Коран / 91
Кораника > Коран Дата: 25 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

 

Сура 91. СОЛНЦЕ (АШ-ШАМС)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово "солнце".
Мекканская сура.
Ниспослана после суры 97 (Кадр / Предопределение). 15 аятов.
 
1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее [1],
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность, –
9. что совершенствующий себя (возвышающий душу, очищающийся. – Р.О.) преуспеет,
10. а ввязавшийся в порок (принижающий душу, пачкающий ее. – Р.О.) – потеряет (понесет урон) [2]
11. Самудяне погрязли во лжи (оболгали нас. – Р.О.) из-за своего заблуждения.
12. Однажды самый несчастный (злой, бесполезный, никчемный. – Р.О.) (из них) бросился вперед (с предложением зарезать верблюдицу. – Р.О.).
13. Посланник Аллаха (Салих) сказал им: "Не трогайте верблюдицу Аллаха и ее права на воду! [3]".
14. Его обвинили во лжи (оболгали), верблюдицу зарезали [4]. Из-за греха Господь сравнял их (поселение) с землей.
15. Этот несчастный [5] совсем не ожидал того, что дело кончится таким образом (столь печально или плачевно, получит такой оборот. – Р.О.).
 
* Аят 91/15 (Р.О.)
 
Итак, перевод (толкование) аята в духе того, что "Аллах не боится последствий своих действий":
            а.Турецкая литература:
– "Аллах не боится конца (результата) этого дела" (С. Атеш, цит. пер. Коран, 91/15);
– "(Аллах) не боится последствий (наказания в этой форме)" (X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., цит. пер. Коран, 91/15);
b. Русская литература:
– "15. не страшась последствий этого" (И.Ю. Крачковский);
– "15.  не опасаясь последствий этого’" (М.-Н.О. Османов) (из интернета);
– "И не опасался он последствий этого 6158" (А.Ю. Али, цит. пер. Коран, 91/15)…
 
…Когда аят толкуют в духе, что "Аллах не боится последствий своих своих действий", то это сразу заставляет задуматься… Действительно, чего может бояться (страшиться) Создатель? А еще он создатель всего! Миров, небес и земли и самого человека… Чего может страшиться такое лицо? Если только не самого себя, простите, то чего еще?! И в Коране мы не находим признаков идеи о том, что Аллах "не страшится (не боится) последствий своих действий". Но в Коране постоянно говорится о том, что Аллах всесилен, что у него на все всегда хватает сил. В это формулу всесилия входит и понимание того, что перед Аллахом нет никакой преграды в осуществлении задуманного им замысла. А еще в Коране об этом говорится и "прямым текстом". Вот уже на этом фоне формулируется тезис о том, что "Аллах не боится (не страшится) последствий своих действий"…
"Не бояться (не страшиться) последствий своих действий" входит в саму идею всесилия. Применяющий свою силу Аллах, естественно, "не не боится (не страшится) последствий своих действий", поскольку всё заранее взвешано и обдумано им. Раз применил силу, значит "на боится"!.. То есть, опять же, в понятие "применения силы" заведомо вошла идея о том, что применяющий ее не боится "последствий"… Если бы боялся, то подумал бы еще раз о том, "применить или нет"?.. Если применил, значит "не боится"!..
В данной ситуации это вообще оказывается, простите, некой "лишней констатацией". Конечно, можно сказать, что "Аллах не боится последствий своих действий" или "последствий применения своей силы". Но "до этого" он уже сказал, что он всесильный и для него нет никакой преграды ни в чем. И после этого мы будем говорить о том, что "Аллах не боится"?.. Кого и чего Он может или должен бояться?.. Нет же ничего такого!.. А еще Аллах уничтожил, ведь, не только самудян. Он уничтожил и целый ряд других обществ, поселений, народов. Уничтожать – это вообще принцип его отношения к заблудшим и "упорно-сопротивляющимся". К примеру, Аллах говорит так: "О, вы, уверовавшие! Те из вас, которые отвратятся от религии (веры), (пусть знают, что) Аллах в скором времени приведет (на их место) такое общество, которое Он возлюбит, и которые Его возлюбят" (5/54)… В этом акте для нас важно то, что Аллах не говорит о том, что "Он не боится последствий"…
Сила Аллаха не только велика и бесконечна! Она еще и продумана "до последствий". Потому Аллаху достаточно только объявить о своем всесилии. Остальное уже входит сюда или вытекает отсюда…
 
