Кораника
Н. Назарбаев видит главную причину нынешнего экономического кризиса в упадке духовности

Н. Назарбаев видит главную причину нынешнего экономического кризиса в упадке духовности

01.07.2009. Н. Назарбаев видит главную причину нынешнего экономического кризиса в упадке духовности

[01-07-2009] Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что регресс духовности стал причиной мировых экономических потрясений. «Сегодня на второй план отодвинута необходимость постоянного духовного самосовершенствования. У многих закрываются глаза на то, что над миром стали довлеть материальные ценности, деньги, алчность, безумная погоня за успехом», — сказал Н. Назарбаев, открывая в среду в Астане III съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Президент отметил, что «прогресс человечества порою стал ошибочно отождествляться только с процессом создания комфортабельных и удобных условий жизни». «Но разве в этом истинный смысл человеческого существования?! Быть может, настало время остановиться, задуматься, куда мы движемся, что нас ожидает в перспективе?» — приводит слова Н. Назарбаева «Интерфакс».

По его мнению, отчасти правы те, кто утверждает, что «людское общество переживает регресс духовности, и в этом, возможно, глубинная причина всех экономических потрясений современного мира».

Н. Назарбаев убежден в том, что «сегодня на переднем плане должны выступать нравственные начала — без этого важного инструмента выйти из кризиса на высокую траекторию развития общества невозможно». Он выразил надежду на то, что, возможно, человечество все же обретет такую форму существования, «в которой объективно и на равных будут существовать культуры и народы».

Глава республики также считает, что «новый мировой прядок может быть создан не после глобального военного столкновения, как это было ранее, а мирно, путем диалога и выработки взаимоприемлемых позиций».

«В сложнейшие времена на религиозных деятелей возлагается особая ответственность. Именно вы, религиозные лидеры, можете стать проводниками возрождения духовности — главного условия гармоничного развития мира. В этом мы видим высокое предназначение нашего съезда», — заявил президент Казахстана.

В нынешнем съезде религиозных лидеров принимают участие 77 делегаций из 35 стран (Ислам.Ру. Новости. 01.07.2009).

От сайта Кораника
Итак, главная причина нынешнего экономического кризиса – ни мало, ни много! – в упадке духовности. А поскольку это говорится в аудитории духовных служителей, – даже, лидеров, – то, выходит, что им и спасать положение. Они возродят духовность и тогда всё пойдет как надо. И кризис, естественно, отступит перед силой осознавшей себя духовности… Вашими устами, да мед пить!..
В истории во все времена была духовность. И колебалась она вокруг своей оси «от минимума до максимума»… И «до того колебалась», что некоторые «ее отклонения» получили особые названия. К примеру, «чистый или голый энтузиазм», «вера в коммунизм», «всё ради победы» и др. Это и была, если угодно, чистая духовность, которой большевики завоевали власть, а потом строили социализм, а советские люди победили в войне… Но эта «советская духовность» стала для людей отречением от всего. Потому ее называли еще и «самоответженностью». Человек отвергал всё во имя идеи и этот принцип заполнян всё содержание его мысли, направлял его жизнь и поступки. Тогда это представлялось высшей формой духовности или духовности «по-коммунистически».
Естественно, так вечно продолжаться не могло. Люди не могли отвергать себя во имя идей, которые к тому же со временем стали обнаруживать «некую неадекватность» по отношению к своему основному объекту – жизни, человеку и практике. И это стало чувствоваться сразу со смертью последнего вождя. Второго из двух… А с этим и духовность, построенная на самоотвержении, стала сходить по наклонной…
Пытаясь удержать ее и эксплуатировать дальше, власть нашла новый «затягивающий» аргумент – угрозу Советам со стороны развитой США и НАТО. Так мир вошел в затяжный кризис «холодной войны». Мобилизации духовности не произошло, зато она стала прямо таять на глазах… Для включения мотора «чистого энтузиазма» и «веры в неприходящий коммунизм» с его требованием «самоотвержения» нужны были экстремальные условия. «В холодном противостоянии» их не было… Покатились годы движения «маятника в другую сторону». Энергия самоотвержения стала раскручиваться в направлении самоутверждения личности. Распад коммунизма довершил дело. И все поняли, что надо платить за то, за что раньше просто вешали ордена и медали на грудь или давали «благодарственную бумагу»… Так самоотверженность во имя коммунизма перешла в самоотверженность в борьбе за свое собственное «Эго». За свои успехи, карьеру, состояние, благополучие и т. д. Она и заполнила собой всё сознание. Это означало конец одной эры духовности и началась другой, новой.
