Коран / 90
Кораника > Коран Дата: 25 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

 Сура 90. ГОРОД (АЛЬ-БАЛЯД)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово “город”.
Является одной из начальных мекканских сур.
Ниспослана после суры 50 (Каф / Каф). 20 аятов.
 
1. Нет!.. Клянусь этим городом [1].
2. Ты был беззащитным в этом городе (…) [2].
3. И клянусь матерью-отцом [3] и потомком [4], – что
4. Мы создали человека с силой (в силе), способной преодолеть трудности [5] (…).
5. Неужто он думает, что никто не вмешается в него (его жизнь и дела. – Р.О.) [6]?
6. И говорит: “Я истратил целое состояние” [7].
7. Или он думает, что никто не видит его (?..)?
8-9. Разве не дали Мы ему два глаза (8), язык, две губы (губы) (9)?
10. И указали ему два пути.    
11. Но он не принял во внимание трудного перехода.   
12. Откуда тебе знать, что такое “трудный переход”?!
13-16. Это – освобождение подневольного (13) или (умение) прокормить в голодный день (14) досыта близкого сироту или побирающегося в безвыходном состоянии (человека) (15-16).
17. А еще, уверовав, быть из (людей), рекомендующих друг другу терпение и милосердие (сострадание) [8].
18. Это – удачливые (счастливые) (люди). 
19. А те, которые делалют вид, что не замечают наших аятов, – неудачливые (несчастливые) (люди).
20. Над ними – пламя, окружающее их (сомкнувшееся над ними. – Р.О.) со всех сторон [9].
 
* Аяты 90/1-2 (Р.О.)
 
Повторим (редакция наша):
1. …Нет!.. Клянусь этим городом (Меккой – матерью городов)!..
2. Ты был беззащитным в нем!..
 
Посланник Мухаммед (сас) [10], пристуая, по воле Аллаха, к своей миссии проповедника Новой веры, встречал сопротивление со стороны окружавших его идолопоклонников. В ряде случаев это сопротивление перерастало в открытое противостояние с угрозами для жизни. Готовились схватить Посланника и положить конец его посланнической деятельности…
С одной стороны, формировалась Новая вера – ислам, а с другой – шло ожесточенное сопротивление ей. Эти процессы, рассматриваемые в единстве, и составляли историческую и социальную особенность мекканской обстановки того времени. В Мекке шли разнонаправленные процессы. Вместе с тем она шаг за шагом продвигалась к победе Новой веры. И она в итоге состоялась!.. Потому в имени Мекки есть это величие процесса ниспослания и становления Новой веры. А потому и у “заверения” Меккой есть глубокий смысл…
 
Но факт остается фактом! Посланник и в самом деле беззащитным в Мекке!.. Он начинал, что называется, “с нуля”. Но вскоре вокруг него образовалась группа людей, истинно поддержавших его усилия. Они уже могли рассматриваться как его “защитники”. И по вере это было так, и по человеческим отношениям…
Но на деле был “еще один” защитник. Истинный! Это был Аллах. Это он направил Мухаммеда на его миссию и защитил его. Эта поддержка Аллаха, соединенная с преданностью и исполнительностью самого Посланника в итоге и привела к победе ислама. Об обоих этих факторах Аллах говорит на протяжении всего Корана…
 
Потому когда Аллах клянется Меккой, одновременно подчеркивая “беззащитность” (незащищенность) Посланника, то в этом есть тот смысл, что сам Аллах и был его защитником. Он дал ему задание, сделал его проповедником и распространителем Новой веры. Значит и защищать положено было ему. Эта защита была достаточной для всего [11]!..
Если оторвать эту защиту Посланника от его “беззащитности”, то всё останется “на половине”. Потому и основной вопрос – о том, как беззащитный человек сумел при таком сопротивлении окружающих переломить ход истории и утвердить Новую веру? – остается в тени… И вообще беззащитность, рассматриваемая сама по себе, как таковая, “обнуленная до самой себя” и повисшая в воздухе, оторванная от своей противоположности и самостоятельная, – перестает соответствовать реальности, реальной жизни и практике. Потому она не согласуется и с практикой утверждения новой веры… В логическом плане противоположности могут отрываться друг от друга и рассматриваться в изолированности друг от друга и совершенной самостоятельности. В реальном плане это невозможно!..
Не был Посланник беззащитным! Будь он таковым, ничего бы у него не получилось!.. Его на каждом шагу поддерживал, сопровождал и направлял Аллах. Потому и всё у него получилось!.. Можно рассуждать и от противного. Посланник победил потому, что был защищен и поддержан Аллахом. Или победа Посланника говорит сама за себя. О том, что он был поддержан и защищен Аллахом. В Его деле без Него нельзя!..
 
