Кораника
31. Свидетельство женщин

31. Свидетельство женщин

31. СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН

 
Всевышний Аллах говорит так:
«…Берите двоих из ваших мужчин в качестве свидетелей. Если нет двух мужчин, то из приемлемых вами свидетелей могут быть также один мужчина и двое женщин. Если одна ошибется, другая напомнит. Свидетели, когда они призываются, пусть не отказываются. Долг, пусть он будет большой или малый, не ленитесь записывать вместе со сроком. Такое, у Аллаха, является более верным, здоровым для свидетельства, более соответствующим тому, чтобы избежать вами сомнений…» (2/282).
Если не принимать во внимание связей данного аята с другими по теме, то может сложиться мнение о различии между мужчиной и женщиной в процессе свидетельствования. Мусульманские законоведы прошлого исходили из этого мнения. Но в аяте говорится только о том, что «такое, у Аллаха, является более верным, здоровым для свидетельства». А еще Аллах так поясняет эту свою позицию (почему требуются две женщины при одном мужчине): «Если одна ошибется, другая напомнит…».
Итак, при завещании требуется наличие свидетелей, в роли которых могут выступить и женщины. Всевышний Аллах говорит так:
«Мумины (уверовавшие)! Кто из вас, находясь при смерти, станет делать завещание, пусть он возьмет себе из вас двух надежных свидетелей. Если смерть застигнет вас в дороге, (то свидетелями) могут быть и два человека не из вас. Если вы станете сомневаться (в их свидетельствовании), вы их задержите после намаза. Они станут свидетельствовать так: «Клянемся Аллахом, пусть даже это будет самый близкий наш человек, мы ничего не возьмем за это (за свидетельствование). Мы не скроем свидетельства, которое совершено ради Аллаха. Если это будет так, то мы, конечно же, войдем в грех».
Если начнет осознаваться их вхождение в грех, то их место занимают два близких правонаследника умершего, которые станут свидетельствовать так: «Клянемся Аллахом, наше свидетельство является более правдивым, чем ихнее, мы не совершим несправедливости. Если это будет так, то мы, конечно же, окажемся залимами (несправедливыми)» (5/106-107).
В этих аятах не проводится различия между мужчиной и женщиной. Для свидетельствования требуются два надежных мусульманина. Если завещание делается в дороге, то свидетелями могут быть и двое немусульман. В силу специфических условий (при оформлении свидетельства в дороге) оба свидетеля могут быть женщинами или мужчинами или один из них может быть женщиной, а другой мужчиной.
В случае сомнения в верности свидетельства, свидетелями могут стать, как отмечено, близкие правонаследники умершего. А ими могут быть и женщины.
А вот еще предложение для доказательства: «Такое (свидетельство) является самым нижним уровнем для требуемого свидетельства…» (5/108). Если соотнести это предложение c предложением из Бакары (2/282): «Такое, у Аллаха, является более верным, здоровым для свидетельства», – то станет очевидным, что для требуемого свидетельства двое мужчин или один мужчина и двое женщин не являются правилом. Но правилом можно считать наличие двух свидетелей.
К теме привлекается и следующий хадис: «…Приравнивание свидетельства двух женщин свидетельству одного мужчины указывает на недостаточность ее ума…» [1]. Ум на арабском означает еще и знание [2]. Недостаточность ума означает в этом случае недостаточность знания. Для человека трудно свидетельствовать в вопросах, в которых он не обладает достаточным знанием. Это, в свою очередь, может стать основанием для подозрений. Женщины, в большинстве своем, не испытывают особого интереса к долгу и связанным с ним правовым отношениям. По этой причине и знание у них по данной теме является недостаточным. Потому приведенный хадис следует рассматривать как дополнительное разъяснение к аяту Бакары (2/282). Как отмечено, человек не может правильно понять и объяснить вещи, относительно которых его знание является недостаточным…
 
31.1. Свидетельство при внебрачной связи (зинá)
 
