Кораника
4. Вера в Коране

4. Вера в Коране

Понятие религии имеет ряд значений. Из них в словарном значении на передний план выходит поклонение и ответное воздаяние за него [1]. Это поклонение может совершаться по отношению к различным силам. Сила в религии – это сверхъестественная сила, то есть божество (бог). У каждой религии есть свои правила поклонения и ее обещания в ответ на это (т. е. та поддержка и содействие человеку, которые оказываются ему в ответ на поклонение).

Первоначальной религией является та религия, которой Аллах научил Адама (первочеловека), а тот в свою очередь, передал ее своим детям. Эта линия, начинаясь от первопосланника, была продолжена во всей последующей истории вплоть до последнего посланника. Всевышний Аллах говорит так: «Ты поверни лицо свое прямо в сторону этой религии, фытрату Аллаха. Он создал людей в соответствии с ним. Нет ничего такого, чтобы могло занять место сотворенного Аллахом. Это и есть истинная религия. Но многие люди не знают этого» (30/30). В аяте говорится о разделении религии на верную (истинную) и ложную. Верная совпадает с фытратом.
А еще Всевышний говорит так: «У Аллаха религией является религия ислама» (3/19). «Кто станет искать помимо ислама другую религию, это не будет от него принято. Он станет потерпевшим (потерявшим) в ахирете (в Судный день)» (3/85).
Как только человек открывает глаза на мир, он сталкивается с аятами Аллаха. Аят – это открытый знак, указатель и свидетельство (документ). Аятом называются также деление сур.
Аяты Аллаха не ограничиваются теми, которые представлены в Коране. Они имеют место во всей сфере бытия – на небесах, на земле, в мире животных и растений, во внутреннем мире самого человека [2]. Всевышний Аллах говорит так: «Мы покажем им наши аяты как в окружающем мире, так и внутреннем их мире, чтобы они убедились в его (Корана) истинности» (41/53) [3].
Аяты, существующие в окружающем мире и внутри самого человека, говорят о наличии творца. И в этом человек убеждается сам со временем, как об этом уже говорилось выше. По этой же причине в Коране снят вопрос о доказательстве бытия Аллаха [4]. И никто из посланников этим вопросом не занимался. Они концентрировались на предписаниях, полученных от Аллаха, на идее о единственности (единстве) Аллаха, об отсутствии бога за его пределами, вне его и наряду с ним. Всевышний Аллах говорит так: «(Скажи) В таком случае устремитесь к Аллаху. Я совершенно откровенно предупреждаю вас от него (его имени). Не измышляйте других богов рядом с Аллахом. Я совершенно откровенно предупреждаю вас от него (его имени). И к тем, которые были прежде, когда приходили посланники, они говорили «колдун или умалишенный». И эти также. Завещали, что-ли, это они друг другу? (Все говорят одно и то же). Нет, они являются заблудшими людьми (обществом, общиной). Не смотри на них (отвернись от них). Ты не будешь осужден из-за них. Ты, опять же, напомни им об их обязанностях. Напоминание будет полезно для уверовавших. Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они служили мне. Я от них не хочу ни благ (благодати), ни того, чтобы они содержали (кормили) меня. (Я – Аллах) Блага дает Аллах, (единственный) обладатель реальной силы. Есть преследователь у тех, которые действовали неверно, подобно тому, как они (сами в свое время) преследовали своих друзей (людей). Пусть не спешат (!..). Горе этим кяфирам по причине обещанного им (Судного) дня!» (51/50-60).
