Кораника
36. Принципы уголовного права (продолж.)

36. Принципы уголовного права (продолж.)

36.4.3. Отход от религии (иртидад)

 
Направления в исламе (месхебы) сошлись на том, что тот, кто отвратился (отошел) от религии, высказал ругань в адрес Посланника или оскорбил его, должен быть осужден на смерть [1].
По вопросу отхода от религии Всевышний Аллах говорит так:
«О, вы, уверовавшие! Кто из вас отвратится от своей религии, Аллах приведет на их место другое общество (других людей). Он станет любить их, а они станут любить его. (Они) будут скромными по отношению к уверовавшим (муминам), твердыми (непримиримыми) по отношению к кяфирам. Они бросают себя в войну на пути Аллаха, не боятся осуждения осуждающего (хулы хулящего, критики критикующего, неодобрения неодобряющего, порицания порицающего…). Это есть дар Аллаха, он дает его тому, у кого на это есть право (кто заслужил того). Возможности у Аллаха широкие, (он) знает все» (5/54).
Мукатил б. Сулейман сообщает: «12 человек, будучи мусульмами, стали кяфирами (отошли от веры). Они вышли из Медины и направились в Мекку. Здесь они присоединились к мекканским кяфирам (мушрикам). Затем один из них, Харис б. Сювейд, раскаявшись, вернулся обратно и послал своему брату Джуласу сообщение: «Я, раскаявшись, вернулся назад, узнай у Посланника, есть у меня право на раскаяние, или мне лучше направиться в Шам (Дамаск)». Джулас поставил в известность Посланника, но ответа не получил. После этого были ниспосланы следующие аяты» [2]:
«Разве приведет Аллах на путь общество, которое стало кяфиром (отошло от веры) после того, как оно уверовало? А еще они были свидетелями истинности этого Посланника и им пришли открытые свидетельства. Аллах не приведет на путь общество залимов.
Это те, наказанием для которых является проклятие их Аллахом, ангелами и всеми людьми.
Они постоянно останутся в этом проклятии. Их трудности не будут облегчены, им не будет предоставлено никакой возможности.
После всего происшедшего, те, которые раскаются и исправятся, они другое (дело). Ибо Аллах многопрощающий и щедро вознаграждающий» (3/86-89).
Эти аяты совершенно четко и однозначно определяют позицию Аллаха в данном вопросе.Наказанием для них является проклятие их Аллахом, ангелами и всеми людьми. Раскаявшийся избегает этого наказания. Как после этого можно выносить смертный приговор, который предлагают месхебы, занимающие в этом вопросе единую позицию?
Сторонники Ханефи, в качестве аргумента, приводят следующий аят:
«Скажи оставшимся в стороне (от вас) (не присоединившимся к вам) пустынным арабам (арабам пустыни): «Вы будете призваны против очень сильного общества, будете воевать с ними или они покорятся (сдадутся) вам. Если вы преклонитесь приказу, Аллах ответит вам прекрасным образом. Но если вы отвернетесь снова, как это вы отворачивались до сих пор, мы подвергнем вас горькому наказанию» (48/16).
Фрагмент этого аята – «вы… будете воевать с ними или они покорятся (сдадутся) вам» – был признан как аргумент в пользу вынесения смертного приговора лицу, отошедшему от религии [3]. Такое понимание аята представляется совершенно невозможным…
 
