Кораника
13. Человек и его способности

13. Человек и его способности

13. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СПОСОБНОСТИ 

     (сердце – слух – зрение)

Всевышний Аллах говорит так: «Это он создает всё самым лучшим образом. Он начал создавать человека из политой (водой) земли (тина). Затем он создал его род из процеженной (профильтрованной) сущности, нестойкой воды (жидкости). Затем он придал ему форму и вдул в него от духа своего. (Он) создал для вас уши, глаза и сердца (души). Как мало вы благодарите!» (32/7-9).

Человек, в общем случае, определяется как мыслящее и говорящее живое (существо). В связи с этим разум считается самой важной особенностью, отличающей человека от животного [1]. Но в Коране, в качестве носителей разума, указывается также на птиц и муравьев. Они обладают речью и, пользуясь разумом, входят в различного рода оценки. Приведенные аяты (32/7-9) указывают на то, что основные различия, отличающие людей от других живых существ, связаны с особенностями их слуха, зрения и души.

Приведем аяты, связанные с муравьями и птицами (в плане темы):

«Для Сулеймана были собраны армии из джиннов, людей и птиц. Они были в строевом порядке.

Они подошли к долине муравьев. Один муравей сказал так: «Муравьи, зайдите в норы! (Сделайте так), чтобы Сулейман и его воины не раздавили вас! Они этого не заметят».

Улыбнулся, засмеялся (беззвучно) Сулейман на эти слова (муравьихи). И сказал: «Господь мой, направь меня на благодарность за то добро, что ты пожаловал мне, матери, отцу. На доброе (дело), угодное тебе (твоему желанию). И своей милостью возьми меня в число твоих верных служителей».

Сулейман проконтролировал армию птиц. (Не найдя среди них удода [2]) сказал так: «Что случилось, почему я не вижу удода? Или его нет на месте?

Как бы там ни было, я крепко накажу его или зарежу. Другое дело, если он принесет мне очевидное доказательство!».

Прошло немного времени, появился (удод). Сказал: «Я узнал нечто такое, чего ты не знаешь. Я принес тебе надежные вести из Сабы [3].

Я увидел там женщину-правителя (Белкис). У нее есть все, а еще и большой трон.

И увидел я, что и она, и ее общество, оставив Аллаха, поклоняются Солнцу. Шейтан показал им прекрасным их дурные дела, свел их с пути. Они не могут видеть истину (истинное).

Поклонялись бы они Аллаху! Это он выводит наружу все скрытое земли и небес, знает и то, что они скрывают, и то, что демонстрируют открыто.

Аллах!.. Кроме него другого бога нет. Он – Властитель Великого Трона».

Сулейман сказал: «Посмотрим, говоришь ли ты правду или ты из лжецов [4]?

Возьми это мое письмо, брось им. Затем отойди немного в сторону. Посмотри, что скажут».

(Удод сделал все, как было ему сказано. – Пер.).

Царица (Савская, Белкис) сказала: «О, вы, меле [5]! Смотрите, мне брошено ценное письмо. От Сулеймана. Начинается словами: «Бисмиллах-иррахман-иррахим». Он говорит: «Не идите против меня. Покоритесь (мне)».

(Она) сказала: «О, вы, меле! Принесите мне верное решение в этом деле (по данному вопросу). Без вас я не могу отрезать ни одно дело (принять решение ни по одному вопросу)» (27/17-32).

Как видим, в этих аятах говорится о птице и муравьях, способных к разумному разговору и оценкам. Если в этом плане принять во внимание и другие аяты, то можно заключить, что разум не является способностью одного только человека. Потому он не может быть и основным показателем в проведении различия между человеком и животным [6].

Что касается аятов на данную тему, то один из них таков: «Многих из джиннов и людей мы и в самом деле создали для ада (огня). У них тоже есть сердца, но они не разумеют им. У них тоже есть глаза, но они не видят ими. У них тоже есть уши, но они не слышат ими. Они как энам (скот) [7]. Нет, даже ниже его. Вот они и есть гафили [8]» (7/179).

Сравнение не со всем скотом, а с такой его группой, как энам, с подчеркиванием того, что сравниваемые люди даже ниже его, – говорит само за себя в оценке этих людей со стороны Аллаха. Продолжая эту свою оценку, Аллах уподобляет действия кяфиров действиям вороны. Он говорит так: «Кто становится кяфиром, делая вид, что не видит истинного положения вещей, уподобляется вороне, которая каркает в ответ на непонятные ей звуки. Она понимает только окрик (крик) и зов (грубый). (Они) глухи, немы, слепы. Они не пользуются умом» (2/171).

