Кораника
Р. Османзаде. Камни или палка?..

Р. Османзаде. Камни или палка?..

Р. Османзаде. Камни или палка

(или как наказывать за измену, зину)?

 

Первоначально Аллах наказывал за зину камнями – побиением камнями до смерти (раджм). С Корана стал наказывать палкой. По сто палок каждой стороне… Но в наши дни некоторые предлагают возродить раджм. И делают это так, словно бы не было его отмены Аллахом. Остается задуматься…

 

Сообщение было опубликовано на сайте. Приводим его:

 

«Смертную казнь за супружескую измену ввели в одной из провинций Индонезии

[15-09-2009] Парламент индонезийской провинции Ачех одобрил закон, в соответствии с которым вводится смертная казнь через побивание камнями по отношению к лицам, уличенным в супружеской измене… Закон также предусматривает суровые наказания за другие действия, признаваемые аморальными, включая гомосексуализм, за который теперь могут приговаривать к восьми годам лишения свободы.

Некоторые члены местного правительства осудили принятие данного закона, настаивая на необходимости продолжения его обсуждения, учитывая, что он предусматривает применение высшей меры наказания. Закон вступает в силу через 30 дней после одобрения парламентом.

Провинция Ачех, расположенная на острове Суматра, населена преимущественно мусульманами и обладает особым автономным статусом. Много лет регион конфликтовал с центральной властью, добиваясь введения Шариата» (Новости. Ислам.Ру. 15.09.2009).

 

*     *     *

 

Судя по всему, смертная казнь за супружескую измену, – в виде побиения камнями до смерти или раджм, –  введена как условие Шариата. Но такого наказания в Шариате нет. Нет, потому, что нет его в Коране. А кораническим наказанием являются, как известно, сто палок (сто ударов палкой) [1].

 

Наказание за блуд и супружескую измену (зинá) [2] имеет место во всей истории веры. О ней говорится у иудеев [3] и христиан [4]. Тема, естественно, продолжается и в Коране. В ней мы находим сто палок. Это говорит об отмене побиения (забиения) камнями до смерти, что свидетельствует о значительном смягчении наказания. Человеку сохраняется жизнь. То есть наказание не лишает его жизни, а именно наказывает. Наказание «с лишением» уже не является наказанием в прямом смысле. Оно является искоренением явления путем уничтоженияч его носителя (человека)… Аллаху виднее, кого, когда и как наказывать… Иудеи практиковали раджм. Его практиковал одно время и Посланник (сас). Но с его отменой мусульмане перешли, в итоге, на наказание в сто палок. «В итоге» потому, что до него (ста палок) есть еще одна ступень развития наказания за зину (о ней – чуть ниже)…

 

Но искоренять порок путем уничтожения человека оказалось делом непростым. Порока «много», а людей «мало». И если каждый порок наказывать «путем уничтожения», то людей может и «не хватить». Порока, правда не останется. Он будет искоренен до конца! Но и смысла в этом искорении тоже не останется. Порока не будет просто потому, что не будет просто людей!.. А надо чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Надо, чтобы были люди, а порока бы не было. Требуется порочное «наполовину» общество «переделать целиком в беспорочное». Чтобы и люди были целы, и блуда чтобы не было… А если, повторим, начать уничтожать их вместе, – порочных людей вместе с их пороком, – то смысла в искорении порока не останется. С пороком уйдут и люди. Их тоже не останется…. Аллах говорит так: «Если бы Аллах стал наказывать людей из-за совершенного ими (прямо тут же, на месте), он бы не оставил на земле ни одного живого существа» (35/45). Мысль повторяется еще в одном аяте (см. 16/61). Здесь говорится «о наказании за несправедливости», подчеркнем это. А теперь приведем сам аят: «Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость (страдания, которые они творят), он не оставил бы на ней ни одного (ничего) живого» (16/61)…

 

