Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… 15-19

А. Байиндир. Взгляд на… 15-19

15. ОТКРОВЕНИЕ (НИСПОСЛАНИЕ) ШЕЙХАМ

Аллах избирает посланников (пророков) из числа людей и с их помощью (посредничеством) объявляет свое слово людям (доводит его до сведения людей). Это слово приносит Джебраил (да приветствует его Аллах!). Его приход никто, кроме посланника, не может видеть и его разговор (в плане передачи откровения), опять же кроме посланника, никто другой слышать не может. Этот разговор, в силу того, что он совершается скрытно от людей, называеься откровение.
Откровение можно понять еще и как вдохновение, воодушевление (ильхам). Ильхамом называют то, что порождается Аллахом внутри человека (в его душе). Оно тоже, как и откровение, скрытое. В Коране используются оба эти значения понятия откровения. Но под откровением понимается, как отмечено, сообщение приказов Аллаха посланнику. С завершением пр. Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!) своей посланнической миссии закрылась и дверь откровения.
В силу того, что посланничество является миссией передачи людям приказов Аллаха, откровение, как его важнейший элемент, выступает как фактор, обязательный для мусульман. Но вдохновение, воодушевление (ильхам) является фактором индивидуальным и никого ни к чему не обязывает. Мусульманин или любой другой (то есть немусульманин) может быть носителем вдохновения (на него может снизойти вдохновение). Эта тема более подробно будет рассмотрена ниже.
ШЕЙХ: Некоторые вещи Аллах сообщает шейхам путем откровения. Разве Он не сказал матери Мусы (Моисея) так: «Мы дали откровение матери Мусы (Моисея): корми его грудью…» (Касас, 28/7).
МЮРИД: Аллах даже пчелке дал откровение. Почему Он не может дать его Шейху?  Он говорит так: «Господь твой дал такое откровение медовой пчелке: «Делайте (себе) гнезда в горах, на деревьях и в подготовленных ульях. Питайся всякими плодами и летай, поклоняясь, на путях господних» (Нахль, 16/68-69).
БАЙЫНДЫР: «Откровение», которое Аллах дал медовой пчелке, следует понимать как обеспечение ее инстинктивной способностью (инстинктом). Эта способность (инстинкт) представляет собой специфичную для данного вида живого его психо-физическую организацию, позволяющую ему  поддерживать свое существование, защиту (самосохранение) и воспроизведение в условиях отведенной ему природной среды. Инстинкт действует автоматически. Иными словам, он представляет собой автоматически действующий механизм поддержания жизни… Вот этот механизм Аллах и вложил в организацию живого, включая сюда, естественно, и пчелу. И чтобы все это было понятно для нас, не знающих пока ни биологии, ни анатомии, ни физиологии или психологии, не знающих «ни физического, ни психического», – всех этих премудростей науки, – Аллах и говорит с нами просто и кратко, называя все это одним, но понятным для нас именем, называя все это «откровением». «Я дал откровение пчеле (научил ее)» – означает, что Аллах дал организацию пчеле, благодаря чему она, собственно, и есть то, что она есть…
Надеюсь вы теперь понимаете, что то откровение, которое дано Аллахом медовой пчеле, не может быть дано шейху и вообще человеку. Остается понять «самое малое» – бессмысленность проводимой вами параллели по данному вопросу между медовой пчелой и шейхом. Мол, «пчеле дал, почему бы не дать Шейху?»…
Подытожим. Вы не можете смириться с тем, что не знаете и не можете знать скрытое. Вы хотети бы занять место посланников (пророков), которым Аллах сообщает о некоторых чертах и особенностях скрытого. Но это делается для того, чтобы они сообщили это людям. У вас же такой проблемы нет…
16. НАСЛЕДОВАТЬ ПРОРОКУ
 
МЮРИД: Святые служителя Аллаха наследуют Его посланнику (пророку).
ШЕЙХ: Святые являются наследниками посланников (пророков). То, что дается им, дается и этим.
