Знание, мудрость, философия
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 19 Aralık 2016 Email This Post Email This Post

Знание, мудрость, философия 

Вопрос: «Здравствуйте <…>. В этот раз я хочу вас спросить о Мудрости и Боге (Аллахе). Размышляя об этом я пришел к выводу что Бог (Аллах) есть Мудрость. Ведь Всевышний нечего не делает такого что было бы не мудрым, следовательно мудрость и Аллах неотделимы. Другое дело что Мудрость сама по себе, Велика и Великая, а когда она есть у кого то, то это можно назвать по моему, обладанием частицей Божественной сути, в общем, есть ли Мудрость и Бог (Аллах) одно и то же?». 

Ответ: Чтобы понять заданный вами вопрос или вопрос о том, «есть ли Мудрость и Бог (Аллах) одно и то же?», сначла отделим эти понятия друг от друга. Бог – это, простите, Бог! И является он единственной сущностью подобного рода – как единственный и единый творец мира и человека. И всё в мире подчинено Ему и управляется Им. Говорит так: «У Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной» (6/59). 

А мудрость – это особенность или черта знания и мышления. Какая же это черта такая?! 

Чтобы понять ее, начнем с науки. Наука – это объективное мышление (суждение) об объекте, его познание соответственно самому себе… Тогда что такое «объект»? Объект – это всё то, на что направлено внимание познающего субъекта, что входит в сферу его интересов. Субъект – это то, что ставит перед собой задачу познания объекта. Его можно понять и как само мышление или человека. А его самого можно понять в любом из присущих ему определений, включая сюда, скажем, его понимание в присущем ему персонифицированном (личностном) и групповом качестве, вплоть до понимания самого этого качества в смысле общества и истории…  

С учетом этих соображений всё мышление (познание) оказывается заключенным в систему субъектно-объектного отношения. Т.е. какое бы мышление мы ни взяли и чтобы о нем ни пожелали сказать, исходной и самой общей его характеристикой будет суждение о нем как субъектно-объектном отношении и из этого отношения.  

Как же можно судить о нем в этом случае? Можно назвать такие формы мышления (о них говорят еще и как о формах общественного сознания), как научную (науку), художественную (искусство), религиозную (религию или веру) и, наконеу, произвольную форму. Понятно, что произвольная форма мышления подчиняется свободным законам мышления и в ней толькос сам мыслящий субъект знает о чем идет речь, что откуда берется, а, «взявшись», следует туда, куда оно, простите, следует. Принимающие эти законы мышления (суждения) остаются с автором, а остальные, не принимающие, отходят от него. А во всех остальных формах (наука, искусство, вера) существует строгий порядок вещей (как строгие законы и правила мышления), благодаря которому мышление, собственно, и принимает тот вид, который является характерным для данной формы (одной из трех названных). 

Поскольку нас интересует знание и его объективная (совпадающеая с объектом форма), постольку мы приходим к науке. И если с этих позиций вернуться к вопросу о Боге и мудрости, то вопрос перетекает теперь в воспрос об отношении науки и мудрости. Что есть в таком случае наука и что есть мудрость? Как они сходятся и расходятся? 

Тогда еще раз повторим определение науки (научного мышления) как объективного знания. И подчеркнем, что введение ее в отношение с мудростью ничего не прибавило и не убавило в ней по отношению к ее первонаачльному определению как воспроизведению в знании (знанием) объекта. Но добавило необходимость осознать отношение науки и мудрости… 

Приведем два пример. 1. У нас, скажем, есть некая сумма денег, которую мы должны потратить «с умом». Мы и потратили! И каждый сделал это по-своему. А в целом получилось по-разному. Кого признали потратившим наиболее эффективно, тот и оказался наиболее глубоко мыслящим или более «мудрым».  

