Кораника
Патриарх Кирилл выразил заинтересованность в развитии диалога с мусульманами Турции

Патриарх Кирилл выразил заинтересованность в развитии диалога с мусульманами Турции

07.07.2009. Патриарх Кирилл выразил заинтересованность в развитии диалога с мусульманами Турции

[07-07-2009] 6 июля в Анкаре прошла встреча предстоятеля Русской православной церкви Патриархом Кириллом с премьер-министром Турецкой республики и лидером происламской правящей Партии справедливости и развития Рэджепом Т. Эрдоганом, сообщает Одел внешних церковных связей.
Эрдоган выразил удовлетворение в связи с пребыванием Кирилла в стране, положительно оценил тот факт, что предстоятель Русской православной церкви посетил не только Стамбул, но и столицу Турции Анкару. Стороны с удовлетворением отметили развитие отношений между Турецкой республикой и Российской федерацией…

Кирилл рассказал о деятельности Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ, о состоянии православно-мусульманского диалога на канонической территории Русской православной церкви и выразил пожелание, чтобы религиозный фактор имел большее значение в отношениях между Турцией, Россией и другими странами, окормляемыми Русской православной церковью. В частности, патриарх Кирилл выразил заинтересованность в развитии мировоззренческого диалога с представителями Ислама в Турции для совместного обсуждения вопросов, связанных с развитием человеческой цивилизации.

Ранее Русская православная церквь за рубежом вела мировоззренческий диалог только с шиитскими богословами Ирана. Турция таким образом стала первой из суннитских стран, с мусульманами которой МП выразила желание наладить достаточно тесные отношения.

