Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10)
Кораника > Р. Османзаде. Исследования > Фетвы Дата: 02 Kasım 2017 Email This Post Email This Post

Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10)

От редактора. Мы получили письмо от читателя с предложением оценить «деятельность и публичные высказываниях Шейха Омера Тугрула и их соответствие Корану» (письмо прилагается сразу за этим текстом). Но чтобы говорить «о соответствии», над сказать сначала о самом Коране… Так мы решили предложить анализ основных положений (принципов) Корана в их научном преломлении (т.е. в соответствии с нашей методологией). И уже вслед за этим и на этом основании рассмотреть сами высказывания Автора.   

Вопрос: Ас салам алейкум, уважаемые. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Поделитесь, пожалуйста, своими выводами, основываясь на принципах коранического ниспослания, о деятельности и публичных высказываниях Шейха Омера Тугрула и их соответствии с Кораном. Заранее благодарен.

Ответ: В Турции проживает гражданин с указанными вами именем и фамилией. И, простите, с «публичными выказываниями», о которых вы говорите. Может вы имеете в виду его?.. Именно эти его высказывания оказались сегодня в фокусе общественного мнения, которая подвергло их критике и осудило. Газета «Хурриет» (Hürriyet) даже завела по этому вопросу специальное дело (досье), в котором собраны высказывания О.Т. Инанчера и их осудительная критика. Если его направить в суд, поскольку высказывания являются оскорбительными для людей, то это будет «готовое дело» для привлечения Автора к ответственности. И тогда ему придется оправдываться уже перед судом [1]

Таков г-н О.Т. Инанчер в своих высказываниях, которые стали характеризовать как «скандальные». Они крайне «несимпатичны», скажем так, для людей, поскольку «ни с того, ни с сего» берутся осуждать их и это осуждение обретает оскорбительный характер. Поневоле начинаешь спрашивать себя о том, откуда взял он себя такое право?! Никаких оснований не приводит! Нет у него ни Бога (Аллаха), ни философии (философов), ни науки (ученых)! Всё говорит от себя. Эдакий мыслитель-перстоуказатель!.. А когда выясняется, что им тоже не является, то остается думать о высказываниях Автора как о претензиях, не имеющих под собой никаких оснований, ничем не обеспеченных и не подкрепленных. И ничем не привлекательных…

Вердикт: высказывания Автора – это частное мнение человека и тех, кто их поддерживает и разделяет. Демократическое общество допускает это, как право свободы слова человека (личности). Но поскольку в этом обществе действует одновременно и закон, постольку все свободы в нем теперь должны согласоваться еще и с ним. Не согласующиеся вступают в противостояние с ним со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Потому свободно высказывающийся Инанчер – это одна сторона современной демократии. Но есть же и другая, ограничивающая эту свободу до ее задаваемой законом меры. И если общественное мнение поднимет вопрос об оскорбительном характере высказываний, то суду придется решать вопрос об этой мере. Или о том, перешел ли Автор ее или всё же остался в ее пределах?..

Единственный адекватный ход, который он может сделать в своем положении, – это прекратить делать подобные высказывания, а вместо этого перейти к серьезному и систематическому исследованию вопросов, относительно которых он изрекает свое мнение в высказываниях. К слову, «изрекать» в науке, как известно, не принято. В ней принято постулировать. Но постулат это – посылка для размышлений (суждений), своего рода приглашение к ним. А еще его можно рассматривать как только их начало (как теоретическое и фактическое). Потому с ним сразу надо сделать и следующий шаг, проясняющий и конкретизирующий его. И делать эти шаги до тех пор, пока не будет получено исчерпывающее определение исходной посылки (начала, постулата). А когда всего этого нет, – нет ни следующего (после постулата) шага, ни последующих, а есть только сам постулат или постулат как таковой, – тогда можно считать, что и его самого тоже нет. Ибо оставшись «наедине с собой» и без своего дальнейшего сопровождения в конкретизирующих его определениях, постулат (начальная посылка) уподобляется «генералу, оставшемуся без армии». А поскольку такового не бывает, постольку и «генерала без армии» не бывает. Лицо это переходит в какую-то другую категорию… Так, простите, и послулат. Оставшись без конкретизирующих его определений, он поневоле вынуждается к тому, чтобы представлять собой то размышление, которое, простите, «получилось бы» из него, «если бы» оно обрасло требуемыми для него определениями, конкретизирующими его первоначальную абстрактность… В силу этого и происходит метаморфоза с ним. Ибо первоначальный постулат (начальная посылка, теоретическое начало и т.д), из которого следует дальнейшее развитие его содержания, отливающееся «в размышление» (суждение, теорию и т.д.), принадлежит научному мышлению, а постулат, оставшийся самим собой и без требуемого его сопровождения и обеспечения последующими определениями, сливается, как отмечено, с самим «размышлением» и поневоле пытается быть им. Но так как это ему не дано, то он перерождается в изрекательсто, которе покидает почву науки и делается средством мышления различного рода прорицателей, оракулов. Спросить у него ничего невозможно. Он только говорит, точнее, постулирует. Но уже не в смысле науки, – такого постулата больше нет! – а в смысле ни к чему никого не обязывающего некоего произвольного мнения. А ты хочешь бери его и пользуйся им, а хочешь поблагодари человека за услугу и оставь его рекомендацию на месте. Думай своим умом [2]

