Мазхабы «под одной крышей»
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 11 Temmuz 2017 Email This Post Email This Post

Мазхабы «под одной крышей» 

Вопрос: Ассаляму Алейкум, братья и сестры!
1. Я следую мазхабу имама Шафии, но часто совершаю джамаат-намаз в местностях, где следуют другим мазхабам. Так ли это, что я должен делать намаз как принято в этой местности?
Или я должен следовать тому мазхабу, где живу долгое время, а не тому, где я родился, вырос и последовал исламу?
 2. Есть ли у вас ссылка на информацию о том, как территориально мусульмане делятся по различным мазхабам в России и мире? Благодарю! 

Ответ (1): Есть одно общее или единое правило – люди везде и во всем следуют тем законам и правилам жизни, которые практикуются на территории их проживания. Вмете с тем они могут создавать свои местные организации, в которых могут практиковать те нормы, к которым они привылки и которые стали после этого естественными для них. А нормы территории проживания в этом случае могут показаться им дисконфортными. Но это должно быть согласовано с властями и законом, действующим на данной территории. 

В вере (религии) каждой свободен в поклонении Аллаху. Т.е. он свободен в выборе мазхаба (веронаправления), который, как он считатет, является наиболее предпочитительным для него. И когда на одной территории сходятся представители разных мазхабов, то каждый из них, естественно, предпочтет совершать намаз (и другие богослужения) по своему мазхабу. Но для этого надо иметь свое помещение, организацию и пр. Когда таких условий нет, то не остается ничего другого, как совершать намаз со всеми вместе или так, как это делают люди, собирающиеся в данной мечети. 

Сразу скажем, что в этом ничего неприемлемого для мусульманина нет. Речь идет о том, что все мазхабы основываются на Коране и Сунне Посланника. У них есть также целый ряд и других моментов, совпадающих как по их теории познания, так и процессульно по богословию. А отличия между ними касаются не принципиальных вопросов, а вопросов конкретных, формирующихся в силу особенностей конкретных условий жизни людей. В ответ на эти условия у людей и формируются особенности в практике богослужения. 

А еще и сами мазхабы взяли курс на сближение своих позиций. Иначе это и невозможно. И вообще – куда и как можно расходиться в мазхабах (веронаправлениях в исламе) при едином для мусульман Аллахе и его Книге (Коране) и едином Посланнитке и его Сунне?! Достаточно только задуматься над этим, как вопрос окажется решенным легко и без проблем. Ибо каждый может понять, что ни один мазхаб не может выйти в своем учении ни за Коран, ни за Сунну. Это и становится их общей платформой в теории и практике богословия (намаз и др.). А раз это так, то вся «свобода мазхабов», их специфика и особенности каждого из них по отношению к другому, совершенно однозначно укладываются в их конкретику, сама которая происходит из конкретных условий жизни людей, носителей этих мазхабов. 

В итоге получается единство мазхабо на почве Корана и Сунны и их возможная конкретика в условиях исторической и социальной практики людей. Ибо жизнь разнится не только территориально, но также и по своему социально-историческому и культурному качеству. Потому общие идеи, – в данном случае это – общие положения Корана и Сунны (сама Сунна в этом случае должна следовать из Корана, иначе она окажется еще одним источником, наряду с Кораном, чего допустить нелья), – надо понимать как существующие в ткани конкретной истории и практики. – А это надо понимать так, что общие идеи, когда они реализуются в жизни, реализуются всегда в ней на почве конкретного образа жизни людей, их ценностей, морали и культуры… 

А теперь встает вопрос о том, как представителю одного направления веры в исламе (одного мазхаба) совершать намаз в мечети, где собираются представители другого, по премуществу, направления (другого мазхаба)? И он решается на почве заявленного принципа. Или принципа о том, что общие положения (идеи) ислама не зависят ни от одного веронаправления (мазхаба), а зависят – целиком и полностью! – от ниспослания Аллаха, Корана в данном случае (с подчинением ему и Сунны Посланника). А уже на этой почве отдельные положения практики ислама (по части, скажем, того же пятничного намаза и других элементов богословия) могут носить конкретный характер с учетом реальной истории и культуры, сформировавших саму эту конкретность. 

А еще одна особенность теории и практики ислама и веры в целом проходит «через человеческую ткань». Речь идет о том, что в вере участвуют, грубо говоря, две стороны: ее теоретики и пользователи (верующие). Первые разрабатывают доктрины и теории, а все остальные уже пользуются ими как готовым продуктом веры. Пользователи порой принижают свои возможности в отношении к вере и влияния на ее теорию. Конечно, они могут подавать предложения «по улучшению механизма работы» веры. Но речь не об этом… Но когда они приходят на пятничную молитву, к примеру, они должны знать, что мазхабы – это единая вера, которая исходит из Корана, за которой стоит Аллах (Бог). Но знать это мало. Надо еще и действовать в сответствии с этим сознанием. Тогда конкретное уйдет на второй план, а на первом останется то, что есть в вере от нее самой и ее сути. Или то, что есть в исламе от Корана и Аллаха. – В этом смысл в намазе остается важным ориентация на киблу, совершение поклонов и чтение рекомендованных аятов Корана. Это, в итоге, и остается предписанием для всех веронаправлений в исламе… 