Потому когда в приводимых аятах (90/1-2) видят только величие Мекки и “одну лишь беззащитность (назащищенность) Посланника”, без четкого указания на поддерживающую и защитную функцию Аллаха в этом процесса посланничества, начавшегося в Мекке, – как это характерно порой для тафсиров и следующего за ними “мнения”, – то этим сужают вопрос, “затеняя” его другую сторону – Посланника… А если “не затенять” и рассматривать вопрос так, как он есть на самом деле, то можно выдвинуть проблему “Мекка и Посланник Мухаммед”, штрихи из которой могут выглядеть следующим образом.
 
Темы эти – Мекка и Посланник Аллаха Мухаммед (сас) – неразрывно взаимосвязаны. Так, Коран характеризуется как Книга (подтверждающая собой предыдущие Книги Аллаха), которая ниспослана Мухаммеду для того, чтобы он оповестил ею мать городов – Мекку и ее окружение (см. 6/92, 42/7). Потому, говоря о Мекке или Посланике, следует всегда иметь в виду эту их взаимосвязанность. По этой же причине, когда говорится об одной из этих тем, то опять же говорится об обоих из них, но с акцентом на данной. Всего лишь!..
Аллах придает Мекке большое значение. Мысль о ней – в той или иной форме, включая мекканских мушриков и борьбу с идолопоклонничеством и ложными богами в целом, – проходит через весь Коран. Так, Аллах характеризует Мекку как “мать городов” (6/92, 42/7), как “город, в котором построен первый Дом для людей” (в целях поклонения) (Кааба) (3/96). Говоря о племени Курейш (курейшитах) Аллах подчеркивает, что “Это Он накормил их после голода, избавил от страха и привел в надежное состояние” (106/4). Речь идет о Мекке и мекканцах… А еще Мекка является центром хаджа (паломничества)… Характеристика Мекки как “надежного города” подтверждается исторически. Аллах, что называется, “в мгновенье ока”, уничтожил армию, пытавшуюся посягнуть на Мекку (см. суру “Слон”, 105)…
О Мекке можно говорить долго…
Так же долго можно говорить и о Посланнике Мухаммеде (сас). Его миссия на сегодня всем хорошо известна. А его связь с Меккой – самая непосредственная. Мекка и Медина были основными центрами “средоточия сил” в эпоху ниспослания Корана…
Аллах “заприметил” Мухаммеда еще с детства. И проследив за ним, решил, – как это мы теперь можем заключить, – доверить ему посланничество. Он говорит так: “Конечно же, конец твой будет лучше, чем твое начало (4). Господь твой даст тебе и ты будешь доволен (останешься довольным) (5). Разве он не поддержал тебя, найдя тебя сиротой (6) [12]? Не направил тебя на путь, найдя тебя в замешательстве (блуждании, поиске и сомнениях) (7)? Не сделал тебя богатым, найдя тебя бедным (8)?..” (93/4-8)… К слову, здесь проходит мотив поддержки Мухаммеда Аллахом, о чем говорилось чуть выше…
 
С учетом этих соображений теперь можно “спокойно” трактовать аяты 90/1-2 (1-4). Их содержание и смысл не могут быть “больше того”, что говорится о Мекке и Посланнике в Коране. Но они не могут быть и менее этого. Значит каждую формулировку темы в рамках (или в содержании) сур и аятов следует оценить под этим углом зрения.
 
Аяты в литературе [13]:
– С. Атеш:“Йо-о, клянусь этим городом (1), что ты входишь в этот город (живешь здесь. – С. Атеш) (2)” (цит. пер. Корана),
Х. Караман и др.: “1,2,3. Клянусь этим городом, – что ты в этом городе, – отцом и…”,
 – И.Ю Крачковский: “1. Не клянусь этим городом! 2. И ты живешь в этом городе”,
М.-Н.О. Османов: “1.  Клянусь этим городом! 2.  Ведь ты [, Мухаммад,] обитаешь в этом городе”,
А.Ю. Али: “1. Нет, клянусь этим городом (Меккой) 6130! 2. И ты житель этого города 6131“…
 
Как видим, темы “Мекка” и “Посланник” (Мухаммед) разделяются и переплетаются с учетом возможностей текста аятов. И если они не будут поддержаны целостным Кораном, то порой может оказаться трудным понять их адекватно до конца…
 
На этом можно ставить точку. Но есть одно “но”. Точнее, “не” И.Ю. Крачковского. Напомним: “1. Не клянусь этим городом! 2. И ты живешь в этом городе”… У Аллаха в Коране нет выражения “не клянусь”. У него всегда есть обратное – “Клянусь!”. Не подходит оно и для суры. Это можно было бы показать детально, но в этом, как кажется, нет необходимости. Зачем ломиться в открытую дверь?.. Каждый, дочитав суру, может убедиться в этом сам…
В аяте действительно проходит отрицание. Подобное отрицание проходит и в других аятах (сурах). Оно переводится как “нет”, “нет-нет, “но нет” и т. д. Оно предшествует тому, о чем затем говорит Аллах. То есть это отрицание есть граница между одним содержанием и другим. Первое опущено и не приведено, приведено только второе. Аллах как бы говорит: вот вы делали (поступали, думали и т. д.) так, а надо бы эдак… Досадная “ошибка” классика. Без них они, как выясняется, “не бывают”…
 
Опять две строки… в пользу содержания и методологии [14]!..
 
