Коран о себе / 2 (продолж. 1)
Кораника > Коран Дата: 31 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post
            * Чтение и письмо
 
             Эти пять аятов примечательны тем, что они являются первыми ниспосланными аятами. В качестве начально ниспосланных сур называются суры: 74, 96, 68 и 73.
            Вопрос о том, какой из аятов был ниспослан последним, является дискуссионным. На эту роль выдвигаются аяты 2/281, 9/128-129… В аяте 5/3 говорится так: "Сегодня (Я) усовершенствовал (доработал) для вас вашу религию, завершил вам свое благодеяние (милость) и в качестве религии для вас выбрал ислам". Но и этот аят не является последним, поскольку после него были ниспосланы и другие аяты (2/282, 278; 4/176)… В качестве последней ниспосланной суры называются суры "Наср" (Помощь) (110-ая) и "Тевбе" (Покаяние) (9-ая) (см. TDV İA, c. 26. Ankara, 2002, Kur’an / Исламская энциклопедия. Фонд по делам религии, т. 26. Анкара, 2002, ст. "Коран").
 Примечательно также и то, что в первых ниспосланных пяти аятах, в пяти строках пяти аятов, в двух из них (в третьем и четвертом аятах) говорится о чтении и письме: "Читай… Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/3-4)". Эта мысль подчеркивается сразу в следующем аяте: "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5). В итоге из пяти аятов три оказываются связанными с темой о чтении и письме и о том, что этому человека научил Аллах. Но аят может пониматься и более широко, вообще в том смысле, что Аллах "научил человека тому, чего он вообще не знал". Или в редакции: "Аллах научил человека всему тому, чего он не знал"… В то же время тот факт, что строка (аят): "Научил человека тому, чего он не знал", (96/5), идет сразу вслед за строкой (аятом): "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)", позволяет предположить, что в данном случае аят (96/5) тесно связан с аятом (96/4). То есть тезис о том, что Аллах "научил человека тому, чего он не знал", безусловно, включает в себя в данном случае и положение о том, что Аллах "научил человека писать"…
Но и это еще не все. Вернемся к третьему аяту. – "Читай, Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3)… Его имеет смысл переписать в виде: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Такое написание в большей мере соответствует, как кажется, требованиям к языку по смыслу аята. Оно более точно отражает эмоциональную ситуацию и экспрессию описываемого явления… Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) получил эти аяты в пещере, в которой он стал уединяться. И был в шоке от них… Он не знал, что он выбран Аллахом в качестве его посланника к людям. А аяты как раз и являются свидетельством этого…
Итак: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Интересным является ход самой мыли: Аллах предлагает человеку читать и тут же делает заявление о себе как носителе самых высоких качеств. То есть вместо того, чтобы развивать, так сказать, идею чтения, Аллах сообщает о себе. Но делает такое сообщение, которое продолжает и развивает идею чтения. Значит Аллах не уходит "от чтения". Свою определенность как носителя самых высоких качеств он переносит на чтение. И теперь уже чтение является представителем одного из этих качеств… Действительно, если Аллах, сразу после того, как он говорит (устами Надежного Духа Джебраила) "читай!", представляет себя как носителя самых высоких качеств, то разве здесь не сокрыта мысль о том, что одним из этих качеств является чтение?.. В этом можно убедиться и "без формальностей". Разве своим прогрессом человек не обязан чтению и письму?! Разве не они лежат в основах образования и науки? И возможны ли они без него?.. А передача социального опыта, его историческая преемственность и последующее использование в историческом прогрессе – разве все это осуществимо без чтения и письма?! О чем говорить, когда истина, очевидная для всех, состоит в понимании того, что чтение и письмо есть величайшее, – какое только возможно! – благо для человека. А мы еще не говорим о том, что они есть и величайшее благо как удовлетворение человеческой духовной потребности и предел наслаждения в этом удовлетворении… Все чувственные формы удовлетворения и наслаждения мимолетны. И только духовные устойчивы. Не говоря уже о том, что они "проникают на всю глубину"… А их пирамиду как раз и венчают чтение и письмо… Но и Аллах говорит о том же. Самый большой носитель самых высоких качеств реализует их в данном случае в форме чтения…
Акцент на чтении имеет, так сказать, перспективу. Эта перспектива – Коран. "Коран", как понятие, трактуется как чтение и знание (его собрание). Коран как Книга Аллаха есть и чтение, и знание. Оно есть чтение того знания, в которое Аллах посвящает человека по своей милости и доступа к которому у него, кроме как Корана, нет никакого другого…
Именно это великое благо получения знания из чтения Аллах и пытается передать человеку. И делает это уже, как видим, "в самом первом" обращении к нему, в первом же общении с ним. Так высоко ценит это Аллах! И потому сразу вслед за "читай!.." он говорит, повторим, что "Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Аллах говорит о том, что чтение есть одно из этих качеств. Он делится с человеком этим своим качеством, настойчиво прививает его… Коран (знание) читается Посланнику, а он уже читает его людям. Так знание Аллах расходится по миру. Вначале это делалось в устной форме. Но очень скоро обрело форму письменной речи… Сечас каждый может читать его сам…
Мы акцетировали внимание на моменте чтения. Но чтение и письмо следуют друг за другом (о них говорится в следующих друг за другом аятах): "Читай!.." (96/3), "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что эти два аята о чтении и письме соединяются общей темой – о том, что Аллах "носитель самых высоких качеств": "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3). "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И если из этого следует, как отмечено, вывод о том, что чтение есть одно из этих качеств, то легко понять, что другим из них является письмо. То есть письмо есть столь же "самое высокое качество", как и чтение. Оба они стоят на одном уровне, есть явления одпорядковы, а потому и одинаково значимые. Они просто есть две стороны одного и того же процесса – процесса мышления и речи, точнее, мышления-речи, когда сама она развивается от устных своих форм к письменным, соединяя обе их на практике и пользуясь ими одновременно…
 