БАЙЫНДЫР: Как кажется, наследование пророкам понимается не совсем верно. Как известно, в прошлом пророческая цепь, не обрываясь, продолжалась из поколения в поколение. Так, к примеру, Ибрагим был дядей Лута, отцом Исмаила и Исхака и дедом Якуба (да приветствует из всех Аллах!). А Юсуф был сыном Якуба (да приветствует их Аллах!). Бывало и так, что у Аллаха в одном месте было одновременно несколько посланников. Яхья был сыном Зекерии, он старше Исы (Иисуса) (да приветствует его Аллах!) на 10 месяцев. Зекерия был попечителем Мерьям (Марии – материи Иисуса). Все они трое жили в Кудисе (Иерусалим).
Перед пр. Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!) некоторое время не было посланников. Потом, в качестве последнего посланника (пророка), «на эту должность был избран Аллахом» Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!).
Функции посланника известны. В основе своей они заключаются в том, чтобы передать в неизменном виде послание Аллаха людям и проповедовать его. Об этом уже говорилось выше с привлечением коранических аятов (см. раздел: а. Функции посланников (пророков)).
В силу того, что Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) был последним посланником (пророком), с ним закрылась и дверь, ведущая к откровениям и чуду. В этом плане наследовать ему – значит разъяснять людям принесенный им Коран. Если бы он был в жизни, то, по окончании поступления откровения, он бы занимался этим. За пределами этого ни о каком другом наследовании не может быть и речи.
С одной стороны вы говорите об откровении, которое приходит к вам, а с другой – «налегаете» на чудо. А еще вы говорите, что «святые служителя Аллаха наследуют посланнику (пророку). То, что дается им, дается и этим». Этим «система получает целостность»…
Пожалуйста, не входите в дела, превышающие ваши возможности…
17. ЧУДО
 
Посланники способны демонстрировать чудо. Чудо является свидетельством посланничества (то есть доказательством того, что человек, его демонстрирующий, является посланником Аллаха).
Чудом пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) является Коран. Всякий, кто познакомится с Кораном, поймет, что лицо, доставившее его нам, является посланником Аллаха. Ибо эта книга не может быть написана человеком. И в других случаях дело обстоит подобным образом – чудо демонстрируется лишь при содействии Аллаха. К примеру, пр. Иса (Иисус) оживлял мертвых, вылепленная им птица оживала при его дуновении. Пр. Салих (да приветствует его Аллах!) извлек из скалы верблюда… Но птица улетает, оживленные умирают, эпизоды остаются в истории… И стираются из памяти примеры чуда. А чудо книги остается… Кто бы и где бы в мире ни взял в руки Коран, он сразу поймет его неземное происхождение, как поймет и то, что человек, доставивший его нам, был посланником его Автора – Аллаха. За Кораном стоит Аллах непосредственно. Потому его качество чуда будет сохраняться до скончания мира, то есть до Судного дня. Пока сохраняется Коран, сохраняется и необходимость в вере в Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) как посланника Аллаха. Значит нет необходимости и в новом посланнике.
Как уже отмечалось, наследовать Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) для ученого означает призывать людей к Корану. Если он призывает к тому, что лежит за пределами Корана, то он утрачивает возможность наследовать посланнику.
18. КЕРАМЕТ
 
Керамет: вера в нечто необычное которое способен произвести святой. Но если это нечто необычное демонстрируется со стороны посланника (пророка), то оно выступает как чудо. То есть чудо демонстрируют только посланники (пророки). И делают они это при непосредственной помощи самого Аллаха. Говоря иначе, за каждым чудом пророка стоит Аллах сам. А смысл чуда – в доказательстве (им) посланнических функций демонстрирующего его лица. Короче: демонстратор чуда – посланник Аллаха. В этом и весь смысл чуда.
Помощь Аллаха, оказываемая необычным путем, тоже есть керамет.
МЮРИД: Вы отвергаете и керамет?
БАЙЫНДЫР: Нет, я не отвергаю керамет, я лишь против восприятия его как чуда или придания ему качества чуда. Вы хотите представить себя как способных на чудо (на то, чтобы произвести чудо). Это вы хотите привести как доказательство ваших особо близкиз с Аллахом отношений. Но никакого основания у вас в этом вопросе нет.