Отмеченные четыре направления не принимают свидетельства женщины в процессах, связанных с изменой или внебрачной связью (зинóй)[3]. Но в Коране по этому вопросу нет различия между женщиной и мужчиной. Всевышний Аллах говорит так:
«По отношению к женщинам, которых вы обвиняете в измене (блуде), приведите четырех свидетелей из вас. Если они засвидетельствуют (подтвердят) это, заключите их в (своих) домах (подвергните их заключению в своих домах или домашнему аресту) до смерти или до тех пор, пока Аллах не откроет им какой-то другой путь (выход)» (4/15).
Аллах продолжает:
«Те, которые обвиняют своих жен в измене и не имеют свидетелей, кроме самих себя, должны четырежды засвидетельствовать это, сказав: «Аллах – свидетель, я говорю истинную правду». В пятый раз, если он говорит неправду, пусть просит о нисхождении на него проклятия Аллаха. Женщина для избавления от наказания должна четырежды засвидетельствовать в следующей форме: «Аллах – свидетель, муж мой говорит истинную ложь». В пятый раз, если муж говорит правду, пусть она просит нисхождения на нее гнева Аллаха» (24/6-9) [4].
Каждое признание мужчины: «Аллах – свидетель, я говорю истинную правду», принимается за одно свидетельство. Повторение этого признания четырежды посчитано за четыре свидетельства. Так мужчина освобождается от обвинения в клевете на жену по вопросу измены.
Точно так же и четырехкратное повторение женщиной: «Аллах – свидетель, муж мой говорит истинную ложь», посчитано за четыре свидетельства. Таким образом, число свидетельств мужа равно числу свидетельств жены.
Оба они, муж и жена, произносят (в вопросе о свидетельстве) одни и те же слова. Единственное их отличие состоит в том, что у мужчины слова отнесены к нему самому, а у женщины – к мужу [5].
Процесс развертывается по следующей схеме:
Мужчина: «Аллах – свидетель, я говорю истинную правду» (четыре раза).
Женщина: «Аллах – свидетель, муж мой говорит истинную ложь».
Это свидетельство женщины свело на нет все свидетельство мужчины.
Пятое их слово (свидетельство):
Мужчина: «Если я говорю неправду, пусть будет на мне проклятие Аллаха».
Женщина: «Если муж говорит правду, пусть будет на мне гнев Аллаха».
Эти слова женщины свели на нет слова мужчины. Так в судебном процессе по вопросу измены (женщины) свидетельство женщины оказалось приравненным свидетельству мужчины.
 
 
Всевышний Аллах говорит так: «Когда женщины подошли к концу срока ожидания, вы их или удержите по маруфу или отделите по маруфу. Приведите двух надежных свидетелей из вас, свидетельствуйте для Аллаха» (65/2).
И здесь не проведено различия между мужчиной и женщиной.
 
       31.3. Практика Посланника
 
И практика нашего Посланника, да благословит и приветствует его Аллах, подтверждает наши выводы.
«Укбе б. ел-Харисе был женат на дочери Ебу Ихаба Умми Яхья. Укбе рассказывает: «Пришла одна рабыня-негритянка и сказала, что «я вас обоих кормила грудью». Я рассказал об этом Посланнику (да благословит и приветствует его Аллах). Он отвернулся от меня. Я обошел его и повторил снова. Он сказал: «Как быть? Рабыня говорит, что она кормила вас обоих». Затем он запретил брак с этой женщиной» [6].
Несмотря на это решение Посланника, мусульманские правоведы идут по пути закрепления молочно-родственных связей, не принимая во внимание свидетельств женщин. В связи с темой О.Н. Билмен, к примеру, говорит так: «Кворум (необходимое количество) свидетелей по вопросу о молочном родстве включает в себя, с условем надежности, двух мужчин или одного мужчину и двух женщин. Но по данному вопросу нельзя принять свидетельства только одного мужчины или только двух или даже большего числа женщин [7].

[1] Муслим. Иман, 132.
[2] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, عقل.
[3] От редактора.
В данном случае принято пользоваться такими понятиями, как супружеская неверность, измена, блуд, внебрачное сожительство и др. Но если акцентировать внимание на том аспекте темы, который является в данном случае определяющим, то о ней самой, как это считает автор, можно говорить с учетом понятия «внебрачной связи».
О самой внебрачной связи можно говорить как по отношению к мужчине, так и женщине. И пониматься она может опять же двояко: (1) как связь, которая имеет место в условиях брака (когда сторона, мужчина или женщина, состоит в браке и имеет связь «на стороне», вне брака) и (2) как связь, когда сторона не состоит в браке. Кораническое понимание внебрачной связи во всех ее, так сказать, проявлениях имеет в виду мораль, ценности и представления аравийского общества раннего средневековья. В нем еще продолжает действовать инерция родового строя. В то же время Коран в каждом случае высказывает и принципиальные суждения, имеющие всеисторическое, так сказать, действие и значение. Этот момент и является важным в данном случае.
С учетом всего этого внебрачная связь является принципиальным понятием коранического мышления. Она отвлекается «от всего», концентрируясь единственно на том, что эта связь имеет место вне брака.
Оригинальным понятием Корана (арабского языка) для характеристики внебрачной связи является понятие зинáزنى). Мы пользуемся обоими этими понятиями: оригинальным зинá и его переводом – внебрачная связь. данного подразделения (параграфа) можно сформулировать так: 31.1. Свидетельство при зинá. Так оно формулируется и в самой книге (см. с. 200). (
[4] В исламском праве эта процедура (процесс) называется лиан (лианом).
[5] Мужчина: «Аллах – свидетель, я говорю истинную правду». Женщина: «Аллах – свидетель, муж мой говорит истинную ложь».
[6] Бухари. Шахадат, 13.
[7] О.Н. Билмен. Исламский юридический словарь (камус), т. II, c. 88, § 296

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.