А что касается того, чтобы делать намаз с представителями других веронаправлений… Так они же все будут делать то, что предписано делать Аллахом по Корану! Никто, ведь, не будет делать ничего за пределами предписания!.. А все мечети (джами) являются доступными для всех. Никакого ограничения на их посещение со стороны мусульман не существует. Потому любой желающий может зайти в них, помолиться и совершать намаз или пятничный намаз. В то же время каждая мечеть управляется организационно и имеет свой порядок вещей. И кто заходит сюда, должен знать об этом и быть уважительным в этому порядку. Принимая эти условия по умолчанию, каждый может, как отмечено, спокойно молиться в каждой мечети… 

Т.е. если мы теперь соединим эти два момента – идею единого Аллаха и Корана в мазхабах и идею уважительного отношения к порядку вещей в мечети, которую мы выбираем для себя в качестве места для молитвы, – а затем спроецируем эту нашу позицию на наш вопрос: «Как быть нам, если нам, при нашем веронаправлении, приходится совершать джуму в мечети, практикующей другое веронаправление», – то мы и получим адекватный ответ на наш вопрос. Его философией станет стремление к сближению веронаправлений, а не углубление разрыва между ними по причине их конкретной практики, повторяющей и воспризводящей в любом случае в своей сути общие и единые черты ниспослания от Корана и Аллаха. Это и является для нас важным и решающим… 

…Посланника Аллаха однажды спросили о том, как быть с мясом, относительно которого неизвестно, было ли упомятнуто над ним (скотом) имя Аллаха или нет? Он сказал: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте!» [1].    

Итак, ученые мазхабов говорят о сближении мазхабов и о том, что различия между ними касаются «несущественных» вопросов. И приведенные суждения говорят о том, что при едином Аллахе и Коране это так и должно быть. И когда верующие разных исламских веронаправлений молятся в пятницу (и другие дни) «под одной крышей», они тоже подтверждают, что различия между ними и в самом деле являются несущественными… 

См. сюда также статью на нашем сайте: Действия в намазе по четырем мазхабам (http://www.koranika.ru/?p=3079). 

Ответ (2): Что касается вопроса о территориальном расселении мазхабов в России и мире, – то этот материал широко представлен в сети (Википедия и др.). 

Теги: мазхабы «под одной крышей», я следую мазхабу имама Шафии, его философией станет стремление к сближению веронаправлений, о территориальном расселении мазхабов.

[1] Buhari, Tevhid, 13, Zebaih, 21.

 

 

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 507
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (5/7) (300418) 30.04.2018 210
2 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (4/7) (300418)  30.04.2018 145
3 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (3/7) (300418) 30.04.2018 134
4 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (2/7) (280418) 28.04.2018 153
5 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (1/7) (280418)  28.04.2018 200
6 Банк как банк! Без процента не бывает! (13) (030418) 03.04.2018 270
7 Банк как банк! Без процента не бывает! (12) (030418) 03.04.2018 201
8 Банк как банк! Без процента не бывает! (11) (030418) 03.04.2018 175
9 Банк как банк! Без процента не бывает! (10) (020418) 02.04.2018 253
10 Вечная проблема: двоюродные брат и сестра (070318) 07.03.2018 503
11 Намаз:  о не совершающих его (060318)  06.03.2018 432
12 Временный брак. Откуда это? (2) (060318) 06.03.2018 441
13 Временный брак. Откуда это? (1) (050318)  05.03.2018 412
14 Банк как банк! Без процента не бывает! (9) (020318) 02.03.2018 310
15 Банк как банк! Без процента не бывает! (8) (020318) 02.03.2018 243
16 Банк как банк! Без процента не бывает! (7) (220218) 22.02.2018 239
17 Банк как банк! Без процента не бывает! (6) (210218)  21.02.2018 253
18 Банк как банк! Без процента не бывает! (5) (210218) (обновлено) 20.02.2018 260
19 Банк как банк! Без процента не бывает! (4) (210218) (обновлено) 20.02.2018 260
20 Банк как банк! Без процента не бывает! (3) (190218) 19.02.2018 241
21 Банк как банк! Без процента не бывает! (2) (190218) 19.02.2018 229
22 Банк как банк! Без процента не бывает! (1) (190218) 19.02.2018 289
23 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 238
24 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 241
25 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 227
26 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 295
27 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 291
28 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 262
29 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 333
30 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 307
31 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 305
32 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 281
33 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 368
34 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 251
35 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 198
36 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 200
37 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 275
38 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 277
39 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 232
40 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 260
41 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 434
42 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 485
43 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 341
44 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 378
45 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 363
46 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 334
47 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 366
48 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 237
49 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 247
50 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 333
51 Развод под давлением родителей 05.10.2017 427
52 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 605
53 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 414
54 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 471
55 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 521
56 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 557
57 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 542
58 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 351
59 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 359
60 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 910
61 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 343
62 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 343
63 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 339
64 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 422
65 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 317
66 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 454
67 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 550
68 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 441
69 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 416
70 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 312
71 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 507
72 Разводиться или повременить? 10.07.2017 372
73 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 363
74 Таравих намаз 27.06.2017 420
75 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 446
76 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 525
77 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 613
78 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 464
79 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 329
80 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 381
81 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 533
82 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 585
83 Всё по возможностям! 01.06.2017 437
84 Я – вторая жена 01.06.2017 593
85 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 443
86 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 483
87 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 439
88 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 543
89 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 783
90 Как быть с наследством? 12.04.2017 616
91 Настроиться на намаз 10.04.2017 664
92 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 632
93 Я – русская мусульманка 04.04.2017 772
94 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 722
95 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.527
96 Брак и родители 24.02.2017 715
97 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 799
98 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 714
99 Три вопроса по Корану 22.02.2017 907
100 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 769