Кораника
Коран о себе

Коран о себе

Коран о себе

(тематическая подборка аятов, комм., исследов.) [1]
 
Раздел дает общее представление о Коране, его содержании, методе и методе мышления о нем и его исследования.
На первом плане стоят важнейшие, – просто фундаментальных! – идеи Корана (1). Можно начать с ниспосланнической природы Корана, что, в свою очередь, представляет Персону того, кто его ниспосылает. Так с Кораном перед человеком встает Всевышний со своим Словом. Он называет себя Аллахом. И выясняется, что Он является единым Богом всех религий, данных людям от его имени… (2) Вторая идея связана с человеком, которому адресуется Коран. В Коране человек предстает в двух измерениях – как конкретный человек конкретного общества и времени и как абстрактный или абсолютный человек, человек вообще… Но и всё научное мышление строится по этому методу. Все уравнения, формулы, закономерности и правила формулируются в отвлечении от всякой конкретной формы вещей, процессов и явлений. И только когда они прилагаются к ним, они обретают конкретность… Так рассуждает о человеке и Коран…
(3) Еще одна идея связана с посланником. Аллах передает обществу предписания через "своих людей" или людей, выбранных из числа тех, к которым он обращается со своим Словом. В Коране таким посланником Аллаха является Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). В качестве начального условия веры Аллах поставил перед людьми задачу признания себя как единственного (и единого) Бога, всесильного и совершенно самостоятельного, ни от кого и ни от чего не зависящего. Аллах провозгласил принцип единобожия и характерное для него мировоззрение в виде монотеизма веры или монотеистической веры. Уже на этой почве Аллах призвал к признанию уверовавшими всех его посланников и книг, ниспосланных им…
(4) Кораническое знание представляет собой объективную истину, которую сам Аллах характеризует в Коране как фытрат. Но часть этого знания доказывается нами по методу нашей науки, а другая не доказывается. Просто кораническое знание является знанием более высокого уровня, чем то, которым мы владеем в форме метода науки. Выход из положения Аллах видит в вере в его Слово. Оно не может быть доказано методом науки человека, ибо превышает его познавательные возможности. Потому единственным выходом для человека остается верить Аллаху на слово. Точнее, в Его Слово. Так Слово Аллаха, будучи объективной истиной по всему своему содержанию, раздваивается для нас на то, которое оказывается доступным нам по нашему методу науки, и то, которое по нему недоступно для нас. В сознание людей это раздвоение вошло в понятиях "науки" и "веры". Неверное понимание этих понятий и их отношения переворачивает всё верх дном в системе коранического и ниспосланнического мышления в целом. Между наукой и верой (религией) вырывается пропасть. Наука признается за форму объективно-рационального мышления, а вера выносится за эти пределы и объявляется формой иррационально-мистического, мифологического, произвольного – как угодно! – сознания (мышления). Так нарушается устновленное Аллахом отношение между верой и наукой, а с ним деформируется и все представления в сфере отношения Аллаха (Всевышнего) и человека… Но даже на этом дело не кончается. Деформированные и не имеющие никакого отношения к Слову Всевышнего представления начинают выдаваться за само это Слово. И начинают соревноваться в том, как "как лучше исказить" и как выдать это искаженное за "истинное" Слово… Таково сегодня положение с верой у всех, по отношению к которым Всевышний называет себя единственным (а потому и единым) Богом. И которым он ниспослал свое Слово. Слово-знание и Слово-веру… Разумеется, правил без исключения не бывает. Но в общем случае положение в вере сегодня такое, что о Слове Всевышнего нельзя говорить "с комментария". О нем надо говорить с него самого. Тогда и пойдет разговор по фытрату и науке… И Слово обнаружит в полной мере силу, заключенную в нем и вложенную в него Творцом миров и человека, Его Ниспослателем… И будет от этого только польза для человека. Даже "двойная"! И блага пойдут от Слова, и вознаграждение от Всевышнего! За верное отношение к нему…
(5) Коран рассказывает о вещах, совершенно необычных для реальной практики человека. В них трудно поверить. И первая реакция – это реакция отторжения. Но по мере того, как вчитываешься в Коран и начинаешь понимать его суть и логику, всё воспринимается по-другому. К тому же до сих пор никто не смог обнаружить в нем ничего не согласующегося с результатами нашего метода познания. Речь идет, разумеется, о доступном для него содержании… Удивительно и то, что Аллах "не давит на человека" и не позволяет делать этого и своему посланнику. Он предлагает человека самому решать вопрос о том, быть ему с Аллахом или разойтись с ним. Ибо дает ему свободу действий. Ту самую, которую так ищет человек на земле… Правда, при этом Аллах не упускает возможности, чтобы напомнить человеку и о его неизбежной ответственности перед ним. "Вы все вернетесь ко мне (предстанете передо мной)". А в этой ответственности заключено двоякое – вознаграждение за следование Аллаху и наказание за отступление от Него. В этом наказании есть и огонь. И взбирается он до души… Или проникает в самую душу… После этого и думай, как быть…
(6) Человек имет право на ошибку. Это знает каждый. Знает об этом "и Аллах". А поскольку знает, постольку признаёт и "не нарушает". Это признание отливается в простительность и даже всепростительность Аллаха. Только Аллах призывает отвратиться от худого и ложного и раскаяться, "пока это не поздно". А если "будет поздно", то не простит. И раскаяния не примет… Ибо прощение в этом случае не будет иметь никакого смысла… Пожалуй, это и есть условие простительности Аллаха… Потому Фараона и не простил. Ибо просил он уже на дне. Когда занесла его туда накрывшая волна. Это было "уже поздно". Отсюда мы и делаем для себя вывод о том, что такое "пока это не поздно" по Аллаху… "Не поздно" – "до волны". А если накроет и бросит на дно – значит "уже поздно"… Аллах не просто "сказывает", но сопровождает и примерами. И берет их из самой жизни. Из истории… И каждый, как перед глазами, видит ожившее Слово Аллаха…
А Фараона нашли! Это к слову… И поместили в Музей. Под стекло!.. Чтобы каждый не только знал, но и видел своими глазами. Что значит "быть поздним" перед Аллахом. Когда речь идет о прошении прощения и раскаянии…
 
