Мазхабы «под одной крышей»
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 11 Temmuz 2017 Email This Post Email This Post

Мазхабы «под одной крышей» 

Вопрос: Ассаляму Алейкум, братья и сестры!
1. Я следую мазхабу имама Шафии, но часто совершаю джамаат-намаз в местностях, где следуют другим мазхабам. Так ли это, что я должен делать намаз как принято в этой местности?
Или я должен следовать тому мазхабу, где живу долгое время, а не тому, где я родился, вырос и последовал исламу?
 2. Есть ли у вас ссылка на информацию о том, как территориально мусульмане делятся по различным мазхабам в России и мире? Благодарю! 

Ответ (1): Есть одно общее или единое правило – люди везде и во всем следуют тем законам и правилам жизни, которые практикуются на территории их проживания. Вмете с тем они могут создавать свои местные организации, в которых могут практиковать те нормы, к которым они привылки и которые стали после этого естественными для них. А нормы территории проживания в этом случае могут показаться им дисконфортными. Но это должно быть согласовано с властями и законом, действующим на данной территории. 

В вере (религии) каждой свободен в поклонении Аллаху. Т.е. он свободен в выборе мазхаба (веронаправления), который, как он считатет, является наиболее предпочитительным для него. И когда на одной территории сходятся представители разных мазхабов, то каждый из них, естественно, предпочтет совершать намаз (и другие богослужения) по своему мазхабу. Но для этого надо иметь свое помещение, организацию и пр. Когда таких условий нет, то не остается ничего другого, как совершать намаз со всеми вместе или так, как это делают люди, собирающиеся в данной мечети. 

Сразу скажем, что в этом ничего неприемлемого для мусульманина нет. Речь идет о том, что все мазхабы основываются на Коране и Сунне Посланника. У них есть также целый ряд и других моментов, совпадающих как по их теории познания, так и процессульно по богословию. А отличия между ними касаются не принципиальных вопросов, а вопросов конкретных, формирующихся в силу особенностей конкретных условий жизни людей. В ответ на эти условия у людей и формируются особенности в практике богослужения. 

А еще и сами мазхабы взяли курс на сближение своих позиций. Иначе это и невозможно. И вообще – куда и как можно расходиться в мазхабах (веронаправлениях в исламе) при едином для мусульман Аллахе и его Книге (Коране) и едином Посланнитке и его Сунне?! Достаточно только задуматься над этим, как вопрос окажется решенным легко и без проблем. Ибо каждый может понять, что ни один мазхаб не может выйти в своем учении ни за Коран, ни за Сунну. Это и становится их общей платформой в теории и практике богословия (намаз и др.). А раз это так, то вся «свобода мазхабов», их специфика и особенности каждого из них по отношению к другому, совершенно однозначно укладываются в их конкретику, сама которая происходит из конкретных условий жизни людей, носителей этих мазхабов. 

В итоге получается единство мазхабо на почве Корана и Сунны и их возможная конкретика в условиях исторической и социальной практики людей. Ибо жизнь разнится не только территориально, но также и по своему социально-историческому и культурному качеству. Потому общие идеи, – в данном случае это – общие положения Корана и Сунны (сама Сунна в этом случае должна следовать из Корана, иначе она окажется еще одним источником, наряду с Кораном, чего допустить нелья), – надо понимать как существующие в ткани конкретной истории и практики. – А это надо понимать так, что общие идеи, когда они реализуются в жизни, реализуются всегда в ней на почве конкретного образа жизни людей, их ценностей, морали и культуры… 

А теперь встает вопрос о том, как представителю одного направления веры в исламе (одного мазхаба) совершать намаз в мечети, где собираются представители другого, по премуществу, направления (другого мазхаба)? И он решается на почве заявленного принципа. Или принципа о том, что общие положения (идеи) ислама не зависят ни от одного веронаправления (мазхаба), а зависят – целиком и полностью! – от ниспослания Аллаха, Корана в данном случае (с подчинением ему и Сунны Посланника). А уже на этой почве отдельные положения практики ислама (по части, скажем, того же пятничного намаза и других элементов богословия) могут носить конкретный характер с учетом реальной истории и культуры, сформировавших саму эту конкретность. 