Материальной базой первой духовности была «общественная собственность на средства производства», гарантируемая «социалистическим государством», материальной базой новой духовности стал принцип рыночной экономики, сконцентрированный на собственном благополучии. А этой экономикой управляют две силы (плюс теневые). Одна из них представлена работодателем (предпринимателем и государством), а другая правительством. И все отношения заставили проходить через эту связь. В нее вошла и духовность. Она не могла пройти мимо того, через которое проходило «всё». Так она стала перемалываться «шестеренками» этой связи. На что она стала похожей после этого, видят все…
Вот в этой ситуации и делается призыв к духовным лицам. Они должны спасти положение! Но как? Опять призывая к самоотверженности и самопожертвованию?.. Конечно, нет! А как иначе? Вырвать духовность из «шестеренчатого механизма» и перенести ее на почву Слова Всевышнего? Скорее всего, именно так. В таком случае остается последний вопрос или вопрос о том, как это сделать практически в наше время и в наших условиях?.. На вопрос можно ответить только Словом Всевышнего Аллаха и никак больше…
А до этого спросим себя о том, что изменилось с духовностью? Изменилось ее качество. И только! Была она одного качества (типа, рода, класса и т. д.), стала другого качества. Но никуда не ушла и никуда не делась. Как была, так и стоит на месте. Но по тем условиям она была «той», а по этим является «этой»… И весь, тут, разговор!..
А теперь может встать более конкретный вопрос о том, что есть сама эта духовность?.. Как кажется, все вроде бы знают это, а если не знают «по науке», то чувствуют ее, что называется, «своим нутром», улавливают эту сущность интуитивно. Это видно и по приводимому суждению о ней (Н. Назарбаева). Ее можно понять и как потенциал духа, который направляет человеческую деятельность…
Если начать «раскручивать» это понятие, «потенциал духа», то уже «на следующем шаге» всплывет его основание. Оно «засветится» как отношение предмета (материи и материального) и духа, но рассматриваемое в данном случае на почве деятельности человека. В свою очередь, чтобы прийти к этому отношению, надо начть с абстрактной предпосылки о материи и духе. Ибо «человек» и его «практическая деятельность», – как носители предметного и духовного или как то, в сфере и на почве чего реализуется заключенное в них предметное и духовное, – есть нечто более конкретное по отношению к тому, что есть «предметность» (предмет) и «духовность» (дух) сами по себе. Последние есть категории более абстрактные. А в дедуктивном изложении принято начинать с абстрактного…
Но отношение предмета и духа есть отношение материи и сознания (в форме отношения мышления или сознания к материи или бытию), известное как основной вопрос философии [1]. Так вопрос о духовности, начинающийся «с малого» перетекает в вопрос о фундаментальной основе жизни. А здесь уже столько мнений, сколько и участников. Или «почти столько»…
Итак, «по-настоящему» суждение о духовности начинается с осознания, постановки и решения вопроса об отношении духа и материи… Что дальше? А дальше… Человека окружает мир материальных и духовных форм (!). Ничего другого в нем больше нет!.. И он принужден к тому, чтобы действовать в этой системе форм. Действовать для того, чтобы быть в ней, сохраняться и воспроизводиться. А еще – улучшаться и совершенствоваться… Действие в общественном масштабе превращается в социальную деятельность. У этой деятельности формулируются свои цели и задачи, складываются свои ценности, идеалы и критерии… А поскольку абстрактного общества и истории не существует, – всё это представляет собой модели теоретического сознания, – постольку и духовность, в конечном счете, оказывается выражением, характеристикой и содержанием общественного сознания определенной эпохи и определенного общества. Это значит, что с ней нельзя манипулировать ни во времени, ни по социальным и культурным параметрам. В то же время есть связь по времени между тем, что было в истории, и тем, что есть в ней сегодня… История ушла от того, что было в ней. И сохранила то, что было в ней… Остается «достойно решить эту задачу». Достойно для истории и самого человека. Не потерять вечное и не погрязнуть в преходящем…
В оценке сознания человек открывает для себя две истины одновременно: (1) наличие в мире неких устойчивых и непереходимых (или необходимых) отношений, связей и закономерностей, (2) возможность действовать (2.1) произвольно по отношению к ним и (2.2) в соответствии с ними. Первый случай (2.1) можно характеризовать еще и как действие без учета меры и природы вещей, а второй (2.2) – как действие с их учетом. Благодаря этим истинам открывается еще одна, третья (3): (3.1) действие без учета меры и природы вещей в своем конечном пункте всегда ведет к разрушению и потерям, а (3.2) действие с их учетом – к позитивному и планируемому результату… Пожалуй, и всё!..