Уверовавший – это человек, признающий веру (религию). У каждого это понятие может быть своим, поскольку у каждого может быть свое представление о вере и связанная с ним своя вера. Всевышний Аллах говорит так: «О, вы, сыны Адама! Смотрите, чтобы шейтан не навлек беду на ваши головы, подобно тому, как он сделал это с вашими (родителями) матерью и отцом, раздев их, чтобы показать им срамные места, и изгнав их из рая. Он и из его группы (рода) видят вас (наблюдают за вами) оттуда, откуда вы их не видите (не можете видеть). Мы поставили шейтанов в положение, когда они становятся друзьями неверящих [5]. Когда они совершают нечто грязное (плохое, низкое, непристойное и т. д.), они говорят так: «Таким мы нашли это у наших отцов. И Аллах так приказал нам». Скажи: «Аллах не прикажет грязное. Или вы говорите против Аллаха то, чего не знаете?». Скажи: «Господь мой приказал мне быть справедливым (действовать по справедливости). Вы направляйтесь на него в каждом месте (случае) поклонения. Молите его в вере от него (ничего к ней не примешивая). Подобно тому, как вы были созданы вначале, вы снова вернетесь к нему». Аллах принял одну группу на истинный (прямой) путь. Другая группа заслужила заблуждение. Ибо они, еще до Аллаха, сделали этих шейтанов своими друзьями. Вдобавок они думают, что находятся на верном пути (на пути Аллаха)» (7/27-30).
Независимо от того, признает это человек или нет, Аллах для каждого является реальностью. А все заблуждения происходят от того, что люди ставят в отношения между Аллахом и собой «друзей» (Аллаха), других богов.
Истинная вера совпадает с фытратом. Если классифицировать людей по этому принципу, то их можно отнести на три группы. К первой относятся те, которые соответствуют фытрату (согласуются с ним), ко второй – не соответствующие ему, к третьей – «нерешительные». Они не могут сделать выбор между первыми двумя…
 
* О доказательстве бытия Бога
(Р. Османзаде, А. Байындыр)
Этот вопрос особо занимает западную философию (в части философии религии). Но в Коране его нет. И сейчас мы получаем ответ на него. Коран не занимается доказательством бытия Бога по той причине, что это бытие является наличным фактом. Оно является постулатом всего коранического мышления. Аллах ниспосылает Коран и совершает все действия, описанные в нем. Потому он не считает корректным доказывать после этого свое существование. И, вообще, какое логическое доказательство может занять место фактически существующего, совершенного и сотворенного? Место реальной истории… А теперь «выясняется», что «этого недостаточно» и требуются «еще и логические средства»… Люди «с этим условием» не знают, что такое Бог, точнее, кто такой Бог (Аллах) и в каком отношении они сами находятся к нему… Условия ставит Аллах, он и требует их выполнения. А человек может только принять эти условия и безусловно их выполнять… Чтобы понять это, далеко ходить не надо. Достаточно взять в руки любую Книгу Аллаха. Но его Книгу. Коран является последней из них…
Следует учесть и то, что доказательством у Аллаха является само его Слово. Если некое положение принадлежит его Слову, этим оно и доказывается. По этой причине вопрос о доказательстве Слова не обсуждается. Он перетекает в вопрос доказательства того, что приписывают Аллаху. Именно этим вопросом и занимается наука веры. Его решение в каждом конкретном случае образует ту основу, на которой она строит свои рассуждения. Потому доказательство принадлежности тезиса Слову (Аллаха) является важнейшей посылкой мышления веры и начальным его шагом в научном познании.