Можно отметить еще один аспект уничтожения порока вместе с его носителем. Это – случай массового уничтожения порочных людей, уничтожения общины (всей группы) порочных людей. Причем сам порок трактуется в этом случае широко и многообразно, а не только как зина (блуд, супружеская неверность и пр.). К примеру, были уничтожены: иудеи за нарушение воскресного запрета на рыбную ловлю (см. 2/65-66), община Салиха за то, что люди ослушались предписаний Аллаха и зарезали его верблюдицу (см. 7/73-79 и др.), община Лута за безнравственность и разврат (7/80-84 и др.) и др. Обобщая ситуацию, Аллах в одном из примеров говорит так: «Разве до них не дошло известие об общинах Нуха, Ада, Семуда, общине Ибрагима, народе Медьяна и (общине Лута) с перевернутыми на их головы городами (поселениями)? Их посланники принесли им открытые свидетельства. (Но они не посчитались с ними, потому подверглись наказанию Аллаха). Это не Аллах наказал их, а они сами наказали себя» (9/70)…

 

Приведенные соображения говорят о том, что в наказании порока (и за порок), который может иметь широкий спектр, можно действовать двояко: (1) уничтожать порок вместе с его носителем (человеком) и (2) уничтожать его путем воспитания, то есть наказанием, сохраняющим жизнь человеку. Аллах пользуется каждым из этих методов на своем месте… Если говорить конкретно о зине, то она наказывается в Коране уже не смертной казнью, как это было в случае побиения камнями человека до смерти, а по принципу «воспитательного наказания», то есть с сохранением человеку жизни. Так, вот, переворот совершается в представлениях о наказании за зину…

 

Учитывая коренное изменение взгляда на это наказание, уместно еще раз задуматься над самим смыслом наказания, его, так сказать, философией. Наказание «убиванием», без сохранения жизни, означает отказ от человека порочного как такового. Наказание «без убивания», с сохранением жизни, означает потребность в человека, а значит и потребность в его исправлении. Потому наказание в форме лишения жизни заменяется на наказание с ее сохранением, но с предложением воспитательных мер по исправлению человека… Как уже отмечалось, если стоит задача борьбы с пороком, то с ним и надо бороться. А бороться с пороком можно только при живом человеке. Мертвый не является уже носителем человеческих качеств, в том числе и порочных… А если порок будет выметаться вместе с людьми, то всё кругом будет чисто, зато будет это уже в пустом пространстве. Таком, где никаких людей нет. Какой смысл в этой «беспорочной чистоте»?..

 

Эти соображения позволяют развести такие понятия, как «наказание за порок» и «наказание порока». Различие между ними основывается на отделении порока от его носителя. «Порок» – есть действие (явление) само по себе. И наказывается это действие (явление). Людям дано наказывать его своим нравственным осуждением. А есть еще и возможность социального (социально-законодательного) искорения порождающих его условий… «Наказание за порок» есть наказание конкретного лица (субъекта), носителя порока. Оно может быть персоной (индивидом), группой, массой. Аллах, как отмечено, наказывает людей во всех этих лицах. Именно акцент на носителе порока и является основным смыслом наказания за порок… И основной мерой здесь является воспитательно-исправительная. Смертная казнь является «высшей» или предельной, предельно-крайней, мерой. На нее общество идет после исчерпания всех возможностей исправления человека…

 

Приведенные соображения формируют основной тезис наказания. Оно должно быть наказанием, а не смертью для человека. То есть наказание – это одно. А наказание «со смертью» – это нечто совсем другое. Между ними проходит водораздел между живым и мертвым, жизнью и смертью, пребыванием в жизни и насильственным выведением из нее… Аллах может рекомендовать, как отмечено, и то, и другое. Вначале он рекомендовал наказание «со смертью». И люди стали практиковать его. Затем он смягчился и стал рекомендовать второй вид наказания, то есть наказание как наказание… Иудеи прошли через первую стадию. И мусульмане прошли через нее. Но со смягчением наказания и сохранением жизни мусульманам (в итоге) было предписано наказывать за зину ударами палкой. Аллах остановил свой выбор на числе «сто»… Так сто ударов палкой стали наказанием Аллаха в этом вопросе. И кто стоит на его пути обязан практиковать в этом вопросе это предписание…

 

В современной литературе по вопросу о зине (ниуф) у иудеев читаем, к примеру, следующее: «…Связь женатого мужчины с неженатой женщиной, каким бы большим преступлением она ни была по иудейскому шариату (законодательству. – Ред.), не образует зину. А по отношению к ребенку, родившемуся от этой связи, не применяются религиозные ограничения» [5].