Делая следующий шаг в познании, человек находит себя высшей формой организации субъекта на Земле. Он наделен разумом и способен преобразовывать природу и самого себя в направлении к некой цели, вызванной (обусловленной) его потребностями и интересами. Разве это не высшая способность?! При том, что ни у кого другого «из населения Земли» ее нет. Она есть только у человека одного…
На всё это указывает и Коран. Вдобавок к этому он характеризует человека… еще и как служителя Аллаха… Так высшее земное разумное существо оказывается всего лишь состоящим на службе у Всевышнего Аллаха. И делается это по Его воле. Философия после этого будет говорить «о заброшенности человека в мир и независимости его судьбы от него самого». В последнем – ошибется. Ибо судьба эта как раз зависит от человека самого. Она в его руках… Так устроил этот мир его Творец, наделив человека свободой по своей воле. И каждый может видеть это на собственном примере… А еще Аллах говорит о том, что Он создал человека. И дал ему Коран. А Коран – это целая программа. Программа-проект Аллаха о человеке. От этого мира до следующего…
А теперь, чтобы понять позицию рациональной философии, отвлечемся от Всевышнего. Возьмем человека «по его уму». И в нем найдем принцип систематизации «по шкалам». Одной из них является шкала ценностей. В ней на первом месте стоит сам человек, как отмечено, как носитель высшей формы земной организации субъекта. Затем человек находит, что все его действия, решения и оценки проходят через его разум. Так разум выдвигается на роль высшего инструмента человеческой деятельности. Его плоть видится как нечто вторичное, необходимое для поддержвания жизненности органа (мозга), делающего возможным функционирование сознания. Наконец, еще один шаг связан с пониманием высших целей человека в мире и его назначерия (предназначения) в жизни…
Над этим вопросом задумывалась вся история философия. И в итоге было признано, что высшей ценностью является сам человек и его способность быть человеком. Так человек и утверждение человеческого в человеке стали пониматься как высшее предназначение человека в мире, а значит и высшая задача образования, воспитания, культуры и социальной жизни в целом. Значит и как высшая цель всей человеческой истории…
Такое понимание высших целей и задач для человека, формулируемых в системе мироутройства, переведенное в плоскость содержания духа и свернутое здесь в идею высшей ценности, осознается в виде понятия духовности. А если потребуется подчеркнуть особые черты и доминанты духовности – как феномена и понятия, – то имеет смысл начать, опять же, с самого начала. С разума и разумности, как это, собственно, и делают, характеризуя человека как человека разумного. Разум служит не только целям завоевания и покорения мира по мере обретения человеком силы. Он служит еще и условием возвышения человека над самим собой. Сегодняшний человек должен быть более совершенным по отношению к человеку вчерашнему, а завтрашний – более совершенным по отношению к человеку сегодняшнему. Если соблюдается этот принцип, то действительно имеет место исторический прогресс, а если нет, то прогресс этот – условный. Он затрагивает только вещную сторону человеческого бытия, не распространяясь на него самого, на его суть. Не происходит самого важного – совершенствования человеческой натуры или развитие человеческого в человеке. Знание направляется на завоевание внешнего по отношению к человеку, оно не переплавляется в его духовно-нравственное совершенствование… Так это совершенствование оказывается пиком процесса духовности…
Приведенные соображения привлекательны как некая теоретическая модель рациональной философии. Она построена в отлвечении от Всевышнего Бога. Остается привлечь его в эту систему. Это сделать тем более легко, что все высказанные положения есть одновременно и положения… Его Учения. Они формулируются на протяжении всей истории ниспослания, находя себя также в последней его Книге – Коране…