И у энама (животных) есть сердце, но оно является у них органом, перекачивающим кровь. У человека оно является еще и органом принятия решения, управляющим центром организма. Ум (разум), как отмечено, ориентирован на производство истины. Сердце, под влиянием интересов, ожиданий и личностных особенностей, принимает или отвергает их. Разум выступает как консультант сердца. Сердце, пока оно не примет решения в соответствии с разумом, не использует его. Это доказывает и факт принятия веры сердцем. А то истинность того, о чем говорят посланники, не станет отрицать ни один разум (ум). С этим связан и постоянный акцент Корана на разуме. К примеру, фараон не принял посланничества Мусы, но его разум не сомневался в этом. Следующие аяты еще раз подчеркивают это:

«Когда наши совершенно очевидные документы (аяты) оказались у них, они сказали: «Это откровенное колдовство». Внутренне (в душах своих) они были убеждены в них, но по причине своей несправедливости и кичливости (самовозвеличения) они стали отрицать их» (27/13-14).

Следующие аяты об аде говорят о том, что эти люди действовали совершенно сознательно:

«Есть наказание адом для тех, которые стали кяфирами, делая вид, что они не замечают Господа своего. Какое это скверное положение!

Когда их бросают туда, они слышат его дыхание (шипение). Кипит он.

Словно бы разорвет (разнесет) его от гнева. Каждый раз когда туда бросают (очередную) группу (людей), стражи спрашивают: «К вам разве не приходил оповеститель (увещеватель)?».

«Да, – скажут (они), – приходил к нам оповеститель (посланник). Но мы впали в ложь (оболгали его). Сказали (ему): «Аллах ничего не спустил (нет ниспослания от него, мы не верим в это), вы пребываете в большом заблуждении».

Продолжат так: «Ах, если бы мы стали слушать (послушались) его или подумали (над его словами)!.. Мы бы не были сейчас среди тех (людей), которые являются друзьями этого пылающего огня».

Они признали свою вину. И пусть убираются вон (уйдут с глаз долой, сгинут) те, которые являются друзьями этого пылающего огня!» (67/6-11) [9].

…У животного есть глаза, но нет понимания (связанного с проникновением ими в суть вещей). К примеру, если бы животное понимало, что такое приближающийся к нему с ножом человек, то как бы оно повело себя? Как повел бы себя бык, если бы понимал, что такое зарезать корову у него на глазах?.. Люди обладают способностью проникновения в сущность вещей. Потому четко представляют себе и логику человеческих действий…

Так обстоит дело и со слухом. И животное слышит, и человек. Для животного звуки являются сигналами природного мира, для человека – социального. Животному не дано перейти эту границу от природного к социальному, которую человек преодолевает с легкостью (разумеется, в пределах своего знания)…

В приведенных выше аятах (о Сулеймане) муравей и птица (удод) видят и слышат как человек. Но у них нет сердца как органа принятия решений. По этой причине они находятся в одном положении с животными (энамом).

Человек отличается от всех них. Он направляет свою жизнь на основе знаний. Перед ним два пути: или он будет действовать в соответствии с истиной, или станет приспосабливать ее «под себя». В последнем случае действие отступает от истины. А ложное знание может идти как «со стороны» (группы, общины, общества), так и «от себя». Это и есть настоящая слепота и глухота! Ибо объективное знание, ниспосылаемое Аллахом в его аятах, заменяется «на мнение от себя» или «мнение со стороны». И это имеет место по причине недомыслия и отсутствия действительного разума. Всевышний Аллах говорит так: «Они разве не походили по земле (не посмотрели), чтобы у них были сердца, чтобы они мыслили (разумели) ими. Или чтобы у них были уши, они слышали ими. На деле слепыми являются не глаза. Слепыми являются сердца в груди» (22/46).

Зрение и слух являются консультантами сердца. Глаз может видеть истины, а ухо слышать их, но сердце может не принять их во внимание. В этом случае никакой пользы от слуха и зрения нет. А еще сердце может «не выдержать» правду глаз и слуха. По этой причине основной акцент должен делаться не на слухе и зрении. Он должен делаться на сердце. Отсюда идет и подтверждение (принятие) веры сердцем. Всевышний Аллах говорит так: «Разве это не стало истиной для тех, которые разместились на землях, с которых ушли прежние (прошлые) народы. Если бы мы пожелали, то наказали бы и их в ответ на их прегрешения (за их грехи) (7/100).