Одним из чудес Аллаха является сам человек. Это видно и по тому, какую ценность Он придает ему. Так, Им в распоряжение человека дано все из того, что есть на земле и на небесах. В Коране об этом, к примеру, говорится так: «Мы оказали честь сынам Адама (придали им ценность). Мы их носили по земле и по морям и облагодетельствовали всем прекрасным. И возвысили над многим из того, что Мы сотворили» (Исра, 17/70). И действительно, никто на земле, кроме человека, не может быть перевезен по суше, морю или воздуху. Это и есть выражение (проявление) той  ценности, которую придает Аллах человеку.
Но конечно же самым большим подарком Аллаха человеку является данная Им вера. Аллах с самого начала подчеркивает свое личное авторство (творчество) в этой вере, не допуская в этом вопросе «придания ему равного», что, как отмечено, характеризуется как ширк: «Верующие и не разбавляющие веры своей ширком [74]. – «А наиболее ценные из вас у Аллаха это те, благочестие которых выше» (Худжурат, 49/13). – безопасность их право, они же держатся и верного пути» (Эн’ам, 6/82).
Каждый мусульманин, избегающий противостояния Аллаху, есть вели (друг Аллаха).
На эту тему уже приводились аяты из Корана. Повторим их и дополним: «Хорошо знайте, что друзьям Аллаха бояться нечего. Не будут они и в печали. Это те, которые веруют и благочестивы. Им и в земной жизни, и в будущей есть благовестие» (Юнус, 10/62-64).
Эта благая весть успокаивает правоверных даже в самую трудную минуту. Аллах не оставляет этих своих друзей в одиночестве (без внимания): «Кто избегает противостояния Аллаху, Аллах находит для него выход. Он дарует ему блага из источника, о котором тот даже не подозревал (не помышлял). Каждому, опирающемуся на Аллаха, этого достаточно. Ибо Аллах знает свое дело. Несомненно, Аллах установил для каждой вещи свою меру» (Талак, 65 /2-3).
В силу того, что оказывающий помощь есть сам Аллах, эта помощь может поступить как обычным, так и необычным путями. Помощь Аллаха, оказываемая необычным путем, тоже есть, как отмечено, керамет.
Керамет – есть благо Аллаха. Как и всякому благу, ему тоже надо быть благодарным. Вообще, все благи наши дарованы нам Аллахом. И Ему надо быть благодарным за них. А то мы порой относим эти блага за свой счет и приписываем себе заслугу в их достижении. Это есть неуважение к Аллаху. И Аллах этого не любит. При таких рассчетах можно и лишиться благ… Такие блага, как богатство, положение, состояние, должность и т. д. тоже могут сами по себе ввести человека в заблуждение. Человек должен думать не о благах самих, а о том, как с их помощью завоевать расположение (доверие, одобрение) Аллаха.
В сложных ситуациях Всевышний в той или иной форме обязательно помогает правоверным. Приведенные выше аяты открыто говорят об этом. И человек должен воспринимать эту помощь так же, то есть как идущую не от себя, а – от Аллаха. Подобно тому, как неприличествует бахваляться богатством, состоянием и т. д., так неприличествует выставлять напоказ и керамет – блага, дарованные нам Аллахом.
Испытывающим трудность мусульманам в сражении при Бедре, в качестве помощи, Аллахом были посланы ангелы. Но было подчеркнуто и то, что победа завоевана не ангелами, а благодаря решению, принятому на уровне Аллаха. Аяты, рассказывающие нам об этом, должны быть живыми в нашей памяти:
«Помните, вы просили помощь у своего Господа. Он внял вам, сказав: «Вот, Я посылаю вам помощь в тысячу ангелов, следующих друг за другом».
Аллах сделал это лишь благовестием для вас и чтобы этим успокоить сердце ваше. А то победа (не от ангелов, а) только от Аллаха. Аллах силен и все решает (делает) на месте» (Энфаль, 8/9-10).
