Коран о себе / 6
Кораника > Коран Дата: 27 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post
16. Вера – жизнь – практика

16.1. Будь благодарным Аллаху!
 
"…Есть камень, из которого фонтанируют (вытекают) реки. Есть камень, треснет, и из него закипит вода. Есть камень, который из-за боязни перед Аллахом скатится вниз" (2/74).
"Если бы мы спустили этот Коран на гору (ниспослали горе), то ты мог бы видеть, как она, из-за боязни перед Аллахом, наклонив голову, рассыпалась бы в прах. Мы приводим эти примеры для людей. Может задумаются" (59/21).
"Кто есть на небесах, на земле: солнце (Солнце), луна (Луна), звезды, горы, деревья, животные и многие из людей постоянно падают ниц перед ним. Но и наказание для многих стало заслуженным" (22/18).
"Только тебе служим (поклоняемся) мы, только у тебя просим о помощи!" (1/5).
"Скажи: "Мой намаз (богослужение), поклонение (моление), жизнь и смерть – все это для Господа миров Аллаха (все это – в Его имя)" (6/162).
"Все хорошее в тебе – от Аллаха, все плохое – от тебя самого" (4/79).
 «Затем он придал ему (человеку) форму и вдул в него от духа своего. (Он) создал для вас уши, глаза и души. Как мало вы благодарны!» (32/9).
"По правде, неблагодарные пытаются только оболгать" (85/19).
"Что делается с ними, что они не верят? Не падают ниц, когда им читают Коран? Напротив, эти неблагодарные пытаются только оболгать" (84/20-22).
"Будь он проклят, человек! Какой он неблагодарный (отрицающий)" (80/17) [1]… 
 
16.2. Уверовав, содеять доброе (благое), полезное, прекрасное
 
…"Счастье и прекрасное будущее – это у тех, кто, уверовав, содеял прекрасные (добрые) дела" (13/29).
"Для тех, кто, уверовав содеял прекрасные дела (прекрасное), (для них) есть сады с протекающими под ними реками. Это и есть большое умение (спасение)" (85/11).
"А те, кто, уверовав, содеяли добрые дела, их Аллах направит в раи (сады) с протекающими под ними реками" (22/23).
"Только для тех, кто, уверовав, содеял полезные дела, есть непрерывное вознаграждение" (84/25).
"Ни добро ваше, ни дети не приблизят вас к нам. Но люди, уверовав, содеящие полезное, другое дело. Для них есть многократное вознаграждение от содеянного ими. И они находятся во дворцах под защитой (и в покое)" (34/37).
"В Судный день ваши родственники и дети, не принесут вам пользы (не помогут вам). (Аллах) разделит вас. Аллах видит, что вы делаете (видит содеянное вами)" (60/3).
"О, уверовавшие, пусть ваше добро и дети не отвращают вас от поминания Аллаха (поклонения, служения ему). Кто поступит так, они – потерпевшие" (63/9).
"Добро и дети являются испытанием для вас. Большое вознаграждение же – у Аллаха" (64/15).
"Отрицающие!.. Ни добро их, ни дети не принесут им никакой пользы перед Аллахом. Они являются горючим для огня. Подобно тому, как это имело место по отношению к семье (окружению) Фараона и тем, которые были до них" (3/10).
"О неблагодарных. Ни добро их, ни дети не принесут им никакой пользы перед Аллахом. Они являются народом (людьми) огня. Они останутся там (в нем)" (3/116).
"Горе тем интриганам (подстрекателям, смутьянам), которые языками и жестами (мимикой, глазами и бровями) своими насмехались (издевались, иронизировали) (над людьми) (1). А тот, который собирал добро, считал и пересчитывал его (…) (2). Он думает, что добро его даст ему вечную жизнь (3). Нет! Клянемся, что он будет брошен в Xутаме (сокрушающий огонь) (4)! Откуда тебе знать, что такое Xутаме?! Это – разожженный огонь Аллаха (6). (Огонь), который достигает душ (7). Он покроет их и замкнется над ними (8). (Останутся они) (привязанными) между протянутыми столбами) (9)" (104/ 1-9) [2]…  
 