Другой пример. 2. Сегодня мы используем атомную технологию. И используем ее в двух направлениях. На направлении созидания нашей жизни и ее разрушения. У всех в умах сразу возникает мысль о том, а что, разве нельзя только в созидательном? Зачем бросать бомбу эту на головы людекй, когда этим зарядом атома можно сделать так много для для улучшения жизни людей?.. Задуматься над этим вопросом и решить его в пользу использования атома во благо людей – это и есть «ум», а значит и «мудрость» современной жизни… 

На этих основаниях мы можем понять науку как формальное или отвлеченное от жизни и ее интерсов и интересов самого познающего субъекта учение об объекте. А мудрость ставит перед человеком задачу использования этого знания с максимальной пользой для себя (общества, людей)…  

И Аллах, характеризуя своего посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и определеяя его миссию (функции) говорит так: «<…>Ведь Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе была велика!» (4/113). Или: «Оказал Аллах милость верующим, когда воздвиг среди них посланника из них самих; он читают им Его знамения, очищает их и учит их писанию и мудрости, хотя они и были раньше в явном заблуждении» (3/164).  

«Мудрость» по отношению к Корану – это способность (и метод) объективного познания Корана. Он представляет собой ниспослание Аллахом своего знания людям. И является формой объективного и научного познания. И только его объективное познание или объективное (со стороны человека) познание объективного знания Аллаха позволяет постичь Коран (ниспослание) так, что всё богатство его мысли (доступное человеку на сегодняшний день по науке) оказывается в его руках и делается возможным для использования его на практике…  

«Мудрость» и «мудрствовать (мудрствование)» закрепились в языке еще в одном значении. Это – говорить, обсуждать, рассуждать… Иной раз это получается явно пустой и беспредметный разговор. Это осуждается людьми. И тогда эти понятия носят отрицательный смысл. Но если рассуждение направлено на некую проблему (вопрос, тему) и преследует собой задачу ее разрешения, несмотря на все трудности, встающие на пути, то оно носит позитивный смысл. Именно в этом плане мудрость и мудрствование и стали употребляться в древнегреческой философии. Отсюда пошло и само понятие философии, которую стали характеризовать как «любовь к мудрости»… 

Теги: знание, мудрость, философия, аяты: 3/164, 4/113, 6/59.

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 636
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 20
2 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 20
3 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 36
4 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 45
5 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 41
6 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 49
7 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 56
8 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 50
9 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 44
10 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 54
11 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 114
12 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 59
13 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 61
14 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 71
15 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 62
16 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 91
17 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 93
18 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 99
19 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 256
20 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 278
21 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 204
22 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 210
23 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 190
24 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 188
25 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 189
26 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 135
27 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 123
28 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 160
29 Развод под давлением родителей 05.10.2017 279
30 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 392
31 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 286
32 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 310
33 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 327
34 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 368
35 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 320
36 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 234
37 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 196
38 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 454
39 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 191
40 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 200
41 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 208
42 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 239
43 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 167
44 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 261
45 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 320
46 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 222
47 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 231
48 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 181
49 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 271
50 Разводиться или повременить? 10.07.2017 199
51 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 211
52 Таравих намаз 27.06.2017 230
53 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 256
54 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 297
55 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 339
56 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 267
57 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 210
58 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 200
59 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 381
60 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 380
61 Всё по возможностям! 01.06.2017 295
62 Я – вторая жена 01.06.2017 425
63 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 286
64 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 336
65 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 306
66 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 410
67 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 601
68 Как быть с наследством? 12.04.2017 437
69 Настроиться на намаз 10.04.2017 498
70 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 490
71 Я – русская мусульманка 04.04.2017 586
72 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 526
73 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.134
74 Брак и родители 24.02.2017 560
75 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 589
76 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 553
77 Три вопроса по Корану 22.02.2017 720
78 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 597
79 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 614
80 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 803
81 Халяльное мясо 20.01.2017 988
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 545
83 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 742
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 519
85 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 910
86 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 714
87 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 596
88 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 747
89 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 699
90 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 598
91 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 636
92 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 572
93 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 566
94 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 770
95 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 612
96 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 733
97 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 609
98 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 852
99 Коран: разум и медитация 11.11.2016 895
100 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 561