Кораника
Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4)

Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4)

Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 

Тема 3. Брак и сочетающиеся 

В 4-х частях. Часть 3 

Брак: посредник и традиция 

Речь пойдет о браке, посреднике (попечителе) (вели) и традиции. 

Коран поддерживает позицию взаимного согласия сторон на брак. Говорит так:

«Не препятствуйте сочетающимся, если женщины согласятся со своими мужьями (женихами) в соответствии с традицией» (2/232).

А по отношению к вдовам говорит так:

«Когда выйдет срок ожидания, они предоставлены самим себе. И за их действия по традиции на вас нет греха» (2/234).

Основной задачей этих женщин является снова выйти замуж. 

Для бракосочетания согласия самих сочетающихся недостаточно. У каждого общества на этот счет есть свои представления. И это каждому изестно. В прошлом у арабов девушка испрашивалась у отца или попечителя (вели). Вносился махр (свадебный дар) и играли свадьбу. У христиан и иудеев бракосочетание осуществлялось в церкви и синагоге соответствнно. В светском обществе регистрация брака осуществляется в органах местной власти (в ЗАГСе в СССР и постсоветских республиках). 

С ниспосланием Корана и формированием Сунны посланника традиция стала согласовываться с этими источниками. Потому когда в Коране говорится о согласии «женщин со своими мужьями (женихами) в соответствии с традицией» (2/232), то имеется в виду традиция, сформировавшаяся в связи с Кораном и Сунной. 

Основной интерес в данном случае фокусируется на вели. Речь идет о том, как глубоко заходит его роль в акте бракосочетания? Или в какой мере он может влиять на этот акт?

Посланник говорит так, что «без вели брака не бывает» *. А у тех лиц, у которых вели нет, их вели может быть представитель местного органа власти по этому вопросу *.

Если вдова (разведенная) может говорить за себя в акте бракосочетания, то девушки порой стесняются делать это. Их молчание принимается за знак согласия *. 

Но основной вопрос всё же остается. Речь идет опять же о вели.

Его роль следует видеть в содействии женской стороне по части просвещения ее в вопросах, относительно которых она может не располагать требуемым знанием и опытом. Но решение должна принять всё же сама сочетающаяся. Это значит, что вели не обдладает решающим голосом в акте бракосочетания. Он принадлежит сочетающейся стороне. А его голос имеет лишь «совещательное» значение…

Вот это и пытаются изменить мазхабы. Они переносят акцент на вели, отказывая женщине в праве самой решать свою судьбу *[1].

И опять мы имеем случай несоответствия решений мазхабов предписаниям Корана…

Теги: аяты: посредник и традиция, 2/232, 2/234, когда выйдет срок ожидания.

Опубликовано 24.08.2016

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.