Кораника
Рамазан и пост (3)

Рамазан и пост (3)

Вопрос: С какого возраста следует приучать детей к посту? 

Ответ: Возрастом, начиная с которого на детей распространяются предписания веры, является возраст половой зрелости. Для девочек это – с 9-ти лет, для мальчиков – с 12-ти. К 15-ти годам эта зрелость достигается для обоих полов.
Подготовать ребенка к ответственности перед верой и исполнению ее предписаний – это задача родителей. Предписания о намазе и посте должны сообщаться детям уже с 7-ми лет. В силу этого уже к 10-ти летнему возрасту ребенок хорошо знает совершение намаза и временами может держать пост. По поскольку они еще не вступили в зрелый возраст, они еще не могут нести в полной мере ответственность за свои действия в сфере веры и их не следует принуждать к ней насильно. Их следует обучать и воспитывать в этом направлении с учетом их умственных и психо-физиологических возможностей. Примером в этом вопросе может стать опыт поколения сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Когда дети, приучаемые к посту, начинали плакать, требуя еды, родители отвлекали их забавами, играми и игрушками (см. Buhari, Savm, 47). 

Вопрос: Верным ли является мнение о том, чтобы не держать пост за1-2 дня до Рамазана?
 
Ответ: Эту Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: «Не встречайте постом Рамазан за 1-2 дня до него» (не держите пост за 1-2 дня до Рамазана. – Ред.). Но если это привычный пост, который придется на этот день (эти дни. – Ред.), то пусть он держит его» (Buhari, Savm, 14; Müslim, Sıyâm, 21 (1082); Tirmizi, Sıyâm, 2).
Основываясь на этом хадисе, Омар б. Хаттаб, Али б. Эби Талиб, Аммар, Хузейфе, Ибн Месуд и некоторые другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах), а также Саид б. Мусеййб, Шаби, Нехаи, Хасан Басри и другие табиины [1], а также имам Шафи, – считали несоответствующим целям Рамазана держать пост перед ним в последние 10 дней месяца Шабана.
 
Вопрос: Соответствует ли условиям шариата одаривание мусульман и немусульман, которые сознательно не держат пост?
 
Ответ: Такого явления, как «сознательно не держать пост», у мусульманина быть не может. Не вера должна соответствовать нам, а мы – вере. А тот, кто не желает соответствовать вере, не может быть приведен к ней насильно. По этой причине можно их одаривать (делать им преподношения, – Ред.). Но при этом было бы хорошо, если бы вы еще и напоминали им об условиях веры.
 
Вопрос: С чего следует начинать ифтар (еду по окончании поста) – с фиников или воды?
 
Ответ: Если оценить хадисы и практику Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то можно видеть такую рекомендацию: те, кто находит финики, пусть открывает ифтар ими, а кто не находит их – может использовать воду.
Согласно хадису от Салмана Ибн Амира ад-Дабби (да будет доволен им Аллах), Посланник говорил так:
«Кто из вас захочет совершить ифтар, пусть открывает свой пост финиками (хурмой). Кто не найдет фиников (хурмы), пусть совершит ифтар водой. Вода – чистая» (см.: Ebû Dâvûd, Savm, 21; Tirmizî, Zekât, 26; Savm, 10; İbn Mâce, Sıyâm, 25).
Энес (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открывал свой пост (орудж) перед вечерним намазом несколькими штуками свежей хурмы. Если он не находил свежей хурмы, то совершал ифтар сухой хурмой (букв.: сухой хурмовиной или хурмавинкой или даже одной сухой хурмовиной или хурмавинкой. – Ред.). Если он не находил и сухой хурмы, то совершал ифтар несколькими глотками воды» (см. Ebû Dâvûd, Savm, 21; Tirmizî, Savm, 10).
Здесь имеет смысл подчеркнуть, что хурма (финики) не является обязательным условием для открытия поста (ифтара). Это – только рекомендация.
От редактора
…Насчет воды – это понятно! Она всегда под рукой. И даже тогда, когда ничего другого больше нет!.. Потому ею всегда можно… утолять жажду (!). А теперь выясняется, что она подходит и для открытия поста. Когда нет «этой самой» хурмы, с которой рекомендуется ее открывать…
Вода есть везде. А хурма (финики) только там, где она растет. А еще и там, куда ее привозят оттуда, «где она растет»… «В другом месте ее нет»… Как быть в таком случае? Что делать людям в странах, которые не производят и не экспортируют хурму? Так и открывать (пост) водой»?.. Так логическое мышление заводит в тупик, когда им пользуются без выяснения смысла темы и суждения. Что, впрочем, можно проследить не только на данном примере, но и во всех других случаях…
Итак, почему всё же хурма (финики)?
А просто потому, что Саудовская Аравия является ее родиной (!). Она представляет собой один из мировых регионов ее активного произрастания в существующих здесь естественных условиях. А что произрастает «по естеству», произрастает «вдоволь и досыта». «По горло» каждому… В России хурму надо покупать. Потому она не может быть предложена как «еда до воды» в ифтар. В качестве таких продуктов могут быть рекомендованы, если угодно, фрукты и овощи по сезону…
 