А еще одна особенность теории и практики ислама и веры в целом проходит «через человеческую ткань». Речь идет о том, что в вере участвуют, грубо говоря, две стороны: ее теоретики и пользователи (верующие). Первые разрабатывают доктрины и теории, а все остальные уже пользуются ими как готовым продуктом веры. Пользователи порой принижают свои возможности в отношении к вере и влияния на ее теорию. Конечно, они могут подавать предложения «по улучшению механизма работы» веры. Но речь не об этом… Но когда они приходят на пятничную молитву, к примеру, они должны знать, что мазхабы – это единая вера, которая исходит из Корана, за которой стоит Аллах (Бог). Но знать это мало. Надо еще и действовать в сответствии с этим сознанием. Тогда конкретное уйдет на второй план, а на первом останется то, что есть в вере от нее самой и ее сути. Или то, что есть в исламе от Корана и Аллаха. – В этом смысл в намазе остается важным ориентация на киблу, совершение поклонов и чтение рекомендованных аятов Корана. Это, в итоге, и остается предписанием для всех веронаправлений в исламе… 

А что касается того, чтобы делать намаз с представителями других веронаправлений… Так они же все будут делать то, что предписано делать Аллахом по Корану! Никто, ведь, не будет делать ничего за пределами предписания!.. А все мечети (джами) являются доступными для всех. Никакого ограничения на их посещение со стороны мусульман не существует. Потому любой желающий может зайти в них, помолиться и совершать намаз или пятничный намаз. В то же время каждая мечеть управляется организационно и имеет свой порядок вещей. И кто заходит сюда, должен знать об этом и быть уважительным в этому порядку. Принимая эти условия по умолчанию, каждый может, как отмечено, спокойно молиться в каждой мечети… 

Т.е. если мы теперь соединим эти два момента – идею единого Аллаха и Корана в мазхабах и идею уважительного отношения к порядку вещей в мечети, которую мы выбираем для себя в качестве места для молитвы, – а затем спроецируем эту нашу позицию на наш вопрос: «Как быть нам, если нам, при нашем веронаправлении, приходится совершать джуму в мечети, практикующей другое веронаправление», – то мы и получим адекватный ответ на наш вопрос. Его философией станет стремление к сближению веронаправлений, а не углубление разрыва между ними по причине их конкретной практики, повторяющей и воспризводящей в любом случае в своей сути общие и единые черты ниспослания от Корана и Аллаха. Это и является для нас важным и решающим… 

…Посланника Аллаха однажды спросили о том, как быть с мясом, относительно которого неизвестно, было ли упомятнуто над ним (скотом) имя Аллаха или нет? Он сказал: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте!» [1].    

Итак, ученые мазхабов говорят о сближении мазхабов и о том, что различия между ними касаются «несущественных» вопросов. И приведенные суждения говорят о том, что при едином Аллахе и Коране это так и должно быть. И когда верующие разных исламских веронаправлений молятся в пятницу (и другие дни) «под одной крышей», они тоже подтверждают, что различия между ними и в самом деле являются несущественными… 

См. сюда также статью на нашем сайте: Действия в намазе по четырем мазхабам (http://www.koranika.ru/?p=3079). 

Ответ (2): Что касается вопроса о территориальном расселении мазхабов в России и мире, – то этот материал широко представлен в сети (Википедия и др.). 

Теги: мазхабы «под одной крышей», я следую мазхабу имама Шафии, его философией станет стремление к сближению веронаправлений, о территориальном расселении мазхабов.

[1] Buhari, Tevhid, 13, Zebaih, 21.

 

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 146
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 24
2 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 41
3 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 51
4 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 47
5 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 39
6 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 44
7 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 48
8 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 38
9 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 34
10 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 44
11 Развод под давлением родителей 05.10.2017 136
12 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 195
13 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 129
14 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 145
15 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 160
16 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 188
17 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 166
18 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 134
19 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 107
20 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 200
21 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 91
22 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 107
23 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 120
24 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 126
25 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 99
26 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 146
27 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 175
28 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 111
29 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 140
30 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 108
31 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 146
32 Разводиться или повременить? 10.07.2017 117
33 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 119
34 Таравих намаз 27.06.2017 146
35 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 152
36 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 161
37 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 205
38 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 148
39 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 144
40 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 113
41 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 282
42 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 224
43 Всё по возможностям! 01.06.2017 210
44 Я – вторая жена 01.06.2017 326
45 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 198
46 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 246
47 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 237
48 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 309
49 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 477
50 Как быть с наследством? 12.04.2017 317
51 Настроиться на намаз 10.04.2017 397
52 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 407
53 Я – русская мусульманка 04.04.2017 476
54 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 422
55 Молитва о замужестве 09.03.2017 893
56 Брак и родители 24.02.2017 464
57 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 454
58 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 450
59 Три вопроса по Корану 22.02.2017 580
60 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 463
61 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 463
62 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 628
63 Халяльное мясо 20.01.2017 814
64 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 436
65 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 640
66 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 389
67 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 738
68 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 561
69 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 475
70 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 622
71 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 569
72 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 478
73 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 496
74 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 438
75 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 454
76 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 626
77 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 483
78 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 607
79 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 509
80 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 727
81 Коран: разум и медитация 11.11.2016 755
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 448
83 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 407
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 337
85 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 391
86 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 669
87 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 445
88 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 418
89 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 401
90 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 448
91 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 418
92 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 378
93 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 419
94 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 428
95 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 489
96 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 416
97 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 512
98 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 501
99 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.067
100 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 904