О Коране можно говорить долго…
Еще и потому, что в нем есть чарующая сила. Берет в себя и уже не отпускает…
Об этом свидетельствуют и люди, глубоко читающие его и задумывающиеся над ним [2]
 
Приводимая тематическая подборка  аятов (сопровождаемая в отдельных случаях комментарием и исследованием) носит достаточно условный и относительный характер. Она, как отмечено, может быть дискутируема как в части своих тем, так и в отнесении к ним аятов. При этом аяты зачастую еще и перекрывают друг друга, отдельные из них повторяются в разных темах. В этом нет ничего удивительного. Таков сам Коран – с перекрывающимися, повторяющимися и перекрещивающимися идеями, положениями, темами… Он, ведь, ниспосылался в течение более 20-ти лет. Его содержание постоянно дополнялось, развивалось, обретало новые черты… Но даже при этом, разумеется, можно рассчитывать на более строгую "тематизацию" или систематизацию. Просто в данном слуае такая задача перед нами не ставилась…
Исследование можно рассматривать как своего рода введение в Коран. В этом смысле его содержание связывается с исследованием самого Корана (приводимым в разделе "Коран"). Оно дает первоначальное представление о проблемно-тематической и содержательной направленности Корана, образе его мышления и методологии исследования. Что касается выбора тем и входящих в них аятов, то здесь, как отмечено, "полезно дискутировать"…
 
1. Аллах

"1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного [3]!
2. Xвала Аллаху, Господу миров,
3. Милостивому, Милосердному!
4. Вершителю (властителю, повелителю) Расчетного (Судного) дня.
5. Только тебе служим (поклоняемся) мы, только у тебя просим о помощи!
6. Направь нас на верный (истинный) путь!
7. На путь тех, которых ты облагодетельствовал. Но не тех, которые подверглись гневу (твоему) и были заблудшими!" (Фатиха или Открывающая, 1/1-7).
 