Таковы высказывания нашего Автора (Инанчера), повисшие в свободном пространстве оракульствующего мышления. А по отношению к свободному каждый тоже является свободным…

Итак, единственным адекватным ходом для Автора, по нашему мнению, явился бы его переход от высказываний своего мнения, – которые на деле являются ничем не обеспечнным изрекательством в отношении рассматриваемых им тем (вопросов), – к их серьезному и систематическому исследованию (по методу науки, естественно).

Это касается научной (и методологической) стороны его высказываний. А есть же еще и социальная и нравственная стороны. Что будем делать с ними? Здесь тоже имеет место расхождение Автора с историей и наукой. Их никак принять нельзя. И общественное мнене высказывается в этом плане совершенно определенно и однозначно…

Неверная по науке картина в целом ряде случаев является еще и оскорбительной для людей, в том числе и в определении их как мужчин и женщин. И делается это в публичных заявлениях. Значит оскорбления направляются теперь и в адрес самого общества. А в этом случае принято приносить извинения, а при упорстве оскорбителя напрвлять дело в суд для восстановления порушенной справедливости…

Никаких извинений пока не принесено. Есть отдельные оправдания. И процесс в целм продолжается в том виде, в каком он сложился с высказываниями Автора (Инанчера) в последние годы. С той, возможно, особенностью, что теперь эти высказывания и сам их автор характеризуются как скандальные (скандальный).

Понятно, что Инанчер не один такой писатель и автор высказываний. И хотя он пишет и высказывается от себя, тем не менее он представляет и тех, кто разделяет его позиции…

Но против фактов, истории, людей и нравов не пойдешь! Они много сильнее отдельного высказывания или даже ряда высказываний. Сильнее всякого индивидуального и даже группового опыта, реализуемого в четырех стенах своего дома-крепости… Другое дело, если взять перо в руки и порассудать о жизни нашей так, чтобы она продвигалась вперед к более лучшей, обеспеченной и благой. Вот это было бы настоящим геройством…

Так что у Инанчера еще есть выбор. И ничего для него не поздно. Он может выйти из всех своих трудностей одним, так сказать, «махом» если обратится к предложению Аллаха о том, что «с людьми надо соревноваться в добром». – «У каждого есть направление, на которое он обращен. В таком случае и вы старайтесь опережать друг друга в добрых делах» (2/148). – Это должно прийтись ему по вкусу, ибо он является человеком, «любящим Аллах», как об этом говорит он сам в своей биографии (см. ниже).

Поддержанное Аллахом, поддержит каждый разумный!..

*     *     * Тему рассмотрим как самостоятельную работу (исследование). Ибо приводимые в данном случае взгляды и высказывания Инанчера присущи, как отмечено, не только ему одному, как некой частной фигуре, но и определенной социальной группе. А это формирует и соответствующий подход к ней.

Работа состоит из вводной части, трех глав и заключения.

В первой (1) главе рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с концептом ниспослания и методологией его познания (с учетом темы), во второй (2) приводится критика тасаввуфа и отмечается его безотносительность к Корану и исламу на его основе, в третьей (3) критически оцениваются интересующие нас высказвания Инанчера (Автора).