Чтобы не повторяться, скажем кратко. Всевышний Аллах создал человека, вдул в него дух, сдалав это от своего духа. Дал ему свою Книгу и предложил ему выполнять ее условия. Сказал, что это во благо ему же самому. И каждый на своем опыте может убедиться в том, что это и в самом деле так… Особенность состоит и в том, что Аллах предложил, а не принудил силой. Поскольку определил волю свободной. И предложил человеку защищать ее, эту данную ему свободу. Не поклоняться никому другому, кроме Него, ни у кого другого, кроме Него, ни о какой помощи не просить. Все эти поклонения и просьбы направлены в пустоту, ибо кроме Него, другого Бога нет!.. Во всем остальном Аллах предписал человеку, – если кратко, – быть человеком. Содеять доброе и благое. Как в свою пользу, так и в пользу людей. Быть благодарным. И помнить о том, откуда и от кого всё это идет. Помнить, благодарить и поклоняться. Не забывать и о том, что за всё данное Аллах спросит в свое время… Коран говорит обо всем этом в продолжении всего своего содержания…
Что здесь не так, как в рациональной философии?.. Верно, с ней не согласуется «только» сама идея Бога. А раз не согласуется идея, то невозможно принять и всё остальное…
Но не будем торопиться с этим «несогласованием». Наберемся терпения и пройдем весь путь знания, излагаемого Всевышним в его ниспосланиях. От первого из них до последнего. А потом сделаем свое заключение… Это тем более естественно, что Всевышний опять же ник чему не принуждает нас силой. И если даже после ознакомления «со всем ниспосланием» мы останемся «при своем мнении», то Всевышний примет и эту нашу позицию. Ибо это наше право, данное им. Он дал нашу волю в наши руки. И мы вправе распоряжаться теперь ею по своему усмотрению. Правда, ответственность всё равно остается за нами… Потому никто ничего не теряет. Даже при выполнении рекомендации, набравшись терпения, пройти весь путь ниспослания… Но положительное влияние этого процесса каждый, без сомнения, ощутит на себе…
Еще раз подчеркнем, что верить или не верить – это право каждого. Оно, как отмечено, дано человеку от Всевышнего. И каждый вправе воспользоваться им по своему усмотрению. Потому пусть никто не думает, что его будут принуждать к этому силой. Если принуждают силой, то это уже не от Всевышнего… Он не принуждает! Он просто делает человека отвественным перед собой. И за эту ответственность спросит с него в положенный день и час… Наряду с этим еще и наказывает. В этой жизни и будущей… А теперь пусть каждый сам думает о себе…
Итак, Аллах создал человека, дал ему свою Книгу и предложил «быть по ней». А в ней говорится о том, «чтобы человеку быть человеком» по мере вещей и по своей собственной мере… Аллах делает всё это по праву. По праву творца и всесильного Бога. Потому и требует от человека быть благодарным за всё данное ему. Ибо это всё – от Аллаха. Опять же Он подчеркивает, что всё, что есть у человека, это – от Него. И распоряжаться им надо именно так, как оно рекомендуется… А есть еще и будущая жизнь с ее вознаграждением и наказанием. Всё это, интегрируясь, создает некое целостное содержание духа (сознания) по Корану, которое и образует собой феномен духовности человека. Верующего человека… Так понимание духовности по учению рациональной философии возвышается до понимания ее в свете Учения Всевышнего Аллаха… Кто находит в этом противоречие, может предложить свой ход рассуждений…
А после этого Аллах говорит о вознаграждении тех, «кто, уверовав, содеет благое». Аллах говорит о практической деятельности человека, подчеркивая в ней направленость на благое – положительное, позитивное, созидательное. Уже одно это ведет к выводу о том, что Аллах никак не может оправдать действий человека, направленных в строну от того, что есть «деяние во благо». Потому никакие разрушения, войны, страдания, приносимые людям, не могут быть заявлены от имени Аллаха. Они могут быть только осуждены от его имени. Они есть деяния самого человека. И за всё это ответствнным является он сам. Эту ответственность человек будет нести перед Аллахом…
…На днях ФСБ открыло тайну захоронения А. Гитлера.
