Кораника
Коран / 91

Коран / 91

 

Сура 91. СОЛНЦЕ (АШ-ШАМС)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово "солнце".
Мекканская сура.
Ниспослана после суры 97 (Кадр / Предопределение). 15 аятов.
 
1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее [1],
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность, –
9. что совершенствующий себя (возвышающий душу, очищающийся. – Р.О.) преуспеет,
10. а ввязавшийся в порок (принижающий душу, пачкающий ее. – Р.О.) – потеряет (понесет урон) [2]
11. Самудяне погрязли во лжи (оболгали нас. – Р.О.) из-за своего заблуждения.
12. Однажды самый несчастный (злой, бесполезный, никчемный. – Р.О.) (из них) бросился вперед (с предложением зарезать верблюдицу. – Р.О.).
13. Посланник Аллаха (Салих) сказал им: "Не трогайте верблюдицу Аллаха и ее права на воду! [3]".
14. Его обвинили во лжи (оболгали), верблюдицу зарезали [4]. Из-за греха Господь сравнял их (поселение) с землей.
15. Этот несчастный [5] совсем не ожидал того, что дело кончится таким образом (столь печально или плачевно, получит такой оборот. – Р.О.).
 
* Аят 91/15 (Р.О.)
 
Итак, перевод (толкование) аята в духе того, что "Аллах не боится последствий своих действий":
            а.Турецкая литература:
– "Аллах не боится конца (результата) этого дела" (С. Атеш, цит. пер. Коран, 91/15);
– "(Аллах) не боится последствий (наказания в этой форме)" (X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., цит. пер. Коран, 91/15);
b. Русская литература:
– "15. не страшась последствий этого" (И.Ю. Крачковский);
– "15.  не опасаясь последствий этого’" (М.-Н.О. Османов) (из интернета);
– "И не опасался он последствий этого 6158" (А.Ю. Али, цит. пер. Коран, 91/15)…
 
…Когда аят толкуют в духе, что "Аллах не боится последствий своих своих действий", то это сразу заставляет задуматься… Действительно, чего может бояться (страшиться) Создатель? А еще он создатель всего! Миров, небес и земли и самого человека… Чего может страшиться такое лицо? Если только не самого себя, простите, то чего еще?! И в Коране мы не находим признаков идеи о том, что Аллах "не страшится (не боится) последствий своих действий". Но в Коране постоянно говорится о том, что Аллах всесилен, что у него на все всегда хватает сил. В это формулу всесилия входит и понимание того, что перед Аллахом нет никакой преграды в осуществлении задуманного им замысла. А еще в Коране об этом говорится и "прямым текстом". Вот уже на этом фоне формулируется тезис о том, что "Аллах не боится (не страшится) последствий своих действий"…
"Не бояться (не страшиться) последствий своих действий" входит в саму идею всесилия. Применяющий свою силу Аллах, естественно, "не не боится (не страшится) последствий своих действий", поскольку всё заранее взвешано и обдумано им. Раз применил силу, значит "на боится"!.. То есть, опять же, в понятие "применения силы" заведомо вошла идея о том, что применяющий ее не боится "последствий"… Если бы боялся, то подумал бы еще раз о том, "применить или нет"?.. Если применил, значит "не боится"!..
В данной ситуации это вообще оказывается, простите, некой "лишней констатацией". Конечно, можно сказать, что "Аллах не боится последствий своих действий" или "последствий применения своей силы". Но "до этого" он уже сказал, что он всесильный и для него нет никакой преграды ни в чем. И после этого мы будем говорить о том, что "Аллах не боится"?.. Кого и чего Он может или должен бояться?.. Нет же ничего такого!.. А еще Аллах уничтожил, ведь, не только самудян. Он уничтожил и целый ряд других обществ, поселений, народов. Уничтожать – это вообще принцип его отношения к заблудшим и "упорно-сопротивляющимся". К примеру, Аллах говорит так: "О, вы, уверовавшие! Те из вас, которые отвратятся от религии (веры), (пусть знают, что) Аллах в скором времени приведет (на их место) такое общество, которое Он возлюбит, и которые Его возлюбят" (5/54)… В этом акте для нас важно то, что Аллах не говорит о том, что "Он не боится последствий"…
Сила Аллаха не только велика и бесконечна! Она еще и продумана "до последствий". Потому Аллаху достаточно только объявить о своем всесилии. Остальное уже входит сюда или вытекает отсюда…
 
