Коран о себе / 2 (продолж. 1)
Кораника > Коран Дата: 31 Ağustos 2009 Email This Post Email This Post
            * Чтение и письмо
 
             Эти пять аятов примечательны тем, что они являются первыми ниспосланными аятами. В качестве начально ниспосланных сур называются суры: 74, 96, 68 и 73.
            Вопрос о том, какой из аятов был ниспослан последним, является дискуссионным. На эту роль выдвигаются аяты 2/281, 9/128-129… В аяте 5/3 говорится так: "Сегодня (Я) усовершенствовал (доработал) для вас вашу религию, завершил вам свое благодеяние (милость) и в качестве религии для вас выбрал ислам". Но и этот аят не является последним, поскольку после него были ниспосланы и другие аяты (2/282, 278; 4/176)… В качестве последней ниспосланной суры называются суры "Наср" (Помощь) (110-ая) и "Тевбе" (Покаяние) (9-ая) (см. TDV İA, c. 26. Ankara, 2002, Kur’an / Исламская энциклопедия. Фонд по делам религии, т. 26. Анкара, 2002, ст. "Коран").
 Примечательно также и то, что в первых ниспосланных пяти аятах, в пяти строках пяти аятов, в двух из них (в третьем и четвертом аятах) говорится о чтении и письме: "Читай… Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/3-4)". Эта мысль подчеркивается сразу в следующем аяте: "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5). В итоге из пяти аятов три оказываются связанными с темой о чтении и письме и о том, что этому человека научил Аллах. Но аят может пониматься и более широко, вообще в том смысле, что Аллах "научил человека тому, чего он вообще не знал". Или в редакции: "Аллах научил человека всему тому, чего он не знал"… В то же время тот факт, что строка (аят): "Научил человека тому, чего он не знал", (96/5), идет сразу вслед за строкой (аятом): "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)", позволяет предположить, что в данном случае аят (96/5) тесно связан с аятом (96/4). То есть тезис о том, что Аллах "научил человека тому, чего он не знал", безусловно, включает в себя в данном случае и положение о том, что Аллах "научил человека писать"…
Но и это еще не все. Вернемся к третьему аяту. – "Читай, Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3)… Его имеет смысл переписать в виде: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Такое написание в большей мере соответствует, как кажется, требованиям к языку по смыслу аята. Оно более точно отражает эмоциональную ситуацию и экспрессию описываемого явления… Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) получил эти аяты в пещере, в которой он стал уединяться. И был в шоке от них… Он не знал, что он выбран Аллахом в качестве его посланника к людям. А аяты как раз и являются свидетельством этого…
Итак: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Интересным является ход самой мыли: Аллах предлагает человеку читать и тут же делает заявление о себе как носителе самых высоких качеств. То есть вместо того, чтобы развивать, так сказать, идею чтения, Аллах сообщает о себе. Но делает такое сообщение, которое продолжает и развивает идею чтения. Значит Аллах не уходит "от чтения". Свою определенность как носителя самых высоких качеств он переносит на чтение. И теперь уже чтение является представителем одного из этих качеств… Действительно, если Аллах, сразу после того, как он говорит (устами Надежного Духа Джебраила) "читай!", представляет себя как носителя самых высоких качеств, то разве здесь не сокрыта мысль о том, что одним из этих качеств является чтение?.. В этом можно убедиться и "без формальностей". Разве своим прогрессом человек не обязан чтению и письму?! Разве не они лежат в основах образования и науки? И возможны ли они без него?.. А передача социального опыта, его историческая преемственность и последующее