Кораника
Р. Османзаде. Камни или палка (продолж.)?..

Р. Османзаде. Камни или палка (продолж.)?..

Р. Османзаде. Камни или палка (продолж.)?..

*     *     *

 

Есть еще две категории женщин, о которых следует сказать особо в плане темы. Это – жены Посланника (сас) и замужние рабыни. Для первых при зине предусматривается двойное наказание (200 палок), а для вторых – половинное (50 палок) [1]. Это тоже постулаты Аллаха. Должны быть приняты во внимание и к исполнению…

 

В данном случае наказание Аллаха соразмерено с социальным статусом женщины. Жены Посланника наказываются по двойной мере, а рабыни – по половинной.

 

Важно обратить внимание и на подход к наказанию. Как уже отмечено, сто палок являются универсальной и всеобщей мерой наказания за зину. Эта мера применяется, как отмечено, и к мужчине, и к женщине, к семейным и несемейным лицам. А теперь она является основой для установления наказания для отмеченных двух категорий женщин. Их наказание определяется увеличением и уменьшением этого числа в сто палок…

 

*     *    *

 

Итак, Книга (Коран) назначает наказание за зину в сто палок. Посланник Аллах (сас [2]) практикует это наказание. Кто может предложить после этого другое решение?.. И вообще, что это значит, «предложить другое решение» при Книге? Зачем тогда она?.. И вообще, кто предлагает решения при Книге и Всевышнем Аллахе?..

 

Все посланники практиковали по своим Книгам. Это совершенно естественено! Иначе, какие они были бы посланники?! Книга на то и посылается, что бы «быть по ней». А посланники для того нужны, чтобы получать Книгу, в виде ниспослания, и практиковать ее. Иначе ни у кого и ни у чего не останется никакого смысла! А после этого еще будем говорить о Книге или Всевышнем… И эту, простите, «перевернутость мысли» хотят выдать от имени Аллаха…

 

Аллах говорит так:

– (в адрес иудеев): «Кто не станет руководствоваться ниспосланным Аллахом – они самые настоящие кяфиры (отвернувшиеся, отвратившиеся)» (5/44),

«Кто не станет руководствоваться ниспосланным Аллахом – они залимы (несправедливые, насильники)» (5/45),

– (в адрес христиан): «Кто не станет руководствоваться ниспосланным Аллахом – они фасики (сошедший с пути, заблудший) (5/47),

– а Мухаммеду говорится так: «В таком случае не преклоняйся перед кяфирами и борись этим (Кораном) с ними со всей силой!» (25/52), «О, Посланник! Бойся Аллаха, не преклоняйся перед кяфирами и лицемерами. Конечно, Аллах знает всё и всё расставляет по местам» (33/1), «Будь терпеливым по отношению к предписаниям Аллаха. Не преклоняйся ни перед кем из этих грешников и ни перед кем из неблагодарных» (76/24), «Еще немного и они бы ввели тебя в заблуждение и отделили (отвратили) бы тебя от ниспосланного нами, вынудив тебя клеветать на нас (говорить от нашего имени совсем другое). Вот тогда бы они сделали тебя своими другом (73). Если бы мы не поддержали тебя, ты приблизился бы к ним на шаг (74). В таком случае мы бы дали тебе вкусить умноженное (наказание) жизни и смерти. И ты не мог бы найти себе против нас помощника (защитника)» (17/73-75)…

 

Как видим, Аллах говорит одно и то же во всей истории веры. То есть его позиция по вопросу об отношении к его Книге и вере остается неизменной. Книга ниспосылается для того, чтобы руководствоваться ею. А если не руководствоваться… Когда Аллах говорит, что в наказание надо дать сто палок, значит надо дать «сто палок», а «не вешать». Ведь сказано совершенно понятно! «Вешать нельзя помиловать палками»! И кто здесь «не может разобраться с занятой», тому лучше заняться чем-то другим, чем выносить решения по Учению Аллаха… Потому, что могут спросить. За эту самую запятую, поставленную не на своем месте. И поставят «двойку»! Как при диктанте! В школе!.. Что тогда?! Но время для исправления ошибки еще есть!..

 

*     *    *

 

…«Парламент индонезийской провинции Ачех одобрил закон, в соответствии с которым вводится смертная казнь через побивание камнями по отношению к лицам, уличенным в супружеской измене»… «Закон вступает в силу через 30 дней после одобрения парламентом»… Значит есть еще время для выяснения его соответствия Корану. Тем более, что и некоторые члены местного правительства тоже осудили применение высшей меры наказания к данному случаю…

 

И в самом деле – «высшая», ведь, а не какая-нибудь! Неужели ее больше негде применить?.. Если, простите, находить ее объекты «в спальнях», то что делать с более достойными ее претендентами? Какую меру применить к ним? И откуда вообще ее взять?.. Одни вопросы! И это при имеющемся ответе: «Не казнить! Наказать! Палкой! Которая помягче! Не убивает и не калечит!.. Ровно сто!..»…

 

Всё, что выходит за эти пределы и условия, относится уже «к частной инициативе». Хуже всего то, что эта инициатива не согласуется с мерой Аллаха. Лучше бы в ней было «что-то другое», только этого бы не было!..