На встрече с Эрдоганом Патриарх также поддержал инициативу Испании и Турции по созданию мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», и Р. Эрдоган выразил большое удовлетворение поддержкой этой инициативы со стороны Русской православной церкви… (Ислам.Ру. Новости. 07.07.2009).
От сайта Кораника
Исключительно важный, плодотворный и конструктивный визит и диалог. Провозглашены новые принципы и положения в отношениях Турецкого государства и Российской Православной Церкви, ислама в Турции и православия в России, намечено сотрудничество на двусторонней, региональной и мировой основах…
В этой программе центральным для нас является вопрос, который патриарх Кирилл сформулировал как «заинтересованность в развитии мировоззренческого диалога с представителями Ислама в Турции для совместного обсуждения вопросов, связанных с развитием человеческой цивилизации». Речь идет о мировоззренческом диалоге, тему которого составляет развитие человеческой цивилизации. Эта тема предоставляет, как кажется, широкие возможности для дискуссий по всему спектру современных проблем и, в первую очередь, проблем науки и веры. Кораническая вера открыта для таких дискуссий. Ибо основу ее составляет объективное познание или фытрат, по понятиям Корана. Потому она видит в научных дискуссиях нечто весьма благожелательное и плодотворное для себя…
Мировоззренческий или философский диалог, со своей стороны, может носить различный смысл, смотря по тому, как понимается мышление (познание), отнесенное к философии или квалифицируемое как философское (мировоззренческое). И если оно не иррациональное, мистическое и произвольное, как оно может быть таким в отдельных своих формах и проявлениях, то ему остается быть еще и рационально-объективным. Именно на эту философию мы и рассчитываем. Она совпадает и с Кораном, и с наукой. Впрочем, совпадая с одним из них, она совпадает с ними обоими. Ибо между Кораном и наукой нет принципиального различия по параметру сузности знания. Есть только различие, проходещее по границе отличия нашего знания от знания Всевышнего. В качестве выхода для преодоления этого разрыва Всевышний рекомендует нам верить ему на слово, откуда, собственно, и происходит смысл его Слова и Учения как веры… Так в своей объективности оно раздваивается для нас на объективность, доказываемую нашим методом науки, и объективность, доказываемую методом веры в него как в Слово (Учение) Всевышнего…
Цивилизацию – она всегда «человеческая» – можно понимать широко и узко. Так, в одном из своих недавних выступлений ув. Патриарх Кирилл говорил о том, что «славянские народы должны беречь единство своей цивилизации» [1].
В широком смысле «цивилизацию» можно понимать и как другое понятие для обозначения современного мирового исторического процесса. Как в любом процессе, и в нем есть свои доминанты, а значит и «величины» разного порядка… Так мы уже вошли в дискуссию, даже толком не приступив к ней…
Такова эта проблема о развитии современной цивилизации. А когда она преломляется на почве веры, как это имеет место в данном случае, у нее появляются еще и свои собственные, так сказать, аспекты и задачи. И начинаются они, что называется, с самого начала. Прямо с идеи (принципа) Единого Бога. Всевышний Аллах еще раз подчеркивает в Коране мысль о том, что Он – один-единственный Бог всех религий, данных людям от Его имени (с Его посланниками и книгами, ниспосланиями). Отсюда он призывает носителей веры к сотрудничеству на общих ее принципах. К примеру, говорит так: «Скажи: «О, вы, обладатели (носители) Книги! Придите к слову, общему для вас (скажите): «Не будем поклоняться (служить) никому, кроме Аллаха. Не будем придавать ему ничего (никакую вещь) в партнеры. Пусть один из нас не ставит другого между Аллахом и собой в качестве господа (пусть один из нас не обожествляет другого, оставив Аллаха в стороне)». Если отвернутся, скажите: «Будьте свидетелями, мы – мусульмане (покорившиеся или предавшиеся Аллаху люди)» (3/64)…
В понимании вопросов, связанных с развитием человеческой цивилизации до недавних пор принципом было противостояние двух мировых систем (капитализма и коммунизма или социализма). С распадом коммунизма и принцип противостояния мировых систем, построенный с его учетом, тоже, естественно, сошел на нет. Стали искать новый… И нашли его в противостоянии… ислама Западу (?!). Так проблема Запад – Восток перетекла в угрозу для мира ислама и исламского Востока…
Такое понимание ислама просто не согласуется с тем, что есть ислам по своему источнику – Корану. И каждый, кто вникнет в эту Книгу, может убедиться в этом сам. Другой аспект – это современная арабская экономика, политика, культура. Все эти области современной жизни и деятельности находятся в самой тесной связи с соответствующими западными структурами. К примеру, нефтедобывающие страны арабского мира напрямую связаны с США и Западом. А успех исламского банкинга привел к провозглашению Лондона его мировым центром… А есть еще и такой факт, как освобождение Кувейта армией США (и союзников) от иракской оккупации времен правления с. Хусейна… На этом фоне как-то очень трудно и даже по-человечески неловко говорить «об угрозе Западу со стороны исламского (арабского) мира (Востока)»…
Но нас все же интересует теоретический аспект. А в его посылках лежит условие начинать ислам с Корана. И если претендующее на ислам положение начинается с Корана и соответствует ему – это одно, а если «не начинается» и не соответствует – это уже совсем другое. В таком случае имеет смысл разделять эти два ислама. И о первом из них говорить как о кораническом исламе, а о втором – как «о своем» или «другом» исламе или еще как-то иначе. Если этого не делать, а всё, извините, «навалить в кучу» и назвать ее «исламом», то потом из трудностей не выбраться…
Итак, разделив ислам «на коранический» и «любой другой», теперь можно дискутировать по каждому из них, входя в них как-угодно широко или узко (конкретно). Это уже будут решать сами дискутирующие стороны. Мы же сами стоим на стороне коранического ислама, осваиваемого методом науки и признающего веру в Слово Всевышнего Аллаха там, где он сам признает ее необходимой. То есть в пунктах исчерпания нашей познавательной способности…
Итак, вывод: в любых дискуссиях о цивилизации и путях ее развития в современных условиях, в случае привлечения к теме ислама, следует начинать с вопроса о его принадлежности Корану и соответствия ему. И уже после этого рассуждать дальше, переходить к следующим вопросам. Если этого не сделать, то получится мешанина, из которой потом, как отмечено, уже не выбраться…
Говоря о Коране, мы имеем в виду также практику Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), зафиксированную в хадисной литературе…
Итак, желание «развивать мировоззренческий диалог с представителями Ислама в Турции для совместного обсуждения вопросов, связанных с развитием человеческой цивилизации» (Патриарх Кирилл) – явление в высшей степени похвальное и богоугодное. Его можно только приветствовать и поддержать. А еще и стараться на его пути… И если делать это «по праву», то остается задуматься о том, как это сделать на деле. На деле – значит и по требованиям теории. А она в данном случае строится на отношении веры и науки, ислама и христианства. Преломление этих альтернатив (в сфере ислама) приводит, как отмечено, к отделению коранического ислама от некоранического. Мы предлагаем дискутировать на первой основе…
Этот момент имеет смысл подчеркнуть еще в одном отношении. А именно в отношении указания на нашу духовную и научной специфику как возможного оппонента в дискуссиях с русскими православами. Как отметил Патриарх Кирилл, «ранее Русская православная церквь за рубежом вела мировоззренческий диалог только с шиитскими богословами Ирана. Турция таким образом стала первой из суннитских стран, с мусульманами которой МП выразила желание наладить достаточно тесные отношения». Но «шиитское богословие (богословы) Ирана» есть категория, достаточно широкая и отличная от коранического ислама. Так что теоретиков русского православия, если они станут дискутировать с нами, – «чего мы им очень желаем» и на что очень надеемся, – ожидает совсем иная концептуальная почва, чем в случае с иранским шиизмом. Она представлена в виде Корана-фытрата или Корана, повествующего объективно об объективно-сущем и осваиваемого (осознаваемого) нами, как отмечено, двояко: объективным (научным) мышлением и верой в Слово Всевышнего…
Дискуссии 07.07.2009

[1]См.: Патриарх Кирилл нашел основу для объединения славян (www. rambler.ru. 24.05.2009).

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.