Кораника
23. Ходатайство (заступничество)… (23-24)

23. Ходатайство (заступничество)… (23-24)

Ходатайство (заступничество) (шафаат) – содействие человеку и поддержка его в делах и просьбах. Зачастую используется в значении поддержки, оказываемой человеком с высоким положением по отношению к человеку с более низким положением [1]. Ситуация является типичной для человеческих отношений. Всевышний Аллах говорит так: «Кто ходатайствует за доброе (содействует ему), в нем есть и его доля. А кто ходатайствует за худое (дурное) (содействует ему), в нем есть и его ответственность. Аллах все охраняет и направляет» (4/85).

Когда ходатайство (заступничество) начинает пониматься как поддержка (защита) одним лицом другого перед Аллахом, она делается неприемлемой для него (Аллаха). Он говорит так:
«Остерегайтесь того дня, когда никто не понесет наказания другого. Ни от кого не будет принято ходатайства. Ни от кого не будет взят выкуп (откуп). Они в положении, когда им не у кого просить о помощи» (2/48).
«Оповести Кораном тех, которые боятся дня, когда они соберутся (предстанут) перед Господом своим. Кроме Аллаха не будет у них ни друзей, ни ходатаев (заступников, защитников). Может они защитят себя» (6/51)
«Скажи: «Этот шафаат (заступничество, ходатайство) целиком принадлежит Аллаху» (39/44).
«Скажи: «За пределами желания (воли) Аллаха я не в состоянии даже себе принести пользу и вред (потерю)» (7/188)…
Умми-Ала из Энсара рассказывает: «По жребию среди переселенцев нам достался Осман б. Мазун. Мы разместили его у нас дома. Затем он заболел и умер. Он был омыт и одет в свою одежду. Вошел Мухаммед, да благословит и приветствует его Аллах. В это время я сказал: «Эбус-Саиб (прозвище Осман б. Мазуна. – А.Б.)! Да смилостивится Аллах. Я – свидетель того, как Аллах и в самом деле вознаградил тебя». (На это) Мухаммед, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Откуда ты знаешь о награждении его Аллахом?».
«Да будет тебе жертвой отец мой, о, Посланник Аллаха! А кого еще Аллах будет вознаграждать?». Когда я сказал так, Мухаммед, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Да, к нему пришло неминуемое. Клянусь Аллахом, я ожидаю для него только хорошее. Но клянусь, я, будучи посланником Аллаха, не знаю, как буду встречен».
Умми-Ала сказал: «Клянусь Аллахом, после этого ни за кого я больше не буду заступаться» [2].
Мушрик уподобляет Аллаха королю и в надежде спастись от его наказания полагается на посредника. По его представлениям, посредник должен быть близким к Аллаху лицом, в просьбе которому Аллах не мог бы отказать. Такими посредниками видели, к примеру, мекканские мушрики своих идолов. Всевышний Аллах говорит так (повторим):
«Они становятся служителями такой вещи, от которой для них нет ни пользы, ни вреда. Говорят так: «Они являются нашими ходатаями (защитниками, заступниками, покровителями) перед Аллахом». Скажи: «Вы, что, сообщаете Аллаху нечто такое из того, что есть на небесах и на земле, чего он не знает?». Аллах далек от их вещей, которые они придают ему в партнеры, и возвышен» (10/18).  
Если заступник способен заступиться за человека перед Аллахом, выходит, что он даже сильнее Аллаха, если он может влиять на него и склонить его на свою сторону. Более того он оказывается и более сострадательным по отношению к человеку. Он спасает того, кого собирается наказать Аллах. Наконец, он должен знать человека хотя бы так, как знает его сам Аллах… Так посредник возвышается до бога, становится вторым, простите, богом. Католики поняли это. Углубляясь в ширк, они говорят про Ису-алейхиселяма так: «В настоящее время он является адвокатом христиан при Отце. Чтобы посредничать в их пользу, он постоянно живой. Он постоянно присутствует перед взором Аллаха (Бога) [3]. У него достаточно сил для полного спасения своим посредничеством (лиц) приближающихся к Аллаху (Богу)» [4].
По сообщению Эбу Хурейры, с ниспосланием аята: «Предупреди (оповести) самых близких общины» (26/214), Посланник Аллаха держал такую речь:
«О, община Курейша! Займитесь своим спасением. Возле Аллаха от меня нет никакой пользы для вас. О, сыны Абдуменафа! Возле Аллаха от меня нет никакой пользы для вас. (Повернулся к дяде:) О, сын Абдулмутталиба, Аббас! Возле Аллаха от меня нет никакой пользы для тебя. (Повернулся к тете:) О, Сафие! Возле Аллаха от меня нет никакой пользы для тебя. (Повернулся к дочери:) О, дочь Мухаммеда, Фатьма! Проси, что хочешь, из моего добра. Но возле Аллаха от меня нет никакой пользы для тебя» [5].
 
