Кораника
Коран о себе / 4

Коран о себе / 4

             6. Посланник Аллаха Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) [1]
 
…"Мухаммед никто другой, как только посланник. И до него сколько было (и прошло) посланников" (3/144).
"Будьте послушны (покорны, повинны) Аллаху, будьте послушны (покорны, повинны) Посланнику! Остерегайтесь (всего плохого)! Если отвратитесь (отвернетесь), то знайте, что задачей нашего посланника (Посланника) является открытое объявление (в открытой или публичной форме объявлять людям Слово Аллаха)" (5/92). – Сделан акцент на следующих моментах: (1) Аллах ставит своего Посланникак в один ряд с собой. Это делается потому, что Посланник передает людям Его Слово. Просвещает их не от себя, а от Аллаха. (2) Остерегайтесь! Слово Аллаха, которое передает людям Посланник, ставит перед ними определенные условия. Они обязательны. Переход за них ведет к наказанию, лишению благ и успеха в действиях , а то и к прямому уничтожению. (3) И наконец, указываеся на основную задачу Посланника – обявлять людям волю и предписания Аллаха. В его задачу не входит приведение их на путь Аллаха.
Обо всем этом говорится на протяжении всего Корана…
«Мы ниспослали тебе этот Зикр (Коран), чтобы ты разъяснил (изложил, сообщил) людям все ниспосланное» (16/44).
«Коран и в самом деле был ниспослан ниспосылающим Владыкой миров. Его спустил надежный Дух – Джебраил. (Прямо) в твое сердце… Чтобы ты был из возвестителей (провозвестников, оповестителей). Совершенно открытым арабским языком» (26/192-195).
"Поверьте, для тех из вас, кто верит в то, что достигнет Аллаха и Судного дня, и многократно поминает Аллаха, есть самый прекрасный пример в посланнике Аллаха (Мухаммеде)" (33/21) [2].
"Найдя тебя сиротой, разве он (Аллах) не взял (тебя) "под крыло". Найдя тебя растерянным, разве не направил на путь? Найдя тебя бедным, разве не сделал богатым?" (93/6-8).
«В отношении тех, которые следуют этому расулу, неби, умми (речь идет о посланнике Мухаммеде) (имя) которого они найдут в Торе и Евангелии, которые находятся у них (на руках)…" (7/157).
"Мы послали тебя ко всем людям, но только как благовестника (благовестителя) и провозвестника (все дела восходят к Аллаху, относятся к нему). Но многие люди не знают (этого)" (34/28).
"Если они отворачиваются, (пусть отворачиваются). Мы не послали тебя смотрителем над ними. Твое дело – только сказать (объявить, возвестить)" (42/48).
"Если бы пожелал Аллах, они бы не впали в ширк (не стали бы придавать Аллаху партнеров). Мы не сделали тебя смотрителем над ними, не являешься ты и их представителем (ответственным за всё является сам Аллах)" (6/107).
"Но ты только провозвестник, представителем всего (ответственны за всё) является Аллах" (11/12).
"Скажи: "О, вы, люди! Я являюсь для всех вас Посланником Аллаха, которому принадлежат небеса и земля, кроме которого другого бога нет, (который) дает жизнь (и) смерть (упокаивает). Так поверьте же Аллаху и его необразованному (не умеющему читать и писать) Посланнику-неби [3], – он (Посланник) тоже верит Аллаху и его словам, – следуйте ему, чтобы вы нашли истинный путь!" (7/158).
"О, Посланник! Объяви (проповедуй) то, что ниспослано тебе от Господа твоего. Если ты не будешь делать этого, то не исполнишь его посланничества" (5/67).
"Если они входят с тобой в спор, скажи (им): "И я предался Аллаху, и те, которые следуют за мной". А тем, которым дана Книга, и умми (не обладающие грамотой), скажи: "Вы тоже стали исламом (покорными учению Аллаха, принявшими его)?". Если они станут исламом, они найдут верный путь. Если, нет, (если они) отвратятся, то твое дело только сказать (объявить им условия Аллаха). Аллах видит своих служителей" (3/20).
"Если мы покажем тебе часть из вещей (из того), о которых мы их предупреждаем, и если (даже) упокоим тебя (после этого, – это уже не имеет значения, ибо твоя задача состоит) только в том, чтобы сказать (сообщить) (им об этом). Расчет (с ними) относится к нам"… Приказывает (предписывает) Аллах. Нет того, кто бы пустился (мог пуститься) вслед за его приказом (предписанием) и повернул бы его обратно. Он тот, кто производит быстрый расчет (быстр на расчет)" (13/40-41).
"Скажи: "Между мной и вами в качестве свидетеля достаточно Аллаха. Он в курсе своих служителей, видит (их)" (17/96).
"Разве недостаточен Аллах своему служителю? (А еще) они пугают тебя другими богами, помимо него [4]. Кого вводит в заблуждение Аллах, того уже никто не приведет на путь. А кому Аллах указывает путь, того уже никто не введет в заблуждение. Разве Аллах не является победителем и мстителем (мстительным)?" [5] (39/36-37).
"Если ты даже приведешь тем, которым дана Книга (к примеру, иудеям и христианам), аяты разного рода (все требуемые аяты), они опять же не последуют твоей кибле (не повернутся в сторону твоей веры). И ты не обязан повернуться в сторону их кибле (веры). И они (со своей стороны) не последуют кибле друг друга (не повернутся в сторону друг друга или в сторону другой веры)" (2/145).
"(О, Мухаммед) Мы видим лицо твое направленным (устремленным) неподвижно на небо, Конечно, мы повернем тебя в понравившуюся тебе киблу (сторону). Поверни лицо свое в сторону Запретной Мечети. Где бы вы ни были, поворачивайте лица свои (поворачивай лицо свое) в эту сторону (в сторону Запретной Мечети)" (2/144) [6].
"Все хорошее, что приходит тебе, приходит от Аллаха. Все плохое, что приходит тебе, приходит от тебя самого (все хорошее в тебе – от Аллаха, все плохое – от тебя самого). (Мы) послали тебя как посланника к людям. В качестве свидетеля достаточно Аллаха" (4/79) [7].
"Мухаммед не является отцом ни одного из ваших мужчин (лиц мужского пола), но он является расулом (Посланником) Аллаха и последним из неби (последним неби) (получателем сообщений от Аллаха). Аллах – всезнающий" (33/40).
"И ты умрешь, и они тоже умрут" (39/30)…
 
