Кораника

110-ая сура Наср

Примечание! Прежде чем вы начнете читать этот перевод, ознакомьтесь с информацией на приведенном линке: https://www.fatva.net/уважаемые-читатели-важная-информаци/. Благодарим вас за внимание!

110. Сура Наср

Мединская сура, состоит из 3-ёх аятов. Название суры происходит от слова «наср», которое проходит в первом аяте и означает помощь и победа.

Во имя Аллаха, бесконечно добродетельного, щедро воздающего! [1]

 «(О, Мухаммед!) Когда придет помощь Аллаха и свершится завоевание (Мекки)И тогда ты увидишь как люди группами будут входить в религию (веру) Аллаха. Так восславь же хвалой Господа своего (который делает все прекрасным образом) и проси у Него прощения. Воистину, Он принимающий покаяния!» (Наср 110/1-3).

 «بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ» 

  1. «إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ» (О, Мухаммед!) Когда придет помощь Аллаха и свершится завоевание (Мекки) [2].
  2. «وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا» И тогда ты увидишь как люди группами будут входить в религию (веру) Аллаха.
  3. «فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ ۚ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا» Так восславь же хвалой Господа своего (который делает все прекрасным образом) и проси у Него прощения. Воистину, Он принимающий покаяния!

[1] Самый распространенный и традиционный перевод этого предложения на русский: «Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!». Но правильнее и точнее будет, если перевести это предложение в следующей форме: «Во имя Аллаха, бесконечно добродетельного, щедро воздающего!».

[2] Дело в том, что если читать эту суру не разрывая связь с надлежащими аятами, тогда каждому будет ясно, что никто не застрахован от греха. А раз это так, то он должен быть готов к раскаянию после нарушений предписания. И опыт Посланника Мухаммеда (ас) в этом случае должен быть примером для нас. И кто бы какой грех (отступление) ни совершил, он должен знать, что пока он не раскается, не разрешит задачу происхождения своего греха и не исправится, – до тех пор он не будет раскаявшимся.

Описывая характер Посланника Мухаммеда (ас), Коран говорит о нем, как об очень уважительной и почитаемой личности (см.: Калем 68/4). За эти и другие его качества Аллах выбрал его своим Посланником к людям (мекканскому обществу) (см.: Джума 62/2). Слова, которые Посланник доносил до людей, – все они были словами самого Аллаха (см.: Наджм 53/1-10)…

И начиналось всё это в Мекке… Аллах в Коране сообщает, что обозначил местоположение Мекки как Уммуль-кура (см.: Анам 6/92, Шура 42/7), то есть как Мать поселений или Мать городов. В связи с этим Мекку можно назвать ещё и как центром земли. Естественно, в этом есть большой смысл для думающих людей. Эти и подобные сообщения людям может донести только Посланник Аллаха. Так мекканцы, наконец, поняли истинную роль и назначение Мухаммеда в обществе (см.: Ясин 36/7), но всё равно остались враждебными по отношению к нему, поскольку теперь боялись потерять свою значимость и значимость своего слова рядом со Словом Аллаха (см.: Касас 28/57), потому даже собирались убить Посланника. А по поводу того, что мекканские мушрики стали оказывать сильное давление на Посланника и его сподвижников, был ниспослан следующий аят:

«(О Мухаммед!) Они хотят изгнать тебя, чтобы ты покинул эту землю (родной город). Если они заставят тебя покинуть, тогда после тебя они там тоже долго не останутся. Это закон, по которому Мы поступали с Нашими посланниками, отправленными до тебя. В наших законах ты не найдешь изменений» (Исра 17/76-77).

