Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 06 Eylül 2017 Email This Post Email This Post

Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Приведенные до сих пор соображения можно рассматривать как вводные. Их задача является известной, а в нашем случае и очевидной. Мы постарались вычленить основное направление исследований или акцент, который делается в нашем случае на теме. И этим акцентом становится само понятие (феномен) свободы. В зависимости от того, как мы подходим к свободе, так строятся и наши соображения о несводе и такой ее степени (мере или форме проявления), как рабство.

В нашем случае свобода понимается, как отмечено, в двух своих версиях (альтернативах, аспектах и т.д.) или детерминациях. В первом случае, повторим, свобода рассматривается на почве объективной необходимости (закономерности) или природы (порядка) вещей и возможностей человека, которые имеются у него в этом вопросе. То есть степень освоения (познания) этой объективной необходимости (природы вещей) есть одновременно и степень свободы человека (в данных координатах суждения о ней). Во втором случае свобода переносится на человеческие общественные отношения и свобода рассматривается под углом этих отношений. А именно под углом зрения того, в этих отношениях сохраняется то начало, которые мы признаём за прицнип человеческого и человечности вообще. И если мы считаем, что, «да», сохраняется, тогда мы квалифицируем эти отношения как свободные и каждую сторону в нем – свободной. А если «не считаем так», а считаем, что всё это обстоит «по-другому» и даже «по-обратному», – т.е. находим, что принципы равновесного состояния человека в его отношениях с собой и между собой в социльной системе нарушены, – разум желает одно, а делается совсем другое, – то и вывод об этих отношениях мы делаем соответствующий. Мы констатируем свободное или независимое состояние одной стороны и несводное или зависимое – до рабского! – другой…

Так мы и рассмотрим эти две версии свободы, а затем попытаемся проследить их связь. 

a. Свобода из необходимости или природы вещей

1. В первом приближении свободу можно понять как действие человека по своей воле [1]. Сколько воли, столько и свободы!.. А так как воли у всех «предостаточно», – по каждому вопросу она готова к действию как взведенная пружина, – то каждый теперь будет стремиться получить положенную ему по этой воле свою долю свободы.

Стремиться – это, простите, «от стремления»…

…Что значит, не говорите ерунду! Разве кто-то отменил это?..

Тогда попробуем получить свободу (действий) по воле… И когда «напробуемся», обнаружим, что «ерунда» превращается у нас каждый раз в объектиную необходимость (закономернсть). Так выясняется, что наша воля, бесконечная и всепоглощающая сама по себе, на деле оказывается сдерживаемой этой самой необходимостью. Потому о ней можно сказать так, что она способна позволить себе каждый раз такую свободу, которая уравновешана содержащейся в ней необходимостью. Другой свободы для нее не существует! Или кратко – свободе по воле – это ее необходимость…

Но тогда получаем некую некорректность выражения самой мысли о свободе. Ибо свобода воли принадлежит духу, а необходимость – внешнней и внутренней сферам или сфере самого духа и той, которая лежит перед ним как внешний для нее мир… С другой строны, воля есть акция духа на действие человеку. А когда свобода воли трактуется как ее (воли) необходимость, то на волю возлагается то, что, в принципе должно быть возможено на сам дух. Ибо воля в этом случае оказывается действующей по необходимости… Но как воля приходит к ней (необходимости), если сама она никак ее никак освоить не может?

И тут раскрываются все карты!

Дух (сознание) осваивает своей познавательной способностью необходимость, а воля уже направляет человека на действия либо в связи с необходимостью или вне связи с ней, в обход нее и даже против нее... 

2. Итак, там, где есть воля и свобода, ограниченная и движимая необходимостью, там всегда есть и предварительная работа ума, для обеспечения адекватного сочетания и действия этих компонентов (воли, свободы, необходимости). Эта работа есть познание необходимости. До возникновения науки эта задача решалась «подручными» средствами познания (от мифологии до произвольного мышления вообще с привлечением сюда также средств и методов иррационального мышления). Но с возникновением науки она делается единственным средством (методом) объективного познания, что значит, что познание объективной необходимости для свободы воли тоже обеспечивается ею.

3. Если с учетом этих соображений вернуться к свободе, то ее можно понять как возможность реализации человеком той своей деятельности и тех форм бытия вообще, которые возможны для него по природе вещей (или существующей объективной необходимости), сама которая является каждый раз результатом познания (знания) своей эпохи. В этом смысле свобода оказывается познанной необходимостью [2]. В современных условиях средством познания свободы и формой знания о ней, естественно, является наука…

Особого внимания здесь заслуживает момент, связанный с ниспосланием. Поскольку оно является системой объктивного знания, ниспосланной Всевышним (Богом, Аллахом) человеку, постольку это знание должно быть тоже привлечено к решению тех задач, к которым привлекается и наука. Но здесь есть одна важная особенность. Речь идет о том содержании ниспослания, которое относится к его тексту непосредственно, сам который подтвержден и прокомментирован современной наукой, лояльной, разумеется, по отношению к ниспосланию. К сожалению, мы не можем пригласить сюда атеизм и современную веру, стоящую вне метода науки, ибо это всё равно, что предложить ненауке рассуждать о науке…

Итак, если признать за свободу возможность реализации человеком своей воли по познанной им необходимости в соответствии с методом науки, – то отказ ему в действиях (независимо от причин) по своей воле или их ограничение будет актом несвободы для него (о рабстве мы пока не говорим, о нем – в следующем пункте).

