Коран / 112
Кораника > Коран Дата: 26 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post

Сура 112. ОЧИЩЕНИЕ (ВЕРЫ) (АЛЬ-ИХЛАС)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Ихлас (в данном случае) – чистота веры, ее очищение от всего несвойственного для нее, представление ее в присущей ей чистоте [1]. В суре эта мысль формулируется идеей (принципом) единого Аллаха, достаточного для себя и всего остального. То есть чистота веры в данном случае достигается признанием единого Аллаха. Это – фундаментальный принцип новой веры. Он продолжает линию единобожия, развиваемую Всевышним Аллахом на протяжении всей истории человечества.
Сура имеет и ряд других названий, связанных с ее идеей (принципом, темой).
Ниспослана в Мекке после суры 114 (Нас / Люди). 4 аята.
 
1. Скажи: "Бог наш [2] – Аллах, один, единственный (один-единственный).
2. Он является единственным прибежищем для всего (всех) [3].
3. Не является Он ни отцом, ни потомком.
4. Нет ничего равного ему" [4].
 
* 112. Версии (Р.О.)
 
Х. Караман и др.:
"1, 2, 3, 4. Скажи: Этот Аллах – один (единый). Аллах – самед. Не родил он и не был рожден. И нет ничего равного ему" (цит. пер. Корана, 112);
И.Ю. Крачковский:
"1. Скажи: "Он – Аллах – един,
2. Аллах, вечный;
3. не родил и не был рожден,
4. и не был Ему равным ни один!";
– А.Ю. Али:
"1. Скажи 6296: "Он – Аллах Единый 6297,
2. Аллах Самодостаточный 6298.
3. Он не родил и не был рожден 6299,
4. и нет никого равного Ему 6300" (цит. пер. Корана, 112).
 
Примечание
 
1. То, что переведено как "самодостаточный" (аят 2), в Коране проходит как самад. Указывая на трудность его перевода, автор предлагает использовать для передачи его смысла два понятия: "вечный" и "абсолютный" (см. прим. 6298). "Последнее подразумевает, что 1) абсолютное, неограниченное никакими рамками существование может быть присуще только Ему, все другие формы жизни услолвны и преходящи; 2) Он ни от кого и ни от чего независим, но все люди или окружающие предметы и явления зависят от Него" (там же).
2. Самад (самед) (в арабском) [5].
Муфредат (Словарь по Корану).
Самад: (1) тот, кто участвует в данном деле в качестве лица, к которому следует обращаться (подразумевается глава или руководитель. – Р.О.); (2) лицо, к которому обращаются за чем-либо (по какому-либо вопросу) (и от которого зависит его решение или принятие решения по его поводу. – Р.О.)…
Мухтар ас-Сихах (Словарь арабского языка).
Самад: господин, глава и руководитель, ведущее (полномочное или должностное. – Р.О.) лицо. Имеется в виду лицо, к которому следует обращаться в необходимом случае.
Ал-Айн (Словарь арабского языка).
Самад: глава рода (племени), тот, над которым нет ступени, стоящей над ним. Без него, его решения, ничего невозможно сделать [6].
Как можно видеть, "самад" понимается как "высшая инстанция" (лицо, ступень, организация и т. д.), без решения которой нельзя ничего сделать в ее сфере или решение которой является необходимым и достаточным условием для действий в ее сфере. В суре (112) такой высшей инстанцией является Аллах. А так как Аллах имеет сферой своего действия "весь мир", то и получается так, что Аллах являетс высшей инстанцией в мире или является такой инстанцией для всего в мире…
 
Приведенные примеры текста и толкования суры близки друг к другу и не создают проблем в понимании. Отдельные различия касаются, скорее, литературной формы, нежели сущностного смысла. Можно только обратить внимание на "особую" позицию понятия "самед" (аят 2). В приводимых примерах оно характеризуется как:
– единственное прибежище для всего (всех) (А. Байиндир),
– самед (Х. Караман и др.) (то есть понятие не переводится, а остается в своем оригинальном написании),
– вечный (И.Ю. Крачковский, М.-Н.О. Османов) (извечный. – В. Порохова),
– самодостаточный (Э. Кулиев, А.Ю. Али)…
В запасе остаются и другие значения понятия (самад)…
 
Третий аят переводится по тексту двояко, а по смыслу – одинаково:
– "Не является Он ни отцом, ни потомком" (А. Байиндир),
– "Не родил он и не был рожден" (в других случаях)…
 
Итак, "с четырьмя строками" "разобрались"! Что еще?! Еще… Коран!.. От начала и до конца!.. Строки ведут к нему и становятся понятными в его сфере, простирающеся "от земли до небес"…
Что касается Аллаха, то он не только описывает себя в Коране, но и представляет себя им и в нем. И говорит так, что Аллах – это тот, кто дал Коран. И уже из Корана выясняется, что тот, кто дал Коран, дал людям и всё остальное. А еще и мир покорил своим величием и всесилием…
Вот что значит "понять" "четыре строки" Корана!..
 