Как видим, в аяте проходит выражение суннат (суннатуллах). А это есть закон Аллаха, который действует в обществе, в том числе, естественно, и в том, в котором проходит и деятельность Его посланника (Мухаммеда), направляемая Его же волей. А законы Аллаха действуют с совершенной неукоснительностью. К примеру, закон Аллаха был реализован и в отношении мекканских мушриков, которые изгнали Посланника с его родной земли. Так, Аллах указывает даже время, когда будет завоевана Мекка, которая перейдет под управление мусульман. Говорит так:

«Алиф. Лям. Мим. Повержены римляне! В самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат победу, в течении нескольких лет (от трех до девяти). Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. И в тот день верующие возрадуются. Это – помощь Аллаха! Он помогает тому, кто делает правильный выбор. Он – Могущественный, Милосердный. Таково обещание Аллаха! Аллах не нарушает Своего обещания, даже если большинство людей не знают этого» (Рум 30/1-6).

А теперь приведем аят, который указывает на то, что мекканские мушрики прекрасно понимали, что совершают ошибку, изгоняя Посланника Мухаммеда с его родной земли. Аллах говорит:

«Многие из них действительно поняли, что это (Коран) – Слово Аллаха, но они никак не хотят в это поверить. Воистину, как-будто Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и они не могут опустить головы. Как-будто Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и окружили их, и они не видят. И не имеет значения, предупреждал ты их или не предупреждал, – они (все равно) не хотят верить. (О, Мухаммед!) Ты можешь предупреждать только того, кто последовал за Зикром (Кораном) и боится Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй же такого вестью о прощении и щедрой награде» (Ясин 36/7-11).

Далее в аяте, который был ниспослан в Медине, Аллах указывает на непристойное отношение мекканских мушриков к личности самого Посланника. Говорит так:

«Эти (мекканские) кяфиры (отвергающие аяты) планировали остановить тебя, убить или изгнать тебя. Они планировали и Аллах планировал. Ведь Аллах – наилучший из планирующих!» (Анфаль 8/30).

Такое отношение мекканских мушриков к мусульманам заставило Посланника и его последователей совершить переселение (хиджрат) в Медину.

Итак, после долгих лет ожидания мусульманами, наконец, пришла весть о начавшемся сражении между персами и римлянами. В это время большой караван, под предводительством Абу Суфьяна, направлялся из Сирии в Мекку. А как известно, в суре Курайш, описывается то, что мекканцы два раза в году организовывали торговые караваны, зимой – в Йемен и Эфиопию, а летом – в Палистину, Сирию, Египет и Ирак (хиджаз)…

Поэтому, мусульмане решили для себя так, что этот караван для них является милостью Аллаха и, пользуясь ситуацией, решили завладеть караваном. Поэтому они направились к колодцам в местности Бадр, где должен был пройти и остановиться караван. Но приблизившись к колодцам Бадра, мусульмане увидели мекканское войско. Аллах сообщает об этом так:

«(В тот день) вы находились на ближней стороне долины (Бадр), а они – на дальней стороне, а караван был ниже вас. Если бы вы условились, то так бы не совпало во времени и месте. Однако все произошло так, как обещал Аллах, чтобы довести дело до конца, которое уже было решено. Это для того, чтобы тот, кто умрет, умер при виде открытых доказательств, а тот, кто выживет, жил при виде открытых доказательств. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Анфаль 8/42).

Местность Бадр находилась в 160-ти километрах на юго-западе от Медины и в 30-ти километрах от берега Красного моря. Эта местность была маленьким поселком, который располагался на пересечении путей из Мекки и Медины, когда караваны следовали из Сирии. Поэтому, чтобы караван не подвергся нападению, Абу Суфьян повернул его подальше от перевала Бадр и повел его по побережью Красного моря. Этот путь торговцами, использовался крайне редко. Потому караван и оказался вблизи мусульман.