Наши солдаты нашли его обгорелое тело (его и Е. Браун) в одной яме (1945, Берлин). Откопали, захоронили. Место отметили. С тем чтобы не сделать его объектом поклонения определенных групп, могилы откопали, тела сожгли, а пепел (его и ее) разбросали в ближайшую реку…
Материал об этом помещен в интернете (см.).
В этой истории встает вопрос о том, чего добился фюрер?
Принес разрушения, страдания и смерть миллионам людей в мире, унизил свою страну, Германию. Увел исторический процесс с магистрали, завел его в тупик… И всё ради чего? Ради того, чтобы потом «поплыть пеплом по воде»?.. Это ли человек разумный? Это ли его удел?..
Итак, Аллах обязал человека к содеянию доброго и благого с верой в Него. Это «содеяние», если перевести его на язык современных понятий, есть производство. Остальное уже известно…
Отметим только следующее. Производство есть основное занятие человека в современном обществе. Точнее, оно есть основная сфера человеческой деятельности. Сначало – оно, а уже потом, после него, после производства, – всё остальное! Такова природа вещей и мера в обществе. С самого начала это было так и сейчас это так. Потому те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, определяют собой все остальные общественные отношения. Об этом марксизм сказал с достаточной определенностью…
Здесь есть сразу два принципа: (1) производство первично, всё остальное вторично, (2) отношения в сфере производства перетекают на все остальные общественные отношения. И это есть нормальный, так сказать, порядок вещей в обществе. «Нормальный» потому, что есть еще и «ненормальный». Он связан «с перестановками элементов» в первом и втором из приведенных пунктов. К примеру, такая перестановка имеет место, когда цели производства подменяются целями идеологии, политики, власти, интересов. В этом случае формулируются идеи и учения, которые становятся первичными по отношению к производству, а оно само делается вторичным по отношению к ним. Поставленное «на голову» отношение первичного и вторичного, ставит «на голову» и все остальные общественные отношения… Производство является «несмещаемой» со своего первичного положения общественной деятельностью. И потому когда оно смещается и делается вторичным, а первичными делаются идеи, то это ведет за собой изменения во всем общественном организме. Изменения в основе жизни ведут к изменениям во всей сфере…
А поскольку производство является основой общественной жизни не «по назначению» и чьей-то субъективной воле, а является таковым по природе вещей, то тот, кто переводит его во вторичное, на деле ничего никуда не переводит. Он просто думает, что перевел. Он создает себе миф. А на деле всё продолжает оставаться таким, каким оно и должно быть. На первом месте производство, а уже в зависимости от него и в связи с ним выстраивается весь ряд общественных форм деятельности…
Следование мифам возможно только в сказах. В реальной жизни им следовать, как это понятно, нельзя. Обязательно придется расплачиваться. Коммунистический опыт предыдущего (20-го) столетия говорит за это.
К слову, этот неудачный опыт коммунизма в России (СССР) сам по себе не отрицает его идею. Но он показывает невозможность «ломать историю» по субъективной воле и мировидению. А еще и средства осуществления коммунизма являются в высшей мере осудительными… Можно добавить сюда еще и положение людей, доведенных до нищеты политикой царизма и с легкость поддающихся на коммунистическую пропаганду большевиков. Большую роль сыграл и низкий уровень образованности и культуры народа. Для них было достаточно объявить царя и помещиков источником их бед, чтобы направить их действия в русло интересов большевиков по линии низложения власти. Именно власть стала привлекать большевиков, имевших еще и личные цели в отношении царя… Так что у российского большевизма было столько задач «до непосредственного коммунизма», что вопрос о нем самом встал лишь с захватом власти… Вот тут и задумались, как быть?.. Так и продумали все 70 лет, изобретая теорию за теорией, пока миф не распался сам собой, как и положено ему. Последним «бастионом» коммунистической теории, направляемой вождями из Кремля, был развитой социализм… Люди вздохнули с облегчением. В том смысле, что между развитым социализмом и коммунизмом, наконец, не стало ступеней… Все, ведь, ожидали от власти коммунизма. И она сама объявила это публично. А потом выяснилось, что «коммунизма пока не будет. Пока возможен только социализм». И люди впряглись в лямку… Так их запутали в теории «двух этапов» со ступенями-лабиринтами между ними. И держали в этой теории до тех пор, пока это было возможно. Потом смягчили условия и изобрели теорию «развитого социализм». Она привлекла людей тем, что была признана как последняя ступень на пути к комунизму. Потому все вздохнули полной грудью. Наконец-то, пришли! Подошли! Дошли!.. Никто не знал толком, как это далеко или близко, – развитой социализм от коммунизма, – потому говорили общим образом, неопределенно, со страховкой и оглядкой… Но радость была недолгой. Почти сразу вслед за «развитым социализмом» вышла теория «совершенствования развитого социализма». И тогда все поняли, что делу пришел конец… И он действительно пришел! Шли 80-е годы (20-го века)… Остальное известно из новейшей истории…
Итак, Аллах обязал человека к содеянию доброго и благого с верой в Него. Это «содеяние» в современных категориях есть производство. И теперь оно переживает мировой кризис. По правде, кризис переживает экономика. В ней не только производство, но и вся цепь от производства к потребителю. Производство, распределение, потребление – таковы ее основные звенья. Но, опять же, кризис парализует всю цепь. И в первую очередь ее такое звено, как производство. Это значит, что останавливаются заводы и фабрики, закрываются рабочие места, люди выбрасываются на улицу, «в безработные» или «на пособия», «в малообеспеченные». Резко ухудшается качество жизни, падает ее уровень. И всё это сегодня наблюдается, так сказать, фактически, по всему миру.
