Коран / 91
Кораника > Коран Дата: 25 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

 

Сура 91. СОЛНЦЕ (АШ-ШАМС)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово "солнце".
Мекканская сура.
Ниспослана после суры 97 (Кадр / Предопределение). 15 аятов.
 
1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее [1],
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность, –
9. что совершенствующий себя (возвышающий душу, очищающийся. – Р.О.) преуспеет,
10. а ввязавшийся в порок (принижающий душу, пачкающий ее. – Р.О.) – потеряет (понесет урон) [2]
11. Самудяне погрязли во лжи (оболгали нас. – Р.О.) из-за своего заблуждения.
12. Однажды самый несчастный (злой, бесполезный, никчемный. – Р.О.) (из них) бросился вперед (с предложением зарезать верблюдицу. – Р.О.).
13. Посланник Аллаха (Салих) сказал им: "Не трогайте верблюдицу Аллаха и ее права на воду! [3]".
14. Его обвинили во лжи (оболгали), верблюдицу зарезали [4]. Из-за греха Господь сравнял их (поселение) с землей.
15. Этот несчастный [5] совсем не ожидал того, что дело кончится таким образом (столь печально или плачевно, получит такой оборот. – Р.О.).
 
* Аят 91/15 (Р.О.)
 
Итак, перевод (толкование) аята в духе того, что "Аллах не боится последствий своих действий":
            а.Турецкая литература:
– "Аллах не боится конца (результата) этого дела" (С. Атеш, цит. пер. Коран, 91/15);
– "(Аллах) не боится последствий (наказания в этой форме)" (X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., цит. пер. Коран, 91/15);
b. Русская литература:
– "15. не страшась последствий этого" (И.Ю. Крачковский);
– "15.  не опасаясь последствий этого’" (М.-Н.О. Османов) (из интернета);
– "И не опасался он последствий этого 6158" (А.Ю. Али, цит. пер. Коран, 91/15)…
 
…Когда аят толкуют в духе, что "Аллах не боится последствий своих своих действий", то это сразу заставляет задуматься… Действительно, чего может бояться (страшиться) Создатель? А еще он создатель всего! Миров, небес и земли и самого человека… Чего может страшиться такое лицо? Если только не самого себя, простите, то чего еще?! И в Коране мы не находим признаков идеи о том, что Аллах "не страшится (не боится) последствий своих действий". Но в Коране постоянно говорится о том, что Аллах всесилен, что у него на все всегда хватает сил. В это формулу всесилия входит и понимание того, что перед Аллахом нет никакой преграды в осуществлении задуманного им замысла. А еще в Коране об этом говорится и "прямым текстом". Вот уже на этом фоне формулируется тезис о том, что "Аллах не боится (не страшится) последствий своих действий"…
"Не бояться (не страшиться) последствий своих действий" входит в саму идею всесилия. Применяющий свою силу Аллах, естественно, "не не боится (не страшится) последствий своих действий", поскольку всё заранее взвешано и обдумано им. Раз применил силу, значит "на боится"!.. То есть, опять же, в понятие "применения силы" заведомо вошла идея о том, что применяющий ее не боится "последствий"… Если бы боялся, то подумал бы еще раз о том, "применить или нет"?.. Если применил, значит "не боится"!..
В данной ситуации это вообще оказывается, простите, некой "лишней констатацией". Конечно, можно сказать, что "Аллах не боится последствий своих действий" или "последствий применения своей силы". Но "до этого" он уже сказал, что он всесильный и для него нет никакой преграды ни в чем. И после этого мы будем говорить о том, что "Аллах не боится"?.. Кого и чего Он может или должен бояться?.. Нет же ничего такого!.. А еще Аллах уничтожил, ведь, не только самудян. Он уничтожил и целый ряд других обществ, поселений, народов. Уничтожать – это вообще принцип его отношения к заблудшим и "упорно-сопротивляющимся". К примеру, Аллах говорит так: "О, вы, уверовавшие! Те из вас, которые отвратятся от религии (веры), (пусть знают, что) Аллах в скором времени приведет (на их место) такое общество, которое Он возлюбит, и которые Его возлюбят" (5/54)… В этом акте для нас важно то, что Аллах не говорит о том, что "Он не боится последствий"…
Сила Аллаха не только велика и бесконечна! Она еще и продумана "до последствий". Потому Аллаху достаточно только объявить о своем всесилии. Остальное уже входит сюда или вытекает отсюда…
 
В понимани аята (91/15) имело бы смысл оценить суру в целом.
Копозиционно (тематически или проблемно) ее можно считать состоящей из четырех частей: (1) первая включает в себя аяты 1-8, (2) вторая – 9-10, (3) третья – 11-14, (4) четвертая – 15-й аят.
Назначение этих частей в общей композиции суры: (1) клятва (клятвенное заверение) или введение, (2) концепт суры или ее принцип, идея, (3) пример (для конкретизации концепта и его иллюстрации практикой Аллаха), (4) мораль (она подобна нравоучению басни и сказки, хорошо знакомому всем).
С учетом этих соображений суру можно переписать так:
(1) Клянусь (1-8)…
(2) что возвышающий душу (очистившийся) преуспеет, а принижающий ее (ввязавшийся в порок) – потеряет (понесет урон) (9-10)…
(3) Самудяне оболгали (нас) из-за своего заблуждения… (11-14)…
(4) Этот несчастный (или эти несчастыне) совсем не ожидал (не ожидали) того, что дело кончится таким образом (столь плачевно. – Р.О.) (15).
 