В понимани аята (91/15) имело бы смысл оценить суру в целом.
Копозиционно (тематически или проблемно) ее можно считать состоящей из четырех частей: (1) первая включает в себя аяты 1-8, (2) вторая – 9-10, (3) третья – 11-14, (4) четвертая – 15-й аят.
Назначение этих частей в общей композиции суры: (1) клятва (клятвенное заверение) или введение, (2) концепт суры или ее принцип, идея, (3) пример (для конкретизации концепта и его иллюстрации практикой Аллаха), (4) мораль (она подобна нравоучению басни и сказки, хорошо знакомому всем).
С учетом этих соображений суру можно переписать так:
(1) Клянусь (1-8)…
(2) что возвышающий душу (очистившийся) преуспеет, а принижающий ее (ввязавшийся в порок) – потеряет (понесет урон) (9-10)…
(3) Самудяне оболгали (нас) из-за своего заблуждения… (11-14)…
(4) Этот несчастный (или эти несчастыне) совсем не ожидал (не ожидали) того, что дело кончится таким образом (столь плачевно. – Р.О.) (15).
 
Дополнительно можно высказать соображения, которые могут быть полезны для общей методологии коранического исследования.
 
Первый пункт (1) (аяты 1-8) – вводный. В нем зачастую приводится информация, характеризующая Аллаха, мир, человека. Так обстоит дело и в данном случае [6]. Первые четыре аята связывают в отношение Солнце и Луну, день и ночь. Это характерно для Корана. А вторые четыре (с 5-го по 8-ой) – говорят о небе и земле и отдельно о душе. Но что интересно – "к сказу" примешивается фигура самого Аллаха. Он представляет себя как "воздвигающий небо" и "расстилающий землю". Так Аллах говорил о своей роли в создании небес и земли, в формировании физического картины нашего планетного мира… Еще более поразительными являются последующие два аята (7-ой и 8-ой), в которых Аллах говорит о душе. Он характеризует душу как объект, который Он "соразмерил" – придал форму (сформировал), соотнес и связал с телом (плотью) и т. д. Этим Аллах дал понять, что душа – это от Него. И это положение получает свое дальнейшее развитие в последующем содержании Корана…
И еще одно "с душой". Опять же – шокирующее! Аллах говорит о том, что это Он "внушает ей порочность и богобоязненность" (!)… Он наставляет ее на путь и он же становится помехой для нее. Дальше в Коране Аллах обяснит эту свою позицию. Он помогает душе, направленной к Нему, и затрудняет жизнь душе, отворачивающейся от Него… Аллах знает, с кем, как быть!..
И всё это мы называем "введением"… Да простит нас Аллах!..
Никакое это "не введение"! А самое настоящее знание по "самой настоящей науке". Просто дано оно пока в своих начальных определениях. Его развитие приводится в дальнейшем содержании Корана…
 
Еще один момент, привлекающий наше внимание, связан с первым аятом и "введением" (аятами 1-8) в целом. Это – клятва, клятвенное заверение. Потому введение в данном случае имеет, как отмечено, своим смыслом и содержанием эту самую клятву. Его даже можно назвать "введением-клятвой"…
Понятно, что у Аллаха нет такой задачи, как "клятвенное заверение" человека или "клятва" ему. Если бы такая задача была, то она стояла бы уже перед Посланником. Но такой задачи у него нет!.. Аллах даже запрещает ему насилие в вопросах веры, четко определяя круг его задач как провозвестника веры [7].
В форме клятвы Аллах просто мобилизует человека, привлекает его внимание к себе и теме. Он совсем не обязан уверять человека в пользе того, что, простите, "ему на пользу"… Слово Аллаха является объективной истиной. И направдено оно на благо человека. Это человек должен понять сам! Сам должен быть заинтересован в том, чтобы не пропутсить "милость" и воспользоваться ею… Иначе, зачем ему разум?!
И тем не менее Аллах "клятвенно заверяет", "клянется". Это знак Его великого уважения к человеку, внимания к его персоне…
"Клятва" широко практикуется в Коране…
 
