Мазхабы «под одной крышей»
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 11 Temmuz 2017 Email This Post Email This Post

Мазхабы «под одной крышей» 

Вопрос: Ассаляму Алейкум, братья и сестры!
1. Я следую мазхабу имама Шафии, но часто совершаю джамаат-намаз в местностях, где следуют другим мазхабам. Так ли это, что я должен делать намаз как принято в этой местности?
Или я должен следовать тому мазхабу, где живу долгое время, а не тому, где я родился, вырос и последовал исламу?
 2. Есть ли у вас ссылка на информацию о том, как территориально мусульмане делятся по различным мазхабам в России и мире? Благодарю! 

Ответ (1): Есть одно общее или единое правило – люди везде и во всем следуют тем законам и правилам жизни, которые практикуются на территории их проживания. Вмете с тем они могут создавать свои местные организации, в которых могут практиковать те нормы, к которым они привылки и которые стали после этого естественными для них. А нормы территории проживания в этом случае могут показаться им дисконфортными. Но это должно быть согласовано с властями и законом, действующим на данной территории. 

В вере (религии) каждой свободен в поклонении Аллаху. Т.е. он свободен в выборе мазхаба (веронаправления), который, как он считатет, является наиболее предпочитительным для него. И когда на одной территории сходятся представители разных мазхабов, то каждый из них, естественно, предпочтет совершать намаз (и другие богослужения) по своему мазхабу. Но для этого надо иметь свое помещение, организацию и пр. Когда таких условий нет, то не остается ничего другого, как совершать намаз со всеми вместе или так, как это делают люди, собирающиеся в данной мечети. 

Сразу скажем, что в этом ничего неприемлемого для мусульманина нет. Речь идет о том, что все мазхабы основываются на Коране и Сунне Посланника. У них есть также целый ряд и других моментов, совпадающих как по их теории познания, так и процессульно по богословию. А отличия между ними касаются не принципиальных вопросов, а вопросов конкретных, формирующихся в силу особенностей конкретных условий жизни людей. В ответ на эти условия у людей и формируются особенности в практике богослужения. 

А еще и сами мазхабы взяли курс на сближение своих позиций. Иначе это и невозможно. И вообще – куда и как можно расходиться в мазхабах (веронаправлениях в исламе) при едином для мусульман Аллахе и его Книге (Коране) и едином Посланнитке и его Сунне?! Достаточно только задуматься над этим, как вопрос окажется решенным легко и без проблем. Ибо каждый может понять, что ни один мазхаб не может выйти в своем учении ни за Коран, ни за Сунну. Это и становится их общей платформой в теории и практике богословия (намаз и др.). А раз это так, то вся «свобода мазхабов», их специфика и особенности каждого из них по отношению к другому, совершенно однозначно укладываются в их конкретику, сама которая происходит из конкретных условий жизни людей, носителей этих мазхабов. 

В итоге получается единство мазхабо на почве Корана и Сунны и их возможная конкретика в условиях исторической и социальной практики людей. Ибо жизнь разнится не только территориально, но также и по своему социально-историческому и культурному качеству. Потому общие идеи, – в данном случае это – общие положения Корана и Сунны (сама Сунна в этом случае должна следовать из Корана, иначе она окажется еще одним источником, наряду с Кораном, чего допустить нелья), – надо понимать как существующие в ткани конкретной истории и практики. – А это надо понимать так, что общие идеи, когда они реализуются в жизни, реализуются всегда в ней на почве конкретного образа жизни людей, их ценностей, морали и культуры… 

А теперь встает вопрос о том, как представителю одного направления веры в исламе (одного мазхаба) совершать намаз в мечети, где собираются представители другого, по премуществу, направления (другого мазхаба)? И он решается на почве заявленного принципа. Или принципа о том, что общие положения (идеи) ислама не зависят ни от одного веронаправления (мазхаба), а зависят – целиком и полностью! – от ниспослания Аллаха, Корана в данном случае (с подчинением ему и Сунны Посланника). А уже на этой почве отдельные положения практики ислама (по части, скажем, того же пятничного намаза и других элементов богословия) могут носить конкретный характер с учетом реальной истории и культуры, сформировавших саму эту конкретность. 

А еще одна особенность теории и практики ислама и веры в целом проходит «через человеческую ткань». Речь идет о том, что в вере участвуют, грубо говоря, две стороны: ее теоретики и пользователи (верующие). Первые разрабатывают доктрины и теории, а все остальные уже пользуются ими как готовым продуктом веры. Пользователи порой принижают свои возможности в отношении к вере и влияния на ее теорию. Конечно, они могут подавать предложения «по улучшению механизма работы» веры. Но речь не об этом… Но когда они приходят на пятничную молитву, к примеру, они должны знать, что мазхабы – это единая вера, которая исходит из Корана, за которой стоит Аллах (Бог). Но знать это мало. Надо еще и действовать в сответствии с этим сознанием. Тогда конкретное уйдет на второй план, а на первом останется то, что есть в вере от нее самой и ее сути. Или то, что есть в исламе от Корана и Аллаха. – В этом смысл в намазе остается важным ориентация на киблу, совершение поклонов и чтение рекомендованных аятов Корана. Это, в итоге, и остается предписанием для всех веронаправлений в исламе… 

