Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 06 Eylül 2017 Email This Post Email This Post

Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Приведенные до сих пор соображения можно рассматривать как вводные. Их задача является известной, а в нашем случае и очевидной. Мы постарались вычленить основное направление исследований или акцент, который делается в нашем случае на теме. И этим акцентом становится само понятие (феномен) свободы. В зависимости от того, как мы подходим к свободе, так строятся и наши соображения о несводе и такой ее степени (мере или форме проявления), как рабство.

В нашем случае свобода понимается, как отмечено, в двух своих версиях (альтернативах, аспектах и т.д.) или детерминациях. В первом случае, повторим, свобода рассматривается на почве объективной необходимости (закономерности) или природы (порядка) вещей и возможностей человека, которые имеются у него в этом вопросе. То есть степень освоения (познания) этой объективной необходимости (природы вещей) есть одновременно и степень свободы человека (в данных координатах суждения о ней). Во втором случае свобода переносится на человеческие общественные отношения и свобода рассматривается под углом этих отношений. А именно под углом зрения того, в этих отношениях сохраняется то начало, которые мы признаём за прицнип человеческого и человечности вообще. И если мы считаем, что, «да», сохраняется, тогда мы квалифицируем эти отношения как свободные и каждую сторону в нем – свободной. А если «не считаем так», а считаем, что всё это обстоит «по-другому» и даже «по-обратному», – т.е. находим, что принципы равновесного состояния человека в его отношениях с собой и между собой в социльной системе нарушены, – разум желает одно, а делается совсем другое, – то и вывод об этих отношениях мы делаем соответствующий. Мы констатируем свободное или независимое состояние одной стороны и несводное или зависимое – до рабского! – другой…

Так мы и рассмотрим эти две версии свободы, а затем попытаемся проследить их связь. 

a. Свобода из необходимости или природы вещей

1. В первом приближении свободу можно понять как действие человека по своей воле [1]. Сколько воли, столько и свободы!.. А так как воли у всех «предостаточно», – по каждому вопросу она готова к действию как взведенная пружина, – то каждый теперь будет стремиться получить положенную ему по этой воле свою долю свободы.

Стремиться – это, простите, «от стремления»…

…Что значит, не говорите ерунду! Разве кто-то отменил это?..

Тогда попробуем получить свободу (действий) по воле… И когда «напробуемся», обнаружим, что «ерунда» превращается у нас каждый раз в объектиную необходимость (закономернсть). Так выясняется, что наша воля, бесконечная и всепоглощающая сама по себе, на деле оказывается сдерживаемой этой самой необходимостью. Потому о ней можно сказать так, что она способна позволить себе каждый раз такую свободу, которая уравновешана содержащейся в ней необходимостью. Другой свободы для нее не существует! Или кратко – свободе по воле – это ее необходимость…

Но тогда получаем некую некорректность выражения самой мысли о свободе. Ибо свобода воли принадлежит духу, а необходимость – внешнней и внутренней сферам или сфере самого духа и той, которая лежит перед ним как внешний для нее мир… С другой строны, воля есть акция духа на действие человеку. А когда свобода воли трактуется как ее (воли) необходимость, то на волю возлагается то, что, в принципе должно быть возможено на сам дух. Ибо воля в этом случае оказывается действующей по необходимости… Но как воля приходит к ней (необходимости), если сама она никак ее никак освоить не может?

И тут раскрываются все карты!

Дух (сознание) осваивает своей познавательной способностью необходимость, а воля уже направляет человека на действия либо в связи с необходимостью или вне связи с ней, в обход нее и даже против нее... 

2. Итак, там, где есть воля и свобода, ограниченная и движимая необходимостью, там всегда есть и предварительная работа ума, для обеспечения адекватного сочетания и действия этих компонентов (воли, свободы, необходимости). Эта работа есть познание необходимости. До возникновения науки эта задача решалась «подручными» средствами познания (от мифологии до произвольного мышления вообще с привлечением сюда также средств и методов иррационального мышления). Но с возникновением науки она делается единственным средством (методом) объективного познания, что значит, что познание объективной необходимости для свободы воли тоже обеспечивается ею.

3. Если с учетом этих соображений вернуться к свободе, то ее можно понять как возможность реализации человеком той своей деятельности и тех форм бытия вообще, которые возможны для него по природе вещей (или существующей объективной необходимости), сама которая является каждый раз результатом познания (знания) своей эпохи. В этом смысле свобода оказывается познанной необходимостью [2]. В современных условиях средством познания свободы и формой знания о ней, естественно, является наука…

Особого внимания здесь заслуживает момент, связанный с ниспосланием. Поскольку оно является системой объктивного знания, ниспосланной Всевышним (Богом, Аллахом) человеку, постольку это знание должно быть тоже привлечено к решению тех задач, к которым привлекается и наука. Но здесь есть одна важная особенность. Речь идет о том содержании ниспослания, которое относится к его тексту непосредственно, сам который подтвержден и прокомментирован современной наукой, лояльной, разумеется, по отношению к ниспосланию. К сожалению, мы не можем пригласить сюда атеизм и современную веру, стоящую вне метода науки, ибо это всё равно, что предложить ненауке рассуждать о науке…

Итак, если признать за свободу возможность реализации человеком своей воли по познанной им необходимости в соответствии с методом науки, – то отказ ему в действиях (независимо от причин) по своей воле или их ограничение будет актом несвободы для него (о рабстве мы пока не говорим, о нем – в следующем пункте).

