Кораника
Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10)

Приведенные до сих пор соображения можно рассматривать как вводные. Их задача является известной, а в нашем случае и очевидной. Мы постарались вычленить основное направление исследований или акцент, который делается в нашем случае на теме. И этим акцентом становится само понятие (феномен) свободы. В зависимости от того, как мы подходим к свободе, так строятся и наши соображения о несводе и такой ее степени (мере или форме проявления), как рабство.

В нашем случае свобода понимается, как отмечено, в двух своих версиях (альтернативах, аспектах и т.д.) или детерминациях. В первом случае, повторим, свобода рассматривается на почве объективной необходимости (закономерности) или природы (порядка) вещей и возможностей человека, которые имеются у него в этом вопросе. То есть степень освоения (познания) этой объективной необходимости (природы вещей) есть одновременно и степень свободы человека (в данных координатах суждения о ней). Во втором случае свобода переносится на человеческие общественные отношения и свобода рассматривается под углом этих отношений. А именно под углом зрения того, в этих отношениях сохраняется то начало, которые мы признаём за прицнип человеческого и человечности вообще. И если мы считаем, что, «да», сохраняется, тогда мы квалифицируем эти отношения как свободные и каждую сторону в нем – свободной. А если «не считаем так», а считаем, что всё это обстоит «по-другому» и даже «по-обратному», – т.е. находим, что принципы равновесного состояния человека в его отношениях с собой и между собой в социльной системе нарушены, – разум желает одно, а делается совсем другое, – то и вывод об этих отношениях мы делаем соответствующий. Мы констатируем свободное или независимое состояние одной стороны и несводное или зависимое – до рабского! – другой…

Так мы и рассмотрим эти две версии свободы, а затем попытаемся проследить их связь. 

a. Свобода из необходимости или природы вещей

1. В первом приближении свободу можно понять как действие человека по своей воле [1]. Сколько воли, столько и свободы!.. А так как воли у всех «предостаточно», – по каждому вопросу она готова к действию как взведенная пружина, – то каждый теперь будет стремиться получить положенную ему по этой воле свою долю свободы.

Стремиться – это, простите, «от стремления»…

…Что значит, не говорите ерунду! Разве кто-то отменил это?..

Тогда попробуем получить свободу (действий) по воле… И когда «напробуемся», обнаружим, что «ерунда» превращается у нас каждый раз в объектиную необходимость (закономернсть). Так выясняется, что наша воля, бесконечная и всепоглощающая сама по себе, на деле оказывается сдерживаемой этой самой необходимостью. Потому о ней можно сказать так, что она способна позволить себе каждый раз такую свободу, которая уравновешана содержащейся в ней необходимостью. Другой свободы для нее не существует! Или кратко – свободе по воле – это ее необходимость…

Но тогда получаем некую некорректность выражения самой мысли о свободе. Ибо свобода воли принадлежит духу, а необходимость – внешнней и внутренней сферам или сфере самого духа и той, которая лежит перед ним как внешний для нее мир… С другой строны, воля есть акция духа на действие человеку. А когда свобода воли трактуется как ее (воли) необходимость, то на волю возлагается то, что, в принципе должно быть возможено на сам дух. Ибо воля в этом случае оказывается действующей по необходимости… Но как воля приходит к ней (необходимости), если сама она никак ее никак освоить не может?

И тут раскрываются все карты!

Дух (сознание) осваивает своей познавательной способностью необходимость, а воля уже направляет человека на действия либо в связи с необходимостью или вне связи с ней, в обход нее и даже против нее... 

2. Итак, там, где есть воля и свобода, ограниченная и движимая необходимостью, там всегда есть и предварительная работа ума, для обеспечения адекватного сочетания и действия этих компонентов (воли, свободы, необходимости). Эта работа есть познание необходимости. До возникновения науки эта задача решалась «подручными» средствами познания (от мифологии до произвольного мышления вообще с привлечением сюда также средств и методов иррационального мышления). Но с возникновением науки она делается единственным средством (методом) объективного познания, что значит, что познание объективной необходимости для свободы воли тоже обеспечивается ею.

3. Если с учетом этих соображений вернуться к свободе, то ее можно понять как возможность реализации человеком той своей деятельности и тех форм бытия вообще, которые возможны для него по природе вещей (или существующей объективной необходимости), сама которая является каждый раз результатом познания (знания) своей эпохи. В этом смысле свобода оказывается познанной необходимостью [2]. В современных условиях средством познания свободы и формой знания о ней, естественно, является наука…

Особого внимания здесь заслуживает момент, связанный с ниспосланием. Поскольку оно является системой объктивного знания, ниспосланной Всевышним (Богом, Аллахом) человеку, постольку это знание должно быть тоже привлечено к решению тех задач, к которым привлекается и наука. Но здесь есть одна важная особенность. Речь идет о том содержании ниспослания, которое относится к его тексту непосредственно, сам который подтвержден и прокомментирован современной наукой, лояльной, разумеется, по отношению к ниспосланию. К сожалению, мы не можем пригласить сюда атеизм и современную веру, стоящую вне метода науки, ибо это всё равно, что предложить ненауке рассуждать о науке…

Итак, если признать за свободу возможность реализации человеком своей воли по познанной им необходимости в соответствии с методом науки, – то отказ ему в действиях (независимо от причин) по своей воле или их ограничение будет актом несвободы для него (о рабстве мы пока не говорим, о нем – в следующем пункте).

4. Приведенную «формулу» (свободы) можно понять и абстрактно, и конкретно. В первом случае речь идет о том, чтобы сформулировать для себя (или в системе знания) понятие свободы, а во втором, – чтобы реализовать это понятие (как некую данную или желаемую форму свободы) на деле, на практике. О первом случае можно сказать так, что свобода существует пока как плод ума, а во втором – она уже готова к тому, чтобы быть реализованной на деле, в практике жизни. Между этими двумя состояними или восприятиями свободы лежат два перехода в познании свободы. Первый из них лежит в историческом плане, а второй – в логическом или теоретическом. В первом случае речь идет об историческом переходе от мифомышления к науке, – как это имело место в истории развития европейского знания и науки, начиная с истории древнегреческой философии, – а во втором – о логическом переходе от абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного знания к конкретному или конкретно-формульному знанию в системе современной науки (т.е. переход в данном случае имеет место на почве и в рамках современной науки).

Если знания первого вида (абстрактно-теоретического или абстрактно-формульного) на руках нет и нет возможности получить из него (или на его основе) конкретное (конкретно-формульное) знание, то необходимое знание обретается в этом случае путем экспериментального изучения свободы при интересующих познание конкретных условиях. Уже это знание используется при всех дальнейших суждениях (выкладках) о ней.

Если требуемого знания нет, то свободой лучше вообще не заниматься, оставить ее (как тему или проблему) «до лучших времен» или до тех пор, пока это знание не появится… (06.09.2017) (4/10).

[1] Поскольку свобода является фундаментальной темой всего социально-исторического познания, она широко исследуется в его сфере. Поскольку в данном случае мы ограничиваемся лишь изложением своего понимания вопроса (темы), мы в этот аспект не входим.

[2] В философии этот тезис исследуется широко и многопланово.

Теги: джинны и люди, свобода и рабство, свобода от Аллаха (Творца), две версии свободы, свобода из необходимости или природы вещей.

Продолж. следует

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.