Кораника
Коран / 90

Коран / 90

 Сура 90. ГОРОД (АЛЬ-БАЛЯД)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово «город».
Является одной из начальных мекканских сур.
Ниспослана после суры 50 (Каф / Каф). 20 аятов.
 
1. Нет!.. Клянусь этим городом [1].
2. Ты был беззащитным в этом городе (…) [2].
3. И клянусь матерью-отцом [3] и потомком [4], – что
4. Мы создали человека с силой (в силе), способной преодолеть трудности [5] (…).
5. Неужто он думает, что никто не вмешается в него (его жизнь и дела. – Р.О.) [6]?
6. И говорит: «Я истратил целое состояние» [7].
7. Или он думает, что никто не видит его (?..)?
8-9. Разве не дали Мы ему два глаза (8), язык, две губы (губы) (9)?
10. И указали ему два пути.    
11. Но он не принял во внимание трудного перехода.   
12. Откуда тебе знать, что такое «трудный переход»?!
13-16. Это – освобождение подневольного (13) или (умение) прокормить в голодный день (14) досыта близкого сироту или побирающегося в безвыходном состоянии (человека) (15-16).
17. А еще, уверовав, быть из (людей), рекомендующих друг другу терпение и милосердие (сострадание) [8].
18. Это – удачливые (счастливые) (люди). 
19. А те, которые делалют вид, что не замечают наших аятов, – неудачливые (несчастливые) (люди).
20. Над ними – пламя, окружающее их (сомкнувшееся над ними. – Р.О.) со всех сторон [9].
 
* Аяты 90/1-2 (Р.О.)
 
Повторим (редакция наша):
1. …Нет!.. Клянусь этим городом (Меккой – матерью городов)!..
2. Ты был беззащитным в нем!..
 
Посланник Мухаммед (сас) [10], пристуая, по воле Аллаха, к своей миссии проповедника Новой веры, встречал сопротивление со стороны окружавших его идолопоклонников. В ряде случаев это сопротивление перерастало в открытое противостояние с угрозами для жизни. Готовились схватить Посланника и положить конец его посланнической деятельности…
С одной стороны, формировалась Новая вера – ислам, а с другой – шло ожесточенное сопротивление ей. Эти процессы, рассматриваемые в единстве, и составляли историческую и социальную особенность мекканской обстановки того времени. В Мекке шли разнонаправленные процессы. Вместе с тем она шаг за шагом продвигалась к победе Новой веры. И она в итоге состоялась!.. Потому в имени Мекки есть это величие процесса ниспослания и становления Новой веры. А потому и у «заверения» Меккой есть глубокий смысл…
 
Но факт остается фактом! Посланник и в самом деле беззащитным в Мекке!.. Он начинал, что называется, «с нуля». Но вскоре вокруг него образовалась группа людей, истинно поддержавших его усилия. Они уже могли рассматриваться как его «защитники». И по вере это было так, и по человеческим отношениям…
Но на деле был «еще один» защитник. Истинный! Это был Аллах. Это он направил Мухаммеда на его миссию и защитил его. Эта поддержка Аллаха, соединенная с преданностью и исполнительностью самого Посланника в итоге и привела к победе ислама. Об обоих этих факторах Аллах говорит на протяжении всего Корана…
 
Потому когда Аллах клянется Меккой, одновременно подчеркивая «беззащитность» (незащищенность) Посланника, то в этом есть тот смысл, что сам Аллах и был его защитником. Он дал ему задание, сделал его проповедником и распространителем Новой веры. Значит и защищать положено было ему. Эта защита была достаточной для всего [11]!..
Если оторвать эту защиту Посланника от его «беззащитности», то всё останется «на половине». Потому и основной вопрос – о том, как беззащитный человек сумел при таком сопротивлении окружающих переломить ход истории и утвердить Новую веру? – остается в тени… И вообще беззащитность, рассматриваемая сама по себе, как таковая, «обнуленная до самой себя» и повисшая в воздухе, оторванная от своей противоположности и самостоятельная, – перестает соответствовать реальности, реальной жизни и практике. Потому она не согласуется и с практикой утверждения новой веры… В логическом плане противоположности могут отрываться друг от друга и рассматриваться в изолированности друг от друга и совершенной самостоятельности. В реальном плане это невозможно!..
Не был Посланник беззащитным! Будь он таковым, ничего бы у него не получилось!.. Его на каждом шагу поддерживал, сопровождал и направлял Аллах. Потому и всё у него получилось!.. Можно рассуждать и от противного. Посланник победил потому, что был защищен и поддержан Аллахом. Или победа Посланника говорит сама за себя. О том, что он был поддержан и защищен Аллахом. В Его деле без Него нельзя!..
 