Xадис:
 
"…Посланник Аллаха:
– Знайте, выйдет смута! 
Xарис эл-Авер:
– Как спастись от нее?
Посланник Аллаха:
– Следовать Книге Аллаха! В ней есть знание (о людях), которые были до вас, и (знание) о будущих смутах и Судном дне. В ней есть также решение вопросов, которые будут иметь место между вами. Она (Книга) является мерой для разделения (различения) истинного и ложного. В ней всё является серьезным, нет ни одного слова без цели (смысла). Кто, действуя бездумно, не поверит ей и не станет действовать с ней, Аллах уничтожит его. Кто станет искать путь истины (веру) за ее пределами, Аллах введет его в заблуждение. Она является крепкой нитью Аллаха. Она является мудрым зикром (словом, учением, знанием), совершенно верным путем. Она предохраняет того, кто следует ей, от (запретных) желаний, а того, кто читает ее, – от неясности (противоречивости, смешения) доказательств. Ученые не насладятся ею…" [8].
 
7. Чудо посланника (Посланника)
 
…"Кяфиры (отвернувшиеся, "не замечающие", отвратившиеся, отрицающие и т. д.) говорят: "Разве ему не должно было быть ниспослано (некое) чудо (знамение) от Господа твоего?". "Скажи: "Аллах вводит в заблуждение пожелавшего (того, кто сам пожелает этого). Он направляет на истинный путь (путь веры) того, кто (сам) направляется к нему"  (13/27) *.
"Если тебе тяжело видеть, как они отворачивают лицо свое (отворачиваются), то ты, если бы у тебя хватило сил, стал бы сверлить землю или восставил бы лестницу на небо и привел бы им чудо (может это заставило бы поверить их тебе). Если бы того пожелал Аллах, он бы собрал их на (своем) верном пути. Смотри, не будь из невежд (не думай, что сможешь решить задачу, которая под силу одному только Аллаху)" (6/35).
"Поверь, и до тебя мы посылали посланников. Об одних из них мы рассказали тебе, о других не расказали. Ни один посланник, если на то не будет дозволения (разрешения) Аллаха, не может привести (никакого) аята (чуда) [9] (выделено нами). Дело, воистину, свершится с повелением Аллаха. И в это время те, кто старался впустую, останутся в разочаровании" [10] (40/78).
"Клянемся, мы и до тебя послали посланников (таких же, как и ты, то есть из людей), дали им жен и детей. Без разрешения Аллаха ни один расул (посланник) не мог привести ни одного (никакого) аята (чуда)" (13/38)… 
 