Второй пункт (2) (аяты 9-10) формулирует, как отмечено, концепт суры, ее идею. Но она в данном случае является всеобщей идеей Корана. Эта идея заключается в констатации Кораном двух путей для человека. Но только один из них ведет к цели, в то время как другой является порочным и наказуемым…
Формулировка идеи о двух путях, вознаграждаемом и наказуемом, имеет место в Корана в разных формах. В данном случае она говорит о возвышении и принижении души. Но в другом случае могут иметь место и другие формулировки.
Поскольку большие суры Корана многотемны, постольку о теме можно говорить не только применительно к суре в целом, но также и по отношению к ее законченному (тематически) фрагменту.
 
Третий пункт (3) (аяты 11-14) представляет собой историческую иллюстрацию темы или пример по ее поводу.т пимер темы, ее теоретического содержания (в данном случае аятов 9-10). В общем случае она выдержана в социально-историческом ключе, но может иметь и другие мотивы…
 
Наконец, последний, четвертый, пункт (4) (аят 15) представляет собой своего рода краткое обобщение (резюме) или мораль темы (суры). Аллах еще раз подчеркивает плачевный результат бездумного сопротивления и действия наперекор ему…
 
Если принять все это во внимание, то суру можно схематизировать следующим образом:
(1) введение (вступление): клятва (в форме клятвы) (аяты 1-8),
(2) основная часть (идея или концепт): о возвышении и принижении души (возвышаемая вознаграждается, принижаемая наказуется) (аяты 9-10),
(3) пример (исторический): с самудянами, их уничтожением (аяты 11-14),
(4) итог, концовка или мораль: они не ожидали, что дело кончится так плохо (аят 15).
В общем виде (4) можно сформулировать и так: "Вот так Мы наказываем тех, кто наказывает самих себя"…
 




[1] См. прим. к 79/30.
[2] Далее, в качестве примера, приводятся самудяне (самудиты).
            Выражение دسي دسو دس означает: насильно ввести нечто во что-то (Lisan’ul-Arab). Несмотря на то, что порочные действия противоречат природе человека, тем не менее он порой насильственно вводит себя в них. Он надеется на успех, но его ждет разочарование. Аяты говорят о том, что такой человек всегда находится в потерях (испытывает урон). Самудяне являются примером тому.
[3] Верблюдица была чудом Аллаха.
[4] По этому вопросу в суре "Камер" говорится так: "Сообщи им о разделе воды между ними (верблюдицей и людьми) (один день будет пить она, другой день вы). Чей черед, пусть тот придет и возьмет свою воду. (Но не согласились). Позвали своего товарища (одного из своих), он взял нож и зарезал (верблюдицу)" (54/28-29)".
[5] Местоимение в данном случае относится к понятию "несчастный" (злой, бесполезный, никчемный) (А.Б.). Если его отнести к Аллаху, то получится так, что "Аллах не боится последствий своих действий". Эта версия перевода распространена в литературе (см.: * Аят 91/15) (Р.О.)…
            Поскольку Аллах уничтожил все общество самудян, то "несчастными" оказались все они, а не только "бросившийся вперед". С учетом этого аят можно сформулировать и так: "Эти несчастные совсем не ожидали того, что дело кончится таким образом (примет такой оборот, получит такую развязку, кончится столь печальным образом. – Р.О.)" (Р.О.).
[6] Напомним первые восемь аятов:
"1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее,
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность…".
[7] См.: 3/144, 5/67, 6/48, 16/35, 41/6, 72/21-23 и др.

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.