Кораника
Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?..

Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?..

Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 

Вопрос: Если Бог, Аллах так всемогущ и всезнающий, то он должен был уже знать о том, что Адам и Ева так поступят, так зачем он разгневался на них и выкинул из рая?
Второй вопрос: если он всезнающий, значит он знал, что Он знал все: и то, что Он их вытурит из Рая, и то, что я сейчас буду печатать эти глупые вопросы, как говорят мусульмане, Он создает нас и посылает на землю для испытания, чтобы по истечению нашего срока жизни судить нас там, а после отправить в места типа Рая или Ада. И, вот, он и вопрос: зачем это ему? Он, ведь, еще не создавая Адама, уже должен был знать весь исход событий вплоть до конца света, и точно знать, что ты или я или остальные – куда они попадут после жизни здесь. Ведь Он всемогущ и всезнающий! Или не так? 

Ответ: Этот вопрос в той или иной редакции люди задают постоянно. И не только нам. Он задается в целом по всему кругу ниспослания. Ибо во всех своих ниспосланиях Бог говорит о своем всесилии и всезнании, а потом начинает рассказывать историю Адама и Евы и об их грехопадении и другие эпизоды, из которых затем и следуют вопросы о его всесилии и всезнании. Т.е. если он и в самом деле всесилен и всезнающий, то эти вещи, о которых он спрашивает (или повествует), он должен знать по понятию всесилия (всезнания). И вы тоже указываете на это…

В чем же тогда вопрос? 

Бог (Аллах) сотворяет два рода живых существ. Это – джинны и люди. Оба рода Он сотворяет для службы себе. Говорит так: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они служили мне» (51/56).

И тут выясняется, что оба рода этих существ содержат в своем составе как субъектов с положительной нравственностью и характером (ангелов), так и с отрицательной – сатану (дьявола). Аллах говорит так: «Говорил глупец среди нас (джиннов) на Аллаха чрезмерное. Мы думали, что никогда не будут говорить люди и джинны ложь на Аллаха» (72/4-5), «Есть среди нас (джиннов) и благие, и те, которые ниже их. Мы разошлись по разным дорогам» (72/11). Аллах продолжает: «Многих из джиннов и людей Мы сотворили для (огня) ада» (7/179). Т.е. Он заведомо знает и то, что многие из сотворенных им джиннов и людей будут ориентированы отрицательно по отношению к Нему и человеку и в итоге удостоятся наказания адом. Зная всё это, Аллах тем не менее поступает так, как поступает… Он продолжает испытывать джиннов и людей… 

Земную жизнь человека Аллах характеризует как жизнь-испытание. Говорит так: «Вы будете подвергнуты испытанию в вашем имуществе и в вас самих (в ваших душах)» (3/186) [1]. По его результатам Он либо наказывает человека (огнем ада), либо возвышает к благам (в будущей райской жизни). И здесь всё строго и логично. И ничего против этого не скажешь. Аллах является творцом мира и человека. И действует в обоих этих направлениях (сферах) так, как Он это сочтет нужным, ни у кого ничего неспрашивая о том… 

Здесь остается единственный момент. Это – свобода, которую Бог дает каждому по отношению к себе и своему ниспосланию. Это каждый может видеть и по себе. Он может выполнять и не выпонять предписаний Бога, выпонять их в той или иной форме (в рамках оговоренных условий)… 

Но свобода нигде и никому не дается, простите, «за просто так». В ней всегда есть условия, связывающие субъект свободы, человека, скажем, с самой свободой. Эта связь в случае с Аллахом и прослеживается в разделении людей (и джиннов) по их поступкам в соотвествии с предписаниями ниспослания. Те, кто последуют предписаниям, возвышаются к благой жизни, а те, кто нарушают их, последуют в жизнь наказуемую. 

В судный день всё будет положено на весы. И «по отклнению стрелки» будет сделан вывод об итогах жизни с точки зрения того, что заработал человек в ней с позиций предписаний Аллаха. Заработал ли Он возвышение пред Аллахом или наказание. Аллах говорит так: «О, сынок мой! (Знай), если это (содеянное тобой) будет весом с горчичное зерно и будет (спрятано) в скале, в небесах или в земле, – то Аллах всё равно выведет его <…>» (31/16). Потому Аллах рекомендует людям делать как можно больше добрых дел в жизни. 

А еще Аллах является простительным Богом. Но при всем при этом основу для прощения человека и его возвышения перед Аллахом должны сыграть его добрые дела. И человек должен ориентироваться, прежде всего, на это. Потому Аллах и рекомендует ему, как отмечено, делать побольшего доброго в жизни… 

А теперь подумаем о том, как смотрится в этом свете вопрос о всесильном и всезнающем Боге (Аллахе)? Ничего в нем не изменилось! Как смотрелся, так и смотрится! Аллах остался во всесиле и при всезнании… А человеку он дал свободу. По этой свободе он теперь и различает людей, испытывая их. Умный при свободе пойдет в том направлении, в каком его поддерживает Аллах. Он не пойдет в наказуемое. А те, у которых этого ума, простите, недостаточно, будут препинаться с Аллахом, предлагать ему альтернативы от себя и могут даже пойти против Него… Тот, кто «не пойдет в наказуемое», окажется в возвышенном положении у Аллаха, а тот, кто станет предлагать ему альтернативы и спорить с Ним, не говоря уже о тех, кто направится прямо против Него, – те окажутся в приниженном положении у Него. Вот Аллах потому и предлагает человеку свободу, чтобы он мог по своей свободной воле и без давления на него выбрать свой путь сам. И человек выбирает. Один выбирает положительное направление у Бога, а другой – отрицательное… 

Подчеркнем еще раз! Бог обо всем этом говорит с самого начала, ничего не утаивая и не скрывая. И люди знают об этом. Просто одни из них выбирают мимолетные и преходящие блага жизни, а другие – устойчивые и постоянные. И весь вопрос!.. 

И Аллах, как видим, ничего от этого не теряет. Как был, к примеру, всесильным и всезнающим, так и остается им. А что одни из людей выбирают один путь, а другие другой, – так сказал же Аллах о том с самого начала, что эта (земная) жизнь является испытанием для людей. Вот Он и испытывает их свободой, имеющей два различных выхода в будущую жизнь или в продолжение нынешней – благовозвышенный и приниженно-наказуемый… 

А что остается за пределами свободы…

«Ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» (29/3) [2]

Теги: всезнающий, аяты: 51/56, 72/4-5, 11, 7/179, 31/16, 3/186.

 

[1] «И испытали мы их добром и злом (состоянием и страданиями). Может они обратятся» (7/168),

«Мы испытаем вас злом и добром» (21/35),

«Мы испытали и тех, которые были до них» (29/3) и др.

[2] «Среди бедуинов, что вокруг вас, и жителеей Медины есть лицемеры. Они – упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, их знаем Мы <…>» (9/101).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.