Подчеркнем и такую особенность нашего анализа, когда нас в любом случае привлекает именно теоретический аспект рассматриваемых вопросов, в силу чего он и оказывается в итоге в фокусе анализа. (02.11.2017).

Теги: высказывания с претензиями, Инанчер, опережать друг друга в добрых делах, 2/148. 

Продолж. следует

[1] См. газету «Хурриет» (Hürriyet) по теме (конкретные ссылки приводятся ниже).

[2] Одним из известных исторических примеров «извергающего» (констатирующего) и «необязывающего» мышления, предлагающего всем желающим свои услуги, – в виде готовых решений на все случаи жизни по их вопросам, – был, к примеру, дельйфийский оракул (в Дельфах в древней Греции) (см.: Дельфийский оракул. – http://ponjatija.ru/node/9186) (02/11/2017) и др.

 

Facebook'ta PaylaşTwitter'da Paylaş
Просмотрено 168
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Банк как банк! Без процента не бывает! (7) (220218) 22.02.2018 12
2 Банк как банк! Без процента не бывает! (6) (210218)  21.02.2018 12
3 Банк как банк! Без процента не бывает! (5) (210218) (обновлено) 20.02.2018 20
4 Банк как банк! Без процента не бывает! (4) (210218) (обновлено) 20.02.2018 18
5 Банк как банк! Без процента не бывает! (3) (190218) 19.02.2018 26
6 Банк как банк! Без процента не бывает! (2) (190218) 19.02.2018 21
7 Банк как банк! Без процента не бывает! (1) (190218) 19.02.2018 25
8 Брак в РФ по шариату (Корану) (160218)  16.02.2018 45
9 Брак с невесткой: как понять по Корану? (5) (150218) 15.02.2018 42
10 Брак с невесткой: как понять по Корану? (4) (130218) (обновлено 150218) 13.02.2018 55
11 Брак с невесткой: как понять по Корану? (3) (120218) (обновлено 140218) 12.02.2018 61
12 Брак с невесткой: как понять по Корану? (2) (120218) 12.02.2018 62
13 Брак с невесткой: как понять по Корану? (1) (110218) 11.02.2018 67
14 О намазе и его совершении (100218) 10.02.2018 86
15 Как делится родительский дом между братом и сестрой? (100218)   10.02.2018 70
16 Три талака во гневе! Но опять же «три»!.. (090218)  09.02.2018 72
17 Разводиться: устным словом или смс? (090218)  09.02.2018 73
18 Жены в раю: какая первая из двух? (6) (010218) 01.02.2018 143
19 Жены в раю: какая первая из двух? (5) (310118) 31.01.2018 77
20 Жены в раю: какая первая из двух? (4) (300118) 30.01.2018 76
21 Жены в раю: какая первая из двух? (3) (290118)  29.01.2018 84
22 Жены в раю: какая первая из двух? (2) 280118 28.01.2018 74
23 Жены в раю: какая первая из двух? (1) 270118 27.01.2018 110
24 Вопрос «в щеку» как благодарность тестю  18.01.2018 110
25 Побить при ссоре, получить за это и прокричать три талака  17.01.2018 115
26 Османзаде Р.М. Сознание (дух) и трудности определения (1/5) (151117) 15.11.2017 268
27 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (5/) (121117) (обновлено 141117) 12.11.2017 288
28 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (4/4) (091117) 09.11.2017 212
29 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (3/4) (081117) 08.11.2017 222
30 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (2/4) (081117) 08.11.2017 200
31 Очень люблю! И выхожу! Но!.. (1/4) (081117)  08.11.2017 195
32 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (4/10) (051117)  05.11.2017 197
33 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (3/10) (05.11.17)  05.11.2017 140
34 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (2/10) (05.11.17) 05.11.2017 128
35 Высказывания с претензиями (Инанчер в свете Корана) (1/10) 02.11.2017 168
36 Развод под давлением родителей 05.10.2017 284
37 Юсуф толкует сны (о предсказании будущего) (1/5) 04.10.2017 402
38 Я даю тебе развод по телефону (еще раз)! 02.10.2017 292
39 Как дать ребенку второе имя? 02.10.2017 321