Потому когда в приводимых аятах (90/1-2) видят только величие Мекки и «одну лишь беззащитность (назащищенность) Посланника», без четкого указания на поддерживающую и защитную функцию Аллаха в этом процесса посланничества, начавшегося в Мекке, – как это характерно порой для тафсиров и следующего за ними «мнения», – то этим сужают вопрос, «затеняя» его другую сторону – Посланника… А если «не затенять» и рассматривать вопрос так, как он есть на самом деле, то можно выдвинуть проблему «Мекка и Посланник Мухаммед», штрихи из которой могут выглядеть следующим образом.
 
Темы эти – Мекка и Посланник Аллаха Мухаммед (сас) – неразрывно взаимосвязаны. Так, Коран характеризуется как Книга (подтверждающая собой предыдущие Книги Аллаха), которая ниспослана Мухаммеду для того, чтобы он оповестил ею мать городов – Мекку и ее окружение (см. 6/92, 42/7). Потому, говоря о Мекке или Посланике, следует всегда иметь в виду эту их взаимосвязанность. По этой же причине, когда говорится об одной из этих тем, то опять же говорится об обоих из них, но с акцентом на данной. Всего лишь!..
Аллах придает Мекке большое значение. Мысль о ней – в той или иной форме, включая мекканских мушриков и борьбу с идолопоклонничеством и ложными богами в целом, – проходит через весь Коран. Так, Аллах характеризует Мекку как «мать городов» (6/92, 42/7), как «город, в котором построен первый Дом для людей» (в целях поклонения) (Кааба) (3/96). Говоря о племени Курейш (курейшитах) Аллах подчеркивает, что «Это Он накормил их после голода, избавил от страха и привел в надежное состояние» (106/4). Речь идет о Мекке и мекканцах… А еще Мекка является центром хаджа (паломничества)… Характеристика Мекки как «надежного города» подтверждается исторически. Аллах, что называется, «в мгновенье ока», уничтожил армию, пытавшуюся посягнуть на Мекку (см. суру «Слон», 105)…
О Мекке можно говорить долго…
Так же долго можно говорить и о Посланнике Мухаммеде (сас). Его миссия на сегодня всем хорошо известна. А его связь с Меккой – самая непосредственная. Мекка и Медина были основными центрами «средоточия сил» в эпоху ниспослания Корана…
Аллах «заприметил» Мухаммеда еще с детства. И проследив за ним, решил, – как это мы теперь можем заключить, – доверить ему посланничество. Он говорит так: «Конечно же, конец твой будет лучше, чем твое начало (4). Господь твой даст тебе и ты будешь доволен (останешься довольным) (5). Разве он не поддержал тебя, найдя тебя сиротой (6) [12]? Не направил тебя на путь, найдя тебя в замешательстве (блуждании, поиске и сомнениях) (7)? Не сделал тебя богатым, найдя тебя бедным (8)?..» (93/4-8)… К слову, здесь проходит мотив поддержки Мухаммеда Аллахом, о чем говорилось чуть выше…
 
С учетом этих соображений теперь можно «спокойно» трактовать аяты 90/1-2 (1-4). Их содержание и смысл не могут быть «больше того», что говорится о Мекке и Посланнике в Коране. Но они не могут быть и менее этого. Значит каждую формулировку темы в рамках (или в содержании) сур и аятов следует оценить под этим углом зрения.
 