 

Итак, смертная казнь за порок и преступления существовала в обществе, пожалуй, во все времена. Существует она и поныне [6]. Речь идет о неисправимых преступниках с деформированной и порочной человеческой натурой, вовлеченных в тяжелые случаи насилия над людьми и их прямое физическое уничтожение, зачастую еще и с глумлением над ними. Зина не идет ни в какое сравнение с ними!.. Человек не имеет права убивать другого человека. Все права над человеком принадлежать только Аллаху и ему одному. Они принадлежат ему по праву Создателя. А человеку Аллах дал возможность защищать свои права при их нарушении, но с условием, чтобы он действовал при этом по мере и справедливости. А в семейных отношениях надо с самого начала принимать во внимание посылку Аллаха. Об этом почему-то говорят не всегда. Но это очень важно. И если учесть эту посылку с самого начала, то многие проблемы в семейных отношениях можно преодолеть уже «в зародыше», не доводя их до конфликта и разрыва… Аллах говорит так: «Совершающий зину мужчина может жениться только на совершающей зину женщине или мушричке (женщине, отходящей от позиции единого Бога Аллаха). И совершающая зину женщина может выйти замуж только за совершающего зину мужчину или мушрика (за мужчину, отходящего от позиции единого Бога Аллаха). Это запрещено для муминов (уверовавших)» (24/3)…

 

Если с этих позиций еще раз оценить семейные отношения, то гражданское право предлагает развод в случаи невозможности примирения и сохранения причин, делающих невозможным дальнейшее совместное проживание. А Аллах с самого начала предлагает людям принимать во внимание фактор веры и нравственности. Ибо только эти браки могут быть успешными и устойчивыми во времени. У других есть возможность для конфликтования сторон вплоть до развода…

 

Итак, гражданское право предлагает развод или примирение при семейных кофликтах, в том числе и охватываемых понятием «зина». Аллах предлагает сто ударов палкой. Это – начиная с Корана. А до этого было побиение камнями… Какое решение, спрашиватся,  можно сегодня принять со ссылкой на Аллаха?.. Какое можно, вот то и надо принять!.. А не выдумывать его из себя «с этикеткой от Аллаха»… Аллах обязательно спросит и накажет за это!..

 

Кроме того, что смертная казнь за зину не согласуется ни с предписаниями Аллаха по данному вопросу, ни с современным законодательством, она, – что называется, «с порога», – отвергает все возможности нравственно-воспитательного воздействия на человека. Это тем более неприемлемо, что мир сегодня всё более настойчиво движется в направлении к демократии, сама которая невозможно без свободы и гуманизма. «Вешание» за зину противоречит всем эти принципам современного глобального общежития и не может быть принято ни по каким основаниям и соображениям… А тем, кто, несмотря ни на что, всё же настаивает на этом, имело бы смысл указать на случаи того, за что сегодня «вешают». Разве можно поставить зину в один ряд с этими преступлениями?.. Уже по одному этому она автоматически выпадает из списка преступлений, «за которые казнят»…

 

Как уже отмечено, в борьбе с пороком и преступным есть не только «уничтожительное» средство, но и воспитательное. Социальное или функциональное в широком смысле слова. Понятно, что оно может быть разным. Потому в каждом конкретном случае из его арсенала можно выбрать самое подходящее. Главное же заключается в их отношении. «Уничтожительное» средство является крайним и предельным. Оно вводится в действие после того, как использованы все первичные средства, собранные в категорию «социтально-воспитательных средств»… Легче, конечно, «рубить с плеча». Вопитывать и исправить значительно сложнее. Но у общества нет другого пути… Как отмечено, жизнь принадлежит Аллаху. Он и дает ее, и забирает обратно. А если он наказывает убиением, то это принадлежит ему. А если отказывается от него, это опять же принадлежит ему. А если из того, что принадлежит ему, он рекомендует нам, значит нам дается предписание действовать так, как велит Аллах… С Корана он предложил отказаться от убиения за зину. Предложил перейти на палку… Что будем делать? Попрежнему убивать? На каком основании?.. А Аллах не позволяет убивать без основания…