"Аллах! Кроме него бога нет! (Он) постоянно живой, охраняет свои создания и управляет ими. Его не берут ни дремота, ни сон. Все, что есть на небесах и на земле, – все это Его. Кто может быть заступником перед ним, без Его позволения,? (Он) знает, что впереди и позади у них (людей). Из Его науки (знания), кроме того, что пожелает Он сам, (они, люди) понять ничего другого не могут. Его Трон покрывает небеса и землю. Защищать их (создания и владения) ему не тяжело. Он высок (возвышен) и велик" (2/255). – Аят характеризуется как Аят-и Кюрси или Престольный аят.
"Скажи: "Он, Аллах, один [4]. Аллах – самед [5]. Не родил Он и не был рожден. Не было ничего подобного Ему" (112/1-4).
"Аллах!.. Кроме него другого бога нет. (Он) постоянно живой, охраняющий (свои создания), управляющий (ими)" (3/2).
"(Все), кто есть на небесах и на земле, все (они) – Его (принадлежат ему). Те, которые находятся рядом с ним, не возгордятся (не превознесутся, не возомнят о себе) от службы ему и не устанут. Днем и ночью они славят (Его) [6] и делают это безо всякого перерыва. А то, нет!.. Создают себе богов из земли [7]!.. Они, что-ли, будут оживлять?" (21/19-21).
"Все, кто (всё что) есть на небесах и на земле, хотят они того, или нет, поклоняются Аллаху (падают ниц перед ним). И их тени тоже, утром и вечером" (13/15).
"Если бы на земле, на небе были бы другие боги, помимо Аллаха, то оба они (и земля, и небо) разрушились и сошли бы на нет. Владелец Трона Аллах выше их оценок" (21/22).
"Скажи: "Если бы вместе с ним (Аллахом) были и другие боги, то они стали бы искать пути, ведущие к владельцу Трона" [8] (17/42).
"Семь небес, земля и (все), что находится на них, славят Его. Нет ни одной вещи, которая бы не славила его с похвалой, но вы не можете понять (этого) их восславления [9]. Он – степенный (солидный, неспешащий [10]), очень простительный" (17/44).
"Аллах создал вас, затем прокормил, затем упокоит, затем оживит. Есть ли среди ваших партнеров (тех, которых вы придаете Аллаху в партнеры) такой, кто был бы способен хотя бы на одно из этих (дел)? Он далек от тех вещей, которые они придают ему в партнеры, и возвышен" (30/40).
"Ключи от скрытого – у него (у Аллаха). Кроме него его (скрытое) не знает никто. Он знает всё, что есть на суше и на море. Падающий лист – он знает (и) о нем. Схороненное (зарытое) во тьме земли, мокрое или сухое – нет ни одной вещи, которая бы ни была в совершенно открытой Книге (нет ничего из того, чего бы не было в ней)" (6/59).
"И восток, и запад – у Аллаха (принадлежат Аллаху). Куда бы ни повернулись вы, там Лик Аллаха. Без сомнения, (милость) Аллаха широка. Он – знающий (всезнающий)" (2/115).
"(Он, Аллах) является Господом востока и запада. Кроме него другого бога нет. Держи только его в своих защитниках" (73/9).
"(Муса или Моисей) сказал: "Если вы поразмыслите (подумаете), (то поймете, что) Он (Аллах) является Господом востока, запада и (всего) того, что есть между ними" (26/28).
"Сказали: "Аллах обзавелся ребенком". Помилуйте (нет ничего такого и не может даже быть)! Он высок (возвышен). Всё, что есть на небесах и на земле, всё это Его. Все (они) преклонились перед ним" (2/116).
"О, люди! Ешьте из дозволенного и чистого на Земле, не следуйте за шайтаном. Он ваш откровенный враг (168). Он постоянно приказывает вам (делать) плохое и грязное, говорить об Аллахе то, чего вы не знаете (169)" (2/168-169) (см. сюда также аят 7/33).
"Он – создатель небес и земли. Если он пожелает сотворить (создать) что-либо, он только говорит ему "будь", оно тут же сотворяется (создается, возникает)" (2/117).
"Некоторые из людей, лишенные ума, скажут: "Что вынуждает их свернуть с киблы, (стороны, направления) на которой они находятся?". Скажи: "И восток, и запад – у Аллаха (принадлежат Аллаху). Он направляет желаемого на верный (истинный) путь [11] " (2/142).
"Аллах создал вас сначала из земли, затем из нутфы (оплодотворенного яйца), затем создал вас парами. Самка заберемеет и родит по его знанию. И определение срока (продолжительности) жизнь живого, и уменьшение этого срока, безусловно, (содержится, записано) в Книге. Без сомнения, это легко для Аллаха" (35/11).
"Знать час (столпотворения, подъема, Судного дня, киямета) поручается (поручено) Аллаху. Без его знания не могут выйти (развиться) ни плоды из почек, ни забеременить и родить самка. В день, когда (Аллах) обратится к ним (со словами): "Где мои партнеры (те, которых вы мне придавали)?", (они) скажут: "С уважением сообщаем тебе, что никто из нас их не видел (никого из них мы не видели)" (41/47)…
 