40 Я согласна быть второй женой  02.10.2017 336
41 Любвеобильный муж и прощающая жена (1/2) 29.09.2017 378
42 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (4/10) 28.09.2017 330
43 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (3/10) 28.09.2017 240
44 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (2/10) 28.09.2017 204
45 Кто написал Коран? Прошу с доказательством!.. (1/10) 19.09.2017 477
46 Два счастья в семье от юноши, поступившего в вуз 19.09.2017 196
47 Трижды «сестра», но… «неиспорченный» махр (?) 18.09.2017 208
48 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (4/10) 06.09.2017 219
49 Джинны и люди. Свобода и рабство. Свобода от Аллаха (Творца) (3/10)  04.09.2017 254
50 Свобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (2/10) 02.09.2017 175
51 Cвобода, несвобода, рабство (Творец и человек) (1/10) 10.08.2017 271
52 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (3/3) 08.08.2017 330
53 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (2/3) 07.08.2017 232
54 Будущее и его толкование… Экстрасенсорика (1|3) 04.08.2017 237
55 Развод по телефону (еще раз) 02.08.2017 187
56 Мазхабы «под одной крышей» 11.07.2017 294
57 Разводиться или повременить? 10.07.2017 208
58 Брак: здоровье и его нарушение 10.07.2017 220
59 Таравих намаз 27.06.2017 239
60 Непорядочные лжепредсказатели наших дней 24.06.2017 267
61 Иблис: друг или кто? 23.06.2017 310
62 Рабы и наложницы: где они в Коране? 23.06.2017 352
63 Неработающий муж или семья? 22.06.2017 279
64 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 215
65 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 19.06.2017 211
66 Волшебники и колдуны… Экстрасенсы! «Куда только смотрит Бог»?! (1/5) 04.06.2017 389
67 Бог наказал не Царя Соломона, а его народ (или полемика с Богом) 02.06.2017 393
68 Всё по возможностям! 01.06.2017 304
69 Я – вторая жена 01.06.2017 433
70 Капитал… из закята (!) (1/3) 30.05.2017 297
71 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017) (продолж.) 29.05.2017 344
72 КОРАН и РАМАЗАН (27.05-24.06/2017). Вводная 27.05.2017 312
73 Три развода в одном! Еще раз! «При отягчающих»! 28.04.2017 414
74 Пост и намаз у женщины в период месячных 28.04.2017 611
75 Как быть с наследством? 12.04.2017 447
76 Настроиться на намаз 10.04.2017 503
77 …А что говорит Аллах (о самоупокоении)? 10.04.2017 496
78 Я – русская мусульманка 04.04.2017 593
79 Я дал развод три раза одновременно 04.04.2017 536
80 Молитва о замужестве 09.03.2017 1.162
81 Брак и родители 24.02.2017 566
82 Супружество по чувству и уму, если это по исламу 24.02.2017 604
83 О чести и достоинстве и распространении нечестия (бесчестия) 24.02.2017 561
84 Три вопроса по Корану 22.02.2017 727
85 Право женщины на развод. И как быть?.. 21.02.2017 611
86 Всезнающий!.. А судьба Адама и Евы?.. 21.02.2017 622
87 Зачем разводиться с адекватой женой? 23.01.2017 815
88 Халяльное мясо 20.01.2017 1.002
89 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (5/5) 18.01.2017 553
90 Развод и прощение! А связь – всё равно зина! 12.01.2017 751
91 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (4/5) 06.01.2017 530
92 «Вынужденная» (из-за детей) зина и как быть с ней? 02.01.2017 921
93 Разве Мы не раскрыли твою грудь? (Коран и хадисы) (метафора в Коране) 30.12.2016 720
94 Университет или второй ребенок при первом на руках 29.12.2016 602
95 Не сто и не тысяча! А по Корану!.. 23.12.2016 757
96 Ислам и религии «при намазе» 23.12.2016 710
97 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (3/5) 23.12.2016 609
98 Знание, мудрость, философия 19.12.2016 647
99 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (2/5) 19.12.2016 582
100 Р. Османзаде. А. Баиндир о Коране (7 тем) (7) (1/5) 12.12.2016 577