4. Приведенную «формулу» (свободы) можно понять и абстрактно, и конкретно. В первом случае речь идет о том, чтобы сформулировать для себя (или в системе знания) понятие свободы, а во втором, – чтобы реализовать это понятие (как некую данную или желаемую форму свободы) на деле, на практике. О первом случае можно сказать так, что свобода существует пока как плод ума, а во втором – она уже готова к тому, чтобы быть реализованной на деле, в практике жизни. Между этими двумя состояними или восприятиями свободы лежат два перехода в познании свободы. Первый из них лежит в историческом плане, а второй – в логическом или теоретическом. В первом случае речь идет об историческом переходе от мифомышления к науке, – как это имело место в истории развития европейского знания и науки, начиная с истории древнегреческой философии, – а во втором – о логическом переходе от абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного знания к конкретному или конкретно-формульному знанию в системе современной науки (т.е. переход в данном случае имеет место на почве и в рамках современной науки).

Если знания первого вида (абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного) на руках нет и нет возможности получить из него (или на его основе) конкретное (конкретно-формульное) знание, то необходимое знание обретается в этом случае путем экспериментального изучения свободы при интересующих познание конкретных условиях. Уже это знание используется при всех дальнейших суждениях (выкладках) о ней.

Если требуемого знания нет, то свободой лучше вообще не заниматься, оставить ее (как тему или проблему) «до лучших времен» или до тех пор, пока это знание не появится… (06.09.2017) (4/10).

[1] Поскольку свобода является фундаментальной темой всего социально-исторического познания, она широко исследуется в его сфере. Поскольку в данном случае мы ограничиваемся лишь изложением своего понимания вопроса (темы), мы в этот аспект не входим.

[2] В философии этот тезис исследуется широко и многопланово.

Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), две версии свободы, свобода из необходимости или природы вещей.

Продолж. следует

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 438
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (5/7) (300418) 30.04.2018 318
2 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (4/7) (300418)  30.04.2018 228
3 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (3/7) (300418) 30.04.2018 223
4 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (2/7) (280418) 28.04.2018 240
5 Будущее и его толкование… Дух. Экстрасенсорика (1/7) (280418)  28.04.2018 297
6 Банк как банк! Без процента не бывает! (13) (030418) 03.04.2018 369
7 Банк как банк! Без процента не бывает! (12) (030418) 03.04.2018 309
8 Банк как банк! Без процента не бывает! (11) (030418) 03.04.2018 256
9 Банк как банк! Без процента не бывает! (10) (020418) 02.04.2018 352
10 Вечная проблема: двоюродные брат и сестра (070318) 07.03.2018 654
11 Намаз:  о не совершающих его (060318)  06.03.2018 679
12 Временный брак. Откуда это? (2) (060318) 06.03.2018 573
13 Временный брак. Откуда это? (1) (050318)  05.03.2018 510
14 Банк как банк! Без процента не бывает! (9) (020318) 02.03.2018 406
15 Банк как банк! Без процента не бывает! (8) (020318) 02.03.2018 353
16 Банк как банк! Без процента не бывает! (7) (220218) 22.02.2018 316
17 Банк как банк! Без процента не бывает! (6) (210218)  21.02.2018 335
18 Банк как банк! Без процента не бывает! (5) (210218) (обновлено) 20.02.2018 397
19 Банк как банк! Без процента не бывает! (4) (210218) (обновлено) 20.02.2018 331
20 Банк как банк! Без процента не бывает! (3) (190218) 19.02.2018 345
21 Банк как банк! Без процента не бывает! (2) (190218) 19.02.2018 313
22 Банк как банк! Без процента не бывает! (1) (190218) 19.02.2018 407
23 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 334
24 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 359
25 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 339
26 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 390
27 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 393
28 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 353
29 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 444
30 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 441
31 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 434
32 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 385
33 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 506
34 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 352
35 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 297
36 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 300
37 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 407
38 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 409
39 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 329
40 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 358
41 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 537
42 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 570
43 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 432
44 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 476
45 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 469
46 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 422
47 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 456
48 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 322
49 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 344
50 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 429
51 Развод под давлением родителей 05.10.2017 543
52 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 740
53 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 519
54 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 603
55 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 659
56 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 685
57 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 728
58 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 429
59 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 465
60 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 1.189
61 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 444
62 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 434
63 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 438
64 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 512
65 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 424
66 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 565
67 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 638
68 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 526
69 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 529
70 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 381
71 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 602
72 Разводиться или повременить? 10.07.2017 467
73 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 448
74 Таравих намаз 27.06.2017 532
75 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 558
76 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 613
77 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 770
78 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 576
79 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 417
80 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 476
81 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 633
82 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 720
83 Всё по возможностям! 01.06.2017 542
84 Я – вторая жена 01.06.2017 737
85 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 552
86 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 581
87 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 549
88 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 646
89 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 911
90 Как быть с наследством? 12.04.2017 727
91 Настроиться на намаз 10.04.2017 774
92 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 738
93 Я – русская мусульманка 04.04.2017 878
94 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 846
95 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.670
96 Брак и родители 24.02.2017 826
97 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 889
98 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 827
99 Три вопроса по Корану 22.02.2017 1.006
100 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 853