Кораника
Коран о себе / 9

Коран о себе / 9

17. Историческая преемственность в вере
 
 …"Чтобы вы держали религию на ногах (по истине или такой, какая она есть от Аллаха) и не разделялись в ней, – то, что предложил (рекомендовал) (Аллах) Нуху, ниспослали (мы) тебе, предложили Ибрагиму, Мусе и Исе, – это Аллах сделал и религией для вас (сделал вашей религией)" (42/13) [1].
«В отношении тех, которые следуют этому расулу, неби, умми (речь идет о посланнике Мухаммеде) (имя) которого они найдут в Торе и Евангелии, которые находятся у них (на руках). Этот Посланник предписывает (приказывает) им хорошее (доброе) и запрещает плохое (дурное). Признает хорошее во благо, а плохое – во вред. Он снимает с их спин тяжелый груз, а с шей – железные кольца. Те, которые верят (доверяют) ему, с уважением поддерживают его, содействуют ему, вместе с ним следуют этому ниспосланному Свету (Корану), – вот они и есть те, которые достигнут желанного» (7/157).
"О, вы, обладатели Книги! К вам пришел наш Посланник, чтобы разъяснить вам многое из того, что вы скрывали из Книги. (Он) также прощает многие (из ваших грехов). Воистину, к вам пришел свет от Аллаха и (совершенно) открытая Книга (Книга, в которой ничего непонятного нет и которую каждый способен читать и понимать)" (5/15)…
 
18. Вера от Аллаха. Обладатели Книги. Межконфессиональные (межрелигиозные) отношения [2]
 
…"Клянемся инжиром (смоковницей) и оливами, клянемся горой Сина и клянемся этим Надежным городом (Меккой), – что мы создали человека в самой прекрасной форме" (95/1-4) [3].
"Если исключить из их числа несправедливых (творящих страдания), то по отношению к тем, которым дана Книга, действуйте в самой прекрасной форме (самым прекрасным образом). И скажите: "Мы поверили в то, что ниспослано и нам, и вам. И наш Бог, и ваш Бог один. Мы – предавшиеся Ему" (29/46).
"(Они, уверовавщие) верят в то, что ниспослано тебе и было ниспослано до тебя. И вера их в ахирет (Судный день и будущую жизнь) безусловна (непоколебима)" (2/4).
"О, вы, уверовавшие! Верьте Аллаху, его Посланнику, Книге, ниспосланной Посланнику, и Книгам, ниспосланным ранее. Кто станет отрицать Аллаха, ангелов, (его) книги, посланников и Судный день (день ахирета), – тот впал в глубокое заблуждение" (4/136).
"(Мухаммед) Без сомнения, и тебе, и тем, которые были до тебя, было ниспослано следующее: "Поверь, если ты станешь придавать Аллаху партнеров (впадешь в ширк), то все твои дела пойдут впустую и ты будешь из (в числе) потерпевших!". Нет! Служи только Аллаху и будь из (в числе) благодарных" (39/65-66) [4].
"У каждого из вас есть направление, на которое он направлен (у каждого из вас есть свое направление). В таком случае стремитесь к добрым делам (соревнуйтесь в добром). Где бы вы ни были, Аллах соберет вас вместе. Без сомнения, Аллах способен на все" (2/148) [5]