Но у этого процесса есть и своя особенность. Она обнаруживается при его «вертикальном срезе» или в его «вертикальном сечении». И тут выясняется, что кризис начинается с уровня средних классов общества и, углубляясь, идет далее вниз, к малообеспеченным классам. Эта линия кризиса проходит еще и по направлению от развитых обществ к «развивающимся» и слаборазвитым…
О кризисе высказались все. Правители, блоки (G8 и др.), ученые и специалисты, простые люди. Но мнение теоретиков веры стоит на особом месте. Оно и понятно. В мире, в котором действует Всевышний, все мы должны быть настроены на его Учение и мобилизованы в связи с ним. Иначе ни у кого из нас ничего не получится. А еще речь идет о мировых процессах…
Как быть с кризисом, если надо производить, а продукт производства надо потребить. И сделать это справедливо в общественном масштабе… Не производить общество не может. Оно не может и не потреблять. Остается последний момент – распределение с целью потребления. По социальной мере оно может быть справедливым и несправедливым. Никаким другим оно больше быть не может!.. Кризис всегда связан с несправедливостью. Справедливость не может породить его…
А теперь эти положения надо приложить к обществу, его производству и системе распределения (потребления). Сначала сделаем это теоретически. В современном обществе можно выделить две линии от производства до распределения (потребления) – коммунистическую и рыночную. Коммунистическая не оправдала себя. Во всяком случае – для современного исторического процесса. Остается рыночная. Остатется как единственная альтернатива. Потому хотим мы того или нет, мы должны использовать ее одну.
А еще у нас в обществе есть такая организация, как государство. Она имеет принудительное действие – своими законами, правом и системой силовых органов. Потому она может позволить себе регулировать и все отношения в обществе по любому принципу, включая и принцип справедливого распределения… Вот и вся наука на тему на сегодня. Дальше нее «земли нет». И ничего другого уже предложить невозможно…
Если кризис проистекает из «несправедливого распределения», а государство является регулятором «справедливого и несправедливого» в обществе, то вся ответственность за несправедливое распределение ложится на государство. У нее есть такой эффективный экономический рычаг, как налоги. С их помощью оно может «выровнить» любую несправедливость. А если «не выравнивает», значит не желает… Опять же «конец земли»!..