 

А еще остается вопрос «о высшей мере». Если бы она и в самом деле исправляла?! Нет же! Уничтожает и только! А рядом «зреет продолжение»… Остается перепахать «всю грядку»… Чтобы перепахать ее еще раз! И каждый раз опять и опять… Потому что «сорная трава» растет по своим неуничтожимым законам. И земля ей – мать родная. Об этом говорил еще Эзоп. Великий Эзоп! За слова свои, эти и подобные, обретший свободу от рабства… Сорную трау можно уничтожить только по ее законам. Если рядом с ней посадить «культуру», более сильную и полезную, чем она сама…

 

Неужели такой культуры нет на острове? Не может быть, чтобы не было! Если есть правительство и даже нечто, простите, подобное демократии и оппозиции, то и она должна быть. Культура коранического Слова. Без нее ислама не бывает… А по этой культуре пожено не казнить, а миловать. Палкой. И ровно сто раз…

 

В остальном пусть рассудит Аллах!..

 

А кто станет препираться и после этого, тому надо начать объяснять всё сначала. Потому лучше повторить тезисы. Можно только основные. Или даже «самый основной»… В таком случае надо начать с наказания… Это для тех, кто хочет дойти до всего сам, своим умом. А кто хочет знать, как это обстоит по Аллаху, тому совсем просто. Надо дать сто палок и отпустить на все четыре стороны…

 

Итак, для тех, кто своим умом…

Наказание бывает смертельным и несмертельным. Проще сказать, что убить – это убить, а наказать – это наказать… И мать наказывает дома, и учительница в школе, и тюрьма – в общественных местах. И никто не умирает. Все живы и здоровы. И даже калек никаких… А когда наказывают убиением, то даже не наказывают. А просто выпроваживают из жизни…

 

Так складываются, простите, основы философии наказания. По ней убиение оказывается за пределами наказания, поскольку оказывается за пределами жизни… Потому когда встает вопрос о наказании, он начинается с размышлений о том, оставить в жизни или нет? И если принимается второе решение, то человеку предписывается покинуть жизнь. И на этом кончаются все его расчеты с ней. Это можно назвать и наказанием, и убиением. Или наказанием-убиением. Кому как угодно!..

 

А если принимается решение сохранить жизнь, то задается следующий вопрос: сохранить ее с нормальным строением организма или деформированным? Иначе это можно сформулировать и как вопрос о том, (1) сохранить ли жизнь, искалечив человека, или (2) оставив его организм в присущем ему строении? Как правило, нормальное наказание ориентируется на второе решение. Но условия наказания могут порой отразиться на состоянии здоровья человека (физическом, нравственном, психическом)…

 

В связи с темой.

Аллах первоначально наказывал за зину камнями. Затем смягчился и стал наказывать палкой. У иудеев и «первой поры мусульман» – камнями, у последующих мусульман – палкой. Побиение камнями сменил на побиение палкой. Но это была не просто смена орудия наказания. Произошел качественный скачок. Смертная казнь была упразднена и заменена «обычным» наказанием. Или наказанием в обычном смысле слова. Это наказание не убивает и не калечит. Оно только наказывает… К слову, наказание «мягкой» палкой, подобно наказанию плетью, которое практикуется у целого ряда народов по их национальной или общественной, так сказать, традиции…

 

Что остается в итоге?

Остается наказание палкой. Сто ударов. Таких, чтобы не убивали и не калечили…

Этим акцент перемещается в нравственную и воспитательную плоскость. А поскольку это происходит публично – есть и такое важное условие наказания! – физическая компонента наказания переходит на второй план, на первый выносится его нравственная компонента. Нравственное наказание всегда выше физического. Потому, что оно сильнее него. Оно остается на всю жизнь, в то время как физическая боль проходит через короткое время…

Так что Аллах, заменив форму наказания – с побиения камнями на побиение палкой, не только сохранил жизнь человеку, но еще и углубил нравственную меру наказания. В первом случае она просто не существует. Ибо за пределами жизни уже нет никакого наказания, разумеется, и нравственного…

 

Такова картина, которую мы находим у Аллаха в Коране по вопросу о наказании за зину. Чего, простите, в ней не хватает, чтобы после нее вновь возвращаться к побиению камнями до смерти?..

 

А, ведь, можно задуматься еще и над вопросом о замене аятов, о котором говорится в Коране. А говорится так: «Когда мы упраздняем аят или заставляем забыть его, мы приводим на его место или более полезный, или равный ему. Ты разве не знаешь, что силы Аллаха хватит на всё» (2/106).

