Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 06 Eylül 2017 Email This Post Email This Post

Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Приведенные до сих пор соображения можно рассматривать как вводные. Их задача является известной, а в нашем случае и очевидной. Мы постарались вычленить основное направление исследований или акцент, который делается в нашем случае на теме. И этим акцентом становится само понятие (феномен) свободы. В зависимости от того, как мы подходим к свободе, так строятся и наши соображения о несводе и такой ее степени (мере или форме проявления), как рабство.

В нашем случае свобода понимается, как отмечено, в двух своих версиях (альтернативах, аспектах и т.д.) или детерминациях. В первом случае, повторим, свобода рассматривается на почве объективной необходимости (закономерности) или природы (порядка) вещей и возможностей человека, которые имеются у него в этом вопросе. То есть степень освоения (познания) этой объективной необходимости (природы вещей) есть одновременно и степень свободы человека (в данных координатах суждения о ней). Во втором случае свобода переносится на человеческие общественные отношения и свобода рассматривается под углом этих отношений. А именно под углом зрения того, в этих отношениях сохраняется то начало, которые мы признаём за прицнип человеческого и человечности вообще. И если мы считаем, что, «да», сохраняется, тогда мы квалифицируем эти отношения как свободные и каждую сторону в нем – свободной. А если «не считаем так», а считаем, что всё это обстоит «по-другому» и даже «по-обратному», – т.е. находим, что принципы равновесного состояния человека в его отношениях с собой и между собой в социльной системе нарушены, – разум желает одно, а делается совсем другое, – то и вывод об этих отношениях мы делаем соответствующий. Мы констатируем свободное или независимое состояние одной стороны и несводное или зависимое – до рабского! – другой…

Так мы и рассмотрим эти две версии свободы, а затем попытаемся проследить их связь. 

a. Свобода из необходимости или природы вещей

1. В первом приближении свободу можно понять как действие человека по своей воле [1]. Сколько воли, столько и свободы!.. А так как воли у всех «предостаточно», – по каждому вопросу она готова к действию как взведенная пружина, – то каждый теперь будет стремиться получить положенную ему по этой воле свою долю свободы.

Стремиться – это, простите, «от стремления»…

…Что значит, не говорите ерунду! Разве кто-то отменил это?..

Тогда попробуем получить свободу (действий) по воле… И когда «напробуемся», обнаружим, что «ерунда» превращается у нас каждый раз в объектиную необходимость (закономернсть). Так выясняется, что наша воля, бесконечная и всепоглощающая сама по себе, на деле оказывается сдерживаемой этой самой необходимостью. Потому о ней можно сказать так, что она способна позволить себе каждый раз такую свободу, которая уравновешана содержащейся в ней необходимостью. Другой свободы для нее не существует! Или кратко – свободе по воле – это ее необходимость…

Но тогда получаем некую некорректность выражения самой мысли о свободе. Ибо свобода воли принадлежит духу, а необходимость – внешнней и внутренней сферам или сфере самого духа и той, которая лежит перед ним как внешний для нее мир… С другой строны, воля есть акция духа на действие человеку. А когда свобода воли трактуется как ее (воли) необходимость, то на волю возлагается то, что, в принципе должно быть возможено на сам дух. Ибо воля в этом случае оказывается действующей по необходимости… Но как воля приходит к ней (необходимости), если сама она никак ее никак освоить не может?

И тут раскрываются все карты!

Дух (сознание) осваивает своей познавательной способностью необходимость, а воля уже направляет человека на действия либо в связи с необходимостью или вне связи с ней, в обход нее и даже против нее... 

2. Итак, там, где есть воля и свобода, ограниченная и движимая необходимостью, там всегда есть и предварительная работа ума, для обеспечения адекватного сочетания и действия этих компонентов (воли, свободы, необходимости). Эта работа есть познание необходимости. До возникновения науки эта задача решалась «подручными» средствами познания (от мифологии до произвольного мышления вообще с привлечением сюда также средств и методов иррационального мышления). Но с возникновением науки она делается единственным средством (методом) объективного познания, что значит, что познание объективной необходимости для свободы воли тоже обеспечивается ею.

3. Если с учетом этих соображений вернуться к свободе, то ее можно понять как возможность реализации человеком той своей деятельности и тех форм бытия вообще, которые возможны для него по природе вещей (или существующей объективной необходимости), сама которая является каждый раз результатом познания (знания) своей эпохи. В этом смысле свобода оказывается познанной необходимостью [2]. В современных условиях средством познания свободы и формой знания о ней, естественно, является наука…

Особого внимания здесь заслуживает момент, связанный с ниспосланием. Поскольку оно является системой объктивного знания, ниспосланной Всевышним (Богом, Аллахом) человеку, постольку это знание должно быть тоже привлечено к решению тех задач, к которым привлекается и наука. Но здесь есть одна важная особенность. Речь идет о том содержании ниспослания, которое относится к его тексту непосредственно, сам который подтвержден и прокомментирован современной наукой, лояльной, разумеется, по отношению к ниспосланию. К сожалению, мы не можем пригласить сюда атеизм и современную веру, стоящую вне метода науки, ибо это всё равно, что предложить ненауке рассуждать о науке…

Итак, если признать за свободу возможность реализации человеком своей воли по познанной им необходимости в соответствии с методом науки, – то отказ ему в действиях (независимо от причин) по своей воле или их ограничение будет актом несвободы для него (о рабстве мы пока не говорим, о нем – в следующем пункте).