А два войска встретились на одной местности при Бадре потому, что одно войско вышло встречать караван Абу Суфьяна, чтобы защитить его (от возможного нападения на него в пути), а другое, – чтобы захватить его. Но Аллах предусматривал для мусульман не захват торгового каравана, а их сражение с мушриками (идолопоклонниками). Об этом своем решении Он объявил ранее:

«О, Посланник! Призывай верующих к сражению. (Знайте, что) если среди вас будут двадцать терпеливых (воинов), то они одолеют две сотни. А если же среди вас будет сотня (терпеливых), тогда они одолеют тысячу кяфиров (отвергающих аяты). Потому, что они – люди не разумеющие» (Анфаль 8/65).

Но дело в том, что некоторая часть мусульман, – не то, чтобы сражаться, – они даже на караван боялись напасть. Об этом говорится в следующих аятах:

«Таким образом твой Господь решил вывести тебя из дома (на войну с мушриками) ради истины (ради победы истины над ложью), хотя некоторые из верующих не хотели этого. Они препирались с тобой относительно этой истины после того, как она стала очевидна, словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим. Ведь Аллах дал вам слово, что вы встретите один из двух групп (мекканских мушриков или караван). Но вы пожелали, чтобы вам досталась невооруженная группа (караван). Но Аллах желает подтвердить истину (о завоевании Мекки) своими словами и искоренить кяфиров (отвергающих аяты). Это для того, чтобы восторжествовала истина и сгинула ложь, даже если это будет ненавистно грешникам» (Анфаль 8/5-8).

И когда мусульмане услышали слова Аллаха о том, чтобы им сражаться с войском идолопоклонников, то это вызвало в сердцах у многих из них страх, на что Аллах решил облегчить им задачу и успокоить их, ниспослав следующий аят:

«Теперь Аллах облегчил ваше бремя (ношу), ибо Ему стало известно, что вы ослабели (вами овладел страх). (Потому), если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни, но если среди вас будет тысяча (терпеливых), тогда, с позволения Аллаха, они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Анфаль 8/66).

Конечно же, Аллах облегчил задачу мусульманам, но численность мекканских мушриков все же превышала численность мусульман вдвое, поэтому Аллах, в сновидении своему Посланнику, показал ему численность идолопоклонников меньше. Об этом говорится так:

«Вот Аллах показал их (идолопоклонников) тебе во сне малочисленными. Если бы Он показал тебе их многочисленными, то вы бы пали духом и стали бы препираться при принятии решения. Однако Аллах уберег вас, ибо Он знает о том, что в груди (у вас)» (Анфаль 8/43).

Как видим, Аллах показал мусульманам войско мекканцев, а мекканцам – войско мусульман в меньшем количестве, чтобы данное слово, то есть завоевание Мекки, произошло через победу над мушриками в сражении при Бадре. В аяте об этом говорится так:

«Вот Аллах, когда вы встретились, показал их вашим глазам малочисленными и вас показал их глазам малочисленными, чтобы довести до конца дело, которое должно было свершиться. Воистину, дела возвращаются к Аллаху» (Анфаль 8/44).

А в следующем аяте Аллах говорит так:

«При сражении Бадр знамением для вас стали две армии. Одна армия сражалась на пути Аллаха, а другая была из кяфиров (отвергающих аяты). (Верующие) своими глазами видели, что кяфиры вдвое превышают их числом… Аллах оказывает поддержку тому, кто делает правильный выбор. Воистину, в этом есть назидание для предвидящих!» (Али-Имран 3/13).  

Причиной тому, что Аллах показал мусульманам войско мекканцев в два раза больше их самих, состоит в том, чтобы испытать мусульман на прочность и стойкость в сражении с войском мушриков, которое превышало их по количеству. Кроме этого, Аллах также оказал верующим мусульманам большую поддержку, укрепив их ряды воинами из тысячи ангелов, невидимыми для них, но видимых для врага, что вызвало у мекканских мушриков большой шок. А также Аллах пролил на мусульман освежающий (приятный) дождь. В аяте говорится так:

«Вот вы просили у своего Господа помощи! И Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом». Аллах сделал это доброй вестью для вас, чтобы успокоились ваши сердца. Победа (помощь) – только от самого Аллаха! Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый. Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и пролил на вас с неба дождь (воду), чтобы очистить им вас и удалить c вас скверну шайтана, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы. Вот твой Господь повелел ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые отвергают наши аяты. Рубите им головы и рубите им все пальцы». Это – потому, что они встали против Аллаха и Его Посланника. (Знайте), кто будет против Аллаха и Его Посланника, к тому Аллах суров в наказании» (Анфаль 8/9-13).