"Скажи: "О, вы, обладатели (носители) Книги! Придите к слову, общему для вас (скажите): "Не будем поклоняться (служить) никому, кроме Аллаха. Не будем придавать ему ничего (никакую вещь) в партнеры. Пусть один из нас не ставит другого между Аллахом и собой в качестве господа (пусть один из нас не обожествляет другого, оставив Аллаха в стороне)». Если отвернутся, скажите: «Будьте свидетелями, мы – мусульмане (покорившиеся или предавшиеся Аллаху люди)» (3/64).
"О, вы, обладатели (носители) Книги!Почему вы спорите об Ибрагиме? Ведь Тора и Инджиль (Новый завет, Еванлелие) были ниспосланы после него. Вы не подумали (об этом)?" (3/65).
"Такие, вот, вы спорьте по вопросу, по которому располагаете знанием! Зачем вы спорите по вопросу, о котором не располагаете знанием?! Аллах знает всё, а вы не знаете" (3/66).
"Ибрагим не был ни иудеем, ни христианином. Он был признающим Аллаха самым настоящим мусульманином. И не был (он) из мушриков [6] " (3/67).
"По правде, из людей Ибрагиму самым близким является тот, кто следует ему, этот посланник (Мухаммед) и уверовавшие. И Аллах является другом уверовавших" (3/68).
"Одна часть (группа) из обладателей (носителей) Книги захотеле ввести вас в заблуждение.Они вводят в заблуждение только себя, но не знают этого" (3/69).
"О, обладатели (носители) Книги! После того, как вы видите (истину или действительность такой, какая она есть), зачем вы отрицаете аяты Аллаха?" (3/70).
"Воюйте на пути Аллаха с теми, которые открывают вам войну. Не совершайте нападения без права (несправедливого нападения). Аллах не любит тех, которые совершают нападение без права (несправедливое нападение). Убивайте их там, где вы настигнете их. Выдворяйте их из тех мест, из которых они выдворяли вас. Провокация (фитне) хуже смерти. Не воюйте с ними около Масджид-и Харама (Запретной Мечети) [7], другое дело, если они сами станут воевать. Если они станут воевать, убивайте их. Таково наказание этих кяфиров. Если они прекратят воевать (войну), Аллах простит, вознаградит. Воюйте с ними, чтобы устранить (сделать невозможной) провокацию, (чтобы) религия стала религией Аллаха. Если они прекратят воевать (войну), то ни с кем другим, кроме залимов (несправедливых), уже не враждуют" (2/190-193) [8].
"Когда выйдут (окончатся) запретные месяцы (четыре месяца) [9], убивайте этих мушриков там, где вы их застигните. Хватайте их, окружайте, поджидайте в местах наблюдений (устраивайте им засады). Но если они раскаются, станут совершать молитву (намаз), отдавать закят, – отпустите их. Аллах очень прощающий, вознаграждающий сполна (щедро)» (9/1-5) [10].
«Аллах не запрещает вам делать хорошее и ценить тех, которые не воюют с вами по вопросам религии (веры) и не выдворяют вас из страны. Аллах любит тех, которые умеют ценить [11]. Аллах запрещает проявлять близость [12] лишь по отношению к тем, которые воевали с вами по вопросу религии (веры), выдворяли вас из страны и содействовали (этому) выдворению. Те, которые проявляют близость к ним (берут их в друзья), совершают несправедливость» (60/8-9) [13]
 