* К аяту (13/27)
 
Вторую часть аята переводят еще и так: "Скажи: "Аллах вводит в заблуждение желаемого (того, кого пожелает ввести он сам). Он направляет на истинный путь (путь веры) того, кто (сам) направляется к нему" (13/27). Интерпретация аята в духе того, что "Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает", не выдерживает никакой критики. Оно просто не соответствует Корану и позиции Аллаха в ней… Аллах создает человека, дает ему всё необходимое, защищает его от всего того, что есть опасное для него, характеризуя это как "недозволенное" и "запретное", наставляет на доброе и полезное для него, планирует ему будущую жизнь… Для этого Аллах ниспосылает людям из их числа посланников, через которых сообщает им всё необходимое знание. А еще Аллах общается с человеком лично, удерживая его от дурного и поддерживая в полезном… А еще Аллах создает всё по мере и фытрату (объективной закономерности), включая самого человека. Он призывает людей к справедливости и воздержанности, к стараниям во имя прекрасного. Он постоянно призывает человека к своему Слову, ибо оно, это Слово, есть Слово истины. Оно – от Творца миров и Создателя самого человека. О его правде говорит как окружающий мир, так и сам человек по своей физической и социальной организации… И всё это теперь бросается под ноги!.. Ибо выясняется, что Аллах "кому хочет, тому дает, а кому не хочет – не дает". А еще он вводит его в заблуждение по своей, так сказать, инициативе… Если в это действительно поверить, то придется расстаться с Кораном. Ибо эти тезисы несовместимы с Кораном. Если взять их, то надо оставить Коран, А если взять Коран, то надо отказаться от них… Аллах не может давать человеку и отбирать у него одновременно. Он не может также одновременно наставлять его на путь и вводить в заблуждение. Такой, простите, абсурд разве может быть в действиях Аллаха? И еще в таком понимании Аллаху приписывается полнейший произвол. Разве это согласуется с положением о мере, которую установил Аллах в мире и в своих действиях по отношению к человеку? Там, где произвол, о мере уже не говорят… Значит опять все уйдет из Корана, если из него уйдет мера. Останется только произвол!.. Останется то, чего в нем просто нет! А уйдет именно то, что есть…
Мера произвола как отрицание всякой меры не подходит для Корана. Нет у него такой меры и искать ее в нем дело безнадежное. Проще просто отказаться от Корана… У него своя, одна-единая мера. И сферой ее проявления является все пространство суждения Аллаха. Она формируется природой вещей и в ней одной находит свой смысл, выражение и доказательство. И для понимания этого далеко ходить не надо. Оно содержится уже в самом аяте, его первой половине. Аят – о кяфирах. Это они, не веря в Посланника, требуют от него дополнительных свидетельств. В данном случае – чуда. "Кяфиры (отвернувшиеся, "не замечающие", отвратившиеся) говорят: "Разве ему (Посланнику) не должно было быть ниспослано (некое) чудо от Господа твоего?". И это в то время, когда Аллах призывает людей верить в Посланника. Он свидетельствует о том, что Посланник Мухаммед – это его посланник. Он передает людям не чьи-то, а именно его слова (послания), говорит от его имени. И, вот, уже после этого на сцену вступают кяфиры… Посланник для них только прикрытие. На деле они отвергают Аллаха. Они выражают сомнение в нем, его словах