Итак, Аллах доказывает своим словом (Словом) непосредственно и признанием своего свидетельства. Других доказательств у него нет. Их просто не требуется. Аллах доказал тем, что сказал. Аллах доказал тем, что он засвидетельствовал. Требовать большего, значит требовать невозможного, не знать, с кем имеешь дело… А еще он доказывает окружающим миром и самим человеком. И тем, что он непосредственно создает перед нами или творит с нами. Достаточно почитать его книги, как станет понятной сама мысль о доказательстве делом. Все в его книгах обстоит так, как это мы наблюдаем на деле. Или: все на деле происходит так, как это он рассказывает нам в своих книгах…
Кто и после этого требует доказательств, тот проявляет либо незнание (предмета или темы), либо сознательно играет в игру с Аллахом… Понятно, что «лучше знать», ибо книги Аллаха даны многим общинам, в том числе и ныне «здравствующим». Потому, входя в дискуссию, имеет смысл открыть и еще раз почитать текст по теме… Что касается второго, игры с Аллахом, то опять же «лучше», если этого не делать вовсе (!)…
Но и это еще не все. Аллах берет с человека самого слово о том, что он есть их Бог. Они признают это и уже после этого несут ответственность перед Аллахом за него…
Так решается вопрос «о доказательстве бытия Аллаха» в его книгах. Потому никакого особого, «логического» (онтологического, нравственного, ценностного и т. д.), доказательства бытия Бога в его книгах нет, как нет его и в Коране. А есть только тот способ доказательства, о котором уже говорилось и который условно можно характеризовать как «доказательство от Аллаха». При всех суждениях на эту тему следует начинать именно с него. А приводимое требование доказательств имеет смысл не по отношению к Аллаху, а к продуктам человеческого познания. По этой же причине к Аллаху оно не имеет отношения. Никакого!.. Рациональное мышление не может требовать условий и критериев, доказательства, выработанных для человеческого познания, по отношению к познанию, субъект которого лежит вне человека и бесконечно возвышается над ним. А еще этот субъект – Аллах – сам говорит о том, каким может и должно быть доказательство в его системе знания и суждения. А еще и в случае, когда это касается его самого…
 
       4.1. Согласующиеся с фытратом
Все посланники говорили о том, чтобы люди не поклонялись никому, кроме Аллаха [6]. Поклоняться (служить) (ибадет) означает таат. Таат – это склонять голову, в смысле подчиняться приказу и идти следом [7]. Это называется службой (служением). «Не поклоняться никому другому, кроме Аллаха», – значит не служить (не поклоняться) никому другому, кроме Аллаха, не быть служителем (слугой) и рабом ни для кого другого. С этого начинается свобода. Фытрат требует свободы. Но люди более склонны к тому, чтобы делать своим рабом того, на кого у них хватает сил, и, в свою очередь, становиться рабом того, на кого у них их не хватает. Достигший зрелого возраста человек, в рамках экзамена, сталкивается с давлением на него внутренних и внешних сил. Эти силы склоняют его к духовному и чувственному рабству. Это направлено против фытрата.
Но фытрат есть то, чему должно следовать. Фытрат, как отмечено, есть объективная закономерность, формирующая возникновение, существование, изменение, становление, развитие и схождение (вещей) на нет. Эта закономерность действует без исключения по отношению ко всем вещам, включая сюда, естественно, как природный мир, так и социально-исторический. Те аяты, которые окружают человека во внешнем мире и проникают в его внутренний мир, это и есть, как отмечено, аяты фытрата. Коран есть превращенная в форму учения форма фытрата.
Экзамен [8] проводится в свободных условиях. Человек является свободным и когда принимает решение, и когда практикует его. Действуя на основе знания о фытрате, он оказывается способным понять объективный характер своих действий. В то же время он не несет ответственности за действия, к которым принуждается силой. В этом случае можно обратить внимание на три момента.
Первый связан со свободой принятия решения. В этом процессе участвуют ум и сердце (душа). Сердце (душа) является органом принятия решения, ум – познает фытрат. Если решение соответствует уму, то оно соответствует фытрату. Эта практика с легкостью позволяет обнаруживать и устранять ошибки.
Ум и сердце являются областью человеческой свободы. К решению, принятому в этой сфере, не может вмешаться никто. Всевышний Аллах говорит так: «Все, что есть на небесах, все, что есть на земле, все это – Аллаха (принадлежит Аллаху). То, что лежит у вас внутри (на душе), если вы будете демонстрировать это открыто или будете скрывать, (все равно) Аллах призовет вас к ответственности за него. Затем он простит того, кто заслуживает этого, и накажет того, кто заслуживает этого. Силы Аллаха хватит на всё» (2/284).
То, что лежит внутри у человека, и то, что проходит в нем (в виде явлений в его внутреннем мире), не являются одинаковыми. Внутри могут лежать вера, неверие (богохульство), любовь, отвращение, зависть (злоба), доброе намерение и др. В сфере проходящего (внутри) имеют место нашептывания шейтана, чувства, желания, ожидания и др. Можно препятствовать тому, что внутри, но тому, что проходит (и происходит) в нем, препятствовать нельзя…
Сутью религии является вера. Основой веры является ее внутреннее принятие, то есть подтверждение сердцем. Об этом знает только сам человек и Аллах. Это место (сердце) является местом полной человеческой свободы. По этой причине никто не может принуждать человека к вере или отлучать его от нее. Такова природа вещей (фытрат) в данном вопросе. Всевышний Аллах говорит так: «В вере насилия нет, прямое и кривое совершенно четко отделены (различены) (в ней). Кто не будет знаться с заблудшими (не станет внимать им) и уверует в Аллаха (поверит Аллаху), ухватится за надежную ручку, не знающую отрыва. Аллах – слышащий, знающий» (2/256).