4. Приведенную «формулу» (свободы) можно понять и абстрактно, и конкретно. В первом случае речь идет о том, чтобы сформулировать для себя (или в системе знания) понятие свободы, а во втором, – чтобы реализовать это понятие (как некую данную или желаемую форму свободы) на деле, на практике. О первом случае можно сказать так, что свобода существует пока как плод ума, а во втором – она уже готова к тому, чтобы быть реализованной на деле, в практике жизни. Между этими двумя состояними или восприятиями свободы лежат два перехода в познании свободы. Первый из них лежит в историческом плане, а второй – в логическом или теоретическом. В первом случае речь идет об историческом переходе от мифомышления к науке, – как это имело место в истории развития европейского знания и науки, начиная с истории древнегреческой философии, – а во втором – о логическом переходе от абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного знания к конкретному или конкретно-формульному знанию в системе современной науки (т.е. переход в данном случае имеет место на почве и в рамках современной науки).

Если знания первого вида (абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного) на руках нет и нет возможности получить из него (или на его основе) конкретное (конкретно-формульное) знание, то необходимое знание обретается в этом случае путем экспериментального изучения свободы при интересующих познание конкретных условиях. Уже это знание используется при всех дальнейших суждениях (выкладках) о ней.

Если требуемого знания нет, то свободой лучше вообще не заниматься, оставить ее (как тему или проблему) «до лучших времен» или до тех пор, пока это знание не появится… (06.09.2017) (4/10).

[1] Поскольку свобода является фундаментальной темой всего социально-исторического познания, она широко исследуется в его сфере. Поскольку в данном случае мы ограничиваемся лишь изложением своего понимания вопроса (темы), мы в этот аспект не входим.

[2] В философии этот тезис исследуется широко и многопланово.

Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), две версии свободы, свобода из необходимости или природы вещей.

Продолж. следует

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 63
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Развод под давлением родителей 05.10.2017 71
2 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 92
3 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 61
4 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 73
5 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 77
6 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 104
7 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 84
8 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 82
9 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 59
10 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 90
11 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 58
12 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 62
13 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 63
14 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 71
15 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 63
16 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 107
17 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 106
18 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 70
19 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 75
20 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 77
21 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 87
22 Разводиться или повременить? 10.07.2017 74
23 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 68
24 Таравих намаз 27.06.2017 101
25 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 112
26 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 117
27 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 153
28 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 108
29 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 110
30 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 80
31 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 244
32 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 181
33 Всё по возможностям! 01.06.2017 180
34 Я – вторая жена 01.06.2017 273
35 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 161
36 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 211
37 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 212
38 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 254
39 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 437
40 Как быть с наследством? 12.04.2017 292
41 Настроиться на намаз 10.04.2017 365
42 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 377
43 Я – русская мусульманка 04.04.2017 441
44 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 388
45 Молитва о замужестве 09.03.2017 816
46 Брак и родители 24.02.2017 434
47 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 417
48 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 416
49 Три вопроса по Корану 22.02.2017 538
50 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 431
51 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 423
52 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 585
53 Халяльное мясо 20.01.2017 775
54 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 401
55 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 603
56 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 360
57 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 695
58 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 522
59 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 441
60 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 596
61 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 528
62 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 452
63 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 449
64 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 397
65 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 423
66 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 578
67 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 453
68 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 569
69 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 484
70 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 690
71 Коран: разум и медитация 11.11.2016 704
72 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 411
73 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 371
74 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 309
75 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 356
76 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 615
77 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 413
78 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 382
79 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 373
80 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 415
81 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 386
82 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 348
83 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 389
84 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 394
85 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 448
86 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 376
87 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 484
88 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 470
89 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.029
90 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 849
91 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 8)? 12.09.2015 890
92 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 7)? 11.09.2015 847
93 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 6)? 10.09.2015 869
94 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 5)? 05.09.2015 844
95 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 4)? 04.09.2015 861
96 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 3)? 03.09.2015 870
97 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 2)? 28.08.2015 928
98 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 1)? 27.08.2015 943
99 Колдовство (магия) и как с ним быть? 25.08.2015 1.014
100 О Фонде Сулеймания, его научном методе и приглашении к исследованию 26.02.2014 1.481