Но даже и после этой поддержки в сердцах у верующих страх не прошел полностью, поэтому Аллах укрепил их войско еще тремя тысячами ангелов. Аллах говорит так:

«Ведь Аллах оказал вам поддержку при Бадре, когда вы отчаялись. Тогда бойтесь (не врага, а) Аллаха! Быть может, вы будете благодарны. Вот ты сказал верующим (в день сражения): «Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов? Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов. Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и чтобы ваши сердца успокоились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого АллахаЭто для того, чтобы отсечь от неверующих одну часть или разгромить их так, чтобы они вернулись разочарованными» (Али-Имран 3/123-127).

С учетом этой помощи, оказанной Аллахом мусульманам, они и встретились на поле боя с войском мекканских мушриков, предводителем которых был Абу Джахиль. В тот день мусульмане разгромили мекканское войско, убив при этом самого Абу Джахиля и еще семьдесят человек. В рядах мусульман тоже были потери, они составили четырнадцать человек. Но мусульмане не проявили должного терпения во время сражения и, не повинуясь приказу сражаться до конца, стали расходиться и разбрелись кто-куда. Аллах говорит так:

«О те, которые уверовали и надеются! Когда вы встретитесь с отвергающими наши знамения (кяфирами) на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной (не покидайте поле боя). Те, которые в тот день повернутся спиной (покинут поле боя), кроме тех, кто вернулся для боя или присоединился к другому отряду (для продолжения боя), навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет ад. Как же скверно это место прибытия!» (Анфаль 8/15-16).

«(О, Мухаммед!) Когда ты встретишься с ними в битве, то громи их (ряды) так, чтобы разбежались и те, кто позади них. Быть может, они помянут назидание» (Анфаль 8/57).

Одна часть мусульман, самовольно покидающих поле боя, стала захватывать трофеи, а другая стала брать мушриков в плен. В связи с этой ситуацией Аллах ниспослал очень убедительный и предупреждающий аят, который указал на большую ошибку Посланника и мусульман. В нем говорилось так:

«Ни одному посланнику не подобает брать пленных, пока он не одержит победу на земле (пока идет сражение). Вы желаете блага этого мира, а Аллах желает (блага) последней обители. Аллах – Могущественный, Мудрый!» (Анфаль 8/67).

Чтобы до конца понять роль Посланника в этом процессе (в акте бегства мусульман с поля боя) вспомним аят, в котором говорится, что Аллах не нагрузит на человека сверх его способностей и возможностей (см.: Бакара 2/286). А это указывает на то, что преследование поверженного противника было по силам мусульманам, а еще Посланник нарушил  правило Аллаха о захвате пленных, о котором говорится в аяте, ниспосланном до сражения (это можно понять по содержанию аята). А говорится так:

«Когда вы встретитесь с неверующими на поле боя, то рубите им шеи. Когда же вы ослабите их (завершите сражение), то крепите оковы (берите их в плен). А потом либо помилуйте их, либо отпустите за выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя (не завершится сражение). Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас другими. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха» (Мухаммед 47/4).

Итак, мы привели оценку действий мусульманского войска во главе с Посланником по аятам Корана, связанным с темой. И все они указывают на то, что  мусульмане совершили большую ошибку. То есть они совершили действия, которые противоречили этим аятам, следовательно, совершили грех. И от наказания их спасло только то, что Аллах раннее пообещал им в аятах суры Рум 30/1-6. И мусульмане победили в этом сражении.