* Смоковница
 
Аяты (95/1-4) привлекает внимание одновременным упоминанием четырех религий: буддизма, христианства, иудейства и ислама. Несколько нарушена историческая связь этих религий, но зато четко зафиксирована сама мысль о четырех религиях. Все они, как выясняется, идут от Аллаха и одинаково являются его Словом, обращенным к людям. А еще Аллах и клянется ими… Аллах не станет ни называть то, что "не его" или "не от него", ни, тем более, клясться им. Так, в Коране Аллах не называет ни одной формы "веры", измышленной в тариках (исламских сектах), основой для которых является суфическая философия. Он вообще осуждает противопоставление Корану любой другой веры. Никакой другой веры просто нет, поскольку нет ни одного другого бога, кроме Аллаха. "Вот, если бы был, то может и дал бы людям свою веру или веру от себя". Но нет, как нет! Другого бога нет! Откуда быть другой вере?! Значит для того, чтобы быть ей, надо сначала доказать существование другого бога или бога помимо Аллаха. Но Аллах доказал обратное – что никакого такого бога в природе вообще не существует! Его просто нет! Потому настоящий Бог – это Аллах и только он сам один. Другого нет! А если есть, значит все они "ненастоящие"! Они измышлены воображением человека… А если Аллах признаёт, что это – моя вера или вера от меня, а еще и клянется ею, в ее имя, беря ее таким образом в свои свидетели, – значит так это есть и на самом деле. И нам остается признать и принять это со слов Аллаха…
Инжир (смоковница) – в данном контексте несет, скорее всего, указание на Будду, его учение (буддизм). Оливы отождествляются с Исой (Иисусом) и его учением, христианством. Гора Сина (Синай) является горой, на которой встречался Аллах с Мусой. – Коран говорит об этом так: "Помяни в Книге и Мусу. Он был искренним (человеком) и был расулом и неби (посланником и получающим сообщения). Мы подали ему голос (обратились к нему) с правой стороны Тура (горы Синай) и приблизили его (к себе) (на расстояние) до разговора шепотом (для беседы наедине)" (19/52), "Когда Муса, отработав свой срок, двинулся с семьей путь, он увидел со стороны Тура огонь… Когда он подошел… к нему обратился голос: "О, Муса! Знай, что Я – Господь миров Аллах…" (28/29-30), "Мы создали еще одно дерево, которое произрастает (и) на горе Синай. Это дерево (олива) дает и масло (из плодов), и является дополнением к пище (плодами)" (23/20)… – Наконец, Надежный город – это Мекка. – "Неужели они не видят того, что в то время, как вокруг хватают людей (в силу ведущихся войн), Мы сделали (Мекку) надежным, запретным местом" (29/67). – Этот момент прямо указывает на Мухаммеда и его учение (ислам)…
Вызывают восхищение иносказательные образы религий. Аллах ставит в один ряд "инжир" (дерево, точнее, "деревья", именно так понимается "инжир", смоковница, в Коране) и "оливы" (тоже понимаются как "деревья"), в другой – гору Сину (Синай) и Надежный город (Мекку)… Аллах одинаково клянется всеми ими. Значит ставит их еще и в один ряд. "Из двух" рядов создает один. Выходит, что все они для него одинаковы. Ибо в один ряд можно поставить только то, что имеет некую общность, "одинаковость", характерную для данного ряда. В данном случае эта общность проходит по линии веры. Иначе, как можно соединить между собой такие четыре разные вещи, инжир, оливы, гору и город?!
А соединяются они еще и потому, что принадлежат Аллаху. То есть они являются не только верой, но и верой от Аллаха или верой Аллаха. Иначе они не соединились бы никак. И Аллах не стал бы говорить о них от своего имени. От своего имени говорят только о том, что принадлежит тебе. А о непринадлежащем, так не говорят. Не принято! И это все знают!..
Потому когда Аллах называет эти четыре символа вместе, значит все они, как вера, – Его!.. А будь они, простите, произведением "какого-то другого бога", Аллах "так бы и сказал, что это мое, а это их"… Но о чем говорить, когда ни бога другого нет, ни веры от него!.. Есть один-единственный Бог – Всевышний. Потому, всё, что есть, есть Его!.. И разговору конец!..
Так Аллах еще раз подтвержает принадлежность названных религий (систем веры) своей Персоне. Потому когда Аллах в качестве условия веры выдвигает признание всех его Книг (ниспосланий) и посланников, то в этом тезисе содержится еще и тот скрытый смысл, что другого бога нет, что Аллах единый Бог. Значит, все, что создано, создано им. А потому и все, что есть, принадлежит ему. Ему одному и никому больше другому. Он единственный обладатель всего на правах его единственного созидателя…
 
В регионе, в котором был дан Коран, существуют еще иудейство и христианство. Буддизм удален от этого региона географически. Потому его влияние здесь несравненно мало. Но "география" не играет роли там, где речь идет о вере от Всевышнего. Потому Аллах и называет буддизм в одном ряду с иудейством, христианством, исламом (в 95/1-4). Вера от Всевышнего во всех случаях имеет один и тот же теоретический источник и преследует одни и те же социальные и жизненные цели. Возможное различие в ней происходит от того конкретного общества, которому она адресуется в каждом конкретном случае…
Этот тезис поддерживается и принципом единственного и единого Бога. Это ведет к единой мировоззренческой основе веры, которую мы в ней, собственно, и находим. О единой задаче в вере по целому ряду принципиальных вопросов говороит и сам Аллах… В этом смысле отсутствие другого бога, кроме Аллаха, или признание монотеизма в системе веры, является исходной цементирующей посылкой веры от Аллаха. Она является и критерием суждения в вопросе о том, принадлежит ли данная вера Аллаху или нет? Или что в ней принадлежит Ему, а что нет… Так монотеизм – в форме приводимого его понимания Аллахом – является началом и принципом веры, которая может функционировать на всей географии Земли… Потому "средневосточная" вера (буддизм) встает в один ряд "с ближневосточными"… Так общие принципы веры отливаются в разные ее конкретные системы…
Аллах пожелал, чтобы люди разными. И дал им разные системы знания по вере… Было бы, конечно, "проще", если бы всё везде было одинаковым. Но Аллах предпочел "не простое", а "сложное"…
Так в теории веры формируется ее исходная посылка: единство веры от единого Аллаха (Всевышнего) и ее различных форм, проистекающих из задач, которые Аллах ставит перед данным конкретным обществом. И понимать это надо как непосредственное выражение воли Аллаха…
 