Дополнительно можно высказать соображения, которые могут быть полезны для общей методологии коранического исследования.
 
Первый пункт (1) (аяты 1-8) – вводный. В нем зачастую приводится информация, характеризующая Аллаха, мир, человека. Так обстоит дело и в данном случае [6]. Первые четыре аята связывают в отношение Солнце и Луну, день и ночь. Это характерно для Корана. А вторые четыре (с 5-го по 8-ой) – говорят о небе и земле и отдельно о душе. Но что интересно – "к сказу" примешивается фигура самого Аллаха. Он представляет себя как "воздвигающий небо" и "расстилающий землю". Так Аллах говорил о своей роли в создании небес и земли, в формировании физического картины нашего планетного мира… Еще более поразительными являются последующие два аята (7-ой и 8-ой), в которых Аллах говорит о душе. Он характеризует душу как объект, который Он "соразмерил" – придал форму (сформировал), соотнес и связал с телом (плотью) и т. д. Этим Аллах дал понять, что душа – это от Него. И это положение получает свое дальнейшее развитие в последующем содержании Корана…
И еще одно "с душой". Опять же – шокирующее! Аллах говорит о том, что это Он "внушает ей порочность и богобоязненность" (!)… Он наставляет ее на путь и он же становится помехой для нее. Дальше в Коране Аллах обяснит эту свою позицию. Он помогает душе, направленной к Нему, и затрудняет жизнь душе, отворачивающейся от Него… Аллах знает, с кем, как быть!..
И всё это мы называем "введением"… Да простит нас Аллах!..
Никакое это "не введение"! А самое настоящее знание по "самой настоящей науке". Просто дано оно пока в своих начальных определениях. Его развитие приводится в дальнейшем содержании Корана…
 
Еще один момент, привлекающий наше внимание, связан с первым аятом и "введением" (аятами 1-8) в целом. Это – клятва, клятвенное заверение. Потому введение в данном случае имеет, как отмечено, своим смыслом и содержанием эту самую клятву. Его даже можно назвать "введением-клятвой"…
Понятно, что у Аллаха нет такой задачи, как "клятвенное заверение" человека или "клятва" ему. Если бы такая задача была, то она стояла бы уже перед Посланником. Но такой задачи у него нет!.. Аллах даже запрещает ему насилие в вопросах веры, четко определяя круг его задач как провозвестника веры [7].
В форме клятвы Аллах просто мобилизует человека, привлекает его внимание к себе и теме. Он совсем не обязан уверять человека в пользе того, что, простите, "ему на пользу"… Слово Аллаха является объективной истиной. И направдено оно на благо человека. Это человек должен понять сам! Сам должен быть заинтересован в том, чтобы не пропутсить "милость" и воспользоваться ею… Иначе, зачем ему разум?!
И тем не менее Аллах "клятвенно заверяет", "клянется". Это знак Его великого уважения к человеку, внимания к его персоне…
"Клятва" широко практикуется в Коране…
 
Второй пункт (2) (аяты 9-10) формулирует, как отмечено, концепт суры, ее идею. Но она в данном случае является всеобщей идеей Корана. Эта идея заключается в констатации Кораном двух путей для человека. Но только один из них ведет к цели, в то время как другой является порочным и наказуемым…
Формулировка идеи о двух путях, вознаграждаемом и наказуемом, имеет место в Корана в разных формах. В данном случае она говорит о возвышении и принижении души. Но в другом случае могут иметь место и другие формулировки.
Поскольку большие суры Корана многотемны, постольку о теме можно говорить не только применительно к суре в целом, но также и по отношению к ее законченному (тематически) фрагменту.
 
