Кораника
38. Метод разъяснения Корана (продолж. 3)

38. Метод разъяснения Корана (продолж. 3)

38.5. Коран и фытрат

 
Под фытратом понимается, повторим, объективная необходимость и закономерность (логос). Отступления от нее ведут к нарушениям как в сфере природных, так и социальных процессов. А порой являются и просто разрушительными для них [1].
Всевышний Аллах говорит так:
«Содеянное руками людей (человека) привело к нарушениям на суше и море [2]. Это стало возможным в силу того, что Аллах дал им вкусить от части содеянного ими. Может (одумаются и) отвратятся» (30/41).
Нарушение фытрата (объективной закономерности) вызывает вначале у человека неприятие, но, со временем, переходит в привычку. «Привычное», сопровождаясь постоянной внутренней самооценкой, вызывает у человека беспокойство, которое явно и неявно прорывается наружу. И это неспособно скрыть даже внешнее благополучие…
Фытрат познается из аятов Аллаха [3]. Но сами они даны не только в его Книге, они существуют везде. Всевышний Аллах говорит так:
 «Для людей со здравым (истинным) знанием есть аяты на земле. Есть они и в вас самих. Вы не видите их? (Не разумеете ли вы это?)» (51/20-21).
«Мы покажем им наши аяты и в их окружении (окружающем их мире), и внутри их самих, в итоге они убедятся в его (Корана) истинности» (41/53) [4].
Каждый, кто возьмет в руки Коран и станет читать его, вникая в содержание, очень скоро поймет, что Коран и в самом деле повествует о том, что есть во внешнем мире и в мире у него самого, его внутреннем мире. Это, собственно, и отливается в коранический тезис о существовании его аятов как во внешнем мире, так и во внутреннем мире человека. «Эта правда» превращает Коран в доверительный источник знания. Это, в свою очередь, создает благоприятную атмосферу для формирования чувства внутренней удовлетворенности у человека.
Знанием надо не только обладать, но им надо еще и уметь пользоваться. В отношении Корана (коранического знания) это тоже так. Потому и посланники постоянно призывали к этому. К примеру, Ибрагим-алейхиселам призывал к уму-разуму тех, которые поклонялись идолам [5]. Он хотел сказать так: «Почему вы не пользуетесь знанием из фытрата, которым владеете? Если вы соотнесете его с моими словами, то убедитесь в ложности ваших действий»… Призывать к уму в данном случае – это привести в действие (реализовать) то знание, которое дано Аллахом по вопросу о мироустройстве и едином Боге…
Коран характеризуется еще и как Зикр. Зикр есть  также общее имя (название) священных книг [6]. Размещение в сознании знания из внешних и внутренних аятов (источников) и поддержание его в готовом к использованию виде тоже есть зикр. Зикром называется также приведение его на сердце и на язык и удержание в памяти [7]… Все эти определения зикра, в итоге, фокусируются на Коране, превращая его, как отмечено, в доверительный источник знания и фактор удовлетворения и успокоения души. Всевышний Аллах говорит так:
«Xорошо знайте, что души успокаиваются только с зикром (поминанием) Аллаха» (13/28).
Аллах еще раз подчеркивает принадлежность Зикра (Книги) ему, с вытекающими отсюда, что называется, последствиями:
«Этот Зикр ниспослали мы. И чтобы ни сталось, охранять его опять же будем мы» (15/9)...
 