Вопрос: Как молился Посланник после ифтара?
 
Ответ: Сообщается от Муаза б. Зухра о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время ифтара говорил так:
«О, Аллах мой! Для тебя я держал пост и открывают его тем, что ты дал мне» (Ebu Davud, Savm, 22).
Эти слова дополняются так: «О, Аллах мой! Для тебя я держал пост и открывают его тем, что ты дал мне. Прими его от нас. Ты слышащий и знающий». Об этом, со слов Ибн Аббаса, говорится в книге Дарекутни и Таберани «Еl-Mü’cemul-Kebir».
Ибнус-Сунни передает от Муаза б. Зухри:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил так: «Я благодаря Аллаха. Он помог мне, я стал держать пост, он дал мне средства, я совершил ифтар».
Абдуллах б. Амр б. ал-Ас сообщает о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее:
«Молитва постящегося следующая: «Аллах мой! Я желал бы прощения грехов от Тебя, милостью своей окружающей всё».  
Ханефисты читают следующую молитву во время ифтара:
«Аллах мой! Для твоего согласия я держал пост. Я уверовал в тебя. Я открываю свой пост тем, что ты дал мне. Я дал слово и на следующий день поста Рамазана. Прости мне мои прошлые и будущие грехи».
Сторонники направления Шафи молят так: «Аллах мой! Для тебя я держал пост. И открываю его тем, что ты дал мне».
Источник: Sünen-i Ebu Davud. Tercüme ve Şerhi: Hüseyin Kayapınar, Necati Yeniel, Necat Akdeniz. Şamil Yayınevi. Oruç bahsi, 22. bâb (пер. на турецк.).
 
Вопрос: Почему курение нарушает пост – понять не могу? В нем нет ничего ни питающего, ни насыщающего. Запрет на курение не позволяет держать пост курильщикам, которые желали бы держать его.
 
Ответ: Пост нарушают, как уже сказано, еда, питье и связь с женщиной. Не имеет значения то, что еда и питье питают организм. Важно, что они проходят во внутрь. Курение – это как раз такой случай.
 
Вопрос: Некоторые приступают к посту на день раньше. Указывают на взошедшую Луну (хилал). Так ли это?
 
Ответ: В этом вопросе следует сослаться на практику Турции, начиная с 1977г. До сих пор она остается в силе. Несколько лет как и Саудовская Аравия начинает следовать ей. Мы встречались с людьми, которые утверждали, что они видели хилал и потому начали пост, а затем и праздник, но ни один из них никаких убедительных аргументов привести не смог.

[1] Табиин (-ы): люди, которые не видели Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не встречались с ним в жизни, но видели сподвижников Посланника и встречались с ними в жизни, получали от них знание и информацию непосредственно. Табиинов можно рассматривать как второе поколение сподвижников Посланика Аллаха.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.