Значит, основная особенность, отличающая человека от животного, это не способность речи, чувств или мышления. Это – оценка знаний, исходной ступенью для которых является чувственное познание, в плане направления (на этой основе) своей жизни. Но человек, утрачивающий способность свободного принятия решений, утрачивает и саму способность быть человеком. Осознавая ложное в своих действиях, он остается под давлением истин. Стресс, в который входит человек, беспокойство или противоестественные чувства – все это происходит от неверного решения сердца. По этой же причине источником своих бед является сам человек. Всевышний Аллах говорит так: «Содеянное руками людей (человека) привело к нарушениям на суше и море. Это стало возможным в силу того, что Аллах дал им (людям) вкусить от части содеянного ими. Может (одумаются и) отвратятся» (30/41).

Подобно тому, как это свойственно человеку, опираясь на свои истины, создавать смуту, беспорядок, расстройство, для него свойственно и приобретение всеобщих (научных) истин или приобщение к ним, в том числе и ценой собственной жизни. Всевышний Аллах говорит так:

«Среди людей есть такие, слова которых о земной жизни приводят тебя в восторг. А в их свидетели они берут (приводят) Аллаха [10]. Это – опасный (коварный) враг (опасные, коварные враги) [11].

Если он сделается главой (руководителем) [12], то станет проявлять усердие в том, чтобы создавать смуту (беспорядок), уничтожать источники и портить поколения. Аллах не любит смуты. 

Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!», он начинает похваляться (хвастаться) своими грехами [13]. С ним может справиться только ад. Какое это скверное место!

А есть среди людей и такие, которые отдают душу, чтобы заработать расположение Аллаха. И Аллах (в ответ на это) относится с большим сочувствием (состраданием, милосердием) к своим служителям» (2/204-207).

В свете этих соображений человека (акцентируя внимание на его познавательной способности) можно определить как живое существо, которое способно изменять и направлять свои действия под влиянием своего знания. Этот вывод является, как известно, выводом науки и рациональной философии. Его значение в данном случае определяется его непосредственным выведением из Корана. Совпадение знания из Корана со знанием из науки и философии говорит о едином основании, которое имеет место в данном случае. И этим основанием является объективное познание


[1] Понимание разума как человеческой способности является проблемой современной науки. И начинается она с отношения разума и духа. В Коране о духе говорится как о самостоятельной сущности, как это можно понять в соответствии с нашей современной наукой. Эта точка зрения на дух поддерживается и рядом философских систем (в советской философии она была исключена). На этом фоне и следует рассматривать приводимую точку зрения на разум и человека (см сюда также гл. 21.1)(Ред.).

[2] Удод или хохолок. На арабском – худхуд (hudhud) (Пер.).

[3] От редактора.

О царстве Сабы (Савы или Савеи) (царстве Сабейском или Савейском или Савском), его правителе Белкис, ее встрече с царем Сулейманом (Соломоном) говорится в Ветхом Завете (Третья книга Царей, 10/1-10, 13) и в данной суре Корана (27/20-44). В суре говорится о вере сабиян в Светило, их отказе от этой веры и переходе на позиции единобожия под влиянием (и с настоянием) царя Сулеймана. Исследование темы приводится, к примеру, в Исламской энциклопедии (см.: О.С. Юджетурк (O.S. Yücetürk), Дж. Курназ (C. Kurnaz). Белкис (Belkis). – Исламская энциклопедия, 1992, т. 5, сс. 420-422 (на турецк.).

См. сюда также примечание к аяту у М.-Н.О. Османова (Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова. Сура 27, прим. 5,6; сс. 740-741). 

Самые же интересные материалы по данному вопросу, выявляющие его полемический характер, содержатся, как кажется, на интернет-сайтах (по теме «Царица Савская»). Приводим краткие выдержки из некоторых из них.

Царица Савская

Она не вымышленный мифический образ, а вполне реальное историческое лицо.

О ее красоте ходят легенды.

В Эфиопии ее называют Македой, в Йемене – Белкис, но больше она известна как царица Савская.

Она лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии.

Считается, что руины дворца царицы Савской находятся на территории древнего города Аксум.

Савская царица, царица Савы – страны южной Аравии, наслышавшись о мудрости царя Соломона, совершила поездку в Иерусалим, откуда возвратилась с богатыми дарами. По абиссинскому преданию, родила от Соломона сына Менелика, родоначальника абиссинских царей.