А что касается того, чтобы делать намаз с представителями других веронаправлений… Так они же все будут делать то, что предписано делать Аллахом по Корану! Никто, ведь, не будет делать ничего за пределами предписания!.. А все мечети (джами) являются доступными для всех. Никакого ограничения на их посещение со стороны мусульман не существует. Потому любой желающий может зайти в них, помолиться и совершать намаз или пятничный намаз. В то же время каждая мечеть управляется организационно и имеет свой порядок вещей. И кто заходит сюда, должен знать об этом и быть уважительным в этому порядку. Принимая эти условия по умолчанию, каждый может, как отмечено, спокойно молиться в каждой мечети… 

Т.е. если мы теперь соединим эти два момента – идею единого Аллаха и Корана в мазхабах и идею уважительного отношения к порядку вещей в мечети, которую мы выбираем для себя в качестве места для молитвы, – а затем спроецируем эту нашу позицию на наш вопрос: «Как быть нам, если нам, при нашем веронаправлении, приходится совершать джуму в мечети, практикующей другое веронаправление», – то мы и получим адекватный ответ на наш вопрос. Его философией станет стремление к сближению веронаправлений, а не углубление разрыва между ними по причине их конкретной практики, повторяющей и воспризводящей в любом случае в своей сути общие и единые черты ниспослания от Корана и Аллаха. Это и является для нас важным и решающим… 

…Посланника Аллаха однажды спросили о том, как быть с мясом, относительно которого неизвестно, было ли упомятнуто над ним (скотом) имя Аллаха или нет? Он сказал: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте!» [1].    

Итак, ученые мазхабов говорят о сближении мазхабов и о том, что различия между ними касаются «несущественных» вопросов. И приведенные суждения говорят о том, что при едином Аллахе и Коране это так и должно быть. И когда верующие разных исламских веронаправлений молятся в пятницу (и другие дни) «под одной крышей», они тоже подтверждают, что различия между ними и в самом деле являются несущественными… 

См. сюда также статью на нашем сайте: Действия в намазе по четырем мазхабам (http://www.koranika.ru/?p=3079). 

Ответ (2): Что касается вопроса о территориальном расселении мазхабов в России и мире, – то этот материал широко представлен в сети (Википедия и др.). 

Теги: мазхабы «под одной крышей», я следую мазхабу имама Шафии, его философией станет стремление к сближению веронаправлений, о территориальном расселении мазхабов.

[1] Buhari, Tevhid, 13, Zebaih, 21.

 

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 42
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 42
2 Разводиться или повременить? 10.07.2017 48
3 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 39
4 Таравих намаз 27.06.2017 73
5 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 82
6 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 96
7 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 128
8 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 91
9 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 95
10 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 66
11 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 229
12 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 161
13 Всё по возможностям! 01.06.2017 162
14 Я – вторая жена 01.06.2017 255
15 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 140
16 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 199
17 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 195
18 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 235
19 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 423
20 Как быть с наследством? 12.04.2017 284
21 Настроиться на намаз 10.04.2017 350
22 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 360
23 Я – русская мусульманка 04.04.2017 421
24 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 368
25 Молитва о замужестве 09.03.2017 777
26 Брак и родители 24.02.2017 413
27 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 403
28 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 404
29 Три вопроса по Корану 22.02.2017 512
30 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 419
31 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 407
32 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 570
33 Халяльное мясо 20.01.2017 752
34 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 384
35 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 584
36 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 343
37 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 681
38 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 502
39 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 424
40 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 581
41 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 509
42 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 438
43 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 436
44 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 383
45 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 412
46 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 560
47 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 439
48 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 556
49 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 466
50 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 671
51 Коран: разум и медитация 11.11.2016 685
52 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 400
53 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 356
54 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 301
55 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 342
56 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 593
57 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 392
58 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 365
59 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 361
60 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 403
61 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 373
62 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 334
63 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 380
64 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 386
65 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 437
66 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 359
67 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 467
68 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 458
69 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.006
70 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 827
71 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 8)? 12.09.2015 873
72 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 7)? 11.09.2015 838
73 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 6)? 10.09.2015 859
74 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 5)? 05.09.2015 830
75 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 4)? 04.09.2015 850
76 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 3)? 03.09.2015 858
77 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 2)? 28.08.2015 913
78 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 1)? 27.08.2015 925
79 Колдовство (магия) и как с ним быть? 25.08.2015 1.003
80 О Фонде Сулеймания, его научном методе и приглашении к исследованию 26.02.2014 1.466
81 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (25.02.2014) 25.02.2014 1.552
82 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (24.02.2014) 24.02.2014 1.334
83 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (18.02.2014) 18.02.2014 1.334
84 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (17.02.2014) 17.02.2014 1.249
85 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (12.02.2014) 12.02.2014 1.395
86 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (08.02.2014) 08.02.2014 1.499
87 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (06.02.2014) 06.02.2014 1.338
88 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (05.02.2014) 05.02.2014 1.348
89 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (03.02.2014) 03.02.2014 1.847
90 Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (01.02.2014) 01.02.2014 1.506
91 Р. Османзаде. Духовные традиции народов 16.01.2012 6.655
92 Р. Османзаде. Космореализм (фото) 18.01.2010 3.358
93 Р. Османзаде. Коран: средневековый, исторический и вечный 16.01.2010 2.523
94 Р. Османзаде. Космореализм: проект и… фотографии 23.12.2009 2.940
95 Р. Османзаде. Кудси хадисы 23.12.2009 2.499
96 Р. Османзаде. Против бедности – значит за справедливость 06.10.2009 2.345
97 Р. Османзаде. Коран и фытрат 29.09.2009 1.692
98 Р.Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 6.914
99 Р. Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 1.287
100 Р. Османзаде. Поклонение матери-земле 08.09.2009 1.452