Кораника
Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10)

Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10)

Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10)

Вопрос: Ассаляму уалейкум, скажите, пожалуйста, ангелы и джинны, тоже являются, как и человек, рабами Всевышнего Аллаха?

Ответ: Аллах сотворил два рода (вида) разумных существ – джиннов и людей. Но джиннов сотворил много раньше, чем людей. Потому они являются горазд более продвинутыми существами, нежели люди. Их обоих Аллах сотворил для службы (служения) себе. Т.е. для возложения на них обязанностей и решения ими задач, задуманных для них Аллахом.

В Коране об этом говорится так:

а) «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они служили мне (56). Я не хочу от них пропитания (содержания). И не хочу, чтобы они накормили (насытили) меня (57). Это Аллах дает пропитание, является носителем силы и мощи (58)» (51/56-58).

b) «По правде, глупый из наших говорил чрезмерное об Аллахе (4). А мы думали, что ни люди, ни джинны не скажут неправды об Аллахе» (5). Правда и то, что мужи среди людей прибегали к мужам среди джиннов и они прибавляли им безумия (6) (72/4-6).

«Есть из нас благие, а есть и те, которые ниже их. Мы шли разными путями» (72/11).

«И среди нас есть предавшиеся Аллаху, и среди нас есть отступившие. Предавшиеся пошли прямым путем (14), а отступившие – они дрова для огня (ада) (15)» (72/14-15).

Как видим, у джиннов всё, как у людей. Есть предавшиеся Аллаху и следующие его путем, а есть и отступившие. Обоих ожидает одно и то же. Предавшихся джиннов и людей – благодарственное воздаяние Аллаха (рай), отступивших – наказуемое его воздаяние (ад). Т.е. продвинутось джиннов по сравнению с людьми в этом вопросе ничего не решает. Независимо от уровня развития, джинны и люди одинаково ответственны перед Аллахом. И аттестуются им совершенно одинаково. При положительных действиях они получают положительную оценку, а при отрицательных – отрицательную…

Итак, джинны и люди сотворены Аллахом с единой ответственностью перед ним. Эта ответственность следует из той задачи, которую Аллах ставит перед ними, сотворяя их. А она в обоих случаях состоит в том, чтобы служить Аллаху или быть на службе у Него, в служении Ему. Это есть одновременно и их функция перед Аллахом как сотворяющим их началом…

Как в таком случае характеризовать их, если иметь в виду возможность говорить о них как о рабах? А если говорить как о рабах, то как согласовать это с тем, что Аллах относит их к своим служителям? Ведь служитель и раб – это не всегда одно и то же. Это мы можем видеть уже на примере самого Аллаха. У не есть служители, а рабов у него нет!.. Ибо человек с самого наачла сотворяется у него свободным и таким остается уже до конца. Это видно и по отношению человека к творцу и его ниспосланию. Каждый сам волен определиться в этом вопросе. Правда, творец спросит с каждого из нас за данное ему ниспослание и за его отношение к нему…

Итак, исторически сложилось так, что Аллах характеризует человека (и джиннов) как своего служителя (своих служителей), а люди и по сей день видят его рабом Аллаха. А всё дело в том, что Аллах (Бог) и сам называет человека рабом. И мы делаем это вслед за ним… И если не разобраться в этом, то получится так, что у нас есть рабы потому, что они есть у самого Творца. Т.е. этот вопрос начинается не с нас, он начинается с Творца. Это он сначала делает человека рабом, а мы уже перенимаем эту традицию у него…

Так положение с самого начала ставится с ног на голову и мы приступаем к анализу с ложной посылки. Начинание с нее ни к чему объктивному привести не может. Потому в этом вопросе «уже до того, как приступить к нему», надо задуматься над тем, каким на деле является отношение творца к человеку? Является ли он у него рабом или свободным человеком? Уже по решении этого вопроса можно рассуждать о проблеме далее…

В данном случае проблема рассматривается в плане двух версий или детерминант свободы. В первом случае свобода берется на почве объективной необходимости (закономерности) или природы (порядка) вещей и возможностей человека, проецируемых на эту необходимость, во втором – в плане отношения между людьми в процессе трудовой и общественной деятельности в целом. Речь идет о том, как через это отношение к труду люди могут быть свободными и зависимыми, вплоть до вхождения между собой в отношение свободного и раба. (31.08.2017) (1/10).

Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), 51/56-58, 72/4-6, 72/14-15, отношение свободного и раба.

Продолж. следует

Свежие комментарии

    Архивы