Кораника
Коран / 101

Коран / 101

Сура 101. ГРОХОЧАЩЕЕ (АЛЬ-КАРИА)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово грохочащее (аль-кариа).  
Ниспослана в Мекке после суры 106 (Курайшиты / Курайш). 11 аятов.
 
1. Грохочащее [1]!..
2. Что это за «грохочащее»?
3. Откуда тебе знать, что такое «грохочащее» [2]?!
4-5. В этот день люди будут как рассеянные мотыльки [3] (4), а горы – как разбросанная ровная (расчесанная или выровненная) шерсть [4], [5] (5) (…).
6-7. Чьи полезные дела окажутся тяжелыми (6), он обретет счастливую (благую) жизнь (7).
8-9. А чьи полезные дела окажутся легкими (8), его матерью станет Хавие (9).
10. Откуда тебе знать, что такое «Хавие»?!
11. Это – пылающий (жаркий) огонь!
 
* Аят 101/1 (Р.О.)
 
Как «грохочащее» у нас переведено слово «каария» (кария). У него есть такие значения:
(1) в трактовании как имени существительного: шум, стук, грохот (до оглушения);
(2) в трактовании как глагола: шуметь, стучать, греметь, грохотать (до оглушения).
Разумеется, в обоих случаях явление можно характеризовать в степенях (уровнях). До определенной степени шум (грохот) воспринимается человеком как допустимый. После этой черты начинаются проблемы. А при еще большей силе шума, с его превращением в «грохочащий шум» или просто грохот, он становится непереносимым и опасным для здоровья. А есть у него еще и психологический эффект (восприятие). Шум настораживает, пугает, вселяет страх. А при больших «дозах» приводит человека к панике и утрате им адекватной реакции на явления и нормального контроля на своими действиями…
В суре речь идет о грохоте Дня светопреставления или Дня конца света. Он начинается с этого грохота. Потому и степень его (уровень) соответствует явлению. Великому явлению, переворачивающему все верх дном и заново перекраивающему мир, соответствует, надо полагать, и великий грохот. Он просто – ужасающий, устрашающий (наводящий страх), оглушающий, уничтожающий… Как, впрочем, и само явление…
 
С учетом этого своего значения понятие «кариа» и трактуется в коранических переводах. К примеру (русские и турецкие переводы) [6]:
поражающее (название суры: «Поражающее») (И.Ю. Крачковский),
день (День) бичевания или День (Господнего) Бича (название суры: «Поражающее») (И.В. Порохова) *1,
– великое бедствие (День воскресения) (название суры: «Поражающее») (Э. Кулиев),
сокрушающая беда (т. е. Судный день) (название суры: «Поражающее») (М.-Н.О. Османов),
– великое бедствие 6251 (название суры: «Великое бедствие») (А.Ю. Али), –  
«6251 День криков и отчаяния – Судный день, когда настоящее (или привычное, традиционное. – Р.О.) положение дел целиком окажется перевернутым…» (А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 101/1, с. 1669), –  
– оглушающее (голову и заставляющее трепетать сердца) явление (событие) (название суры: «Каария») (С. Атеш),
– стучащий в дверь (название суры: «Кариа») (Х. Караман и др.) *2
Как видим, название суры может совпадать с переводом «карии», а может и отличаться от нее…
 
*1 «День бичевания или День (Господнего) Бича (И.В. Порохова)…
Уточним понятия «бич» и «бичевать».
«Бич м.:  
1. Длинная плеть, кнут из мелко свитых ремней, веревок. // перен. Обличительная, разящая сила чего-л.
2. перен. То, что является бедствием, приносит неприятности, огорчения.
Бичевать несов. перех.:
1. Хлестать, бить бичом.
2. перен. Подвергать резкой критике» (Грамота.Ру. – www.gramota.ru/slovari/dic).
 
В Судный день Аллах будет наказывать и вознаграждать. Одних наказывать, а других вознаграждать!.. В приведенных определениях «бича» и «бичевания» этому значению Судного дня удовлетворяет переносный смысл «бича» как «обличительной, разящей силы чего-л.». А где вознаграждение? Судный день с одним лишь наказанием? Без вознаграждения?! Где вы видели такой Судный день? Только «у себя», скорее!.. У Аллаха его нет!..
 
