Кораника
«Благотворительность – признак зрелости в Исламе»

«Благотворительность – признак зрелости в Исламе»

16.06.2009. «Благотворительность – признак зрелости в Исламе»

[16-06-2009] Занятие благотворительной деятельностью – это признак зрелости в Исламе, но активность сегодняшней российской уммы в распространении Ислама и совершении благих деяний остается всего лишь на уровне теоретических обсуждений, считает руководитель просветительского центра «Дар аль-Аркам», докторант исламского университета Аль-Азхар Мухаммад Басыр.

Фонд «Солидарность» провел в воскресенье очередную встречу участников благотворительного движения, с лекцией на которой выступил Мухаммад Басыр, член попечительского совета фонда. Мероприятие состоялось в Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание».

«Занятие благотворительностью, я считаю, есть признак зрелости в Исламе, оно демонстрирует плод имана (веры), уже готовый к чему-либо созидающему, готовый творить добро и благо. Но на данном этапе российская умма — разношерстна, а наша активность в плане распространения Ислама и совершения благих деяний остается больше на уровне теоретических дискуссий и обсуждений», — считает руководитель просветительского центра «Дар аль-Аркам».

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что Ислам в России ограничивается тремя столпами. «Это намаз по настроению или по праздникам; пост во время Рамадана, про который отдельные люди говорят: трех дней вполне достаточно; и совершение хаджа, если появились деньги. Остальные столпы Ислама – о правильном понимании шахады и отчислении закята, ушли на второй план. Некоторые даже не знают о существовании такого столпа как закят», — говорит Басыр.

Они игнорируют, по словам религиозного деятеля, такие обязанности перед Аллахом, как забота о тех, у кого есть материальные проблемы. «У нас примитивное представление об Исламе, у нас нет сопереживания за братьев и сестер, и есть уподобление немусульманам, которые не верят в Бога, которые считают, что «моя хата с краю», — сказал руководитель просветительского центра «Дар аль-Аркам» (Ислам.Ру. Новости).

От сайта Кораника
Исключительно важное и точное наблюдение. И в самом деле, с исламом в России, по сути, обстоит так, как говорится об этом в данном случае.
Два момента могут стать здесь обобщением.
(1). Это «урезанный» ислам вместо «полноценного». В этом, разумеется, есть свои причины. Тогда надо задуматься над ними…
(2). Внимание к вопросу «о благообеспечении» мусульман. И в первую очередь – их материальному обеспечению.
В этом вопросе Коран предписывает состоятельным людям тратить свой достаток на людей малообеспеченных и нуждающихся. Для это есть ряд приемов, начиная от бесплатных обедов, прощения долга до оказания прямой материальной помощи (милостыня или садака, закят). Категории людей, которым оказывается эта помощь, указаны в Коране: «Садака [1]дается бедным, беспомощным, собирающим его служащим, (тем) которые подогревают сердца (людей к исламу, мусульманству). Она расходуется для рабов, должников, на пути Аллаха и для путников (застрявших в пути, нуждающихся в поддержке). Аллах – знающий, является носителем власти и хикмета (сокровенного, сущностного, скрытого знания)» (9/60) [2]…, как обязательное предписание Аллаха,
Аят, как видим, четко говорит о поддержке людей в условяих расслоения их на бедных и богатых. По его духу чувствуется, что Аллах стоит за справедливое распределение общественных благ…
И тем не менее, если начать исследовать этот вопрос, то выясняется, что его основания уходят в общественную организацию людей и ее принципы на условиях Всевышнего Аллаха. Потому мы в данном случае в него не входим, ограничиваясь привлечением внимания к следующему.
На Коран порой смотрят как на духовно-нравственное учение, а его экономическую содержательность либо не принимают вовсе, либо переносят на второй план и концентрируют, простите, на милостыне (?!). Тогда становится непонятным вопрос о том, что такое исламская экономика и откуда она берется? Почему запрещается процент? Почему процент осуждается, а торговля допускается (и даже возвышается) [3]. Всё это имеет место по той же причине обеспечения материальной справедливости.
И вообще Коран является учебником жизни. Потому он говорит о всех ее аспектах. И в первую очередь, о материальном, который является основной жизни и основой справедливости в ней. А когда этого не видят и трактуют Коран только как духовно-нравственное учение, то, естественно, не могут понять и его предписаний по материальным отношениям. А после этого встает вопрос «о беспроцентной экономике». Конечно, будет трудно!.. А еще есть вопрос о справедливом перераспределении богатства и благ… И опять в повестку дня встает закят… И всё начинается сначала…
Дискуссии 16.06.2009

[1] Садака (милостыня, подаяние): здесь ее можно трактовать в широком смысле – как вообще материальная помощь нуждающимся.
[2] См. сюда также (на сайте): Коран о себе (тематическая подборка аятов, комм., исследов.). Вера – жизнь – практика. Что расходуется на пути (во имя) Аллаха и для кого?
[3] «Аллах признал торговлю во благо (халяль), а процент – во вред (харам)» (2/275).

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.