Продолж. следует
 


[1] Это город Мекка. 
[2] См. ниже: * Аяты 90/1-2 (Р.О.).
[3] В аяте 31/33 проходит слово “валид” (والد), которое означает здесь “родитель”, а потому может нести смысл как “отца”, так и “матери” (А.Б.).
Аяты: “О, люди! Бойтесь дня, когда родители не будут наказаны из-за детей, а дети – из-за родителей. Обещание Аллаха является истинным” (31/33) (А.Б.). Или: “О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель никак не защитит своего ребенка, а ребенок – своего родителя 3623” (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 31/33, с. 1046) (Р.О.).    
[4] См. ниже: * Аят 90/3: мать, отец, родители, потомки) (Р.О.).
[5] См. ниже: * Аят 90/4 (1-4) (Р.О.).
[6] См. ниже: * Аят 90/5) (Р.О.).
[7] Истратил на своем неверном пути.
[8] Или: “А еще мумины (уверовавшие) рекомендуют друг другу терпение и милосердие (сострадание)” (Р.О.).
[9] См. ниже: * Аяты 90/18-20 (Р.О.         
[10] Сас: сокращение от саллалаху алейхи ва саллям (арабск.) – да благословит его Аллах и приветствует. Одна из сакральных формул ислама. Приводится (высказывается) при упоминании имени Посланника Мухаммеда (см. исследование В. Наумкина на эту тему на сайте “Исламика.Ру”) (Р.О.).
[11] К примеру: “Все, что есть на небесах, есть на земле, – (все это) его. Свидетелем достаточно Аллаха” (4/171). 
[12] Мухаммед, сын Абдуллаха, и в самом деле остался сиротой и воспитывался своим дедом Абдулмутталибом (Р.О.).  
[13] Русские источники, за исключением перевода А.Ю. Али, цитируются по интернету (см. сайт крымской молодежи: www.crimean.org/islam/koran_read.).
[14] Опять “две строки”, занявшие нас многостраничным текстом… Но на пользу содержания и методологии!..
Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.805
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.721
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.171
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.795
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.542
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.885
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.705
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.504
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.117
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.594
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.889
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.781
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.889
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.222
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.606
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.671
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.573
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.159
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.169
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.544
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.557
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.305
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.495
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.460
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.394
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.775
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.336
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.635
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.916
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.364
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.359
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.017
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.730
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.657
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.484
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.478
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.190
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.188
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.673
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.776
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.266
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.585
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.543
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.570
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.751
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.803
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.051
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.308
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.941
49 Коран о себе 28.08.2009 1.929
50 Вводная 28.08.2009 1.985
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.064
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.221
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.439
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.337
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.513
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.372
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.280
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.489
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.256
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.308
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.266
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.157
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.056
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.664
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.708
66 Коран / 113 26.08.2009 2.865
67 Коран / 112 26.08.2009 2.837
68 Коран / 111 26.08.2009 6.001
69 Коран / 110 26.08.2009 2.403
70 Коран / 109 26.08.2009 2.936
71 Коран / 108 26.08.2009 2.903
72 Коран / 107 26.08.2009 2.338
73 Коран / 107 26.08.2009 1.980
74 Коран / 106 26.08.2009 2.629
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.228
76 Коран / 104 25.08.2009 5.068
77 Коран / 103 25.08.2009 2.737
78 Коран / 102 25.08.2009 2.676
79 Коран / 101 25.08.2009 2.663
80 Коран / 100 25.08.2009 2.345
81 Коран / 99 25.08.2009 3.187
82 Коран / 98 25.08.2009 2.358
83 Коран / 97 25.08.2009 2.751
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.173
85 Коран / 95 25.08.2009 2.477
86 Коран / 94 25.08.2009 3.488
87 Коран / 93 25.08.2009 2.739
88 Коран / 92 25.08.2009 2.399
89 Коран / 91 25.08.2009 2.541
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.575
91 Коран / 90 25.08.2009 2.805
92 Коран / 89 25.08.2009 2.554
93 Коран / 88 25.08.2009 2.261
94 Коран / 87 25.08.2009 2.418
95 Коран / 86 25.08.2009 3.199
96 Коран / 85 25.08.2009 2.555
97 Коран / 84 15.08.2009 2.311
98 Коран / 83 15.08.2009 4.838
99 Коран / 82 15.08.2009 2.355
100 Коран / 81 15.08.2009 2.408