Мотив приведенных аятов очевиден. Его можно сформулировать так: вас не спасут ни дети ваши, ни добро (богатство) ваше. Они не стоят ничего в мире, в который вы придете. Спасением в нем для вас будут только ваши добрые, полезные, прерасные дела. Спешите для них. Ибо никто не знает, кого и когда упокоит Аллах…
 
16.3. Охрана окружающей среды
 
…«Из-за содеянного руками людей на суше и море обнаружились нарушения. (Так Аллах) дает вкусить (людям) от части содеянного ими, может отвратятся» (30/41) [3].
"Среди людей есть такие, слова которых о земной жизни нравятся тебе… Но если он повернется и уйдет (или займет должность), он начнет сеять смуту (нечесть) на земле, уничтожать посевы и потомство (поколения). Аллах не любит смуту (нечестие)" (2/204-205).
"Без сомнения, для разумеющего общества (людей) есть доказатедльства в создании небес и земли, смене ночи и дня, в судах, которые перевозят по морю полезные для людей вещи, в ниспослании Аллахом воды с неба и оживлении ею мертвой земли с распространением на ней всех видов живности, в ветре и облаках, движущихся между землей и небом и ожидающих повеления (готовых к приказу)" (2/164) [4]все принадлежит Аллаху, а нам дано только в пользование. – Доказательства эти направлены на доказательство Силы, стоящей над людьми. Эта Сила, как это понятно, есть Всевышний (Бог, Аллах)… Но в данном случае это значит еще и то, что Творцом всего сущего – в виде того, что описано в аяте, – является Всевышний. А мы являемся только его пользователями. Временными. И в той мере, в какой это дозволяется нам природой вещей… Для разумного этим сказано всё!.. 
 
16.4. Человек. Мать и отец, семья, родственники

…"О, (вы), люди, бойтесь Господа вашего, который создал вас из единой сущности, и, создав из нее (сущности) пару (жену), произвел из них  двоих (мужчины и женщины) много (множество) мужчин и женщин. Остерегайтесь Аллаха, во имя которого вы прóсите у него друг о друге, и (остерегайтесь) того, (чтобы рвать) родственные (узы). Без сомнения, Аллах наблюдает за вами (является наблюдателем над вами)" (4/1).
"Одним из его (Аллаха) аятов (деяний) является создание – из единой с вами сущности – пар (жен) (для вас), с которыми вы обретете покой, и установление между вами (отношений или чувств) любви и сострадания (милосердия, взаимопомощи, понимания и т. д.). Без сомнения, для разумного (разумеющего) общества в этом есть пример (смысл)" (30/21) [5].
"Добро (богатство) небес и земли принадлежит Аллаху. (Он) создает желаемое. Желаемого одаривает (наделяет) самками (наследницами женского пола), а желаемого одаривает (наделяет) самцами (наследниками мужского пола). Или создает их парами: и самку, и самца (создает разнополую пару). Желаемого оставляет бездетным. Он – знающий (всезнающий), сильный (всесильный)" (42/49-50).
"Господь твой предписал (приказал) поклоняться только ему (одному) и делать доброе (относиться хорошо, по-хорошему, к) матери и отцу [6]. Если один из них (родителей) или оба  они достигнут старческого периода (возраста) возле тебя (состарившись, будут жить с тобой), категорически не говори им: "Уф-ф!..", не ругай их. Говори с ними прекрасным языком. Из сочувствия (сострадания) к ним распусти над ними крылья свои (будь скромным перед ними и уважительным по отношению к ним, будь их защитником и покровителем, попечителем) [7]. И скажи: "Господь мой! Подобно тому, как они, (проявив сострадание), взрастили меня, когда я был маленьким,  так и ты прояви сострадание к ним" (17/23-24).
"Мы также рекомендовали человеку послушание матери и отцу. Мать носила его (в себе), преодолевая слабость за слабостью. Отрыв его от молока тоже совершается в течение двух лет (кормление грудью тоже является процессом сложным и длительным). (Потому мы говорим человеку): "Будь благодарным мне, матери и отцу" [8]. Возвращение – ко мне" (31/14).
"Воздай должное родственнику, бедному и путнику, но не переходи меры (не превышай меры воздаяния)" (17/26)… 