То есть несмотря на то, что Аллах при сражении Бадр оказал мусульманам помощь, Посланник все же вынес ошибочное решение, захватив пленных в незавершенном сражении. По закону Аллаха, повторим, никто не имеет права захватывать пленных в ходе сражения. И оттого, что никто из сподвижников даже не предупредил Посланника об этом неверном решении, Аллах обратился ко всем с этим предупреждением. В аятах об этом говорится так:

«Если бы не было предварительного предписания (слова) от Аллаха, то вас постигло бы великое мучение (наказание) за то, что вы взяли (пленных во время сражения). А теперь пользуйтесь дозволенными и чистыми трофеями, данными вам, и бойтесь Аллаха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Анфаль 8/68-69).

Потом были сражения при Ухуде и Хандак (война при рвах), после которых Посланник заключил договор с мекканцами о перемирии, который был назван договором «Худайбия». И были ниспосланы следующие аяты:

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу (завоевание Мекки)! Этим Аллах простил тебе грехи, которые были ранее и которые были потом. И Он довел до конца Свою милость к тебе и направил тебя на прямой путь» (Фатх 48/1-2).

Постараемся понять эти аяты. Ранний грех Посланника – это то, что он не стал преследовать врагов при сражении Бадр (см.: Анфаль 8/15-16). А грех, который был совершен потом – это то, что Посланник взял в плен до того, пока не завершилось сражение (Анфаль 8/67-68, Мухаммед 47/4). Вот из-за этих действий во время сражения Бадр и не была завовевана Мекка, то есть не уничтожено все войско идолопоклонников. И чтобы Аллах простил Посланнику его эти грехи, он должен был завоевать Мекку. Потому раскаяние в суре Наср направлено на те события, которые произошли раньше сражения и во время самого сражения.

Итак, предписания Аллаха, которые ниспосылаются Им человеку, только на вид кажутся простыми, на деле они являются достаточно трудными в реализации для него. Ибо они накладывают ограничения на всю сферу его действий, начиная от физической (или сферы плоти) и продолжаясь отсюда далее на всю его социально-нравственную сферу. Аллах, естественно, знает это и готов простить человека, если он сам понимает осудительный характер своих поступков и готов оставить их и исправиться в направлении, указанным ему Аллахом.

В рассматриваемых эпизодах конфликт между Аллахом и человеком складывается на такой естественной для него основе, как его стремление к обретательству и умножению своего богатства (состояния). И Аллах никак не против этого, Он совсем о другом. О том, что человеку надо сначала решать задачи, возложенные на него условиями Его предписания, а затем уже думать обо всём остальном. А еще идет война… И уверовавшие мусульмане покидают поле битвы, – неловко даже сказать! – чтобы заняться своими «личными делами»… Аллах предлагает им воевать за Свою веру, чтобы утвердить ее на земле, а они меняют эту задачу на задачу решения вопроса о своих материальных интересах… Разве Аллах допустит это?!

Но простительный или даже многопростительный Аллах, зная человека,  поставил перед уверовавшими в Него заведомо такие условия, что они оказались в простительных рамках. И  простил их. Но это Его решение было поддержано действиями раскаявшихся мусульман. Они мобилизовались в направлении предписаний Аллаха и, с Его усилиями завоевали, наконец, долгожданную Мекку.

А что касается самого раскаяния перед Аллахом за совершенные отступления от Его предписаний, то оно, как отмечено, должно быть совершенно  искренним. То есть, Аллаху нельзя сказать неправду, ибо Он знает, что на душе, и обязательно реализует это по всей чистоте замысла.

Повторим еще раз идею этого аята, тавба должна быть искренним раскаянием и покаянием Аллаху за совершенное отступление от предписания! Потому сура, указывает на то, что Посланник должен совершить покаяние за совершенное отступление. Поэтому, мы должны помнить, что тавба не является полноценной, если полностью не раскаяться в совершенном и не отречься от греховного навсегда.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.