и предписаниях. Они просто не желают следовать им… Они есть порвавшие с Аллахом и удалившиеся от него. Но все это еще поправимо. Если они раскаются в содеянном и вернутся на путь, Аллах простит их и возьмет в свое лоно. А если нет, если останутся на своих позициях, то естественно, и реакция Аллаха на это будет другой, соответственной. Аллах приближает к себе тех, которые сами приближаются к нему, и отдаляет от себя тех, которые отдаляются от него. Об этом, собственно, и говорит вторая часть аята: "Скажи: "Без сомнения, Аллах вводит в заблуждение того, кто сам пожелает этого. Он направляет на истинный путь (на путь веры) того, кто (сам) направляется к нему" (13/27)…
Этот пример еще раз говорит о том, что Коран надо всегда брать в целом, в единстве его аятов. Высказываемые в них идеи и положения не могут противоречить ни себе, ни, тем более, основным положениям Корана. В Коране нет и не может быть никаких противоречий и нестыковок. И если даже в него могли вкраться отдельные ошибки, то это идет уже от людей. Коран прошел через историю, культуры, народы. Он прошел через руки людей, начиная с его переписчиков. И если они допустили в тексте отдельные ошибки, то их не повторять надо, а исправлять. А указанием на них и методом их исправления является опять же сам Коран, его методология, его сущность как Учения Всевышнего Аллаха, делящегося со своим бесконечным знанием с человеком, которого он создал и поддерживат на своем пути, которого стремится вернуть на путь в каждом случае отклонения от него (схождения с него)…  
Таков Коран! Учение истины от "самого" Создателя! Значит "высочайшее Учение истины". А потому и отношение к нему должно быть соответствующее. И Аллах подчеркивает это на протяжении всего Корана. К примеру, говорит так: "Клянусь тем, что (вы) видели и (тем), чего не видели, что он (Коран), без сомнения, является словом уважаемого посланника [11]… В таком случае ты (Мухаммед) прославляй [12] имя великого Господа своего " (69/38-52)…
"Высочайшее Учение истины" есть одновременно и самое прекрасное из того, что вообще есть в мире истины. А кто видит эту истину, простите, мутной, тому Аллах заведомо определил его долю и судьбу (см. 43/36-37). Но и в этом случае исправиться никогда не поздно! Всепрощающий Аллах всегда готов принять человека на свой путь и содействовать ему. Но делает это он, опять же всегда, только на своих условиях, а не наших…
Остаются те, которые искажают Коран "поневоле". "Не хотят этого", но делают. Это когда держатся за его букву и отдельно вырванные из контекста фразы. Так иной раз не могут соединиться даже "две строки" одного "двустрочного аята", как это мы могли видеть на примере рассмотренного выше аята (13/27). К сожалению, таких примеров немало. Значит, опять же, Коран надо читать и понимать не "по буквам" и даже "не по строкам", а в той целостности, в какой его представляет нам Аллах. А еще его надо понимать так, чтобы одна его часть не противоречила другой, а "обе они вместе" – не противоречили Корану в целом. Это только у человека может быть противоречивое суждение (в известных случаях). У Аллаха никакого такого противоречия не может быть. Он так и говорит: "(Они) не думают (еще и до сих пор они не будут думать как надо) о Коране? Если бы (он) был (ниспослан) кем-то другим, помимо Аллаха, то в нем было бы много противоречий" (4/82)…
 