 
Всевышний Аллах говорит так: «Кто может ходатайствовать (заступаться) перед ним без его разрешения?» (2/255).
«В этот день они, без отклонения (для отклонения нет никакой возможности), они последуют за приглашающим. Их голоса приглушены для Рахмана (Милостивого) (из уважения к Рахману), ничего не слышно, кроме шепота. В этот день кроме тех, которым позволил это Аллах и со словом которых он согласен (слово которых приятно для него), ни от какого другого ходатайства (заступничества) (никакой) пользы нет (в ходатайстве или заступничестве другого никакой пользы нет). (Он) знает, что у них впереди (в будущем) и позади них (в прошлом), но они не могуть понять его знания» (20/108-110).
«Аллах знает, что впереди и позади у ангелов. Они могут ходатайствовать (заступаться) только за тех, на которых он дал свое согласие. Сами они дрожат от боязни перед ним» (21/28).
Как видно из аятов, из заступников, о которых говорится здесь, ни один не обладает свойствами, которое приписываются ему как «спасителю» перед Аллахом. Только те из них, которым Аллах сам позволяет быть заступниками, могут реализовать эту функцию перед ним, но опять же только в отношении лиц, на которые указывает он сам… Несмотря на все это, люди, впадая в ложное мнение, измышляют для себя посредников-спасителей.
Люди, совершившие даже большие грехи, могут быть прощены, если они не умерли мушриками. Всевышний Аллах говорит так (повторим): «Аллах не простит придания ему партнеров, за пределами этого простит тому, кому пожелает» (4/48).
Поскольку с прощением (раскаянием) прощаются грехи, в том числе и ширк, выходит, что люди, о которых говорится в аяте, умерли нераскаявшимися. Всевышний Аллах говорит так: «Кто содеет нечто худое (плохое) или введет себя в плохое положение, а затем попросит прощения у Аллаха, увидит, что Аллах принимает раскаяния (прощения), вознаграждение у него щедрое» (4/110).
Наказанием за некоторые грехи является постоянное пребывание в аду. К их числу относятся: призывание другого бога наряду с Аллахом (как то характерно для мушриков), убийство без права и зинá (измена, блуд). Всевышний Аллах говорит так:
«Служители Рахмана (Милостивого) не призывают вместе с Аллахом другого бога, не убивают, без права, душу, признанную Аллахом неприкосновенной и не блудствуют. Кто совершит это, найдет свое наказание. Его наказание умножится в Судный день и он, униженный, останется там (в аду)   навечно» (25/68-69).
«Поедающие процент подобны людям, которых преследует шейтан, перекосивший их ум [6]. Это по причине их утверждения о том, что-де «купля-продажа подобна процентой сделке». Аллах признал куплю-продажу во благо, а процентную сделку – во вред. Кто после предупреждения (оповещения) Господа твоего оставляет (прекращает) процент, прошлое остается за ним. Его дело относится к Аллаху. А кто станет продолжать (практиковать процент и после этого), они – спутники огня, останутся там постоянно» (2/275).
О больших грехах, которые могут быть прощены, помимо ширка, повествуют следующие хадисы от Посланника.
«У каждого посланника есть принятая молитва. Некоторые посланники совершили (и завершили) свои молитвы в этом мире. Я, чтобы быть заступником общины, отложил свою молитву на Судный день. Если пожелает Аллах, ею могут воспользоваться те из (людей) общины, которые умерли, не впав в ширк» [7].
«(Мухаммед:) «Мое заступничество – это для тех, из (людей) общины, которые совершили большие грехи». Джабир сказал: «У кого нет больших грехов, какая у них потребность в заступниках!» [8].
Джабир прав. Всевышний Аллах говорит так: «Если вы избежите больших запретов, предписанных вам, мы покроем другие ваши грехи и поместим вас на почетное место» (4/31) [9].
Если Аллах захочет простить того, кто совершил большой грех, он посылает заступника. И он заступается за человека, который не впал в ширк. Обращаясь к Посланнику Всевышний Аллах говорит так:
«О, уверовавшие! Расходуйте из того, что мы даем вам в качестве благ. А то наступит такой день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни ходатайства (заступничества). Неблагодарные пребывают в совершенно ложном свете» (2/254).
 
 
Всевышний Аллах говорит так: «Были бы вы у смертного одра Якуба (!..). В тот день он спросил у сыновей: «Чему вы будете служить после меня?». Они сказали: «Твоему Богу будем служить! Богу отцов – Ибрагима, Исмаила и Исхака. Этому единому Богу. Мы – предавшиеся ему» (2/133) [10].
                От редактора. В связи с вопросом, поставленным в аяте, приводится анализ вопросительных предложений в арабском языке. Этот текст опущен нами (см.с. 139) [11].

[1] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, شفع.
[2] Бухари, Дженаиз, 3.
[3] Принципы веры и морали, 519.
[4] Принципы веры и морали, 2634.
[5] Бухари, Весая, 11.
[6] В аяте проходит выражение تخبط, которое переводится как «задев, столкнуться» (или столкнуться по-косому, под углом, со скольжением). По нашему мнению, этот перевод неточен. Выражение تخبط несет и такой смысл, как «неотступно идти следом (пристать и не отпускать, неотступно преследовать) и перекашивать ум, нарушать его» (см. Мухаммед Муртаза эз-Зебиди. Лисанул-араб. Таджул-арус).  
[7] Муслим. Иман, 338 (199).
[8] Тирмизи, Киямет, 12 (2436).
[9] Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в связи с темой сказал следующее:
            «Старайтесь избегать семи вещей, которые ведут к катастрофе.
– О, Посланник Аллаха, что это за вещи?
– Придавать Аллаху партнеров, волшебство (магия), если отвлечься от справедливости этой меры, убивать душу, признанную Аллахом неприкосновенной, съедать процент, съедать добро (имущество) сироты, уклоняться от наступления на врага и клеветать о прелюбодеянии (зинá) на совестливую уверовавшую женщину, у которой нет ничего общего с распутством» (Бухари. Весая, 23; Муслим. Иман, 145).
[10] Или: «Они сказали: «Мы будем служить единому Богу, являющемуся твоим Богом и Богом отцов – Ибрагима, Исмаила и Исхака. Мы – предавшиеся ему» (Пер.).                  
[11] Отметим, что вопросительные предложения в Коране, как это понятно, переводятся правилами русского языка (Ред.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.