 

Итак, наказание не должно быть несмертельным и некалечащим. Только тогда представится возможность вернуть человека в строй после порока (преступления) или дать ему возможность исправиться… В строй можно вернуть и калеку. Но это тоже противоречит смыслу наказания, сохраняющему человеку жизнь и пытающемуся вернуть его в разряд исправившихся людей. А то, глядишь, человек исправится, а от полученного наказания останется инвалидом. Если мы его исправляем, то зачем надо его калечить? И вообще, какой человек, когда он жизни, более полезен для себя и людей, если иметь в виду калеку (инвалида) и нормального человека?.. А раз это понятно, то должно быть понятно и отношение к человеку при наказании: наказывать так, чтобы не убивать и не калечить…

 

Осознание этого лежит в смягчении наказания «на следующем этапе истории». Коран говорит об этом так: «По отношению к вашим женщинам, занимающимся блудом (изменой, сожительством и пр.), приведите четырех свидетелей. Если они засвидетельствуют, заприте их в домах (посадите на домашний арест. – Ред.). Пусть это идет так до тех пор, пока смерть не заберет их души или Аллах не откроет им какой-то другой путь (15). Создавайте трудности провинившимся парам. Но если они раскаются и исправятся, отпустите их. Аллах принимает раскаяния, вознаграждает щедро (вознаграждение у него щедрое) (16)» (4/15-16).

 

Аяты позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

 

1. В аятах нет раджма, практикуемого у иудеев.

2. Женщина привлекается к домашнему аресту. Домашний арест, как это понятно, не идет ни в какое сравнение со ссылкой (до этого незамужним полагалось сто палок и ссылка на год).

3. Не делается различия между замужней и незамужней.

4. В аяте говорится еще так, подчеркнем: «Пусть это идет так до тех пор, пока смерть не заберет их души или Аллах не откроет им какой-то другой путь». Аллах открыл этот путь в том же Коране (см. 24/2) (об этом – ниже)…

5. Повторим: «Создавайте трудности провинившимся парам. Но если они раскаются и исправятся, отпустите их. Аллах принимает раскаяния, вознаграждает щедро (вознаграждение у него щедрое)».

5.1. Здесь высказывается два положения одновременно: (1) создавать трудности, (2) прекратить наказание и отпустить (при раскаянии и исправлении). Первое из них усиливает начальное или основное наказание, переводя его продолжение в социальную и нравственную плоскость. Второе – отменяет и завершает вообще. Такой контраст! Усиление и обнуление!.. Так Аллах стимулирует отказ от греха и порока. А еще и вознаграждает! И делает это щедро. «Аллах принимает раскаяния, вознаграждает щедро (вознаграждение у него щедрое)». Этот момент можно считать уже третьим (3) по отношению к двум названным. Его особенность – в указании на всепростительность Аллаха. Эту всепростительность следует квалифицировать как важнейшую черту Аллаха и проявление одного из самых общих и глубоких коранических принципов…

 

Всепростительность Аллаха это – особая тема. Но в данном случае можно провести параллель с аятом, в котором прощаются пленные. Они только воевали со сторонниками Аллаха. Но проиграли. Теперь они в руках победителей. И тут Аллах рекомендует им, победителям, отпустить их. Отпустить, если они раскаются и попросят прощения. Отпустить за плату или просто так… Аллах говорит так: «Когда вы встречаетесь (на войне) с отрицающими, бейте их по шее (рубите им головы). Наконец, когда вы их победите, завяжите узел покрепче (возьмите их в плен). Когда закончится война, отпустите их безвозмездно или за выкуп» (47/4)… Только что Аллах говорил о том, что их надо убивать. А теперь прощает… Но то было тогда, когда они воевали с его сторонниками. А теперь они плененные воины. А потому даже не воины. А просто поверженные и поникшие люди. Что делать с ними? Что делать, как не простить!.. И Аллах прощает. Но опять же на условиях раскаяния, прошения прощения и возвращения на путь Аллаха, принятия его веры…

 