В понимани аята (91/15) имело бы смысл оценить суру в целом.
Копозиционно (тематически или проблемно) ее можно считать состоящей из четырех частей: (1) первая включает в себя аяты 1-8, (2) вторая – 9-10, (3) третья – 11-14, (4) четвертая – 15-й аят.
Назначение этих частей в общей композиции суры: (1) клятва (клятвенное заверение) или введение, (2) концепт суры или ее принцип, идея, (3) пример (для конкретизации концепта и его иллюстрации практикой Аллаха), (4) мораль (она подобна нравоучению басни и сказки, хорошо знакомому всем).
С учетом этих соображений суру можно переписать так:
(1) Клянусь (1-8)…
(2) что возвышающий душу (очистившийся) преуспеет, а принижающий ее (ввязавшийся в порок) – потеряет (понесет урон) (9-10)…
(3) Самудяне оболгали (нас) из-за своего заблуждения… (11-14)…
(4) Этот несчастный (или эти несчастыне) совсем не ожидал (не ожидали) того, что дело кончится таким образом (столь плачевно. – Р.О.) (15).
 
Дополнительно можно высказать соображения, которые могут быть полезны для общей методологии коранического исследования.
 
Первый пункт (1) (аяты 1-8) – вводный. В нем зачастую приводится информация, характеризующая Аллаха, мир, человека. Так обстоит дело и в данном случае [6]. Первые четыре аята связывают в отношение Солнце и Луну, день и ночь. Это характерно для Корана. А вторые четыре (с 5-го по 8-ой) – говорят о небе и земле и отдельно о душе. Но что интересно – "к сказу" примешивается фигура самого Аллаха. Он представляет себя как "воздвигающий небо" и "расстилающий землю". Так Аллах говорил о своей роли в создании небес и земли, в формировании физического картины нашего планетного мира… Еще более поразительными являются последующие два аята (7-ой и 8-ой), в которых Аллах говорит о душе. Он характеризует душу как объект, который Он "соразмерил" – придал форму (сформировал), соотнес и связал с телом (плотью) и т. д. Этим Аллах дал понять, что душа – это от Него. И это положение получает свое дальнейшее развитие в последующем содержании Корана…
И еще одно "с душой". Опять же – шокирующее! Аллах говорит о том, что это Он "внушает ей порочность и богобоязненность" (!)… Он наставляет ее на путь и он же становится помехой для нее. Дальше в Коране Аллах обяснит эту свою позицию. Он помогает душе, направленной к Нему, и затрудняет жизнь душе, отворачивающейся от Него… Аллах знает, с кем, как быть!..
И всё это мы называем "введением"… Да простит нас Аллах!..
Никакое это "не введение"! А самое настоящее знание по "самой настоящей науке". Просто дано оно пока в своих начальных определениях. Его развитие приводится в дальнейшем содержании Корана…
 
Еще один момент, привлекающий наше внимание, связан с первым аятом и "введением" (аятами 1-8) в целом. Это – клятва, клятвенное заверение. Потому введение в данном случае имеет, как отмечено, своим смыслом и содержанием эту самую клятву. Его даже можно назвать "введением-клятвой"…
Понятно, что у Аллаха нет такой задачи, как "клятвенное заверение" человека или "клятва" ему. Если бы такая задача была, то она стояла бы уже перед Посланником. Но такой задачи у него нет!.. Аллах даже запрещает ему насилие в вопросах веры, четко определяя круг его задач как провозвестника веры [7].
В форме клятвы Аллах просто мобилизует человека, привлекает его внимание к себе и теме. Он совсем не обязан уверять человека в пользе того, что, простите, "ему на пользу"… Слово Аллаха является объективной истиной. И направдено оно на благо человека. Это человек должен понять сам! Сам должен быть заинтересован в том, чтобы не пропутсить "милость" и воспользоваться ею… Иначе, зачем ему разум?!
И тем не менее Аллах "клятвенно заверяет", "клянется". Это знак Его великого уважения к человеку, внимания к его персоне…
"Клятва" широко практикуется в Коране…
 
Второй пункт (2) (аяты 9-10) формулирует, как отмечено, концепт суры, ее идею. Но она в данном случае является всеобщей идеей Корана. Эта идея заключается в констатации Кораном двух путей для человека. Но только один из них ведет к цели, в то время как другой является порочным и наказуемым…
Формулировка идеи о двух путях, вознаграждаемом и наказуемом, имеет место в Корана в разных формах. В данном случае она говорит о возвышении и принижении души. Но в другом случае могут иметь место и другие формулировки.
Поскольку большие суры Корана многотемны, постольку о теме можно говорить не только применительно к суре в целом, но также и по отношению к ее законченному (тематически) фрагменту.
 
