Мазхабы «под одной крышей»
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 11 Temmuz 2017 Email This Post Email This Post

Мазхабы «под одной крышей» 

Вопрос: Ассаляму Алейкум, братья и сестры!
1. Я следую мазхабу имама Шафии, но часто совершаю джамаат-намаз в местностях, где следуют другим мазхабам. Так ли это, что я должен делать намаз как принято в этой местности?
Или я должен следовать тому мазхабу, где живу долгое время, а не тому, где я родился, вырос и последовал исламу?
 2. Есть ли у вас ссылка на информацию о том, как территориально мусульмане делятся по различным мазхабам в России и мире? Благодарю! 

Ответ (1): Есть одно общее или единое правило – люди везде и во всем следуют тем законам и правилам жизни, которые практикуются на территории их проживания. Вмете с тем они могут создавать свои местные организации, в которых могут практиковать те нормы, к которым они привылки и которые стали после этого естественными для них. А нормы территории проживания в этом случае могут показаться им дисконфортными. Но это должно быть согласовано с властями и законом, действующим на данной территории. 

В вере (религии) каждой свободен в поклонении Аллаху. Т.е. он свободен в выборе мазхаба (веронаправления), который, как он считатет, является наиболее предпочитительным для него. И когда на одной территории сходятся представители разных мазхабов, то каждый из них, естественно, предпочтет совершать намаз (и другие богослужения) по своему мазхабу. Но для этого надо иметь свое помещение, организацию и пр. Когда таких условий нет, то не остается ничего другого, как совершать намаз со всеми вместе или так, как это делают люди, собирающиеся в данной мечети. 

Сразу скажем, что в этом ничего неприемлемого для мусульманина нет. Речь идет о том, что все мазхабы основываются на Коране и Сунне Посланника. У них есть также целый ряд и других моментов, совпадающих как по их теории познания, так и процессульно по богословию. А отличия между ними касаются не принципиальных вопросов, а вопросов конкретных, формирующихся в силу особенностей конкретных условий жизни людей. В ответ на эти условия у людей и формируются особенности в практике богослужения. 

А еще и сами мазхабы взяли курс на сближение своих позиций. Иначе это и невозможно. И вообще – куда и как можно расходиться в мазхабах (веронаправлениях в исламе) при едином для мусульман Аллахе и его Книге (Коране) и едином Посланнитке и его Сунне?! Достаточно только задуматься над этим, как вопрос окажется решенным легко и без проблем. Ибо каждый может понять, что ни один мазхаб не может выйти в своем учении ни за Коран, ни за Сунну. Это и становится их общей платформой в теории и практике богословия (намаз и др.). А раз это так, то вся «свобода мазхабов», их специфика и особенности каждого из них по отношению к другому, совершенно однозначно укладываются в их конкретику, сама которая происходит из конкретных условий жизни людей, носителей этих мазхабов. 

В итоге получается единство мазхабо на почве Корана и Сунны и их возможная конкретика в условиях исторической и социальной практики людей. Ибо жизнь разнится не только территориально, но также и по своему социально-историческому и культурному качеству. Потому общие идеи, – в данном случае это – общие положения Корана и Сунны (сама Сунна в этом случае должна следовать из Корана, иначе она окажется еще одним источником, наряду с Кораном, чего допустить нелья), – надо понимать как существующие в ткани конкретной истории и практики. – А это надо понимать так, что общие идеи, когда они реализуются в жизни, реализуются всегда в ней на почве конкретного образа жизни людей, их ценностей, морали и культуры… 

А теперь встает вопрос о том, как представителю одного направления веры в исламе (одного мазхаба) совершать намаз в мечети, где собираются представители другого, по премуществу, направления (другого мазхаба)? И он решается на почве заявленного принципа. Или принципа о том, что общие положения (идеи) ислама не зависят ни от одного веронаправления (мазхаба), а зависят – целиком и полностью! – от ниспослания Аллаха, Корана в данном случае (с подчинением ему и Сунны Посланника). А уже на этой почве отдельные положения практики ислама (по части, скажем, того же пятничного намаза и других элементов богословия) могут носить конкретный характер с учетом реальной истории и культуры, сформировавших саму эту конкретность. 