4. Приведенную «формулу» (свободы) можно понять и абстрактно, и конкретно. В первом случае речь идет о том, чтобы сформулировать для себя (или в системе знания) понятие свободы, а во втором, – чтобы реализовать это понятие (как некую данную или желаемую форму свободы) на деле, на практике. О первом случае можно сказать так, что свобода существует пока как плод ума, а во втором – она уже готова к тому, чтобы быть реализованной на деле, в практике жизни. Между этими двумя состояними или восприятиями свободы лежат два перехода в познании свободы. Первый из них лежит в историческом плане, а второй – в логическом или теоретическом. В первом случае речь идет об историческом переходе от мифомышления к науке, – как это имело место в истории развития европейского знания и науки, начиная с истории древнегреческой философии, – а во втором – о логическом переходе от абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного знания к конкретному или конкретно-формульному знанию в системе современной науки (т.е. переход в данном случае имеет место на почве и в рамках современной науки).

Если знания первого вида (абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного) на руках нет и нет возможности получить из него (или на его основе) конкретное (конкретно-формульное) знание, то необходимое знание обретается в этом случае путем экспериментального изучения свободы при интересующих познание конкретных условиях. Уже это знание используется при всех дальнейших суждениях (выкладках) о ней.

Если требуемого знания нет, то свободой лучше вообще не заниматься, оставить ее (как тему или проблему) «до лучших времен» или до тех пор, пока это знание не появится… (06.09.2017) (4/10).

[1] Поскольку свобода является фундаментальной темой всего социально-исторического познания, она широко исследуется в его сфере. Поскольку в данном случае мы ограничиваемся лишь изложением своего понимания вопроса (темы), мы в этот аспект не входим.

[2] В философии этот тезис исследуется широко и многопланово.

Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), две версии свободы, свобода из необходимости или природы вещей.

Продолж. следует

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 145
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 80
2 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 102
3 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 101
4 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 85
5 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 71
6 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 73
7 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 84
8 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 63
9 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 54
10 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 69
11 Развод под давлением родителей 05.10.2017 169
12 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 233
13 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 166
14 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 177
15 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 195
16 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 237
17 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 212
18 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 160
19 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 127
20 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 258
21 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 108
22 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 131
23 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 145
24 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 149
25 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 118
26 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 171
27 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 207
28 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 130
29 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 168
30 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 121
31 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 159
32 Разводиться или повременить? 10.07.2017 133
33 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 144
34 Таравих намаз 27.06.2017 163
35 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 169
36 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 184
37 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 231
38 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 163
39 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 162
40 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 124
41 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 310
42 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 260
43 Всё по возможностям! 01.06.2017 233
44 Я – вторая жена 01.06.2017 355
45 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 219
46 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 268
47 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 251
48 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 337
49 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 498
50 Как быть с наследством? 12.04.2017 341
51 Настроиться на намаз 10.04.2017 423
52 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 425
53 Я – русская мусульманка 04.04.2017 497
54 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 449
55 Молитва о замужестве 09.03.2017 949
56 Брак и родители 24.02.2017 483
57 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 481
58 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 470
59 Три вопроса по Корану 22.02.2017 613
60 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 484
61 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 495
62 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 663
63 Халяльное мясо 20.01.2017 851
64 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 457
65 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 665
66 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 412
67 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 774
68 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 582
69 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 499
70 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 645
71 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 599
72 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 502
73 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 526
74 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 469
75 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 471
76 Контроль «человека усопшего» 01.12.2016 661
77 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (9/9) 29.11.2016 511
78 Вечная проблема: невестка и свекровь 28.11.2016 633
79 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (8/9) 23.11.2016 532
80 «Не болеть» и быть сильным на пути Аллаха 17.11.2016 757
81 Коран: разум и медитация 11.11.2016 779
82 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (7/9) 03.11.2016 471
83 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (6/9) 01.11.2016 434
84 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (5/9) 28.10.2016 354
85 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (4/9) 17.10.2016 416
86 Р. Османзаде. NASA признало существование инопланетян 23.09.2016 708
87 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (2/9) 07.09.2016 469
88 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (6) (1/9) 31.08.2016 442
89 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (5) 29.08.2016 427
90 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (4) 26.08.2016 466
91 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (4/4) 25.08.2016 446
92 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (3/4) 24.08.2016 404
93 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (2/4) 23.08.2016 443
94 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (3) (1/4) 22.08.2016 446
95 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (2/2) 18.08.2016 508
96 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (2) (1/2) 16.08.2016 436
97 Р. Османзаде. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (2/2) 10.08.2016 531
98 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (1) (1/2) 10.08.2016 519
99 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 10)? 18.09.2015 1.095
100 Колдовство (магия) и как с ним быть (продолж. 9)? 17.09.2015 943