И еще один момент. Первый аят (101/1) говорит, в принципе, не о Судном дне как таковом, а о его наступлении. И оно, это наступление, возвещает о себе грохотом шума, который, собственно, и характеризуется в аяте как «кариа». О самом Судном дне, его приметах и событиях говорится в последующих аятах.
Имеет смысл разделять и различать эти фазы (стадии) Судного дня – его наступление и активную, так сказать, фазу. Об этом говорит и сам аят. Потому и в его переводе и толковании имело бы смысл сохранить эту особенность…
Первые три аята (1-3) повествуют о «карии». То есть о наступлении Судного дня, о том, как люди узнáют его «по внешнему виду». Следующие два аята (4-5) рассказывают о состоянии людей и природы. Наконец, последующие аяты (6-11) характеризуют Судный день как процесс наказания и вознаграждения людей…
С этой точки зрения «кариа» относится к первым трем аятам. Она возвещает о начале Дня. А все последующие аяты относятся уже к нему самому. То есть, опять же, «карии» далее третьего аята нет! Дальше – только сам День! А «кария» «остается за воротами»! Она прогремела, возвестила и… кончилась! Она «распахнула двери, пригласила во внутрь… и ушла»! Такова ее задача! Всё остальное относится уже к самому Дню… Теперь и «бичуй», сколько хочешь!.. Но надо спросить Аллаха. Ибо в этот День никто, кроме Него, говорить не сможет. Или Он сам, или тот, кому Он это позволит (см.: 11/105, 78/38)… Что касается «бичевания», то его нет ни как прямого акта (порки, хлыстания), ни как переносного (как критики, осуждения, «морализования» и т. д.). Всё это уже осталось позади, в прошлом. Судный день – это День исполнения. «Исполнения ответственности» перед Аллахом… А «морализование», наставление, призыв к уму-разуму и всё подобное – всё это, простите, осталось уже в прошлом…
Что касается бича и бичевания… Аллах не пользуется ими. Он просто наказывает. О его формах многократно говорится в Коране. А в Судный день наказывает огнем ада… Кнут остается средством обращения с животными. Но некоторые умудряются применять его к людям. К примеру, некоторые арабы докоранической эпохи пользовались им для наказания, в том числе и своих жен. Посланник отучал их от этой привычки: «Кто днем хлещет свою жену как рабыню, пусть вечером не входит с ней в спальню» [7]
 
Итак, если различать сам Судный день (День конца света и оплаты счетов, День ответственности за всё содеянное) и его такую «вводную», как «кария», то «карию», как кажется, нельзя переводить и понимать как «1. День бичевания» (В. Порохова) уже потому, то в этом случае теряется различие между «введением» к Судному дню и им самим. «Вводная составляющая» не может быть утрачена там, где она должна быть по Корану… А кому «хочется бичевать», то это только с 8-го аята. Да и то на условиях Аллаха…
 
2* В приводимых турецких переводах (С. Атеш, Х. Караман и др.), а, зачастую, и во многих других, в названии суры предпочитают использовать арабское «кария» («Кария»), а «карию» в первом аяте (101/1) уже переводят на турецкий (как это показано выше)…
 
* Аяты 101/4-5 (Р.О.)
 
Напомним, что речь идет о Дне конца света или Судном дне. В аятах 101/4-5 о нем говорится как о некой катастрофе для нашей планеты. Он начинается с нарастающего шума (аяты 1-3, 101/1-3)… К слову, и землятресение тоже начинается с него… Его внешними приметами станут сами люди, рассыпанные как мотыльки. Другой приметой будут горы, пришедшие в движение и сползающие в моря. Они заполняют их, увеличивая площадь земли… Об этом говорится в коранических аятах… А в данном случае подчеркивается, что горы разрушаются и выравниваются как (расчесанная) шерсть… Нечто подобное мы видим при строительстве дороги, когда укладываемые на нее (или в нее) материалы (песок, гравий и др.) сгружают на нее «холмиками», а затем раскатывают по ней строительной техникой… Чудовищная сила «конца света» раскатывает и расчесывает целые горы!.. А в этот момент люди выходят из могил и устремляются к Господу своему. Начинается Суд… И как прав Аллах, когда Он говорит, что в этот день каждый будет достаточен для себя…
 
…В День конца света разрушаются и текут (как жидкий металл) горы. Но как пример величия и силы гора рассыпается и перед человеком. Аллах говорит так: «Когда Муса пришел в назначенное место для встречи с нами и Господь его начал беседовать с ним, он сказал: «Господь мой, покажи мне себя, я посмотрю на тебя!». (Он) ответил: «Ты не сможешь увидеть меня! Но смотри на гору. Если она останется на месте, то и ты увидишь меня!». Когда Господь его показался горе, она рассыпалась в прах. Муса потерял сознание (лишился чувств). Когда он пришел в себя, он сказал: «Ты высок (возвышен)! Я каюсь перед тобой! Я первый из уверовавших» (7/143). Так обнаруживается связь между явлениями Конца света и нашей обычной жизнью…
 
  
 
 
 

 

 


[1] См. ниже: * Аят 101/1 (Р.О.).
[2] См. 20/102, 23/101 и др.
[3] См. 54/7, 73/14.
[4] См. 35/27.
[5] «5. а горы будут подобны расчесанной шерсти 6253» (А.Ю. Али, цит. пер. Корана, 101/5) (Р.О.).
            См. ниже: * Аяты 101/4-5 (Р.О.).
[6] Напомним, русские авторы цитируются по тексту на сайте www.crimean.org (сайт крымской молодежи).
[7] Бухари. Сахих, Нигях, 93 (цит. по: А. Байиндир. Ложные истины в свете Корана. 2-е изд. Стамбул, ИФС, 2007, с. 247) (на турецк.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.