Это заключение возвращает нас к суре и настаивает на том, чтобы вновь оценить ее смысл как очищения (ихласа). От чего предлагается очиститься?.. От всего того, что не согласуется "с четырьмя строками". С ними непосредственно, а через них – уже со всем Кораном…
Чистота веры начинается с признания единого Бога Аллаха, благодарности и поклонения ему. Затем она рапространяется на всю сферу веры, по всему ее полю. И не остается уже в ней ничего из того, что было бы в Книге и было бы не по ней… Ни "пятнышка" отступления! Вот это и есть "чистота веры"!.. Очистившийся до нее и есть очистившийся в вере…
 
Таковы эти четыре аята! Об Аллахе и Коране. И в частности, и вообще…
 
 

 

 

 


[1] İhlas (ихлас): 1) искренность, откровенность, чистосердечие; 2)… мус. "чистое исповедание" (название 112-й суры Корана); 3) чистая любовь, искренняя привязанность (Турецко-русский словарь. 48000 слов. М., "Русский язык", 1977) (Р.О.).  
[2] Выражение هُو говорит о том, что речь идет о Боге, который имеется в сознании у людей. "Ваш Бог является одним-единственным Богом. Кроме него другого бога нет. Он – Рахман, Рахим (Милостивый, Милосердный)" (2/163).
[3] "Пребывающие на небесах и на земле просят у Него" (55/29).
[4] См. ниже: * 112. Версии (Р.О.).
[5] В подготовке материала и его переводе с арабского участвовал X. Оздаш.
[6] Оригинальные тексты словарей:
Муфредат:
مفردات ألفاظ القرآن: العلامة الراغب الأسفهاني توفي حدود 425 هجري.
Мухтар эс-Сихах:
مختار الصحاح : زين الدين الرازي.
Ал-Айн:
الكتاب : العين المؤلف : الخليل بن أحمد.

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.723
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.633
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.077
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.721
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.474
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.810
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.635
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.416
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.044
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.487
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.803
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.643
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.804
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.116
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.537
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.619
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.527
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.107
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.110
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.473
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.478
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.232
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.432
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.396
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.336
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.652
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.242
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.560
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.844
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.246
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.258
31 сура 105 / 7 16.09.2009 2.830
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.653
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.584
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.365
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.346
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.133
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.116
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.595
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.704
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.208
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.523
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.488
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.509
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.668
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.732
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 1.993
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.225
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.890
49 Коран о себе 28.08.2009 1.870
50 Вводная 28.08.2009 1.920
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.007
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.160
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.372
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.281
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.465
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.315
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.213
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.433
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.194
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.241
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.201
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.085
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 1.984
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.613
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.564
66 Коран / 113 26.08.2009 2.791
67 Коран / 112 26.08.2009 2.723
68 Коран / 111 26.08.2009 5.881
69 Коран / 110 26.08.2009 2.339
70 Коран / 109 26.08.2009 2.839
71 Коран / 108 26.08.2009 2.795
72 Коран / 107 26.08.2009 2.261
73 Коран / 107 26.08.2009 1.930
74 Коран / 106 26.08.2009 2.553
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.164
76 Коран / 104 25.08.2009 4.974
77 Коран / 103 25.08.2009 2.640
78 Коран / 102 25.08.2009 2.562
79 Коран / 101 25.08.2009 2.562
80 Коран / 100 25.08.2009 2.289
81 Коран / 99 25.08.2009 3.090
82 Коран / 98 25.08.2009 2.295
83 Коран / 97 25.08.2009 2.678
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 8.789
85 Коран / 95 25.08.2009 2.379
86 Коран / 94 25.08.2009 3.410
87 Коран / 93 25.08.2009 2.631
88 Коран / 92 25.08.2009 2.333
89 Коран / 91 25.08.2009 2.467
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.501
91 Коран / 90 25.08.2009 2.652
92 Коран / 89 25.08.2009 2.467
93 Коран / 88 25.08.2009 2.212
94 Коран / 87 25.08.2009 2.338
95 Коран / 86 25.08.2009 3.123
96 Коран / 85 25.08.2009 2.480
97 Коран / 84 15.08.2009 2.244
98 Коран / 83 15.08.2009 4.716
99 Коран / 82 15.08.2009 2.296
100 Коран / 81 15.08.2009 2.341