 
Религия является основной сферой испытания человека. Он выбирает ее по своему усмотрению. Если он выбирает ложные представления, то потом ему приходится расплачиваться за это. Для выявления истины в этом случае, как, впрочем, и в любом другом, требуется «работа ума». К разуму призывает нас и Аллах. Он говорит так:
 «В части вашего имущества и ваших душ вы будете проведены через изнурительный экзамен. А еще вы будете слышать много огорчительных (изводящих, прискорбных, угнетающих, достойных сожаления и т. д.) слов от тех, которым до вас была дана Книга, и мушриков. Их невозможно избежать. Если вы будете терпеливы, (то) защититесь. Эти дела требуют решительности» (3/186).
Поскольку огорчительные слова и оскорбления не всегда могут быть осуждены на правовой основе, по отношению к ним рекомендуется проявлять терпеливость, подготовленность и решительность.
Посланник натерпелся многого от людей (лицемеров), которые вначале были мусульманами, но затем отошли от религии и стали источником проблем. Но он не наказал их. Важное значение в этом плане имеет сура Мунафикун (Мунафики) (мунафики – лицемеры или двуличные) [4]. Всевышний Аллах говорит так:
«Эти мунафики, когда они пришли к тебе, сказали: «Мы свидетели того, что ты и в самом деле являешься посланником Аллаха». Аллах, конечно, знает, что ты его посланник. Но Аллах свидетель, что эти мунафики, бесспорно, лжецы. Они, превратив свою клятву (присягу) в щит, отошли от пути Аллаха. Как плохо они поступают!.. Это оттого, что они сначала уверовали, затем стали кяфирами. Затем их сердца сформировались по-новому, теперь они (уже) не поймут. Когда ты видишь их, их вид нравится тебе (вызывает у тебя расположение). Если станут разговаривать, ты будешь слушать их. (Но на деле) они как приставленные к стенке дрова. Каждый окрик они считают (направленным) против себя. Вот они и есть враги. Будь внимательным с ними. Да заберет Аллах их души, как они сползают ко лжи!
Когда им говорят: «Идите, пусть Посланник Аллаха попросит для вас прощения», они (с пренебрежением) отворачиваются, и ты видишь, как они, возомнив о себе (превозносясь во мнении о себе), отворачиваются (и уходят). И если будешь просить для них прощения, и если не будешь просить, – для них это одно и то же. Аллах не простит их. Аллах не направит на путь общество фасыков (сошедших с него).
Они даже сказали так: «Не давайте ничего тем, которые (находятся) возле Посланника Аллаха (то есть нуждающимся переселенцам), пусть они разойдутся и уйдут». А, ведь, сокровища небес и земли принадлежат Аллаху. но эти мунафики не способны понять это. (Они) сказали так: «Пока вернемся в Медину, сильный, конечно, выдворит оттуда бессильного (слабого)». А, ведь, сила – у Аллаха, его Посланника и уверовавших, но мунафики не знают (этого)» (63/1-8).
Зейд б. Эркам в связи с этими аятами сообщает следующее: «С Посланником, да благословит и приветствует его Аллах, довелось участвовать в войне. Армия находилась в трудном положении. Абдуллах б. Убей сказал друзьям так: «Не давайте средств существования тем, которые с Посланником Аллаха, пусть рассеются. Пока вернемся в Медину, сильный выдворит оттуда бессильного». Я сразу сообщил об этом Посланнику. Он вызвал к себе Абдуллаха б. Убея и стал расспрашивать его. Тот поклялся, что ничего такого не говорил. (Люди) сказали, что «Зейд сказал неправду». Это было мне очень тяжело. Затем Всевышний Аллах ниспослал суру Мунафикун» [5].
М.Х.Я. Элмалылы сообщает следующее:
«У Абдуллаха (б. Убея) был большой авторитет в своей общине, считался великим.
Пришел Усейд б. Худайр (и сказал так): «О, Посланник Аллаха! Ты обрати на него внимание (придай ему значение, прими его всерьез), обращайся с ним тонко. Клянусь Аллахом, как раз в тот момент, когда Аллах послал тебя, его община, собираясь надеть на него корону, нанизывала на нее бусы. Он видит тебя человеком, отобравшим из его рук королевство».
Сын Абдуллаха б. Убея был чистым мумином. Узнав о случившимся, он пришел к Посланнику Аллаха и сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Я слышал, что вы хотите придать смерти Абдуллаха б. Убея из-за его слов. Если  это так, то прикажите мне, я принесу вам его голову. Клянусь Аллахом, все в Хазредже знают, что более уважительного к отцу, чем я, здесь нет. Боюсь, что если вы прикажете сделать это кому-то другому, и он убьет отца, то я не смогу допустить, чтобы убийца ходил прилюдно, схвачу и убью его. В таком случае я убью мумина в ответ на убийство кяфира. Значит войду в огонь».
Посланник Аллаха сказал: «Нет! Мы обращаемся с ним тонко. Пока он будет среди нас, обращение с ним будет хорошее» [6].
Сколь бы достойным сожаления ни было поведение Абдуллаха б. Убея, он не перешел «три красные черты», указанные в аятах (см. 60/8-9 и др.), потому Посланник Аллаха нашел возможным проявить к нему хорошее отношение. Больше всего беспокоит подобных людей правда, которая связана с аятами Корана. Когда она обнаруживается, формируется соответствующее общественное мнение, которое приводит к осуждению и изоляции этих людей в обществе, в том числе и в рамках близкого окружения. В то же время гуманизм и справедливость коранического Слова Аллаха неизменно привлекают людей на его сторону, как это можно видеть уже на примере отношения Посланника Аллаха к Абдуллаху б. Убея…

[1] Вехбез-Зухайли. Эл-Фыкхул-ислами… 3-е изд. Дамаск, 1409/1989, т. VI, с. 184. 
[2] Тефсир Мукатил б. Сулеймана. Подг. к печати Ахмеда Ферида. Бейрут, 1424/2002, т. I, с. 180-181.
[3] Эл-Касани. Эл-Бедаиус-санаи, т. VII, с. 111.
[4]Мунафик(повторим):лицемер (двуличный).
Мунафик – ед. ч., мунафикун – мн. ч.(на арабск.).
В данном случае (при переводе) множественное число образуется по правилам русской речи: мунафик (ед. ч.), мунафики (мн. ч.).
Эта особенность имеет место и в других случаях (Ред.).
[5] Бухари. Тефсир, сура Мунафикун, 4.
[6] М.Х.Я. Элмалылы. Пер. и комм. Корана, VI, с. 5005-5008.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.