Приведенные соображения "о пятистрочном аяте", как кажется, весьма показательны. Подобно тому, как Аллах наделяет человка благом чтения, он наделяет его и всеми остальными благами. Это тоже приходит на ум. Коран говорит об этом "прямым текстом". Ибо он постоянно говорит о благах человека как имеющих своим источником Аллаха, его милость и благодеяние.
И последнее предложение (аят) ниспосланной первой "пятерки аятов": "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5)… Аллах не только передал блага человеку, но научил и его самого производить (добывать) их. Он "научил его тому, чего он не знал"…
Приведенные в связи с аятами (96/1-5) соображения могут быть полезными и как пример методологии исследования Корана.
 
 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.604
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.748
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.201
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.815
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.564
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.905
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.727
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.525
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.142
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.620
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.907
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.815
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.915
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.251
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.630
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.698
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.595
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.186
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.187
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.571
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.579
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.341
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.512
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.494
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.413
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.809
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.372
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.665
28 сура 105 / 4 16.09.2009 2.941
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.396
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.397
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.077
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 2.753
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.683
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.517
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.508
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.215
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.215
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.706
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.797
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.284
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.604
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.560
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.595
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.766
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.820
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.066
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.330
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 1.960
49 Коран о себе 28.08.2009 1.951
50 Вводная 28.08.2009 2.006
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.087
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.243
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.458
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.355
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.532
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.391
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.299
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.505
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.273
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.331
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.285
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.169
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.073
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.677
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.740
66 Коран / 113 26.08.2009 2.882
67 Коран / 112 26.08.2009 2.869
68 Коран / 111 26.08.2009 6.032
69 Коран / 110 26.08.2009 2.419
70 Коран / 109 26.08.2009 2.961
71 Коран / 108 26.08.2009 2.931
72 Коран / 107 26.08.2009 2.365
73 Коран / 107 26.08.2009 1.997
74 Коран / 106 26.08.2009 2.649
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.247
76 Коран / 104 25.08.2009 5.099
77 Коран / 103 25.08.2009 2.755
78 Коран / 102 25.08.2009 2.698
79 Коран / 101 25.08.2009 2.691
80 Коран / 100 25.08.2009 2.367
81 Коран / 99 25.08.2009 3.217
82 Коран / 98 25.08.2009 2.378
83 Коран / 97 25.08.2009 2.774
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.299
85 Коран / 95 25.08.2009 2.504
86 Коран / 94 25.08.2009 3.521
87 Коран / 93 25.08.2009 2.763
88 Коран / 92 25.08.2009 2.416
89 Коран / 91 25.08.2009 2.562
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.603
91 Коран / 90 25.08.2009 2.853
92 Коран / 89 25.08.2009 2.588
93 Коран / 88 25.08.2009 2.279
94 Коран / 87 25.08.2009 2.444
95 Коран / 86 25.08.2009 3.226
96 Коран / 85 25.08.2009 2.573
97 Коран / 84 15.08.2009 2.324
98 Коран / 83 15.08.2009 4.896
99 Коран / 82 15.08.2009 2.375
100 Коран / 81 15.08.2009 2.426