 

Был аят о наказании путем побиения камнями. Его сменил аят о побиении палкой. Аяте неравны. Значит имеет место замена в направлении на «более полезный». И каждый может видеть, что это и в самом деле так. Наказание «с сохранением в жизни», безусловно, является «более полезным», чем наказание «с выпровождением из нее»…

 

Но движение «к более полезному» является всеобщим принципом поступательного развития. И в природе это так, и в обществе. В последнем случае сила движения в этом направлении усиливается еще и сознательным его характером. То есть человек, общество и история в каждом своем шаге преследуют цель в направлении на более лучшее и полезное. Повторение и сохранение трактуются во многих случаях (по отношению ко многим социальным процессам) как корсерватизм, топтание на месте, отсутствие движения (поступательности) и т. д. А еще есть и внутренние источники и причины развития в обществе. В их основе лежит способ добывания средств к существованию. Он определяет собой все остальные измерения и параметры общественной жизни. И кто желает жить сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня, тот обязательно приведет всю систему «во вращающее колесо». И всё в ней будет постоянно меняться… Меняться в направлении обретения всё большей и большей силы, прилагаемой к условиям человеческой жизни для ее постоянного улучшения и возвышения… Такова логики истории и жизни, в которую вовлечен человек. И тут уже ничего не поделать…

 

Если взять побиение камнями в современных условиях или в условиях, когда предписано побивать палкой, то в нем просто перечеркивается исторический прогресс… Вначале не поладили с Аллахом, а теперь, вот, не ладят и с историей. И с поступательностью, присущей всему… Первого уже вполне достаточно для аргумента «против». Потому второе и третье следует рассматривать уже как приложения к нему…   

 

… Вернуться на путь Аллаха никогда не поздно. Если раскаяться и исправиться, то Аллах простит, а еще и вознаградит. Таково его условие… А кто станет упорствовать и практиковать побиение камнями после того, как Аллах отменил его и велел побивать палкой, тому держать ответ уже перед самим Аллахом. Пусть имеет это в виду. И готовится к этому прямо с сегодняшнего дня. Ибо никто не знает, что будет с ним завтра. Знает только Аллах… Это тоже Его условие…

 

*     *     *

 

В заключение. Смертную казнь за зину (в виде возврата к побиению камнями до смерти) следует рассматривать как ее частный случай. По этой причине о смертной казни можно говорить в общем случае и частном. В частном случае нас опять же интересует аспект зины. В таком случае вопрос ставится так: наказывать ли зину смертной казнью или по представлениям современного права? А есть еще и решение от Аллаха. Потому с него и надо начинать. А Аллах, как отмечено, «милует палкой». После этого ни о какой смертной казни при зине от Аллаха говорить уже не приходится. Пусть каждый говорит здесь от своего имени…

 

Что касается общего вопроса о смертной казни… Как быть с ней: отказаться или практиковать в обществе и исламе? В Европе отказались. Но есть и практикующие… Некоторые считают, что ее надо оставить в современных условиях. Аргументом при этом является ужесточение насилия в мире и перенос его на человека в преступлениях по отношению к личности.

 

Приведем одно мнение:

«[05-12-2007] Один из мусульманских лидеров Египта подверг критике призывы отменить смертную казнь, отметив, что она является неотъемлемой частью Шариата… Мухаммад Саид Тантави, глава Аль-Азхара, одного из самых престижнейших университетов в мире, заявил, что «смертная кара – одно из велений Аллаха, ее отмена означает отмену правил, продиктованных Аллахом».

«Мы в Аль-Азхаре всеми силами будем бороться с этим предложением, если оно примет характер предложения о внесении изменений в законы», — добавил он. По мнению Тантави, присутствие смертной кары в судебной системе страны не исключает возможности защиты прав человека. «Это наказание – элемент гарантий, которые Шариат предоставляет для защиты людей, их благополучия и чести, — добавил глава университета. — Коран говорит, что это единственный способ сделать жизнь более безопасной».

Подчеркивая, что смертный приговор также упомянут в священных книгах других религий, шейх не исключает возможности его вынесения в отдельных случаях. «Но существование смертной кары не подразумевает, что она должна применяться сплошь и рядом, а только в строго оговоренных случаях», — сказал Тантави» (Ислам.Ру. Новости. 05.12.07).

 

Как видим, Тантави допускает смертную казнь «только в строго оговоренных случаях», а не как ее применение «сплошь и рядом». А если применять ее к зине, то это будет «сплошь и рядом». И потом – Тантави не может защищать точку зрения, идущую вразрез с Кораном. Это говорится к тому, что люди, возвращающиеся к раджму после его отмены Аллахом, не найдут поддержки и в мнении, предлагающим практиковать смертную казнь в современных условиях, но «в строго оговоренных случаях»…

 


[1] См. там же: 37.4.2-3.

[2] Сас: образовано из первых букв слов выражения: саллалаху алейхи ва саллям – да благословит его Аллах и приветствует. Приводится при упоминании имени Посланника Аллаха Мухаммеда.

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.