Третий пункт (3) (аяты 11-14) представляет собой историческую иллюстрацию темы или пример по ее поводу.т пимер темы, ее теоретического содержания (в данном случае аятов 9-10). В общем случае она выдержана в социально-историческом ключе, но может иметь и другие мотивы…
 
Наконец, последний, четвертый, пункт (4) (аят 15) представляет собой своего рода краткое обобщение (резюме) или мораль темы (суры). Аллах еще раз подчеркивает плачевный результат бездумного сопротивления и действия наперекор ему…
 
Если принять все это во внимание, то суру можно схематизировать следующим образом:
(1) введение (вступление): клятва (в форме клятвы) (аяты 1-8),
(2) основная часть (идея или концепт): о возвышении и принижении души (возвышаемая вознаграждается, принижаемая наказуется) (аяты 9-10),
(3) пример (исторический): с самудянами, их уничтожением (аяты 11-14),
(4) итог, концовка или мораль: они не ожидали, что дело кончится так плохо (аят 15).
В общем виде (4) можно сформулировать и так: "Вот так Мы наказываем тех, кто наказывает самих себя"…
 




[1] См. прим. к 79/30.
[2] Далее, в качестве примера, приводятся самудяне (самудиты).
            Выражение دسي دسو دس означает: насильно ввести нечто во что-то (Lisan’ul-Arab). Несмотря на то, что порочные действия противоречат природе человека, тем не менее он порой насильственно вводит себя в них. Он надеется на успех, но его ждет разочарование. Аяты говорят о том, что такой человек всегда находится в потерях (испытывает урон). Самудяне являются примером тому.
[3] Верблюдица была чудом Аллаха.
[4] По этому вопросу в суре "Камер" говорится так: "Сообщи им о разделе воды между ними (верблюдицей и людьми) (один день будет пить она, другой день вы). Чей черед, пусть тот придет и возьмет свою воду. (Но не согласились). Позвали своего товарища (одного из своих), он взял нож и зарезал (верблюдицу)" (54/28-29)".
[5] Местоимение в данном случае относится к понятию "несчастный" (злой, бесполезный, никчемный) (А.Б.). Если его отнести к Аллаху, то получится так, что "Аллах не боится последствий своих действий". Эта версия перевода распространена в литературе (см.: * Аят 91/15) (Р.О.)…
            Поскольку Аллах уничтожил все общество самудян, то "несчастными" оказались все они, а не только "бросившийся вперед". С учетом этого аят можно сформулировать и так: "Эти несчастные совсем не ожидали того, что дело кончится таким образом (примет такой оборот, получит такую развязку, кончится столь печальным образом. – Р.О.)" (Р.О.).
[6] Напомним первые восемь аятов:
"1. Клянусь Солнцем и расходящимся светом,  
2. Луной, когда она сопровождает его,
3. днем, который обнажает (показывает) Солнце,
4. ночью, которая покрывает его,
5. небом и воздвигшим его,
6. землей и растлавшим (распростершим) ее,
7. душой и соразмерившим ее,
8. внушающим ей порочность и богобоязненность…".
[7] См.: 3/144, 5/67, 6/48, 16/35, 41/6, 72/21-23 и др.

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.306
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.471
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 1.877
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.563
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.343
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.645
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.479
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.222
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 1.867
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.272
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.681
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.374
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.574
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 3.916
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.403
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.518
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.366
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.001
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 1.975
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.297
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.346
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.092
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.293
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.291
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.184
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.415
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.057
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.413
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.725
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.029
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.104
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.621
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.485
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.404
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.127
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.138
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.018
37 сура 105 / 10 15.09.2009 1.917
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.464
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.537
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.083
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.407
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.374
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.385
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.497
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.567
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.841
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.073
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.773
49 Коран о себе 28.08.2009 1.746
50 Вводная 28.08.2009 1.814
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 1.903
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 1.996
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.248
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.160
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.352
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.193
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.109
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.303
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.049
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.082
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.084
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 1.925
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.849
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.503
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.346
66 Коран / 113 26.08.2009 2.645
67 Коран / 112 26.08.2009 2.545
68 Коран / 111 26.08.2009 5.553
69 Коран / 110 26.08.2009 2.206
70 Коран / 109 26.08.2009 2.632
71 Коран / 108 26.08.2009 2.621
72 Коран / 107 26.08.2009 2.143
73 Коран / 107 26.08.2009 1.812
74 Коран / 106 26.08.2009 2.390
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.048
76 Коран / 104 25.08.2009 3.983
77 Коран / 103 25.08.2009 2.455
78 Коран / 102 25.08.2009 2.351
79 Коран / 101 25.08.2009 2.456
80 Коран / 100 25.08.2009 2.129
81 Коран / 99 25.08.2009 2.930
82 Коран / 98 25.08.2009 2.192
83 Коран / 97 25.08.2009 2.574
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.255
85 Коран / 95 25.08.2009 2.215
86 Коран / 94 25.08.2009 3.231
87 Коран / 93 25.08.2009 2.390
88 Коран / 92 25.08.2009 2.128
89 Коран / 91 25.08.2009 2.306
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.369
91 Коран / 90 25.08.2009 2.363
92 Коран / 89 25.08.2009 2.278
93 Коран / 88 25.08.2009 2.072
94 Коран / 87 25.08.2009 2.183
95 Коран / 86 25.08.2009 2.979
96 Коран / 85 25.08.2009 2.310
97 Коран / 84 15.08.2009 2.093
98 Коран / 83 15.08.2009 4.442
99 Коран / 82 15.08.2009 2.145
100 Коран / 81 15.08.2009 2.177