Не может принуждаться человек к поклонению (служению) и силой. Для этого требуется намерение. Намерение связано с внутренним принятием решения. «Действия связаны с намерениями» [9]. Цель поклонения знает только сам человек и Аллах. Потому если даже принудить к поклонению силой, то без намерения оно все равно пойдет впустую.
Поскольку поклонение не может быть без намерения, постольку оно не может быть и силой (не может быть осуществлено с применением силы). Можно принудить человека к молитве силой. Но если это совершается без намерения, то совершается впустую…
Все действия человека направляются и управляются изнутри. Поэтому ответственным за них является он сам. Всевышний Аллах говорит так: «Кто, после веры (будучи уверовавшим), (станет) делает вид, что не замечает Аллаха, становится кяфиром… другое дело тот, который испытывает давление (со стороны) в условиях, когда его душа умиротворена верой. Но кто откроет себя (свою душу) для неверия, на него опустится гнев Аллаха. На их долю приходится большое наказание»(16/106).
Второй момент связан с осознанием содеянного. Зачастую человек поступает неверно совершенно сознательно, то есть полностью осознавая неверность своих действий. Всевышний Аллах говорит так: «В справедливость (право) духа и того, кто формирует (направляет) его, внушает ему непокорность (строптивость) и защиту (смиренность), – пребывает во благе (благополучии) (спасении) возвышающий свой дух (не поклоняющийся никому, кроме Аллаха) и оказывается в потерях тот, кто унижает его (поклоняясь за пределами Аллаха)» (91/8-10).
В действиях, связанных с противостоянием фытрату, человек сначала сопротивляется, а после – либо отступит от них, либо продолжит. Сопротивление связано с внушением Аллахом человеку непокорности (сопротивления). Это является предупреждением для него (мол, поступаешь неверно: остановись, отвратись). После этого он испытывает еще и некое внутреннее давление (некое внутреннее переживание, связанное с нравственной оценкой поступка. – Пер.). Это заставляет человека одуматься и раскаяться…
Таква [10] – это защита себя от падения в плохое положение. Она удерживает человека от совершения дурных поступков и направляет его на верный путь. При этом человек чувствует еще и некую внутреннюю удовлетворенность. Это тоже является сообщением человеку о поддержке его действий Аллахом.
Вабиса б. Мабед рассказывает: «Пошел я к Мухаммеду, да благословит и приветствует его Аллах. «Ты пришел, чтобы спросить меня о добром (хорошем) и греховном?», – спросил он. «Да», – сказал я.
Он собрал пальцы, ударил себя в грудь и три раза сказал так: «Скажи душе, скажи сердцу, Вабиса! Доброе – это то, что успокаивает душу, успокаивает сердце. А грех это то, что, проникая во внутрь, порождает сомнение в груди. Пусть даже люди поддержат тебя и одобрят содеянное тобой» [11].
Как отмечено, человек испытывает внутреннюю удовлетворенность от верных решений. Он становится счастливым от претворения в жизнь своих решений. Неверное решение, в свою очередь, беспокоит его. Это беспокойство начинается с самого акта принятия решения и продолжается в течение всего процесса его реализации. Ибо оно противостоит фытрату на всех своих этапах.
Всевышний Аллах говорит так: «Те, которые уверовали, творят добрые дела, совершают правильно намаз и отдают закят [12], у (для) них есть награда у Господа ихнего. На них нет ни страха, ни печали» (2/277).
Третье – это тезеккюр [13]. Знание, которое следует из аятов, которые окружают человека во внешнем и внутреннем мире [14], следует разместить в уме и держать в готовом к использованию виде. Это знание характеризуется как зикр. Приведение его на сердце, язык и память тоже есть зикр [15]. Но есть и отступления от него. Пользующиеся разумом могут обнаружить и преодолеть их. Существует полное совпадение между верным знанием у человека и Книгой Аллаха, ее аятами. В этом может убедиться каждый, кто читает Коран. Следствием этого является чувство уверенности в Коране и удовлетворенности им.
