обретший покой!". Или: "О, душа, обретшая покой" (Р.О.).
            Коран: "Они уверовали и душа их успокаивается от поминания Аллаха. Хорошо знайте, что души успокаиваются только от поминания Аллаха" (13/28).
[7] См. сюда: 1/6-7, 4/69.
            4/69: "Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми (мужьями), павшими (на пути Аллаха) и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как прекрасны эти спутники (как прекрасно это общество)!".      

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.