Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… 5-7

А. Байиндир. Взгляд на… 5-7

5. ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙ

 
ШЕЙХ: В одном из своих стихов достопочтенный Абдуль-Кадир Гейлани пишет так:
«Мюрид мой, будь он на востоке или на западе,
Где бы ни был, – я всегда поспею на помощь» [28].
БАЙЫНДЫР: Это явно противоречит многим аятам Корана. Всевышний так повелел: «Когда человек, оказавшийся в трудном положении, призывает в молитве на помощь, то кто спешит к нему на помощь и помогает ему выйти из этого положения? Кто делает вас господами земли? Существует ли другой бог вместе с Аллахом?  Как мало вы разумеете!» (Немль, 27/62).
Если бы в вопросах, испытывающих затруднение, можно было бы просить кого-либо и если бы он мог помочь в этом, – кто бы стал испытывать потребность в покровительстве Аллаха?..
ШЕЙХ: Если ты не веришь Абдуль-Кадиру Гейлани, то нам не о чем говорить с тобой!
БАЙЫНДЫР: Верить или не верить Абдуль-Кадиру Гейлани – это не является условием веры. Но вера в Коран является таким условием.
По-моему то, что сообщается о подобных личностях, по большей своей части не соответствует действительности. Приведенный Вами стих является одним из примеров этого. Но ничего удивительного в этом нет! В отношении Посланника Аллаха существует бесчисленное множество ложных хадисов. Почему бы не сочинить нечто подобное и в отношении, скажем, Абдуль-Кадира Гейлани, Мевляны (Джалаледдина Руми), имама   Раббани?..  
Но если даже сам Абдуль-Кадир Гейлани предстанет здесь перед нами и повторит сказанное, то мы, не посчитавшись ни с чем, все равно отвергнем эти его слова. Потому, что в Судный день нам держать ответ не по Гейлани, а по Корану.
 
6. ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ ШЕЙХА (химмет)
 
Химмет по-арабски значит стимулирование (склонение) в направлении совершения чего либа (какого либа дела), сильную решимость в этом вопросе. В турецком языке используется в смысле духовной и моральной помощи, покровительства (защиты) и любезности. В тарикате это понятие используется в смысле духовной помощи шейха. Верят в то, что он, действуя сверхестественным образом, способен оказать помощь членам своей секты (мюридам), а также способствовать решению некоторых их вопросов (проблем).
МЮРИД: Ты не принимаешь и химмет шейха? Хочешь верь, а хочешь нет, благодаря химмету моего шейха все мои дела идут весьма успешно. Я это вижу по своей жизни.
БАЙЫНДЫР: Во  всяком случае, когда вы говорите  о химмете шейха, вы не имеете ввиду его особое внимание к вам. Скорее, имеете в виду его  духовную помощь вам, не так ли?
МЮРИД: Да, это так. Например, во время   поломничества (хаджа), спускаясь с  горы  Арафат, я  почувствовал духовную помощь  моего  Шейха, тогда как он сам  находился в Турции. Я с легкостью спустился с Арафата, забросал шейтана камнями и уже в восемь утра был в отеле.
БАЙЫНДЫР: Почему вы это расцениваете как «химмет Шейха», а не как помощь Аллаха?
МЮРИД: Благодаря заслугам шейха Аллах помогает его мюридам.
БАЙЫНДЫР: Всё один и тот же ответ! Хорошо!.. А чей химмет был тому, кто пришел в отель раньше восьми?..
На эту тему уже прошел ряд аятов. Подумаем еще и над следующими:
«Скажи: Призовите тех, которых вы ставите на место Аллаха, посмотрим. Они будут не в состоянии ни избавить вас от зла, ни отвратить  его.
Эти вещи, которые они призывают, сами ищут посредников из тех, которые ближе к Господу. Они ожидают Его милосердия и боятся (его) наказания. Потому что наказание Господа твоего страшно» (Исра, 17/56-57).
Вы верите и в то, что ваш Шейх будет ходатаем и в Судный день. Если Шейх способен быть заступником для своих мюридов как в этом мире, так и в Судный день, то для них (мюридов) нет более важной задачи, как ублажить его. В таком случае нет необходимости молить Аллаха о чем-либо.
Это есть ошибочный путь. Если не вернетесь на верный (праведный) путь, то я боюсь за то, что конец у вас будет очень скверный…
 
7. ПРИМИ ИЗ УВАЖЕНИЯ…
         
МЮРИД: Мы разве не просим Аллаха принять нашу молитву из уважения к некоему великому лицу? Мы разве не говорим с мольбой так: «Господь! Прими нашу молитву из уважения к  Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) или святому, из уважения к павшему за веру или погибшему на войне или благочестивому (праведному)?».
БАЙЫНДЫР: Да, есть такие, которые молятся подобным образом. Эти примеры находят свое отражение в книгах, подобных «Мевлиду» Сулеймана Челеби. Но такой молитвы не бывает. По этому вопросу ибн-Эбиль-Изз, ученый из секты  ханефидов, говорит следующее:
«Делать кого-либо, кроме самого Аллаха, посредником в отношениях с Ним и просить Его принять ради него (посредника) молитву, – это не позволительно… Он хочет сказать так: «В силу того, что этот человек – из твоих благочестивых рабов, прими мою молитву (прими ради него)». Какое имеет отношение благочестивость этого человека к молитве? Какая связь между ними? Это есть выход за пределы смысла молитвы. Господь так повелел: «Призывайте Всевышнего  искренне и с мольбой взывайте к нему. Он не любит непокорных» (Араф, 7/55). 
Эта молитва и подобные ей (то есть использующие посредников) были выдуманы позже. Такая молитва не имеет места ни у Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), ни у его современников, ни у последующего поколения, ни у имамов – да покровительствует им всем Аллах! Подобное можно встретить только в текстах малообразованных авторов и у некоторых сектантов, касающихся мистических тем.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.