«С царем мог вести переговоры только царь или лицо, равное ему по статусу. Поэтому титул царя для исполнения конкретных государственных поручений на определенное время получали люди, которых мы сегодня назвали бы послами по особым поручениям. Одним из таких людей и была Билкис, – ставшая временной царицей аравийского государства Сава, никогда не правившая в Саве, но известная всему миру именно как царица Савская» (Р. Гершзон. Великая гостья Иерусалима или как звали царицу Савскую)…

От нас (Ред.). О царице Савской пишут книги, рисуют картины, создают фильмы. Ее образ печают на монетах, используют в рекламах туристических фирм, «зазывающих в Аравию»… Ее слава, безусловно, будет расти. И, возможно, сравнится со славой Клеопатры. А, может, и превзойдет ее…

Для нас важно отметить, что тема проходит в Книгах у иудеев и мусульман. Это позволяет привлечь ее в качестве еще одного важного аргумента к их анализу. А еще один аспект связан с исследованиями в литературе. Полемичность высказываемых здесь мнений делает, со своей стороны, необходимым привлечение внимания к теме *… Мы только указываем на это, не останавливаясь на нем по понятным причинам…

* В качестве примера приведем одно мнение.

 Роман Гершзон пишет: «С царем мог вести переговоры только царь или лицо, равное ему по статусу. Поэтому титул царя для исполнения конкретных государственных поручений на определенное время получали люди, которых мы сегодня назвали бы послами по особым поручениям. Одним из таких людей и была Билкис, – ставшая временной царицей аравийского государства Сава, никогда не правившая в Саве, но известная всему миру именно как царица Савская». В Коране она проходит именно как царица Савская. (Р. Гершзон. Великая гостья Иерусалима или как звали царицу Савскую) (из интернета).

Автор высказывает еще и такую мысль: «Но в одном Коран умалчивает неоспоримые заслуги Соломона: это создание великой еврейской державы, по настоящему великой столицы – города Иерусалима, и создание Иерусалимского Храма, – красы и гордости еврейского народа, основной святыни евреев на протяжении тысячелетий» (там же). Выражение «Коран умалчивает» не подходит для Книги Аллаха. О Соломоне и истории иудеев в Коране говорит тот же Бог, который говорит о них и в Торе (Библии). Сколько Он счел необходимым, столько и сказал. И вообще эти Книги – Тору и Коран (Тору, Евангелие и Коран) – следует читать параллельно…

[4] Или: «Посмотрим, говоришь ли ты правду или ложь?..».     

[5] Меле (الملؤ) (здесь): двор, придворные, близкое окружение монарха, близкий круг лиц, окружающих его и присутствующих «при нем» и т. д. (Характеризуется еще и как группа лиц, выступающих против Посланника).

            С учетом этого смысла понятия меле, обращение царицы к своему близкому окружению может звучать примерно так: «О, вы, двор (господа, господа придворные)!», «О, вы, господа!», «Уважаемые господа!», «Дамы и господа!» и т. д. (Пер.).     

[6] Эта точка зрения автора на разум является достойной специальной оценки. Но она должна быть следствием соответствующего исследования. По понятным причинам мы не входим в него. Потому ограничиваемся лишь привлечением внимания к авторской позиции в данном вопросе (Ред.).

[7] Энам:см. выше.  

[8] Гафили (напомним): впезапно схваченные, застигнутые врасплох.

[9] Или: «И пусть убираются вон (уйдут с глаз долой, сгинут) эти друзья пылающего огня!». Или: «И пусть убираются вон (уйдут с глаз долой, сгинут) друзья (спутники) этого пылающего огня!» (Пер.).

[10] Берут в свидетели Аллаха, чтобы уверить людей в своей искренности.

[11] В связи с этими двуличными людьми Аллах говорит так: «Когда эти мунафики (лицемеры) пришли к тебе, они сказали так: «Мы свидетельствуем о том, что ты и в самом деле являешься посланником Аллаха. Аллах, конечно, знает, что ты его посланник. Но Аллах свидетельствует о том, что эти мунафики категорически говорят неправду (ложь). Превратив свое уверение (клятву) в щит, они отошли от пути Аллаха. Как плохо то, что они делают! Это оттого, что они сначала уверовали, затем стали не замечать (делать вид, что не замечают Аллаха). Затем их сердца сформировались по-другому (по-новому). Теперь они уже не поймут. Когда ты видишь их, вид их нравится тебе (вызывает у тебя восхищение). Если они станут говорить, ты слушаешь их (…). Они как приставленные (к стенке) дрова. Каждый звук (шорох) они считают направленным против себя. Вот они и есть враги. Остерегайся их (держись от них подальше). Да заберет Аллах их души, как они сползают ко лжи» (63/1-4).

[12] Или: «Если он повернется и уйдет…».

[13] Свои «кривые» действия (дела) он стремится показать «прямыми».

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.