8. Неверие, неверящие, неверующие
 
«Когда ты приходишь к ним без аята, они говорят, «взял бы откуда-нибудь». Скажи: «Я следую тому, что открывает (сообщает откровением) мне мой Господь» (7/203).
"Если бы мы даже ниспослали тебе Книгу, написанную на бумаге, и они держали ее в руках, – опять же отрицающие сказали: "Это – ни что иное, как откровенное колдовство (волшебство, чародейство)" (6/7).
"Сказали (мушрики): "Разве не ангела надо было бы послать ему (чтобы он засвидетельствовал его посланничество)?". Если бы мы послали ангела, то дело на этом бы и завершилось (это было бы концом для этого народа, общества) [13]" (6/8) [14].
"Если бы мы создали его (Мухаммеда) как ангела, то опять же создали бы его как человека (в его облике). И вновь бы ввели их в то сомнение, в которое они впали" (6/9).
"Скажи: "Если бы по земле ходили (на земле пребывали) удовлетворенные ангелы, то мы бы, конечно же, послали к ним, в качестве посланника, ангела" (17/95).
"Отрицающие сказали: "Это (Коран) – ничто другое, как ложь. (Мухаммед сам) измыслил его. И ему помогал (в этом) другой род (народ) (иудеи или другие)". (Сказали) и впали, безусловно, в несправедливость и клевету.
Сказали: "Это – сказки прежних. (Мухаммед) записал (ему записали) их. Они читаются ему с утра и до вечера" (25/4-5).
"И до тебя иронизировали над посланниками. Но тех, кто иронизировал над ними, (в итоге) окружила та истина, над которой они иронизировали.
Скажи: "Походите по миру и посмотрите, каким был конец оболгавших (нас, обвинявших во лжи)" (6/10-11)…
«Горе тем, которые пишут своей рукой, а затем, в обмен на нечто небольшое (пытаясь заработать на этом), говорят, что «это – от Аллаха». Горе им за то, что пишут их руки! Горе им за заработанное ими!» (2/79).
«Некоторые из людей говорят так: «Господь наш! Дай нам в этом мире то, что ты собираешься дать нам!». У них не останется доли в ахирете. Некоторые же скажут так: «Господь наш! Дай нам прекрасное в этом мире и дай прекрасное в ахирете. Защити нас от наказания (страданий) этого огня!». У них есть доля от заработанного ими. Аллах быстр на расчет» (2/200–202).
"Если у тех, которые поступают неверно (несправедливо), на руках будет все добро этого мира и еще столько же, то они, без сомнения, пожертвуют всем этим ради того, чтобы избавиться от страданий Судного дня. Перед ними встанут вещи, которых они не ожидали от Аллаха" (39/47) [15].
"Аллах откроет и прикроет (расширяет и сужает) благодеяние пожелавшему (тому, кто сам пожелает того) [16]. Они возрадовались земной жизни (превознеслись ею). А на деле земная жизнь по сравнению с ахиретом (будущей жизнью) представляет собой ни что иное, как только проходящее (скоропроходящее) благо (имеет проходящую пользу)" (13/26)…


