Кораника
Коран: разум и медитация

Коран: разум и медитация

Коран: разум и медитация

 

От редакции (Р. Османзаде). Читатель делится с нами своими соображениями о мукатта. Нам это показалось интересным. И мы решили поместить письмо и разобраться с вопросом. Разумеется, мы будем говорить с позиций, интересных для научного исследования Корана и веры. 

Письмо читателя: «Интересует мнение о мукатта в Коране.
Исследуя буддистскую и ведическую практику, я обнаружил в них интересную методику работы со звуками, произнося которые человек открывает в себе духовные каналы.
Тогда я подумал, что в суре 15 аят 87 сказано именно про мукатта, но не про Фатиху.
Во первых, мукатта ровно 14, то есть парных звуков от числа 7, как об этом сказано 15/87.
Во вторых, в аяте 87 сказано: «(Мы) дали тебе семь месани (аятов) и великий Коран» (15/87).
Фатиха это часть Корана. Значит она не может быть месани, указанными в 15/87, а значит это нечто другое.
И скорее всего это и есть мукатта, которые Аллах послал нам вместе с Кораном, что бы мы могли прочищать наши духовные центры.
Видимо, их следует произносить вслух перед основной молитвой, добиваясь глубокой звуковой вибрации в теле». 

Анализ письма: С самого начала имело бы смысл выделить в письме две темы. Первая – это об аяте 15/87, вторая – о звуках и методике работы с ними для достижения тех эффектов, которые требуются для религии или в других сферах духовной или социальной сферы. 

О первой теме мы приведем мнение А. Баиндира, которое, как кажется, является достаточным для нашего случая. Проводя параллель между аятом 15/87 и 39/23 (сура Зумер / Толпы), он приходит к выводу, что все коранические аяты являются месани (месани аятами) [1].

Затем говорится так: «В (суре) Хиджр 87 внимание привлечено к семи месани аятам. Это – аяты суры Фатиха» [2]. В подтверждение этой мысли приводится хадис от Абу Саида аль Муалла [3]. Посланник сказал ему следующее: «Мне даны семь месани (аятов) и великий Коран *[4]. Такое (подобного ему) не было ниспослано Аллахом ни в Торе, ни в Евангелии *» [5]

А теперь встает вопрос о том, как нам быть после этого исследования, восходящего к Посланнику и Аллаху? Может, лучше согласиться с ним?.. Несогласные могут сами исследовать тему… 

Вторая тема. О звуках и методике работы с ними для достижения требуемых эффектов в их воздействии на человека. 

Сначала о понятии мукатта. «Поэзия (стихи) в исламском письме в стиле, когда буквы (звуки) не соединяются с буквами (звуками), следующими после них (алиф / أ, даль / د, раа / ر, зайн / ز,  вав / ?)» [6]     

А после этого говорится «о буддистской и ведической практике». А эта практика в своей основе имеет медитацию [7]. А она используется для того, чтобы создать определенное умонастроение, настрой ума, состояние души и т.д. Т.е. при помощи медитации человек отвлекается от окружающей его реальности и вводит себя в желаемую для себя реальность. Он перестает реагировать на реальные факторы, условия и требования жизни и начинает реагировать на факторы, которые являются для него неким внешним для него установлением. А устанавливают их лица, группы и структуры, которые имеют совершенно конкретные цели в отношении данного человека и данной группы людей. Эти цели связаны с установлением контроля над ними и управления ими. Иначе зачем отвелекать человека от реального мира и вводить его в мир мнимой реальности и несуществующих форм жизни. Если не для того, чтобы закабалить его и командовать над ним, то для чего еще?.. 

Кораническое учение является в высшей степени рациональным учением, как, собственно, и всё Учение Аллаха (Бога) в целом. А то, что Он предлагает людям верить ему на слово или довериться его Учению, имеет только познавательный смыл. Никакой мистики и иррационализма в нем нет. Просто ограниченное знание человека не вмещает в себя бесконечное знание Аллаха [8]. И когда оно упирается в его пределы, Аллах и предлагает человеку верить ему на слово. А поскольку знание у человека постоянно развивается, то каждый его шаг с обретением нового знания совершентся как шаг расширения науки человека в науку Аллаха или «расширение» науки в ниспослание… По этой же причине Аллах постоянно призывает к к уму (знаниям) в отношении к Корану [9]. Это же является условием для для объективного познания ниспослания в целом. Или познания его Слова, ниспосланного иным общинам (иудеям и христианам, к примеру). Это тем более представляется убедительным, что его Слово (ниспослание) является изначальой формолй объективного (научного) знания, потому и его адекватное познание достигается объективным средствами познания или средствами (методом) науки… И подобно тому, как в науке нет никакого «затемнения» разума медитацией и выведение его на каку-то иную реальность, кроме той, которая существует на деле, так и в познании ниспосланнического знания нет никакого другого средства, рационального мышления, настроенного в наших условиях на волну науки. 

В исламе, в этом вопросе зачастую ссылаются на суфизм. Но суфизм является иррациональным мышлением (учением). И цели перед ним стоят совсем другие, нежели перед ниспосланием от Бога (Аллаха). В ниспослании Бог просвещает людей и дает им знание, которое им на пользу и во благо. А что в суфизме? Что он дает лдям?.. Сначала он предлагает обнулить себя как человека и личность, стереть себя в ничто (это на первом этапе учения), а затем предлагает быть беспрекословным средством повиновения и исполнения в чужих руках, в руках своего шейха (духовного воспитателя и наставника) (это на втором этапе). А другого «учения» у него больше нет!.. 