Облагодетельствованый некто пусть не думает так, что этим все вопросы решены. Земная жизнь – это бег с препятствиями. В каждый миг все может произойти… В каждый миг можно зацепиться и упасть…
Господь приказывает так: «Служи (поклоняйся) Господу до смерти своей» (Хиджр, 15/99).
19. ИСТИДРАДЖ
Истидрадж – восходить или нисходить по ступеням. Но в «истидрадже» – это не самостоятельное восхождение или нисхождение, а осуществляемое с чьей-либо помощью. Сама помощь тоже есть «не просто как помощь», а выступает как «ведомая способность извне». В итоге истидрадж понимается как ситуация, в которой человек ведется по линии восхождения или нисхождения. Но сам «ведомый» (человек) не знает и даже не подозревает об этом. Он расценивает развитие событий как исходящее из него самого и направленное в его пользу, а себя видит на дороге к цели. Но у ведущего иной расчет. Он приводит порой человека (ведомого им) и к такому неожиданному концу, как его крушение, фиаско (несчастье, беда, катастрофа и т. д.). И лишь тут у человека могут открыться глаза и он может видеть ложность своего пути и свое заблудшее состояние. Но он может и продолжать оставаться в заблуждении…
Человека ведет Аллах (человек ведом Аллахом). Но Аллах, не предупредив, не навлечет несчастья на человека, общество и народ. Он говорит так: «Аллах не ввергнет в заблуждение народ после того, как Он его направил, пока не укажет им ясно, чего они должны остерегаться» (Тевбе, 9/115).
Заблудшие это те, которые не принимают во внимание предупреждений.
«И когда они отдалились от наших предупреждений (увещеваний, напоминаний), мы открыли перед ними врата всех вещей (удовольствий, соблазнов). В то время, как они наслаждались дарованным им, (Мы) их внезапно схватили (схватили, как они есть). Все сразу сникли в отчаянии» (Ен’ам, 6/44).
Если бы они, видя то, что у них на руках, не бравировали бы тем, что «находятся на верном пути», а больше думали бы о том, на что направляет их этим Аллах, – они бы не попали в такое положение.
Некоторые рассуждают так: «Если бы я был на ложном пути, то столько бы людей не следовало за мной». Это ложное мнение. Есть лидеры – политические и духовные, – которые собирают вокруг себя массы народа. Но это не делает верными их представления, а их самих не спасает от забдуждения и, естественно, от отвественности, которую они несут за это перед Аллахом. В таком же положении находятся и состоятельные люди, состояние которых не может служить доказательством их нахождения на верном (истинном) пути.
Для сектантов этот путь завершается признанием шейха (лидера секты) за высший авторитет в вопросах веры, поклонением ему как освободителю и заступнику как в этой жизни, так и в ахирете (в Судной день). Это и есть та ситуация, «в которой вы схвачены, как есть».
Вы можете подумать еще и над аятами, в которых Аллах дает наставления пр. Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!). Они приводились выше, но мы повторим их еще раз: «Скажи (им): у меня нет силы ни повредить вам, ни совершенствовать вас. Скажи (им): никто не может защитить меня от наказания Аллаха. Я ни в ком другом, кроме Него, не могу найти и прибежища. Моя задача только в том, чтобы проповедовать то, что от Него, что нисполлано Им. И только» (Джинны, 72/21-23).
Чтобы быть наследником пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) надо разъяснять людям Коран, пропагандировать его среди них. Вы же исходите из святых и шейхов. Вы берете их слова и занимаетесь ими. А еще и Коран воспринимаете через эту призму. Следующий аят очень хорошо характеризует ваше положение: «Тому, кто старается не замечать Зикра [75] (Корана) Милосердного, мы приставим сатану. Он станет неотлучным его спутником. Они сбивают их с пути, но те все еще думают, что находятся на верной дороге» (Зухруф, 43/36-37).
Зикр Милосердного – это Коран. Вы почему-то не замечаете многих его аятов, но считаете себя правофланговыми праведного пути…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.