Итак, для всего в обществе есть один инструмент. Это – государство. Оно опирается на законы, имеющие принудительное действие. И если от производства пролегает путь к распределению и потреблению, то это значит, что все звенья этой цепи находятся в системе государственного контроля и регулирования. Остается настроить систему на желаемую волну действия в конечном результате. Так, если задать ей параметры производства и режим «справедливого распределения его продукта», то на выходе мы получим процесс, действующий во всеобщих интересах. У такого процесса нет и не может быть никаких кризисов… Но если управлять системой по-другому и настраивать ее не в соответствии со всеобщим благом, а настраивать «узко», в сответствии с групповыми и корпоративными интерсами, то от кризисов мы никогда не избавимся…
Можно подчеркнуть, что настройка социальной системы и механизма государственного управления в соответствии с принципом всеобщего блага не имет ничего общего с коммунистическим уравнительным распределением. Она представляет собой многоступенчатую систему доступа человека и групп к общественным благам с учетом их реального вклада в его производство. При этом имеется в виду и вклад в виде духовного производства, поддержка знанием, наукой, искусством. Самое же интересное во всем это заключается, пожалуй, в том, что всё это можно реализовать и в системе рыночного производства (рыночной экономики). Тем более, что у людей на сегодня другой альтернативы, как сказано, нет. И кризис не ждет. А есть еще и инструмент в руках – силовое государство, способное настроиться на выход требуемого общественного продукта по условиям справедливого распределения… А если не настраивается, значит желают производить попрежнему несправедливо, с несправедливым распределеним, а потому и в кризисах…
Духовные лидеры мусульманского мира, исследующие тему современного мирового экономического кризиса, вносят в нее, в отличие от науки и философии, совершенно новый угол зрения. Он обусловлен точкой зрения Всевышнего Аллаха на тему. Это – исключительно важный угол зрения. Жить в мире со Всевышним Аллахом и отвлекаться от него нельзя. Надо быть всегда с ним и действовать в соответствии с его рекомендациями и наставлениями. Тем более, что они на пользу нам. Конференционный акцент на этом является безусловным вкладом в адекватное и объективное понимание темы. И совершенно право мнение о том, что оно не только способствует нашему познанию, но и обогащает нас духовно, предлагая нам следовать тому, чему предлагает следовть Всевышний Аллах.
Уже после всего этого остается еще раз напомнить позицию Аллаха по отношению к своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах рекомендует ему быть возвестилем его Слова и не действовать по отношению к людям силой. Действовать по отношению к ним – это относится к Аллаху…
Это, как кажется, относится и к предложениям духовных лиц по теме кризиса. Они могут принять их и быть благодарными за них. А могут и оставить без внимания. В этом вопросе они действуют по свободе, данной им Аллахом. Но в любом случае они ответственным перед ним. И с них спросится за то, почему они не прислушались к благим рекомендациям. Но их может ожидать и вознаграждение Аллаха за использование положительных рекомендаций, как и тех, кто разрабатывал их.
В любом случае идеи не пропадают. И даже тогда, когда они прямо не используются или кажется, что не используются. Если в них есть содержание, оно остается в сознании. И обязательно всплывет где-нибудь в другом месте и при других обстоятельствах. Но всегда с пользой для дела…
Мы готовы выслушать уважаемых духовных лидеров по вопросу о том, как преодолеть кризис по Учению Всевышнего, Корану. Как связать Коран по данному вопросу с нашей сегодняшней практикой…
Приятно отметить и то, что событие происходит на советском постпространстве. Или иначе – происходит событие, немыслимое в советские времена… Как изменился мир! А прошло-то всего лишь… Нет, прошло много! Ибо прошлое осталось в прошлом…
Обсуждение всегда бывает с мыслями «за» и «против». Другого просто не существует! И хорошо, что оно такое. Каждый может выбрать себе решение по душе.
В конечном счете, говорить и обсуждать всегда лучше, чем не делать этого…
У слова есть особенность переходить в дело. Не у всех, правда, у некоторых… Но чтобы были эти «некоторые», должны быть «все слова». Мы – за «все»! Ибо только из них кристаллизуется «единственное слово». Слово истины, диалога и размышлений…
Дискуссии 01.07.2009

[1] Так этот вопрос формулировался в марксизме, а затем и в советской философии. На деле же это, скорее всего, методологический аспект основного вопроса. А его сущностным содержанием является отношение субъекта (человека в данном случае) к миру. Речь идет о действующем начале (субъекте) (или деятельностном субъекте) по отношению к своему объекту как тому, по отношению к чему он прикладывает свою силу и реализует свою деятельность, преследующие его цели и интересы. И если осознать всё это в общем виде и в кратком определении, то и получается приведенная формулировка основного вопроса философии как, скажем, вопроса об отношении субъекта к миру. В понятие субъекта включается, что он является деятелем или деятельностным субъектом. А субъект-деятель, входя в связь с объектом, всегда преследует в отношении него свои цели и интересы. Их задача состоит в том, чтобы подчинить объект им или вообще переделать и создать его заново. Но теперь в соответствии с представлениями о нем…

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.