Посланники призывали людей к тезеккюру. Тезеккюр – это приведение в действие знания, содержащегося в уме. Ибрагим-алейхиселам (да приветствует его Аллах), обращаясь к своему роду, поклоняющемуся идолам, призывал их к тезеккюру [16]. Он предлагал им соотнести знание о фытрате с его словами, чтобы они могли убедиться на деле в том, что поступают неверно.
Подобно тому, как верное знание, полученное из фытрата, является зикром, так и общее название книг Аллаха тоже есть зикр [17]. Всевышний Аллах говорит так: «Они уверовали и души их успокаиваются от зикра (поминания) Аллаха. Xорошо знайте, что души успокаиваются только с зикром (поминанием) Аллаха» (13/28).
В связи с Кораном Аллах говорит так: «Этот Зикр (Коран) ниспослали мы. И в любом случае его хранителями (защитниками) опять же будем мы» (15/9).
Посланники Аллаха непосредственно передавали его Слово людям. Своей практикой и решениями они еще и разъясняли его. Подчеркнем, что это разъяснение имело место на почве того смысла аятов, которые было открыто людям Аллахом… Но были еще и общины, до которых Слово Аллаха не дошло…

[1] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, دين.
[2] См. Коран: 2/164; 3/190; 6/97, 99; 7/26, 58; 10/5, 6, 67, 92,101; 12/7, 35; 13/2, 3, 4; 16/13, 65, 66, 67, 68, 69 79; 17/12; 18/9; 19/10; 20/128;  29/24, 33, 34, 35; 30/21, 22, 23, 24, 28; 31/31, 32; 32/26; 34/15; 39/42, 52; 40/13; 45/3, 4, 5, 6; 51/22, 23, 35, 36, 37; 54/12, 13, 14, 15.
[3] Или: «…чтобы его истинность стала совершенно очевидной для них».  Или: «…чтобы они совершенно убедилсь в его истинности» (Пер.).
[4] Этот вопрос рассматривается ниже, сразу вслед за данным изложением (см.:* О доказательстве бытия Бога)(Ред.).
[5] Есть и такой перевод последнего предложения: «Мы сделали шейтанов друзьями неверующих (неуверовавших, сомневающихся, отрицающих)» (Пер.)
[6]См. Коран: 11/2, 26; 12/40; 17/23; 36/60-61; 41/14; 46/21.
[7] Ибн Манзур. Лисанул-араб (Словарь арабского языка), طوع.
Противоположностью является понятие керих (делать что-либо против воли). В аяте говорится так: «Затем он обратился к небу, находящемуся в туманном состоянии, и сказал ему и земле: «Хотите вы того или не хотите, следуйте моему предложению». Оба сказали: «(Мы) пришли по своему желанию» (41/11).
См. сюда также: Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, طوع.
[8] Имеется в виду испытание человека Аллахом (Богом).
[9] Этот хадис значится в начале списка истинных хадисов у Бухари. 
[10] Таква: мы оставляем это понятие в его написании за отсутствием его аналога на русском (Пер.).
[11] Сюнен-и Дарими. Бую, 2.
[12] Закят: чистота (нравственная), быть добрым и правдивым, увеличиваться (возвышаться), хвалить, благодатный.
            Как предписание веры (ислама) закят представляет собой безвозмездную передачу определенной части своего имущества (по достижении им определенного значения) нуждающимся. Сопровождается сознанием исполненного долга перед Аллахом, воздающим за это своей благодатью. 
[13] Тезеккюр:мы оставляем это понятие в его написании из-за отсутствия аналога в русском (Пер.).
[14] Об этом еще раз говорится ниже (Пер.)
[15] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, ذكر.
[16] См. 6/80.
[17] См. Коран: 3/58, 7/63, 15/6, 9; 16/44, 21/2, 50, 105; 25/18, 36/11, 38/8, 54/25

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.