Аяты говорят об этом так: «Воюйте на пути Аллаха с теми, кто начинает с вами войну. Не нападайте (не воюйте) по-несправедливости (без права), Аллах не любит тех, кто нападает по-несправедливости. Убивайте их там, где вы их застигнете… Если они прекращают воевать, Аллах простит, вознаградит. Воюйте с ними, чтобы заблуждение сошло на нет, чтобы вера стала верой Аллаха. Если они прекращают войну, то, кроме залимов, больше ни с кем уже не враждуют» (2/190-193). «Как выйдут запретные (четыре) месяца, убивайте этих мушриков там, где вы их застанете. Хватайте их, откужайте, утраивайте им засады. Но если они раскаяются, станут совершать намаз, отдавать закят – отпустите их.Аллах очень простительный, щедро вознаграждающий» (9/5).

 

В этих аятах привлекает внимание тот факт, что граница между убиением и дарованием жизни лежит «на волоске» между признанием Аллаха и войной против него (в виде войны с его сторонниками). А если не воевать с Аллахом, а покориться ему, то он и прощает, и вознаграждает. Парадокс заключается в том, что воевать с Аллахом у человек нет сил (!). Но и это еще не всё. Война с Аллахом бессмысленна еще и потому, что – для человека – она есть война с самим собой. Ибо от Аллаха в направлении человека исходит всё только доброе и благожелательное. То, в чем он нуждается по своей природе или природе вещей. А еще Аллах удерживат его от того, что является деструктивным и разрушительным для него. На это направлены запретные и обязательные предписания Аллаха. Какой смысл после этого воевать с Ним?..

 

В этой связи можно подчеркнуть, что призыв к тому, чтобы убивать человека, – не является самоцелью для Аллаха. Она инициируется самим человеком, который вступает на путь непризнания Аллаха и объявляет войну его учению и сторонникам. А если этого нет, если человек принимает условия Аллаха и подчиняется им, – тем более, что они, как отмечено, всецело «за него», – то остается одна лишь милость и простительность Аллаха. А еще и дополняемая его вознаграждением. Что может быть лучше этого?! Потому человек, который «за себя», всегда и за Аллаха…

 

По этой причине Аллах и говорит так: «Служители Рахмана (Милостивого) не призывают другого бога наряду с ним, не убивают без права (причины) душу, признанную Аллахом неприкосновенной, не совершают зины. В Судный день их наказание умножится и униженными они останутся навсегда в наказании. Другое дело, если они раскаются, уверуют и станут совершать добрые дела. Аллах заменит их худое на доброе (добрым). Аллах простит, вознаграждение у него щедрое. Кто раскается и станет совершать дорбрые дела, тот вернется от Аллаха с одобрением (принятием) его раскаяния» (25/68-71)…

 

Как видим, условия прощения у Аллаха одни и те же, будь это зина или другое отступление от его веры…

 

6. А есть еще одно условие. Его можно сформулировать как условие доказательства вины при зине. Аллах требует доказать вину (блуд, зину). Голословное обвинение не принимается… Требование доказательства есть момент в пользу женщины. Ибо бездоказательное ее обвинение ложится затем пятном на нее…  Этот момент проходит в самом начале аята (4/15). Аллах требует приведения четырех свидетелей. Это – постулат Аллаха. Потому никто против него ничего не может сказать. Остается принять к сведению и исполнять… Согласимся, это не так просто – привести четырех свидетелей при ложном обвинении. Так Аллах защитил женщину от голословных обвинений…

 

Эта защита усиливается еще и наказанием за ложное свидетельство (обвинение). За ним опять же стоит Аллах. Это значит, что ложное свидетельство может остаться незамеченным для людей. Но от Аллаха его не скрыть. Потому за него рано или поздно придется отвечать. Так что человеку надо «семь раз подумать», прежде чем согласиться на ложное свидетельство… Аллах говорит так: «Дайте восемьдесят палок [7] тому, кто, обвиняя нравственных (порядочных) женщин (в зине), затем не может привести четырех свидетелей. И после этого не принимайте ни в каких случаях (никоим образом) их свидетельства. Они – сошедшие с пути люди (4). Но те, кто после этого раскаются и поумнеют, стоят за пределами этого. Ибо Аллах очень простительный, очень сострадательный (5)» (24/4-5). Строг Аллах и в случае, когда человек обвиняет свою жену в измене, а в качестве свидетеля ссылается на самого себя (см. 24/6-9)…

 

*     *    *

 

Следующий шаг или облегчение в вопросе зины делается аятом: «Совершающей зину женщине и совершающему зину мужчине дайте сто ударов палкой. Если вы верите в Аллаха и в этот последний день, не смягчайтесь при приведении в исполнение наказания Аллаха. И пусть группа уверовавших видит это наказание своими глазами» (24/2).