Разве непоянтно, куда «гнет» суфизм и на что он обрекает человека?.. Что общего в таком случае может быть между ним и Кораном? Им и Учением Бога в целом… И только «по большому незнанию» можно проводить какую-то паралелль между ним и ниспосланием. Молодые люди чаще всех попадают в эти сети людей, желающих бесплатно и без особых забот эксплуатировать труд и доверие людей в наше образованное время… 

А итоге можно сказать так. Наука не нуждается в том, чтобы мистифицировать (медицировать) в целях познани. Но она нуждается в том, чтобы привести в движение все свои силы и способности в направлении их на объективное познание. А раз «все», значит сюда входит и медитация, и отлет от действительности с каким-угодно фантазированием о ней, и вообще всё, что есть, подчеркнем, в возможностях и способностях размышляющего (рассуждающего) мышления. Но потом мышление должно «вернуться к себе». И сфокусировать все свои наблюдения и выводы на своей идее, связанной с ниспосланием, если оно занято им, или на науке, если занято ею. Иначе все усилия и старания мышления пойдут впустую. А еще эта «пустота» опустошит собой ниспослание, если приложится к нему, или станет преградой для науки, если встанет на ее пути…

Потому мы предлагаем читать всё! И по медитации, и по философии. И то, что по разуму, и что «сверх него». Ничего заводомо запретного в литуратуре не существует… И брать из прочитанного то, что по душе… 

А еще надо знать, что в мире есть два пути и два предела в знании. Это – Бог и наука. Наука подчинена Богу и ее знание происходит от Его знания. Но при этом надо еще и не ошибиться! То знание, которое на деле принадлежит Богу, принадлежит и науке. Потому прежде чем начинать с Бога, надо четко отдавать себе отчет в том, что в нем самом надо начинать с науки. А там, где это невозможно сделать, надо оставаться на позициях веры по отношению к нему и его Слову. Т.е. надо стоять на этих позициях в ожидании прихода на них науки. А «при ожидании» ничего не сочинять здесь от себя. Не выдавать сочиненное за то, что есть от самого Бога. Ничего этого не надо делать. Если бы и в самом деле не делали это до сих пор, то и вере сегодня не было бы проблем, заведших ее в тупик… Надо целиком довериться Богу и передать все функции познания ниспослания однозначно и категорично науке. И ждать ее решения. И когда она озвучит его, взять его теперь от имени Бога. Ибо оно изначально принадлежит Ему, но перешло в ведение науки только потому, что у нас другого средства познания для него нет… 

Что остается в итого?

Читаем и изучаем всё, чтобы знать чтó есть чтó. Когда это выяснится, можем сузить круг читаемой литературы… Прочитанное берет на свет ниспослания и науки. Подчиняем науку ниспосланию (в отмеченном смысле). В итоге действующим знанием у нас остается наука. Она же оказывается и наукой от Бога (ниспослания)…

И тут вясняется, что знание (наука) Бога, покрывая собой наше знание (науку) оставляет за собой еще «великое пространство» непознанного нами знания (науки). Мы пользуемся этим знанием как руководством Бога по нашим действиям. Но понять его по механизму и сути не можем. Для этого и направляем его «в департамент» науки. Как от него придет решение, мы теперь и действуем в соответствии с ним. Ниспослание поступаем в жизнь в практику. И всё у нас теперь делается и по Богу, и по науке одновременно. Точнее, по Богу, понятому по науке. А то, что пока не понятно, так и остается в нашей вере к Богу, ожидая своего времени и часа для поступления на исследование к науке…

Пожалуй, и весь сказ!.. 

Где после этого, скажите, остается какая лазейка, чтобы, используя ее, некоторые из людей нечестных и непорядочных могли бы отвратить нас от ниспослания Бога (Аллаха) и направить куда-то в сторону от него? Или предложить нам учения, не имеющие ничего общего с Богом, но выдаваемые за «Его учения». И пользуясь нашим «чистосердечием», ставить после этого нас в положение раба «при господине». Будь этот господин от власти, веры или даже самих этих людей… 

А если этой лазейки у Бога нет, значит она у нас самих. В нас!..

А происходит она не «от чистосердечия», простите, а от незнания Бога и того, что у него и в самом деле есть, а чего «в самом деле» нет… Невежество, как это было во всей истории, продолжает оставаться и по сей день поиском путей к удовлетворенной и благой жизни в условиях, когда на это есть Бог. И Он говорит о том, как эта жизнь достигается и как она отдаляется… 

Теги: аяты 15/87, 39/23, мукатта, медитация, месани (месани аят), Баиндир.

 

[1] См.: Abdulaziz Bayıdır. KUR’AN IŞIĞINDA DOĞRU BİLDİĞİMİZ YANLIŞLAR. 5. Baskı. İstanbul, 2014, s. 479 (пер. наш).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Звездочкой (*) в данном случае обозначена опущенная нами ссылка в цитируемом источнике.

[5] Там же.

[6] D. Mehmet Doğan. BÜYÜK TÜRKÇE SÖZLÜK. 15. BASKI, 2001, mukatta (пер. наш).

[7] В интернете по теме имеется обильная литуратура.

[8] См. аяты: 18/109, 31/27.  

[9] См. аяты: 7/179, 25/44.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.