* Семья

Как известно, семейные пары отсутствуют в животном мире. Отдельные виды животных и птиц спариваются на время выведения и воспитания потомства. Но даже эта особенность животных пар не позволяет сравнивать их с семеными парами человека. Аллах прекрасно подчеркивает эту особенность, указывая на то, что в семье человек обретает покой, поддержку и понимание. А чувство любви и сострадания придает семье несокрушимую моральную силу. Интересно и то, что это "идея семьи", как о ней говорится в аяте, исходит из самого Аллаха.
Все это позволяет рассматривать семью как важнейший принцип организации социальной жизни. Здоровая семья становится фундаментом здорового общества. Разрушение семьи означает разрушение самых глубинных основ социальной жизни. В силу этого отношение к семье может стать показателем и критерием нормы в обществе. Разумеется, и в современном. 

* Об отношении к родителям

Еще раз: "Господь твой предписал (приказал) поклоняться только ему (одному) и делать доброе (относиться хорошо, по-хорошему, к) матери и отцу" (17/23). Выходит, что Господь предписал "две вещи": поклоняться только ему (одному) и по-хорошему относиться к родителям. Эта мысль повторяется и в следующем аяте (повторим): "Будь благодарным мне, матери и отцу" (31/14).
Подчеркнем, поклоняться Аллаху и только ему одному является категорическим требованием Аллаха. Оно связано с признанием Аллаха в качестве единого Бога. А поклонение другому, помимо Аллаха и за его пределами, означает поклонение другому богу. Богу, которого просто не существует!.. А еще оно разрушает фундаментальную посылку Учения Аллаха – посылку единобожия. Потому Аллах категорически пресекает все подобные допущения. Он строго спрашивает с того, кто придает ему партнеров или поклоняется другому богу.
И в части выражения своей благодарности Аллах указывает на себя. Ибо все, в конечном счете, что является благом для человека и служит ему на пользу, исходит из него…
И теперь выясняется, что в этих двух совершенно фундаментальных явлениях – поклонении Аллаху и выражения ему благодарности, – которые есть высшие принципы Учения Аллаха, есть нечто общее с добрым и хорошим отношением человека к своим родителям – матери и отцу. Общее потому, что Аллах ставит хорошее (благодарное) отношение к родителям в один ряд с поклонением ему и выражением ему своей благодарности… Так высоко оценивает Аллах роль родителей в жизни человека…
Интересно и то, что Аллах первой называет мать и уже после нее – отца… Это еще раз говорит о совершенное особой роли матери. Но для самого человека между родителями нет никакого различия. Оба они для него объект бесконечного уважения и возвышения… Этому учит Аллах. Это он старается привить человеку… 

* Распусти над ними крылья свои

Выражение "распусти над ними крылья свои" проходит еще в аятах: "Распусти крыло свое (крылья свои) над муминами (уверовавшими)" (15/88), "И распусти крыло свое (крылья свои) над муминами, следующими за собой" (26/215).
Это выражение исключительно глубоко, точно и в прекрасной художественно-образной форме передает заботливое и участливое отношение одного лица к другому или другим лицам. К примеру, в случае Посланника (мир ему) – это вся его умма (община). Аллах предписывает Посланнику одинаково ровное, справедливое и участливое отношение ко всем муминам (мусульманам, уверовавшим).
Это выражение есть и в русском языке. Потому, что участливо-сострадательное отношение является нормой человеческих отношений. Потому эта кораническая мысль делается понятной каждому.
Но здесь можно говорить еще и о широких языковых средствах, используемых Кораном, в том числе и в формах художественной, фольклорной и народной речи. А привлечение в нее общечеловеческих идей, положеий и мотивов со своей стороны говорит о единстве человеческого рода и общечеловеческой содержательности и направленности самого Корана… 

16.5. Воспитание

Локман (некто), давая совету сыну (поучая и воспитывая его), говорил так: "Сын мой, не придавай Аллаху партнеров, ибо это – большое наказание" [9]. – Интерестно отметить, что советы начинаются с утверждения принципа единобожия, с указания на запрет на придание Аллаху партнеров. Эта мысль проходит по всему Корану. Из нее следует, что наиболее тяжким грехом перед Аллахом, отступлением от его предписаний и заблуждением является это придание ему партнеров. Если не отвратиться от него "пока не поздно", то наказание будет очень тяжелым…