 

В аяте постулируется следующее:

 

1. За зину (блуд, измену, сожительство и т. д.) назначается мера наказания в сто палом (сто ударов палкой).

2. Эта мера является всеобщей и универсальной. Она одинакова для мужчин и женщин, семейных и несемейных. Это облегчает установление наказания и унифицирует ее практику.

3. Если соотнести это наказание с тем, которое постулировалось ранее (см. 4/15-16), то налицо откровенное смягчение и упрощение наказания.

4. Но в данном случае Аллах говорит еще и о том, чтобы «не смягчаться» при приведении в исполнение его наказания. Это можно понять только в контексте приведенных выше соображений о таком характере наказания, которое не убивает и не калечит. В этих пределах и на этих условиях и следует «не смягчаться» (в хадисе, который приводится по теме ниже, подчеркивается, как кажется, и эта особенность).

5. Аллах настаивает на публичности наказания. То есть наказывать следует прилюдно. На виду у людей. Чтобы они видели это своими глазами. Видели и делали выводы для себя. Чтобы не повторяли… Так наказание у Аллаха обретает воспитательную функцию…

 

Хадис по теме:

 

Мужчина признался в совершении зины. Посланник Аллаха попросил палку. Принесли сломанную палку. «Чтобы была лучше (принесите лучшую)», – сказал Посланник. Принесли новую, но с ветками. «Чтобы была легче этой», – сказал Посланник. Принесли ровную, мягкую палку. Посланник Аллаха скомандовал и последовало наказание. Потом сказал так:

«О, люди! Настало время избегать границ, установленных Аллахом. Кто совершит нечто из этого худого (порочного, грязного), пусть покроется покрытием Аллаха (раскается. – А.Б.). Ибо кто покажет нам свое лицо, (по отношению к нему. – Ред.) мы станем практиковать Книгу Аллаха» [8].

 

В данном случае важно отметить и то, что наказание в точности соответствует условиям аята 24/2. Каждый может сам проследить за этим по пунктам…

 

Продолж. следует

 


[1]Эта тема исследуется у А. Байиндира, в его книге «Ложные истины» (37), помещенной на сайте.

[2] Зина имеет и другие значени: блуд, сожительство, порочная безнравственность и др.

[3] Об этом наказании в Торе (Ветхом Завете) говорится в разделе «Левит», в части 20-й, пунктах: 10-13, 17, 19-26. Тема рассматривается также в книге А. Байиндира «Ложные истины» (см.).

[4] Об этом говорится в Евангелии от Иоанна, 8/3-11 (Женщина, уличенная в нарушении супружеской верности). Тема рассматривается также в книге А. Байиндира «Ложные истины» (см.).

[5] Юсуф Бесалель. Энциклопедия иудейства. В 3-х тт. – Ниуф (зина). Т. 2, с. 447. Стамбул, Гёзлем, 2001 (на турецк.).

[6] Как недавно отмечалось в СМИ, смертная казнь, возможно, будет введена и РФ.

[7] Восемьдесят палок – это на 20% меньше нормы. То есть и в данном случае Аллах назначает наказание по отношению к норме. А нормой являются сто палок. Так Аллах еще раз говорит о том, что является у него нормой в наказании в данном вопросе, то есть при зине.

Напомним, замужние рабыни (при зине) получают половину этой нормы (50 палок), а женам Посланника (сас) предписываются две нормы (200 палок).

[8] Муватта. Худуд, 2/12.

Приводится по книге А. Байиндира «Ложные истины» (книга помещена на сайте) (см. 37.4.4) в нашей редакции.

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.