Аяты в литературе [13]:
– С. Атеш:«Йо-о, клянусь этим городом (1), что ты входишь в этот город (живешь здесь. – С. Атеш) (2)» (цит. пер. Корана),
Х. Караман и др.: «1,2,3. Клянусь этим городом, – что ты в этом городе, – отцом и…»,
 – И.Ю Крачковский: «1. Не клянусь этим городом! 2. И ты живешь в этом городе»,
М.-Н.О. Османов: «1.  Клянусь этим городом! 2.  Ведь ты [, Мухаммад,] обитаешь в этом городе»,
А.Ю. Али: «1. Нет, клянусь этим городом (Меккой) 6130! 2. И ты житель этого города 6131«…
 
Как видим, темы «Мекка» и «Посланник» (Мухаммед) разделяются и переплетаются с учетом возможностей текста аятов. И если они не будут поддержаны целостным Кораном, то порой может оказаться трудным понять их адекватно до конца…
 
На этом можно ставить точку. Но есть одно «но». Точнее, «не» И.Ю. Крачковского. Напомним: «1. Не клянусь этим городом! 2. И ты живешь в этом городе»… У Аллаха в Коране нет выражения «не клянусь». У него всегда есть обратное – «Клянусь!». Не подходит оно и для суры. Это можно было бы показать детально, но в этом, как кажется, нет необходимости. Зачем ломиться в открытую дверь?.. Каждый, дочитав суру, может убедиться в этом сам…
В аяте действительно проходит отрицание. Подобное отрицание проходит и в других аятах (сурах). Оно переводится как «нет», «нет-нет, «но нет» и т. д. Оно предшествует тому, о чем затем говорит Аллах. То есть это отрицание есть граница между одним содержанием и другим. Первое опущено и не приведено, приведено только второе. Аллах как бы говорит: вот вы делали (поступали, думали и т. д.) так, а надо бы эдак… Досадная «ошибка» классика. Без них они, как выясняется, «не бывают»…
 
Опять две строки… в пользу содержания и методологии [14]!..
 
Продолж. следует
 


[1] Это город Мекка. 
[2] См. ниже: * Аяты 90/1-2 (Р.О.).
[3] В аяте 31/33 проходит слово «валид» (والد), которое означает здесь «родитель», а потому может нести смысл как «отца», так и «матери» (А.Б.).
Аяты: «О, люди! Бойтесь дня, когда родители не будут наказаны из-за детей, а дети – из-за родителей. Обещание Аллаха является истинным» (31/33) (А.Б.). Или: «О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель никак не защитит своего ребенка, а ребенок – своего родителя 3623» (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 31/33, с. 1046) (Р.О.).    
[4] См. ниже: * Аят 90/3: мать, отец, родители, потомки) (Р.О.).
[5] См. ниже: * Аят 90/4 (1-4) (Р.О.).
[6] См. ниже: * Аят 90/5) (Р.О.).
[7] Истратил на своем неверном пути.
[8] Или: «А еще мумины (уверовавшие) рекомендуют друг другу терпение и милосердие (сострадание)» (Р.О.).
[9] См. ниже: * Аяты 90/18-20 (Р.О.         
[10] Сас: сокращение от саллалаху алейхи ва саллям (арабск.) – да благословит его Аллах и приветствует. Одна из сакральных формул ислама. Приводится (высказывается) при упоминании имени Посланника Мухаммеда (см. исследование В. Наумкина на эту тему на сайте «Исламика.Ру») (Р.О.).
[11] К примеру: «Все, что есть на небесах, есть на земле, – (все это) его. Свидетелем достаточно Аллаха» (4/171). 
[12] Мухаммед, сын Абдуллаха, и в самом деле остался сиротой и воспитывался своим дедом Абдулмутталибом (Р.О.).  
[13] Русские источники, за исключением перевода А.Ю. Али, цитируются по интернету (см. сайт крымской молодежи: www.crimean.org/islam/koran_read.).
[14] Опять «две строки», занявшие нас многостраничным текстом… Но на пользу содержания и методологии!..

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.