[1] Аят имеет продолжение: "Но то, к чему ты призывал, оказалось тяжелым для тех, кто придавал Аллаху партнеров. Аллах выбирает желаемого для себя (посланником) и направленного (на себя) направляет на верный путь" (42/13).
            Этот аят переводят еще и так: "…Аллах выбирает себе желаемого (того, кого пожелает сам) и направленного (к себе) направляет на себя" (42/13). В этом случае мы опять же имеем произвол Аллаха по отношению к человеку. Эта позиция нериемлема. О ней можно сказать все то, что уже сказано выше об аяте (13/27).
[2] Межконфессиональные отношения. Для их характеристики, а вместе с ними характеристики и всей межрелигиозной сферы со всем ее содержанием, элементами и системой в целом, можно предложить понятие межконфессион. "Отношения" являются одной из сторон или (одним из) элементов межконфессиона. Кроме них она включает в себя и другие структуры и связи. Если не пользоваться понятием "межконфессион", то в понятие "межконфессиональные отношения" придется вместить все (в смысле элементов, организации, структуры и т. д.), что вообще имеет место в межрелигиозной сфере.
[3] Аят комментируется нами с приложением к нему материала из интернета (см. * Смоковница) (приводится сразу в конце раздела).
[4] Если исходить из того, что в образах Мухаммеда и посланников Аллах обращается к людям, то его содержание можно переписать во множественном числе: "(Мухаммед) Без сомнения, и тебе, и тем, которые были до тебя, было ниспослано следующее: "Поверьте, если вы станете придавать Аллаху партнеров (впадете в ширк), то все ваши дела пойдут впустую и вы будете из (в числе) потерпевших!". Нет! Служите только Аллаху и будьте из (в числе) благодарных" (39/65-66).   
[5] См. ниже: * К аяту 2/148 (приводится в конце раздела).     
[6] В соответствии со смыслом аята (3/67) и последующего (3/68) у понятия "мусульманин" имеют место два значения (они подтверждаются также всем содержанием Корана и всей логикой веры от Всевышнего): (1) носитель веры по Корану, (2) носитель веры по Всевышнему (Богу, Аллаху). В этом смысле понятия "иудеи", христиане", "мусульмане" оказываются различными группами верующих на почве единого Всевышнего Бога Аллаха. Это значит, что, несмотря на то, что каждой из этих групп и дана своя Книга, в то же время все они поклоняются одному и тому – единому – Богу, который властвует над ними и, в принципе, предписывает им одно и то же.
[7] Масджид-и Харам (Запретная Мечеть): место в Мекке, где расположена Каббе (Кабе).
[8] См.: * Аяты 2/190-193 (в конце раздела).
[9] Данное предупреждение было сделано в месяце Зильхидже. Это месяц хаджа (паломничества). Его месяцы все являются запретными (для иных дел, кроме веры, то есть все они посвящены вере Аллаха). Но в данном случае имеются в виду не эти месяцы (хаджа), а месяцы указанные во втором аяте (9/2). Они названы запретными по условиям соглашения, заключенного мусульманами с мушриками.
[10] См.: * Аяты 9/1-5 (приводится в конце раздела).
[11] Аллах запрещает уверовавшим иметь близость с теми, которые воюют с ними по вопросам веры и выдворяют их из страны. «Вместо того, чтобы воевать (с ними) на моем пути и для обретения моего одобрения, вы, что, покинув (страну), скрываете в душах любовь к ним?» (60/1). Эта тема получает свое дальнейшее развитие в приводимом аяте (А.Б.).
[12] См. сюда также 5/57.
[13] См.: * Война и мир (приводится в конце раздела).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.