 

 

 

 

 

 


[1] В аяте говорится от людях неблагодарных, упрямо-отрицающих, отрицающих при очевидных фактах. По отношению к уверовавшим Аллах говорит совсем другим языком. Он высоко оценивает эту их позицию и вознаграждает их как в этом мире, так и в будущем (см. сюда и следующую тему: 2. Уверовав, содеять доброе и прекрасное).
[2] Последние два аята можно перевести и так: "Он (огонь) покроет их и замкнется (сомкнется) над ними (8). И они останутся в нем на протянутых столбах, привязанные к ним (9)".
См. сюда также наше исследование суры и аятов.
[3] Интересно отметить, что Аллах поднимает вопрос об охране окружающей среды уже в условиях раннего средневековья. А чтобы он сказал в наши дни, когда отдельные области промышленной и военной технологии наносят природе такой урон, как если бы они старались вовсе уничтожить ее?..
К слову, по сообщениям людей, имевших контакты с НЛО, их субъекты также рекомендовали людям охрану среды и разумное, щадящее природопользование…
[4] См. сюда также аяты: 56/57-76 и послед.
В них Аллах, указывая на окружающие вещи, явления и процессы, начиная с создания самого человека, ставит один вопрос: вы ли создали это или Мы?.. Кто создал, тому всё и принадлежит…
[5] См. ниже: * Семья. 
[6] См. ниже: * Об отношении к родителям.
[7] См. ниже: * Распусти над ними крылья свои.
[8] "Будь благодарным мне, матери и отцу". Аллах ставит свое имя рядом с именами матери и отца. И по отношению к ним рекомендует быть таким же благодарным, как и по отношению к себе. Так высоко, повторим, оценивает Аллах роль родителей в жизни человека…
[9] К теме надо привелечь и другие аяты в данной суре: 31/12-19.

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.275
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.753
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.204
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.817
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.569
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.907
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.728
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.529
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.142
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.623
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.912
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.817
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.917
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.257
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.633
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.699
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.598
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.187
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.190
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.572
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.582
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.347
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.515
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.494
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.413
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.814
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.377
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.666
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.942
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.400
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.398
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.080
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.756
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.686
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.521
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.511
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.217
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.217
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.708
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.798
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.284
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.605
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.563
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.598
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.768
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.821
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.068
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.332
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.961
49 Коран о себе 28.08.2009 1.954
50 Вводная 28.08.2009 2.007
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.089
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.246
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.458
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.357
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.534
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.392
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.299
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.508
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.275
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.331
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.285
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.171
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.076
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.680
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.744
66 Коран / 113 26.08.2009 2.882
67 Коран / 112 26.08.2009 2.872
68 Коран / 111 26.08.2009 6.035
69 Коран / 110 26.08.2009 2.419
70 Коран / 109 26.08.2009 2.963
71 Коран / 108 26.08.2009 2.934
72 Коран / 107 26.08.2009 2.368
73 Коран / 107 26.08.2009 1.997
74 Коран / 106 26.08.2009 2.649
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.249
76 Коран / 104 25.08.2009 5.101
77 Коран / 103 25.08.2009 2.755
78 Коран / 102 25.08.2009 2.701
79 Коран / 101 25.08.2009 2.692
80 Коран / 100 25.08.2009 2.368
81 Коран / 99 25.08.2009 3.221
82 Коран / 98 25.08.2009 2.381
83 Коран / 97 25.08.2009 2.776
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.306
85 Коран / 95 25.08.2009 2.506
86 Коран / 94 25.08.2009 3.523
87 Коран / 93 25.08.2009 2.764
88 Коран / 92 25.08.2009 2.416
89 Коран / 91 25.08.2009 2.564
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.604
91 Коран / 90 25.08.2009 2.858
92 Коран / 89 25.08.2009 2.589
93 Коран / 88 25.08.2009 2.280
94 Коран / 87 25.08.2009 2.447
95 Коран / 86 25.08.2009 3.227
96 Коран / 85 25.08.2009 2.576
97 Коран / 84 15.08.2009 2.325
98 Коран / 83 15.08.2009 4.907
99 Коран / 82 15.08.2009 2.377
100 Коран / 81 15.08.2009 2.428