использование в историческом прогрессе – разве все это осуществимо без чтения и письма?! О чем говорить, когда истина, очевидная для всех, состоит в понимании того, что чтение и письмо есть величайшее, – какое только возможно! – благо для человека. А мы еще не говорим о том, что они есть и величайшее благо как удовлетворение человеческой духовной потребности и предел наслаждения в этом удовлетворении… Все чувственные формы удовлетворения и наслаждения мимолетны. И только духовные устойчивы. Не говоря уже о том, что они "проникают на всю глубину"… А их пирамиду как раз и венчают чтение и письмо… Но и Аллах говорит о том же. Самый большой носитель самых высоких качеств реализует их в данном случае в форме чтения…
Акцент на чтении имеет, так сказать, перспективу. Эта перспектива – Коран. "Коран", как понятие, трактуется как чтение и знание (его собрание). Коран как Книга Аллаха есть и чтение, и знание. Оно есть чтение того знания, в которое Аллах посвящает человека по своей милости и доступа к которому у него, кроме как Корана, нет никакого другого…
Именно это великое благо получения знания из чтения Аллах и пытается передать человеку. И делает это уже, как видим, "в самом первом" обращении к нему, в первом же общении с ним. Так высоко ценит это Аллах! И потому сразу вслед за "читай!.." он говорит, повторим, что "Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Аллах говорит о том, что чтение есть одно из этих качеств. Он делится с человеком этим своим качеством, настойчиво прививает его… Коран (знание) читается Посланнику, а он уже читает его людям. Так знание Аллах расходится по миру. Вначале это делалось в устной форме. Но очень скоро обрело форму письменной речи… Сечас каждый может читать его сам…
Мы акцетировали внимание на моменте чтения. Но чтение и письмо следуют друг за другом (о них говорится в следующих друг за другом аятах): "Читай!.." (96/3), "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что эти два аята о чтении и письме соединяются общей темой – о том, что Аллах "носитель самых высоких качеств": "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3). "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И если из этого следует, как отмечено, вывод о том, что чтение есть одно из этих качеств, то легко понять, что другим из них является письмо. То есть письмо есть столь же "самое высокое качество", как и чтение. Оба они стоят на одном уровне, есть явления одпорядковы, а потому и одинаково значимые. Они просто есть две стороны одного и того же процесса – процесса мышления и речи, точнее, мышления-речи, когда сама она развивается от устных своих форм к письменным, соединяя обе их на практике и пользуясь ими одновременно…
 
Приведенные соображения "о пятистрочном аяте", как кажется, весьма показательны. Подобно тому, как Аллах наделяет человка благом чтения, он наделяет его и всеми остальными благами. Это тоже приходит на ум. Коран говорит об этом "прямым текстом". Ибо он постоянно говорит о благах человека как имеющих своим источником Аллаха, его милость и благодеяние.
И последнее предложение (аят) ниспосланной первой "пятерки аятов": "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5)… Аллах не только передал блага человеку, но научил и его самого производить (добывать) их. Он "научил его тому, чего он не знал"…
Приведенные в связи с аятами (96/1-5) соображения могут быть полезными и как пример методологии исследования Корана.
 
 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 2.652
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Cура 2/30, 35-36. О человеке 21.07.2015 1.807
2 Как понять 67-й аят суры «Пчелы»? 07.04.2015 2.298
3 Как понять 7-й аят 58-й суры? 11.03.2015 1.892
4 Как понять 73-й аят 17-й суры? 04.03.2015 1.625