Третий пункт (3) (аяты 11-14) представляет собой историческую иллюстрацию темы или пример по ее поводу.т пимер темы, ее теоретического содержания (в данном случае аятов 9-10). В общем случае она выдержана в социально-историческом ключе, но может иметь и другие мотивы…
 
Наконец, последний, четвертый, пункт (4) (аят 15) представляет собой своего рода краткое обобщение (резюме) или мораль темы (суры). Аллах еще раз подчеркивает плачевный результат бездумного сопротивления и действия наперекор ему…
 
Если принять все это во внимание, то суру можно схематизировать следующим образом:
(1) введение (вступление): клятва (в форме клятвы) (аяты 1-8),
(2) основная часть (идея или концепт): о возвышении и принижении души (возвышаемая вознаграждается, принижаемая наказуется) (аяты 9-10),
(3) пример (исторический): с самудянами, их уничтожением (аяты 11-14),
(4) итог, концовка или мораль: они не ожидали, что дело кончится так плохо (аят 15).
В общем виде (4) можно сформулировать и так: "Вот так Мы наказываем тех, кто наказывает самих себя"…
 




[1] См. прим. к 79/30.
[2] Далее, в качестве примера, приводятся самудяне (самудиты).
            Выражение دسي دسو دس означает: насильно ввести нечто во что-то (Lisan’ul-Arab). Несмотря на то, что порочные действия противоречат природе человека, тем не менее он порой насильственно вводит себя в них. Он надеется на успех, но его ждет разочарование. Аяты говорят о том, что такой человек всегда находится в потерях (испытывает урон). Самудяне являются примером тому.
[3] Верблюдица была чудом Аллаха.
[4] По этому вопросу в суре "Камер" говорится так: "Сообщи им о разделе воды между ними (верблюдицей и людьми) (один день будет пить она, другой день вы). Чей черед, пусть тот придет и возьмет свою воду. (Но не согласились). Позвали своего товарища (одного из своих), он взял нож и зарезал (верблюдицу)" (54/28-29)".
[5] Местоимение в данном случае относится к понятию "несчастный" (злой, бесполезный, никчемный) (А.Б.). Если его отнести к Аллаху, то получится так, что "Аллах не боится последствий своих действий". Эта версия перевода распространена в литературе (см.: * Аят 91/15) (Р.О.)…
            Поскольку Аллах уничтожил все общество самудян, то "несчастными" оказались все они, а не только "бросившийся вперед". С учетом этого аят можно сформулировать и так: "Эти несчастные совсем не ожидали того, что дело кончится таким образом (примет такой оборот, получит такую развязку, кончится столь печальным образом. – Р.О.)" (Р.О.).
[6] Напомним первые восемь аятов:
"1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее,
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность…".
[7] См.: 3/144, 5/67, 6/48, 16/35, 41/6, 72/21-23 и др.

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.565
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.753
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.204
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.817
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.569
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.907
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.728
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.529
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.142
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.623
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.912
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.817
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.917
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.257
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.633
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.699
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.598
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.188
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.190
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.572
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.582
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.347
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.515
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.494
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.413
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.814
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.377
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.666
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.942
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.400
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.398
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.080
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.757
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.686
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.521
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.511
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.217
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.217
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.708
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.798
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.284
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.605
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.563
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.598
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.768
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.821
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.068
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.332
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.961
49 Коран о себе 28.08.2009 1.954
50 Вводная 28.08.2009 2.007
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.089
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.246
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.458
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.357
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.534
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.392
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.299
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.508
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.275
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.331
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.285
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.171
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.076
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.680
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.744
66 Коран / 113 26.08.2009 2.882
67 Коран / 112 26.08.2009 2.872
68 Коран / 111 26.08.2009 6.035
69 Коран / 110 26.08.2009 2.419
70 Коран / 109 26.08.2009 2.963
71 Коран / 108 26.08.2009 2.934
72 Коран / 107 26.08.2009 2.368
73 Коран / 107 26.08.2009 1.997
74 Коран / 106 26.08.2009 2.649
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.249
76 Коран / 104 25.08.2009 5.101
77 Коран / 103 25.08.2009 2.755
78 Коран / 102 25.08.2009 2.701
79 Коран / 101 25.08.2009 2.692
80 Коран / 100 25.08.2009 2.368
81 Коран / 99 25.08.2009 3.221
82 Коран / 98 25.08.2009 2.381
83 Коран / 97 25.08.2009 2.776
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.306
85 Коран / 95 25.08.2009 2.506
86 Коран / 94 25.08.2009 3.523
87 Коран / 93 25.08.2009 2.764
88 Коран / 92 25.08.2009 2.416
89 Коран / 91 25.08.2009 2.565
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.604
91 Коран / 90 25.08.2009 2.858
92 Коран / 89 25.08.2009 2.589
93 Коран / 88 25.08.2009 2.280
94 Коран / 87 25.08.2009 2.447
95 Коран / 86 25.08.2009 3.227
96 Коран / 85 25.08.2009 2.576
97 Коран / 84 15.08.2009 2.325
98 Коран / 83 15.08.2009 4.907
99 Коран / 82 15.08.2009 2.377
100 Коран / 81 15.08.2009 2.428