А еще одна особенность теории и практики ислама и веры в целом проходит «через человеческую ткань». Речь идет о том, что в вере участвуют, грубо говоря, две стороны: ее теоретики и пользователи (верующие). Первые разрабатывают доктрины и теории, а все остальные уже пользуются ими как готовым продуктом веры. Пользователи порой принижают свои возможности в отношении к вере и влияния на ее теорию. Конечно, они могут подавать предложения «по улучшению механизма работы» веры. Но речь не об этом… Но когда они приходят на пятничную молитву, к примеру, они должны знать, что мазхабы – это единая вера, которая исходит из Корана, за которой стоит Аллах (Бог). Но знать это мало. Надо еще и действовать в сответствии с этим сознанием. Тогда конкретное уйдет на второй план, а на первом останется то, что есть в вере от нее самой и ее сути. Или то, что есть в исламе от Корана и Аллаха. – В этом смысл в намазе остается важным ориентация на киблу, совершение поклонов и чтение рекомендованных аятов Корана. Это, в итоге, и остается предписанием для всех веронаправлений в исламе… 

А что касается того, чтобы делать намаз с представителями других веронаправлений… Так они же все будут делать то, что предписано делать Аллахом по Корану! Никто, ведь, не будет делать ничего за пределами предписания!.. А все мечети (джами) являются доступными для всех. Никакого ограничения на их посещение со стороны мусульман не существует. Потому любой желающий может зайти в них, помолиться и совершать намаз или пятничный намаз. В то же время каждая мечеть управляется организационно и имеет свой порядок вещей. И кто заходит сюда, должен знать об этом и быть уважительным в этому порядку. Принимая эти условия по умолчанию, каждый может, как отмечено, спокойно молиться в каждой мечети… 

Т.е. если мы теперь соединим эти два момента – идею единого Аллаха и Корана в мазхабах и идею уважительного отношения к порядку вещей в мечети, которую мы выбираем для себя в качестве места для молитвы, – а затем спроецируем эту нашу позицию на наш вопрос: «Как быть нам, если нам, при нашем веронаправлении, приходится совершать джуму в мечети, практикующей другое веронаправление», – то мы и получим адекватный ответ на наш вопрос. Его философией станет стремление к сближению веронаправлений, а не углубление разрыва между ними по причине их конкретной практики, повторяющей и воспризводящей в любом случае в своей сути общие и единые черты ниспослания от Корана и Аллаха. Это и является для нас важным и решающим… 

…Посланника Аллаха однажды спросили о том, как быть с мясом, относительно которого неизвестно, было ли упомятнуто над ним (скотом) имя Аллаха или нет? Он сказал: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте!» [1].    

Итак, ученые мазхабов говорят о сближении мазхабов и о том, что различия между ними касаются «несущественных» вопросов. И приведенные суждения говорят о том, что при едином Аллахе и Коране это так и должно быть. И когда верующие разных исламских веронаправлений молятся в пятницу (и другие дни) «под одной крышей», они тоже подтверждают, что различия между ними и в самом деле являются несущественными… 

См. сюда также статью на нашем сайте: Действия в намазе по четырем мазхабам (http://www.koranika.ru/?p=3079). 

Ответ (2): Что касается вопроса о территориальном расселении мазхабов в России и мире, – то этот материал широко представлен в сети (Википедия и др.). 

Теги: мазхабы «под одной крышей», я следую мазхабу имама Шафии, его философией станет стремление к сближению веронаправлений, о территориальном расселении мазхабов.

[1] Buhari, Tevhid, 13, Zebaih, 21.

 

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 271
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 20
2 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 20
3 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 36
4 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 45
5 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 41
6 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 49
7 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 56
8 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 50
9 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 44
10 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 54
11 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 114
12 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 59
13 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 61
14 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 71
15 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 62
16 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 91
17 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 93
18 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 99
19 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 256
20 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 278
21 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 204
22 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 210
23 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 190
24 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 188
25 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 189
26 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 135
27 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 123
28 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 160
29 Развод под давлением родителей 05.10.2017 279
30 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 392
31 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 286
32 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 310
33 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 327
34 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 368
35 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 320
36 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 234
37 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 196
38 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 454
39 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 191
40 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 200
41 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 208
42 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 239
43 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 167
44 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 261
45 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 320
46 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 222
47 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 231
48 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 181
49 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 271
50 Разводиться или повременить? 10.07.2017 199
51 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 210
52 Таравих намаз 27.06.2017 230
53 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 256
54 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 297
55 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 339
56 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 267
57 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 210
58 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 200
59 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 381
60 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 380
61 Всё по возможностям! 01.06.2017 295
62 Я – вторая жена 01.06.2017 425
63 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 286
64 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 336
65 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 305
66 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 409
67 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 601
68 Как быть с наследством? 12.04.2017 437
69 Настроиться на намаз 10.04.2017 498
70 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 489
71 Я – русская мусульманка 04.04.2017 586
72 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 526
73 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.134
74 Брак и родители 24.02.2017 560
75 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 589
76 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 553
77 Три вопроса по Корану 22.02.2017 720
78 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 597
79 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 614
80 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 803
81 Халяльное мясо 20.01.2017 988
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 545
83 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 742
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 519
85 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 910
86 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 714
87 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 596
88 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 747
89 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 699
90 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 598
91 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 635
92 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 572
93 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 566
94 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 770
95 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 611
96 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 733
97 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 609
98 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 852
99 Коран: разум и медитация 11.11.2016 895
100 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 561