5 Как правильно понять 159-й аят суры Ниса? 02.12.2014 1.962
6 Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана 02.12.2014 1.808
7 Как понять аят 85 суры Али-Имран? 18.08.2014 2.597
8 Неверный перевод аята 17/78 05.08.2014 2.217
9 Ошибки в переводе аята 17/79 01.08.2014 2.794
10 Как понять аят 2/187? 07.07.2014 1.983
11 Как понять аят 29-й суры Товба (Покаяние)? 05.07.2014 3.926
12 Толкование 18-го аята суры Таквир 04.05.2013 2.985
13 Сура Бакара. Аят 222 03.09.2012 4.347
14 Посредничество. Аят 4/64 17.07.2012 2.685
15 Сура Человек (76) 02.05.2012 2.754
16 О 19-ом аяте суры Ибрагим (14/19) 03.04.2012 2.658
17 Аяты 9/55, 85 22.12.2011 2.233
18 Пары: какие (6/143-144)? 03.10.2011 2.244
19 Аят 2/47 29.09.2011 2.748
20 Закария и аят 3/41 12.05.2011 2.655
21 Аят 38/29: перевод и изучение Корана 13.04.2011 3.420
22 Аяты 2/29 и 79/27-32 15.02.2011 2.565
23 Аяты 7/109-110 и 42/34-35 14.02.2011 2.573
24 Аят 57/19 28.08.2010 2.474
25 сура 105 / 1 16.09.2009 4.885
26 сура 105 / 2 16.09.2009 3.460
27 сура 105 / 3 16.09.2009 3.759
28 сура 105 / 4 16.09.2009 3.012
29 сура 105 / 5 16.09.2009 3.506
30 сура 105 / 6 16.09.2009 7.516
31 сура 105 / 7 16.09.2009 3.235
32 сура 105 / 7.1 16.09.2009 3.047
33 сура 105 / 7.2 16.09.2009 7.760
34 сура 105 / 8 16.09.2009 2.604
35 сура 105 / 9 15.09.2009 2.584
36 сура 105 / 9.1 15.09.2009 2.274
37 сура 105 / 10 15.09.2009 2.271
38 сура 105 / 11. Фото-приложение 15.09.2009 2.763
39 О Коране. Вводная 07.09.2009 2.838
40 Коран: аят 22/15 (А.Б.) 07.09.2009 3.356
41 Коран о себе / 2 (продолж. 1) 31.08.2009 2.652
42 Коран о себе / 2 (продолж.) 31.08.2009 2.613
43 Коран о себе / 2 31.08.2009 2.668
44 Коран о себе / 1 31.08.2009 2.846
45 Коран о себе. Вводная 31.08.2009 2.878
46 О Коране. Вводная а 31.08.2009 2.121
47 Коран о себе / 4 31.08.2009 2.402
48 Коран о себе (продолж.) 28.08.2009 2.011
49 Коран о себе 28.08.2009 2.014
50 Вводная 28.08.2009 2.052
51 Коран / 105 (продолж.) 28.08.2009 2.132
52 Язык вещи в Коране (А.Б.) 28.08.2009 2.314
53 Коран о себе / 11 28.08.2009 2.519
54 Коран о себе / 10 28.08.2009 2.415
55 Коран о себе / 9 (продолж.) 28.08.2009 2.586
56 Коран о себе / 9 28.08.2009 2.439
57 Коран о себе / 8 28.08.2009 2.355
58 Коран о себе / 7 28.08.2009 2.570
59 Коран о себе / 6 27.08.2009 2.324
60 Коран о себе / 5 (продолж. 1) 27.08.2009 2.378
61 Коран о себе / 5 (продолж.) 27.08.2009 2.332
62 Коран о себе / 5 27.08.2009 2.261
63 Коран о себе / 3 27.08.2009 2.144
64 Коран. Вводная 26.08.2009 2.738
65 Коран / 114 (последняя) 26.08.2009 3.853
66 Коран / 113 26.08.2009 2.943
67 Коран / 112 26.08.2009 2.966
68 Коран / 111 26.08.2009 6.204
69 Коран / 110 26.08.2009 2.463
70 Коран / 109 26.08.2009 3.051
71 Коран / 108 26.08.2009 2.999
72 Коран / 107 26.08.2009 2.417
73 Коран / 107 26.08.2009 2.042
74 Коран / 106 26.08.2009 2.709
75 Коран / 104 (продолж.) 26.08.2009 2.300
76 Коран / 104 25.08.2009 5.204
77 Коран / 103 25.08.2009 2.841
78 Коран / 102 25.08.2009 2.797
79 Коран / 101 25.08.2009 2.805
80 Коран / 100 25.08.2009 2.438
81 Коран / 99 25.08.2009 3.306
82 Коран / 98 25.08.2009 2.448
83 Коран / 97 25.08.2009 2.830
84 СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96) 25.08.2009 9.636
85 Коран / 95 25.08.2009 2.609
86 Коран / 94 25.08.2009 3.594
87 Коран / 93 25.08.2009 2.844
88 Коран / 92 25.08.2009 2.544
89 Коран / 91 25.08.2009 2.649
90 Коран / 90 (продолж.) 25.08.2009 2.672
91 Коран / 90 25.08.2009 2.949
92 Коран / 89 25.08.2009 2.655
93 Коран / 88 25.08.2009 2.319
94 Коран / 87 25.08.2009 2.513
95 Коран / 86 25.08.2009 3.297
96 Коран / 85 25.08.2009 2.618
97 Коран / 84 15.08.2009 2.405
98 Коран / 83 15.08.2009 5.060
99 Коран / 82 15.08.2009 2.421
100 Коран / 81 15.08.2009 2.474