В обобщение подчеркнем, что Коран является сообщенной нам Аллахом (Богом) формой фытрата. Он говорит так (повторим):  
«Ты поверни лицо свое прямо на эту религию (веру), фытрат Аллаха. Он создал людей по нему. Нет ни одной вещи, которая могла бы занять место творения Аллаха. Это и есть здравая (истинная) религия. Но многие люди не знают этого» (30/30).
Фытрат (объективная закономерность) познается наукой. Никакое другое средство мышления для этого уже не подходит. Это говорит о том, что и в познании Корана единственным средством является метод науки.
В естествознании и технических науках познание опирается на четкую методологию. Потому скрыть истину в этой сфере или обойти ее очень трудно и даже невозможно. В социальном познании это сделать «пока» «относительно легче». Но и в этом случае отход от истины рано или поздно дает знать о себе. Тогда приходится возвращаться на ее почву и нести потери за заблуждения, сознательные или неосознанные…
К сожалению, выход за истину возможен и по отношению к Слову Аллаха, Корану. Когда это делается сознательно, люди несут за это ответственность перед самим Аллахом.
Указание на Коран как на фытрат является основой всей коранической методологии, равно как и методологии ее познания. Уже одно это говорит само за себя, отделяя Коран и его изучение от всех форм необъективного (ненаучного) познания. Они лишаются всякой почвы и к нему уже не имеют никакого отношения. Так, одним указанием на Коран как на фытрат, проводится различие между Кораном, принадлежащим сфере объективного познания и всем остальным сферам. Всех, кто старается понять Коран на его собственной основе, то есть как нечто объективное, интересует только первое. Все другие направления интересует уже то, что остается за этими пределами…
Понимание Корана как фытрата является окончательным, так сказать, суждением или заключением о нем объективного познания. Это распространяется и на хадисы. И первый шаг здесь начинается с признания Корана за первичное, а хадисов за вторичное. Потому оторванные от Корана и противопоставленные ему, они повисают в воздухе и делаются сами для себя источником и основанием для суждения и доказательства. То есть превращаются в самостоятельный – по отношению к Корану – источник веры. Но такое их понимание ведет к появлению у них смысла, лежащего за пределами посланничества. Его принять нельзя…
Связь хадисов с аятами (Кораном) как отношения вторичного и первичного является фундаментальным методологическим принципом всей линии веры от Аллаха в исламе. Потому никакое нарушение здесь недопустимо… Если хадисы, оторванные от аятов, ведут в сторону от Корана и веры, то хадисы, согласующиеся с аятами, ведут в сам Коран. Они лежат на линии посланничества и, со своей стороны, представляют и доказывают его. Все это в итоге ведет к еще одному приобретению. Оно позволяет доказать хадисы в их принадлежности линии посланничества и тем самым отделить ложные из них от истинных… А все начинается с Корана и понимания его как фытрата (логоса и объективной закономерности). Понимание Корана как фытрата ведет и к соответствующему пониманию хадисов, то есть пониманию их на почве и условиях объективного познания. Другого пути к этому просто нет!.. По этой же причине отход от Корана как фытрата разрушает Коран и коранический источник – хадисы. Что остается после этого в вере от Аллаха?.. А если ничего, то зачем она нужна?.. А еще есть ответственность перед Аллахом за такое – разрушительное! – отношение к его Слову… Но разрушение подменяется верой «из другого источника». Потому и фытрат подменяется произволом мнения. Это значит, что из веры уходит объективная содержательность, ее место занимает надуманное и измышленное… И наказание «двойное» – за разрушение и подмену…
Переход к методу науки в понимании и анализе веры (ислама) на почве Корана, трактуемого как фытрат, естественным образом требует критического отношения ко всем другим методам его познания, в том числе и выдаваемым за научные. Так делается возможным выявить и отсеять все, что не имеет отношение к объективному познанию, и оставить только то, что на деле относится к нему. Понятно, что этот принцип выдерживается по всей линии коранического познания, в подходе ко всем его темам и проблемам. Так познание освобождается от влияния «авторитетов» на кораническое познание и целиком переходит на почву «авторитета науки»… Со всем некораническим мы расстаемся как с ненаучным. Раз и навсегда! Без жалости и потерь!.. Потерь, собственно, и нет! Есть облегчение от снятия с Корана груза, возложенного на него произволом мнения…
Кажется, просто! Но это только кажется! Ибо в отходе от Корана «замешаны» традиция и интересы, лежащие вне Корана… Подчеркнем, что объективное познание Корана и следование ему поддерживаются только кораническими интересами и никакими другими больше. То есть интересов вне Корана они просто не имеют. Иначе это можно назвать «бескорыстным познанием Корана». Это, со своей стороны, возвращает нас к Корану как науке (форме научного мышления и познания). Ибо только наука служит своему объекту бескорыстно, вне интересов…



[1] По данному вопросу (фытрату) см. и приведенное нами выше его понимание (Ред).
[2] Речь идет, как это понятно, об экологическом нарушении среды. Остается подчеркнуть, что мы находимся пока в условиях эпохи ниспослания Корана с ее раннепатриархальным (патриархально-родовым) строем и ремесленным производством. После этого наступила промышленная революция с ее нарастающим экологическим загрязнением. Наконец, возникла атомная технология с ее военным и промышленным применением… Все эти направления и факторы роста активно действуют и в наше время, продолжая развиваться и далее… Как бы теперь все это можно было бы сформулировать в Слове Аллаха?! Возможно, начать можно было бы словами: «Содеянное руками людей (человека) привело к нарушениям на суше, море и в атмосфере» (Ред.).
[3] По этому вопросу можно обратиться к следующим аятам: 2/164, 3/190, 6/97, 99; 7/26, 58; 10/5, 6, 67, 92, 101; 12/7, 35; 13/2, 3, 4; 16/13, 65, 66, 67, 68, 69, 79; 17/12, 18/9, 19/10, 20/128, 29/24, 33, 34, 35; 30/21, 22, 23, 24, 28; 31/31, 32; 32/26, 34/15, 39/42, 52; 40/13, 45/3, 4, 5, 6, 51/22, 23, 35, 36, 37; 54/12, 13, 14, 15.
[4] Или: «Мы покажем им наши аяты и в окружающем их мире, и внутри их самих».Или: «Мы покажем им наши аяты и в окружающем их мире, и в них самих…». Или: «Мы покажем им наши аяты и в их окружении, и в них самих» (Пер.).
[5] См. 6/80.
[6] См.: 3/58, 7/63, 15/6, 9, 16/44, 21/2, 50, 105, 25/18, 36/11, 38/8, 54/25.
[7] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, ذكر.
Все это в категориях теории познания относится к «мышлению». Разумеется, с соответствующими его определениями в каждом конкретном случае. Эти случаи и есть «приведение на сердце, на язык», «удержание в памяти» и т. д. То есть опять же в каждом из этих случаев имеет место специфическая и совершенно определенная акция (процедура) мышления. Потому их опонятливание идет (в теории познания) через дальнейшее определение мышления или его дальнейшие определения (Ред.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.