Продолж. следует

[1]Исследование выполнено Р.М. Османзаде.
Аяты просмотрены и переведены заново по оригиналу Корана. В переводе с арабского (и комментировании) приняли участие проф. А. Байиндир и Э. Алимоглу. Научно-справочная работа выполнена Я. Шенолом (все – Фонд "Сулеймания").
В исследовании, выполненном по методу науки, акцент сделан на теоретическом (теоретико-методологическом), прежде всего, аспекте темы.
По темам и проблемам данного исследования мы рекомендуем обращаться также к книге А. Байиндира "Ложные истины", публикуемой на сайте в нашем переводе.
[2] О гипнотизирующем и чарующем воздействии Корана на человека говорится в хадисах. К примеру: "…Ученые не могут насытиться им (Кораном), его многократное повторение не наводит на скуку (не создает пресыщения), не уменьшает его вкуса. Его стороны, вызывающие восхищение, бесконечны (неисчерпаемы), нескончаемы…" (Тирмизи. Саваб-уль Куран, 14, 2908, на арабск.).
[4] Допускается и перевод: "Этот Аллах – один".
[5] Самед: ни в чем не нуждающийся, но принуждающий всё к потребности в себе (всё нуждается в нем).
В русском языке нет понятия с этим смыслом. Остается или написать полностью его смысл (значение), или принять понятие "самед"…
[6] То, что переведено как "славить", в Коране проходит как "тесбих" (tesbih – в англ. написании). Понятие проходит и в других аятах, в том числе и приводимых ниже.
Его понимание в литературе вынуждает остановиться на нем (см: * Тесбих) (приводится в конце раздела).
[7] Боги мушриков создавались, по преимуществу, из камня. Но их можно создавать и из других, в принципе, любых, подручных средств. В этом смысле "создавать из земли" можно понимать и широко: как создавать из продукта земли. Это поддерживается и современной практикой. Образы богов-идолов, создаваемых в виде каменных (мраморных, гранитных и др.) или металлических (бронзовых и др.) статуэток или расписных деревянных масок сегодня широко продаются по всему миру. Особым вниманием они, естественно, пользуются у туристов. И что самое важное – еще и до сих пор местное население затерянных общин зачастую поклоняется им…
Говоря о богах "из (материала) земли", нельзя не упомянуть о богах "от неба". Это – Солнце, Луна, звезды, небесные тела и явления. Люди еще и по сей день поклоняются им. Поскольку Коран осуждает и отвергает все фомы идолопоклонничества, постольку он, естественно, отвергает и его "небесную" форму (см. 6/74-81 и др.).
[8] "Искать пути, ведущие к владельцу Трона", – воевать за Трон или за власть и верховенство.
[9] К примеру, Аллах говорит так: "…Есть такой камень, из которого фонтанируют реки; есть такой, который треснет и изнутри его закипит вода; а есть и такой, который скатывается вниз от страха перед Аллахом" (2/74), "Скажи: "Это вы действуете неблагодарно и придаете партнеров тому, кто создал землю за два дня? Это Он Господь миров (!). Землю он придавил тяжелым грузом (горами) (чтобы она стояла, по возможности, неподвижно). На ней он создал в изобилии блага (продукты) и на ней разместил – по мере, в равном удалении (от всех) *, за четыре дня – продукты питания для желающих. Затем он обратился к небу, пребывающему в состоянии тумана, сказал ему и земле: "Желаете вы того или нет, придите (ко мне). "(Мы) пришли по своему желанию", – сказали (они)" (41/9-11).
* "Разместил – по мере, в равном удалении (от всех), за четыре дня – продукты питания для желающих", – значит разместил их для всех людей на одинаковых условиях, в равной доступности для них. Это мы видим и в своей практике.
[10] Аллах не наказывает сразу людей за их провинность, а дает им возможность одуматься и исправиться.
[11] Аллах направляет на верный (истинный) или на свой путь того, кто сам стремится к Аллаху.
 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.