 [1] Прекрасное исследование этой сакральной формулы Корана (да благословит его Аллах и приветствует) приводится В.В. Наумкиным (см. В.В. Наумкин. О переводе некоторых сакральных мусульманских формул на русский язык. – islamika.ru. Сайт Центра арабских и исламских исследований). 
[2] Указание на Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) как на пример для подражания имеет еще и тот смысл, что сказанное в его адрес обретает смысл всеобщего предписания. Оно относится ко всем людям, его последователям, как носителям веры Аллаха, которую представляет и проповедует Посланник.
[3] Неби – получатель сообщений с неба, от Аллаха.
[4] Пугали идолами.
[5] Последнее предложение аята – "Разве Аллах не является победителем и мстителем (мстительным)?" – требует его увязки с Кораном в части понятия "мстительный".
Понятие "мстительный" характеризует человеческие отношения. Аллах не чета человеку, чтобы пользоваться его приемами и средствами. Он всегда и во всем является победителем, как о том говорит аят. Он всегда и во всем выше человека, как говорит Коран… Создатель человека и миров не может иметь проблем в отношениях с человеком, которые можно было бы выразить понятием мщения и мстительности. Но на протяжении всего Корана Аллах говорит о том, что люди не всегда и не во всем следуют его Книге. А за это Аллах наказывает. И делает это как в этой жизни, так и в будущей.
            Если исходя из этого вернуться к тексту предложения, то его следовало бы понимать и переводить, скажем, так: "Разве Аллах не является победителем и справедливо воздающим (воздающим по праву, по мере, по заслугам и т. д.)?".
[6] Для читателей, предпочитающих постижение темы через художественную литературу, предлагаем обратиться к роману известного писателя Чингиза Гусейнова "Не дать воде пролиться из опрокинутого кувшина (Кораническое повествование о пророке Мухаммеде)" (М., Вагриус, 2003). Роман, первый в русской литературе, "посвящен жизнеописанию Пророка Мухаммеда, исследованию внутреннего мира, феномена пророчества, без понимания которых невозможно и постижение ислама" (текст на последней странице обложки).
[7] "Все хорошее, что приходит тебе, приходит от Аллаха. Все плохое, что приходит тебе, приходит от тебя самого (все хорошее в тебе – от Аллаха, все плохое – от тебя самого)"… Эти слова аята в полной мере можно отнести ко всем людям. Ибо "по-человечески", то есть в своем отношении к людям, Аллах всегда один и тот же. Всех людей он оцениват по одному критерию – отношению к Его Слову. Потому он и воздает всем им одинаково: добром – за доброе, наказанием – за отступление. И этот принцип сохраняется и по отношению к посланникам. Так, к примеру, Посланнику Мухаммеду Аллах говорит так: "Если бы (Посланник) измысли в отношении нас (в наш адрес) нечто, конечно же, мы бы схватили его правой рукой и оторвали бы ему жизненный сосуд. И никто бы из вас не мог стать преградой (в этом) (не смог бы воспрепятствовать нам)" (69/44-47). И подчеркивает: "Скажи: "По отношению к Аллаху никто не сможет меня защитить. Не найду я, кроме него, и прибежища" (72/22).
[8] Тирмизи. Саваб-уль Куран, 14, 2908 (на арабск.). Текст приводится в некотором сокращении.
[9] Люди ожидают от Посланника чуда. В этом смысле "аят" в данном контексте означает "явление чуда" или просто "чудо". Это согласуется и со смыслом самого понятия "аят". Он имеет смысл не только как "аят Корана", но еще и как "явление (событие)" в окружающем мире. К примеру, в Коране говорится так: «Мы покажем им (людям) наши аяты и в их окружении, и в них самих, чтобы они убедились в его (Корана) истинности» (41/53).   
[10] Чудом Посланника Аллаха Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) является Коран.
[11] Коран "всегда" является Словом Аллаха (в своей адекватной, разумеется, форме). И нет, простите, двух Коранов, один из которых был бы Словом Аллаха, а другой, скажем, Словом Посланника. Но в данном случае, и это очень примечательно, Аллах характеризует Коран как слово "уважаемого посланника". Это – знак уважения Аллаха к своему Посланнику, который заслужил его своей искренней и беззаветной службой Ему.
[12] То, что переведено как "прославляй", в Коране проходит как "тесбих". В его значениях (в словаре) есть: "держать вдали от недостатков", "возвышать", "возвышая возвышать". Сюда, как кажется, можно добавить и: "славить", "восславлять"; "возносить", превозносить"; "хвалить", "восхвалять".
[13] Или: "Если бы мы послали ангела, то дело завершилось бы без предупреждения (пришел бы конец людям без предварительного предупреждения их об этом).
[14] См. сюда также аяты: 11/12, 25/4-11.
[15] "Перед ними встанут вещи, которых они не ожидали от Аллаха".
В понимании этого тезиса можно обратить внимание на то, что в вопросе о том, что ожидает человека на Суднос дне и в будущей жизни, Аллах говорит в Коране с достаточной определенностью, за вычетом, разумеется, того знания, которое является здесь скрытым для человека. Если исходить из этого, то можно заключить, что "неожиданность" в данном случае связана с ложным решением вопроса о пребывании на пути Аллаха. Люди думают, что они действуют на пути Аллаха даже в случае, когда они действуют явно за его пределами. К примеру, Аллах говорит так: "Кто делает вид, что не замечает Зикра (Корана) Рахмана (Милостивого), того мы опутаем шайтаном. Он станет его другом. Они (шайтаны) сворачивают их с пути, а эти (люди) думают, что вступили на верный путь" (43/36-37)… Это расхождение между тем, "что думали и что вышло", и является поводом для "неожиданного от Аллаха". Но ничего неожиданного нет! Аллах предупреждает людей о горьком наказании в Судный день. А "горькое наказание" не может не быть "неожиданным".
Просто некоторым людям трудно согласиться с неудачей в своих действиях по своей вине. Потому они пытаются возложить ее на кого-то другого. В вере это сделать легче всего. Вину можно возложить… уже на Аллаха (!)… Но как возложишь, если Аллах на протяжении всего Корана указывает на единственный ее источник – на самого человека?..
[16] Эту строку аята переводят еще и так: "Аллах откроет и прикроет (свое) благодеяние тому, кому пожелает (сам)". Как легко видеть, этот тезис совпадает с тезисом о том, что "Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает (сам)" (см. 13/27 *). Потому и критика тезиса (13/26) совпадает с критикой тезиса (13/27).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.